Файл: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение мурманской области.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РАЗДЕЛ «ТЕОРИЯ»
СОДЕРЖАНИЕ

Вариант 16. Составление памятки «Методические правила речевого общения воспитателя с ребенком и с группой детей» ……………………………………66

Вариант 17 Представление оформленного речевого материала (загадки, скороговорки, чистоговорки) на определенный звук ………………………….74

Вариант 18. Составление списка из 5-6 дидактических игр на 2 недели для проведения словарной работы с целью использования в совместной деятельности в утренние и вечерние часы с детьми 5-6 лет …………………..77

Вариант 19. Представление словесных упражнений на освоение морфологической стороны речи у детей 5-6 лет ……………………………….78

Вариант 20. Представление дидактических игр по формированию грамматического строя речи с детьми 4-5 лет ………………………………….83

Вариант 21. Представление конспекта дидактической игры для детей 2-3 лет на формирование звукопроизношения ………………………………………….86

Вариант 16

Составить памятку «Методические правила речевого общения воспитателя с ребенком и с группой детей».

Памятка для личного пользования на тему: «Методические правила речевого общения воспитателя с ребенком и с группой детей».

1.Как вид общения, всякое занятие с детьми - это передача информации (знаний), формирование навыков и умений. Чтобы занятие возбуждало интерес детей, укрепляло стремление заниматься, необходимо разнообразить формы его проведения. Если же вы изо дня в день общаетесь с детьми одним и тем же способом, это быстро наскучит вашим детям, да и вам самим.

2. В общении с детьми на занятиях возникают нередко ситуации, которые, как бы специально испытывают воспитателя на сдержанность, терпение, умение владеть собой. Иногда при объяснении нового задания одному-двум детям приходится несколько раз делать замечания, и нередко воспитатель не сдерживается, он устал от непослушания, ему надоело повторять несколько раз одно и то же, и он срывается на крик и угрозы. Нужно помнить: «Крик - это самый верный признак отсутствия культуры человеческих отношений» (В.А.Сухомлинский).

3. Большое значение в общении с детьми имеет настроение. Воспитатель должен следить за своим настроением. Он обязан немедленно перестраивать своё грустное, подавленное настроение. В этом случае неплохо овладеть искусством перевоплощения, которым в совершенстве владеют актёры.


Насколько важно этому научиться, понятно каждому Настроение заразительно, оно передаётся детям, влияет на их восприятие, готовность понять, следовать указаниям педагога. Дети всегда тянутся к людям, которым свойственно повышенное весёлое настроение, и, наоборот, избегают людей хмурых, неулыбчивых, скучающих. Детей сковывает настроение грусти, подавленности взрослых.

4. Если педагог хочет сохранить уважение и любовь своих воспитанников, он не должен ни одним словом, взглядом, жестом, показывать свою расположенность или неприятие к кому-то из них. Надо относиться одинаково ко всем и к каждому в отдельности. Вместе с тем необходимо удовлетворять желание каждого ребёнка, чтобы его любили, чтобы он чувствовал, что его любят и любят несколько особенно.

5. Работая с детским коллективом, воспитатель должен знать индивидуальные особенности своих детей. Бережное отношение к личности ребёнка - это прежде всего признание его непохожести, особенностей проявления характера, воли, мышления, поступков, отличающих одного ребёнка от всех других в детском коллективе. Педагогу надо считаться с индивидуальностью каждого ребёнка, а тем более ярко выраженной индивидуальностью.

6. Важным условием оптимизации общения с ребёнком является внимательность, проникновенность и неторопливость. Ребёнок хочет нам что-то сказать, а мы, взрослые, обременённые множеством дел, обычно бросаем обратившемуся к нам: «Погоди, некогда, потом!» При этом мы забываем, что у каждого человека возникает ситуация, когда ему исключительно важно с кем-либо поговорить, когда очень хочется поделиться своими наблюдениями, открытием, мнением.

Дать обоснование выбора форм и способов речевого общения в работе воспитателя с дошкольниками.

Для обеспечения эффективного педагогического общения воспитателю нужно знать, чего ждут от общения с ним воспитанники, учитывать их потребность в общении со взрослыми, развивать его. Эффективность педагогического общения также зависит от умения воспитателя учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей: с наименьшими он чаще проявляет особую теплоту, использует

В процессе взаимодействия с детьми педагог использует:

а) прямой педагогическое воздействие, непосредственно обращен на воспитанников, касается их поведения, взаимоотношений: объяснения, указания, поощрения, наказания и т.п.;


б) косвенное педагогическое воздействие, которое осуществляется через других лиц, соответствующую организацию совместной деятельности Педагог не создает никаких препятствий, не дает указаний, но так изменяет условия, что дети лично выбирают желаемую для них форму деятельности.

Эффективным в работе с дошкольниками, особенно младшего и среднего возраста, есть косвенное влияние, для осуществления которого воспитатель использует игру, игровое общение. Благодаря этому он без нажима, направляет деятельность детей, их развитие, регулирующим отношения, разрешает конфликты. Для этого могут быть использованы сказки, стихи, поговорки, рисунки, игрушки.

