Файл: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение мурманской области.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- А теперь чего не стало? (Мячей)

- Чего не хватает? (Чашки)

- Чего не достаёт? (Вилки)

- Чего не стало? (Мяча)

- Чего нет на столе? (Чашек)

После этого атрибуты меняются на кукол, блюдца и карандаши.

- Чего нет на столе? (Карандашей)

- Чего нет на столе? (Блюдца)

- А что я сейчас убрала со стола? ( Куклу)

- Сейчас чего не хватает на столе? ( Кукол)

Особое внимание обращается на окончания имён существительных.

3. Игра «Волшебный мешочек»

Цель: сформировать навыки употребления родовой принадлежности, согласования прилагательных в роде.

Оборудование: мяч, зайчик, яблоко, огурец, ведро, лягушка, ложка.

Вносится «Волшебный мешочек», из которого достаются игрушки.

1. Дети рассматривают их и отвечают на вопросы.

- Какой огурец? (Длинный, овальный, зелёный, сочный.)

- Какой мяч? (Синий, резиновый, круглый, красивый, меленький.)

- Какое яблоко? (Вкусное, сладкое, круглое, красное, большое.)

Затем все игрушки ещё раз внимательно рассматриваются детьми и складываются в мешочек.

2. Даётся определение предмета, а дети отгадывают предмет.

4. Упражнение «Что делает кукла?»

Цель: разучить употребление в речи повелительной формы глагола и изменение глагола по временам.

Оборудование: кукла.

Вносится кукла. Детям предлагается попросить куклу что-то сделать.

- Как мы скажем кукле если хотим, чтобы она попрыгала?

- Кукла попрыгай.

- А если мы хотим чтобы кукла села?

- Кукла, садись.

- А если мы её попросим попить чай с нами, то как мы будем ей говорить?

- Кукла, присядь. Попей чай.

- Как мы ей скажем, чтобы она взяла карандаш?

- Кукла, возьми карандаш.

- А что теперь сделала кукла?

- А что будет кукла делать потом?

- Пить чай, танцевать, прыгать.

Выделяются окончания и производятся игровые действия.

Дать обоснование выбора приемов руководства и организации в процессе проведения упражнений.

 В подготовку к проведению словесных упражнений на освоение морфологической стороны речи у детей 5-6 лет входят:

- отбор упражнений в соответствии с задачами: углубление и обобщение знаний и др.;

- установление соответствия отобранных упражнений программным требованиям определённой возрастной группы;

- определение наиболее удобного времени проведения упражнений (в процессе совместной деятельности, самостоятельной деятельности)

- выбор места для игровых упражнений, где
дети могут спокойно играть, не мешая другим;

-определение количества играющих(вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

- подготовка необходимого речевого материала для выбранной игры (стихи, потешки, загадки…);

- подготовка к проведению упражнений самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход упражнения, своё место при проведении, методы руководства;

- подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение упражнений включает:

- ознакомление детей с содержанием упражнения, с речевым материалом, который будет использован (стихи, загадки, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

- объяснение хода и правил проведения упражнений. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами, на чёткое выполнение правил;

- показ речевых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае упражнение не приведёт к нужному результату;

- определение роли воспитателя в упражнении, его участие в качестве партнёра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью упражнения, правил проведения. Участвуя в упражнении, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

- подведение итогов проведения упражнения. При подведении итогов воспитатель подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

Раскрыть подготовку воспитателя к проведению данного вида деятельности.

Дети старшего дошкольного возраста обладают значительным игровым опытом и достаточно развитым мышлением, поэтому они легко воспринимают чисто словесные объяснения упражнения. Лишь в отдельных случаях требуется наглядный показ. С детьми этого возраста проводятся игры со всей группой и с небольшими подгруппами. В процессе совместных упражнений у детей складываются коллективные взаимоотношения. Поэтому можно вводить в упражнения элементы соревнования.

В упражнениях отражаются более сложные по своему содержанию жизненные явления (быт и труд людей, техника). Широко используются словесные игры, требующие большого умственного напряжения.


У детей проявляется произвольное внимание, самостоятельность в решении поставленной задачи, в выполнении правил упражнения. Руководство должно быть таким, чтобы игра способствовала умственному и нравственному воспитанию и в то же время оставалась игровым упражнением.

Необходимо сохранить эмоциональное настроение детей, переживание радости от хода игрового упражнения и удовлетворение от ее результатов.

Воспитатель знакомит детей с игровым упражнением, вместе с ними участвует в нем, чтобы выяснить, насколько его правила усвоены детьми. Затем предлагает детям играть самостоятельно, при этом сначала следит за ходом игрового упражнения, выступает в качестве арбитра в конфликтных ситуациях.

   Заканчивая игровое упражнение, педагог должен вызвать у детей интерес к её продолжению, создать радостную перспективу. Обычно он говорит: «Новая игра будет ещё интереснее».
Вариант 20

Представить дидактические игры по формированию грамматического строя речи с детьми 4-5 лет.

