Файл: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение мурманской области.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Богатство, иначе говоря, умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатство речи каждого человека определяется тем, как он использует богатство языка. Можно говорить о лексическом богатстве речи в том случае, если слова, не несущие специального коммуникативного намерения, применяются как можно реже. О богатстве языка судят и по количеству слов, по их смысловой насыщенности.

Наряду с лексическим и семантическим богатством выделяется еще один аспект богатства речи - синтаксический. Для выражения одной и той же мысли говорящий может использовать то многообразие синтаксических структур, которое предоставляет грамматическая система русского языка (предложения простые и сложные, полные и неполные, сложносочиненные и сложноподчиненные, бессоюзные и т.д.). Различия в синтаксической организации речи стилистически значимы, богатство вариантов создает широкие возможности для отбора стилистически уместных конструкций.

Богатство речи напрямую связано с уровнем общей культуры, эрудицией, начитанностью.

Уместность - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Так, выразительная, богатая, правильная речь потеряет все вышеперечисленные достоинства, если будет неуместной. В уместной речи языковые средства выбираются в соответствии с целями высказывания и адекватны ситуации общения. Уместность требует от педагога гибкости речевого поведения: умеет ли определить правильность и целесообразность слов, форм и оборотов, их смысловых оттенков, заранее предусмотреть работу по их усвоению.

Методы и приемы руководства речевым развитием детей, специальное оборудование

Подбор методов и приемов, а также оборудования напрямую зависит от особенностей речевого развития детей каждой возрастной группы.

Основные направления организации речевой развивающей среды разных возрастных групп.

Первая младшая группа

-Развитие речи как средства общения (поручения, направленные на установление контактов со взрослыми и сверстниками).

-Организация самостоятельного рассматривания детьми картинок, игрушек, книжек и др. для развития инициативной речи.

-Рассказы воспитателя, эмоциональные, доступные, приучающие слушать и слышать.

Вторая младшая группа

-Организация общения детей со взрослыми посредством поручений взрослого (образец обращения, словесной просьбы и др.).

-Организация контактов со сверстниками (взаимодействие посредством речи в разных видах деятельности через образец, подсказку слова или фразы).


-Организация самостоятельного рассматривания детьми книг, картинок, игрушек, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений об окружающем.

-Организация «Уголка интересных вещей» с целью развития активной, инициативной речи детей.

-Рассказы воспитателя (с целью совершенствования навыков эффективного слушания).

Средняя группа

-Удовлетворение потребности детей в получении и обсуждении информации.

-Пополнение уголка «интересных вещей» (наборы картинок, фотографий, открыток, лупы, магниты и др.).

-Выслушивание детей, уточнение ответов, подсказка.

-Рассказы воспитателя (основной акцент на стимулирование познавательного интереса детей).

-Активное использование приемов формирования навыков общения со сверстниками.

Старшая и подготовительная к школе группы

-Совершенствование речи как средства общения (знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений, а также умения грамотно отстаивать свою точку зрения).

-Целенаправленное формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей, трансформация высказываний в связные рассказы, запись и повторение рассказов, уточнения, обобщения).

-Организация деятельности в «Уголке интересных вещей» (в пополнении уголка акцент делается на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира и организации восприятия с последующим обсуждением).

-Создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребенка (с целью стимулирования словесного творчества детей, повышения качества их речевых высказываний).
Вариант 17

Представить оформленный речевой материал (загадки, скороговорки, чистоговорки) на определенный звук (Звук Ш).

Возраст: 5-6 лет.

Чистоговорки со звуком [Ш]  

Две мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.

Что за шорох из ушата — шишками шуршат мышата.

Ушки на макушке у мышки-малышки.

Две мышки нашли лепёшку в пыли.

Шорох мышиный шёл в камышинах.

Пословицы и поговорки со звуком Ш  

В одно ушко вошло, в другое вышло.

У всякой пташки свои замашки.

Никогда не угадаешь — где найдёшь, где потеряешь.

  Загадки со звуком Ш  

С неба падают ледышки,


Прямо падают в ладошки,

Есть ледышки, как грошки,

Есть ледышки больше шишки. (Град).  

Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш)

***

В большой избе — избушка,

А в избушке — щебетушка. (Птица в клетке)

Аргументировать выбор представленного речевого материала в связи с требованиями по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников.

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры.

Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр.

Реализация задач воспитания звуковой культуры речи детей 5-6 лет осуществляется по двум основным направлениям:

1) развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты - фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи);

2) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и т. д.).

Работа по воспитанию звуковой культуры речи осуществляется систематически на специальных речевых занятиях, но она может входить и в содержание других занятий.