Правильно организованное педагогическое общение создает благоприятные условия для развития творческой активности дошкольников В этом особым потенциалом наделено личностно-деловое общение, которое удовлетворяет потребности в сотрудничестве, сопереживании, взаимопонимании, способствует созданию атмосферы сотворчества Его эффективность повышается рациональным выбором стиля педагогического общения (широкие возможности для педагога и ребенка создает демократический стиль).

В зависимости от того, что мотивирует ребенка к общению можно выделить основные формы общения ребенка со взрослым:

- ситуативно-личностное;

- ситуативно-деловое;

- внеситуативно-познавательное;

- внеситуативно-личностное.

Внеситуативно - личностная форма общения детей со взрослыми формируется в возрасте 6 - 7 лет. Именно она является самой высшей точкой в общении ребенка со взрослым, так как мотивом общения выступает не предметный мир, но мир людей.

Внеситуативное общение становится возможным только благодаря тому, что ребенок овладевает активной речью.

Ведь речь - это единственное универсальное средство, позволяющее человеку создать устойчивые образы и представления о предметах, отсутствующих в данный момент перед глазами ребенка, и действовать с этими образами и представлениями, которых нет в данной ситуации взаимодействия. Такое общение, содержание которого выходит за пределы воспринимаемой ситуации, называется внеситуативным. Существует две формы внеситуативного общения: познавательная и личностная.

Для познавательного общения характерны:

 1) хорошее владение речью, которое позволяет разговаривать с взрослым о вещах, не находящихся в конкретной ситуации;

2) познавательные мотивы общения, любознательность детей, стремление объяснить мир, что проявляется в детских вопросах;


3) потребность в уважении взрослого, которая выражается в обидах на замечания и отрицательные оценки воспитателя

.Потребность во взаимопонимании взрослого - отличительная особенность личностной формы общения.

Для поддержания стремления быть хорошим значительно более полезным будет поощрение его правильных поступков и положительных качеств, чем осуждение недостатков ребенка.

В работе по развитию общения используются следующие способы развития общения:

- наблюдение и элементарный труд в природе;

- сценарии активизирующего общения;

- игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения;

-слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок;

-инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений;

-игры на развитие мелкой моторики рук;

-дидактические игры и упражнения;

- бытовые и игровые ситуации;

- элементарное экспериментирование.

В обычные дни организация совместной деятельности и общения происходит по другому. Чтобы дети не переутомлялись, проводится какая-то одна из форм. Дети находятся в привычной, спокойной обстановке и воспитатель может действовать по ситуации: со всей группой детей, с подгруппой или вообще индивидуально.

Успех проведения совместной деятельности и общения во многом зависит от профессиональных качеств воспитателя, от искреннего интереса к детям.

Указать, в чём заключается организация развивающей речевой среды.

В дошкольной педагогической науке под развивающей средой понимается естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

Под речевой развивающей средой понимается не только предметное окружение. Важно, чтобы она была особым образом организована для наиболее эффективного влияния на развитие разных сторон речи каждого ребенка. При этом особо следует подчеркнуть роль взрослого не только в фильтрации вредных воздействии речевой среды на маленького ребенка, который не может сделать это самостоятельно, но и в организации воздействия собственной речи на становление разных сторон речи дошкольника.


В качестве основных составляющих речевой развивающей среды дошкольного образовательного учреждения мы выделяем следующие:

-речь педагога дошкольного образовательного учреждения;

-методы и приемы руководства развитием разных сторон речи детей дошкольного возраста;

-специальное оборудование для каждой возрастной группы.

Грамотная речь педагога

Одной из самых важных составляющих речевой развивающей среды является грамотная речь педагога. Именно педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания, т.е. оказывает огромное влияние на все стороны речи.

Выделены следующие качества речи педагога дошкольного учреждения, характеризующие ее культуру:

Правильность, т.е. соответствие речи языковым нормам, является обязательным качеством любой речи, и речи педагога особенно. Слушая его, дети не должны отвлекаться от содержания, смысла речи из-за неправильного произношения слов или нестандартно построенной фразы.

Точность, т.е. соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Точная речь - это речь, в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано.

Логичность, т.е. смысловые связи компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Логичность речи предполагает в первую очередь наличие в высказывании трех смыслообразующих компонентов (начало, основная часть и конец высказывания). Не менее важное значение имеет умение говорящего правильно, грамотно, логично связывать между собой все предложения и частит высказывания. Педагогу, работающему с детьми дошкольного возраста, необходимо в совершенстве владеть различными способами внутритекстовой связи, чтобы научить этому своих подопечных.

Чистота, иначе говоря, отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Чистая речь - это речь, в которой нет чуждых литературному языку элементов. Затрудняет восприятие речи педагога и неоправданное употребление им заимствованных слов, а также диалектных, жаргонных и сленговых выражений.

Выразительность, особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительная речь обладает такими свойствами, которые вызывают и поддерживают внимание и интерес слушателей. Выразительно все, что задевает внимание, все необычное, неожиданное, то, что выделяется на привычном речевом фоне.