1. Игра «Мама потерялась».

Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в родительном падеже, развитие словаря, закрепление обобщающих понятий

«Дикие животные» и «Домашние животные».

2. Игра «День рождения Мишутки».

Цель: развитие умения правильно согласовывать существительные в дательном падеже.

Для этой игры понадобятся картинки с изображением: рыбы, моркови, грибов, зерен, капусты, костей, белок, лис, зайцев, ежей, куриц, коз, собак, и медведей.

3. Игра «Кто кого обгонит?»

Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в винительном падеже.

4. Игра «Кто чем питается?»

Цель: Закрепить правильное употребление существительных в творительном падеже.

Оборудование: Картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, лису и волка; картинки с изображением моркови, капусты, меда, малины, мяса или настоящие продукты.

Дать обоснование выбора целей и задач, приемов организации представленных дидактических игр в соответствии с данным возрастом.


Основные цели – формирования грамматически правильной речи.

Задачи состоят в следующем.

1. Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам).

2. Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте.

3. Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования.

Приемы формирования грамматически правильной речи:

- создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых;

- специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок;

- формирование грамматических навыков в практике речевого общения;

- исправление грамматических ошибок.

В средней группе расширяется круг грамматических явлений, подлежащих усвоению.

Содержание обучения усложняется: продолжается обучение употреблению форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных, согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже, использованию разных форм глаголов, формирование умения правильно спрягать глаголы по лицам и числам, осознанно употреблять предлоги с пространственным значением.

Следует учить детей правильно изменять трудные для них слова.

На пятом году жизни детям предоставляется большая самостоятельность в образовании трудных грамматических форм, с которыми они встречались раньше. Однако образец остается при этом ведущим приемом обучения. Он используется в случаях нетипичного изменения слов с целью предупреждения ошибок.

Программное содержание и методика организации занятий также усложняются. В дидактических играх и играх-драматизациях дается не одна, а несколько ситуаций (Девочка пошла в лес. В лесу она встретила лису с лисятами, волчицу с волчатами, медведицу с медвежатами).

В ирге «Что изменилось?» производятся не единичные, а множественные изменения (убирают не одну игрушку, а две; меняют местоположение не одной игрушки, а нескольких).

Повышаются требования к детям: им предлагается произнести слово в правильной форме, повторяя его за воспитателем, подумать, как сказать правильно, исправить собственную или чужую ошибку.

В средней группе продолжается формирование навыков употребления существительных во множественном числе в именительном, родительном и винительном падежах, работа по закреплению представлений о родовой принадлежности существительного, об употреблении неизменяемых имен существительных.


Указать взаимосвязь формирования грамматической формы слова и предложения с другими направлениями речевого развития.

Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредствованных словом, в общении с взрослым и детьми. Источники и факторы развития языка ребенка и его грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические условия, средства и формы педагогического воздействия.

 Формирование  грамматического строя языка протекает в общем русле языкового развития.

 Формирование  грамматического строя языка  ребенка является «спонтанным» процессом; ребенок «извлекает» язык, его грамматическую систему из фактов воспринимаемой речи, в которой язык выполняет коммуникативную функцию и представление системно.

Педагогическое влияние на этот процесс саморазвития должно учитывать логику и ведущие тенденции естественного (стихийного) овладения языком.

   Формирование  разных сторон языка (фонетики, лексики, грамматики) протекает неравномерно и в определенной степени не синхронно, на различных этапах развития на передний план выдвигается та или иная сторона.

В зависимости от этого на каждом этапе жизни ребенка формирование грамматического строя языка ребенка приобретает специфические тенденции и новые взаимосвязи с развитием сторон языка.

Культура фонематического слуха занимает в этом процессе одно из ведущих мест. В соответствии с возрастающими потребностями в общении дети вынуждены «вьгчерпьтвать» из языковой среды все усложняющи еся формы. Усложнение формы общения взаимосвязано с обогащением активного словаря и грамматических средств. 

Вариант 21

Представить конспект дидактической игры для детей 2-3 лет на формирование звукопроизношения.

Форма представления конспекта дидактической игры

Названи

е игры

Дидактическ

ий материал

Программн

ое

содержание


Приёмы

внесения

игры,

постанов

ка цели

Приёмы

руководства

деятельность

ю детей


Варианты

усложнени

й правил

игры

«Пускание корабликов»

Таз с водой, бумажные кораблики

Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук ф на одном выдохе или многократно произносить звук п (п-п-п) на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха. 

Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Вызванные дети, сидя на стульчиках, дуют на кораблики, произнося звук ф или п. Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука ф. Можно дуть, просто вытягивая губы трубочкой, но, не надувая щек. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п...» - дует ребенок. (При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенному месту.) 

Следить, чтобы при произнесении звука ф дети не надували щеки; чтобы дети произносили звук п на одном выдохе 2-3 раза и не надували при этом щеки. 

Дуть на снежинки, листики, бабочек