Данные задания могут использоваться в разное время в режиме ДОО. Утренняя гимнастика, прогулки, приход и уход детей домой также используются педагогом для воспитания звуковой культуры речи. Так, во время утренней гимнастики можно потренировать артикуляционный аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука; на прогулке и в другие режимные моменты - поупражнять отдельных детей в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности.

В вечерние часы организуются индивидуальные и групповые подвижные, хоровые, речевые дидактические игры, например, с целью закрепления правильного произношения звуков, тренировки детей в длительном выдохе воздуха через рот.

Работа вне занятий может быть организована с подгруппой детей, а также в индивидуальном порядке.

Дать обоснование использованию речевых средств работы по ЗКР с учетом возраста дошкольников.


Старшая группа

На 6 году жизни ребенка мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки родного языка.

Однако у некоторых детей в этом возрасте только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, звуков Л, Р. С их усвоением дети начинают четко и внятно произносить слова различной сложности.

Дети умеют регулировать силу своего голоса. В повседневном общении Ориентируясь на образец, дети способны воспроизводить стихи с соблюдением интонационных средств выразительности.

Более продолжительным становится выдох: на одном выдохе дети могут произносить гласные звуки а. у. и в течение 4-8 секунд.

Однако не все шестилетние дети владеют правильным произношением звуков: у одних могут быть задержки в усвоении звуков, у других – неправильное их формирование: Р – горловое, одноударное, звуки Ш, Ж – боковое, С, З – межзубное.

Некоторые дети не всегда четко дифференцируют в словах свистящие и шипящие звуки, звуки Р и Л. Такое смешение звуков чаще наблюдается при произношении слов и фраз, включающих одновременно оба звука («шушка»), но почти не встречается ошибок при произношении слов, в которых есть лишь один из этих звуков.

Встречаются дети с ускоренной речью.

У детей этого возраста достаточно развит фонематический слух. Однако некоторые из них недостаточно четко различают звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие согласные, шипящие и свистящие звуки.

Поэтому воспитание ЗКР в старшем дошкольном возрасте направлено на

- совершенствование произношения звуков,

- выработку отчетливого произношения слов.

- умения различать и правильно произносить смешиваемые звуки с - з,

с - ц, с - ш, ш - ж, ч - ц, ж - з, л - р.

Вариант 18

Составить список из 5-6 дидактических игр на 2 недели для проведения словарной работы с целью использования в совместной деятельности в утренние и вечерние часы с детьми 5-6 лет.

Дидактические игры:

1. «Живая и неживая природа».

2. «Угадай животное».

3. «Как зовут эту птицу?»

4. «Чей лист?».

5. «Птицы-рыбы».

Разработать двухнедельный план словарной работы с использованием дидактических игр в совместной деятельности в соответствии с таблицей. Определить цель каждой дидактической игры и ее место в режиме дня.


Форма представления словарной работы в совместной деятельности.

Сроки

проведения

Название дидактической игры

Цель

дидактической игры

Место

проведения в

режиме дня

1 неделя

«Живая и неживая природа»
«Угадай животное»

Систематизировать знания детей о живой и неживой природе, обогащать словарный запас.
Обучать детей описывать предмет и узнавать его по описанию, обогащать словарный запас.

На прогулке

В вечернее время

1 неделя

«Как зовут эту птицу?».
«Чей лист?».


«Птицы-рыбы».


Обогащать словарный запас, учить детей описывать птиц по их характерным признакам.
Учить детей узнавать и называть растение по листу, находить его в природе, обогащать словарный запас.
Закреплять умение классифицировать и называть животных, птиц, рыб, обогащать словарный запас.


На прогулке

На прогулке

В утреннее время



Вариант 19

Представить словесные упражнения на освоение морфологической стороны речи у детей 5-6 лет. Определить цели, основное содержание представленных словесных упражнений.

1. «Что изменилось?»

Цель: сформировать навыки употребления предлогов и их значения.

Оборудование: кукла, детский столик.

Детям предлагается поиграть с куклой.

По ходу детям задаются вопросы и используются игровые действия в зависимости от разучиваемого предлога.

- Где сидит кукла? (На столе).

- На чём сидит кукла? (На столе).

- А сейчас на чём сидит кукла? (На полу).

- А под чем она сидит? (Под столом).

- Около чего сидит кукла? (Около стола).

В игре выделяются интонацией предлоги и окончания имён существительных.

2. Игровое упражнение «Угадай, чего не стало?»

Цель: сформировать умение изменять имена существительные в родительном падеже единственного и множественного числа.

Оборудование: вилки, мячи, куклы, чашки, блюдца, карандаши.

Игровые действия:

Перед детьми выложены на столе вилки, мячи, чашки. Вопрос «Чего не стало?» задается по мере исчезновения предмета или групп предметов.

- Чего не стало? (Вилок)