Файл: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение мурманской области.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вариант 29

Составить план - конспект занятия по подготовке детей 6-7 лет к обучению грамоте по предложенной форме. Определить цель занятия.

Тема «Выделение предложений из речи»

Тип занятия

Усвоение новых знаний

Вид занятия

Тематическое

Цель занятия

Дать практическое представление о предложении как способе выражения мысли

Программные задачи

Образовательные:

1. Учить выделять предложения из текста и слово из предложения.

2. Познакомить с разделительным знаком – точкой в конце предложения и условным обозначением первого слова в предложении.

Развивающие:

Развивать внимание, мышление, речь.

Воспитательные:

Воспитывать умение работать в коллективе.

Методы и приемы

Наглядные, словесные, практические

Предварительная работа

Знакомство с понятие слово, предложение

Части занятия и их длительность

Организационный момент – 3 мин, основная часть – 20 мин, заключительная часть – 3 мин.

Методические пособия, оборудования, дидактический и речевой материала

предметные картинки, игрушки, карточки – схемы

Виды детской деятельности

игровой


Дать обоснование выбора методов, форм и средств руководства и организации в процессе проведения занятия.

Данное занятие проводилось с детьми подготовительной к школе группы в количестве 17 человек.

Детям была сообщена тема занятия: «Выделение предложений из речи».

При планировании занятия были учтены возрастные особенности детей. Материал подобран на доступном для детей уровне. Учитывая возрастные особенности: у детей подготовительной к школе группы отмечается произвольность, которая все еще продолжает формироваться, и поэтому ребенку не всегда легко быть усердным и долго заниматься скучным делом. Он еще легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное. Поэтому занятия было игровым.


Дети были довольно активные, чувствовали себя комфортно, охотно принимали участие в игре.

Все элементы открытого занятия между собой объединены общей темой. Содержание занятия соответствовало поставленным целям: закрепить знание детей о гласных звуках и их признаках с помощью упражнений общей артикуляционной гимнастики, совершенствовать умение произвольно изменять силу, высоту и тембр голоса, продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительности, развивать фонематический анализ и синтез, воспитывать самостоятельность, коллективизм.

Во время занятия применялись следующие методы работы: художественное слово, беседа, работа с азбукой, фонетические упражнения, знакомство с буквами, гласными звуками.

В водной части: организация детей, переключение внимания на деятельность, стимуляцию к ней. Занятие было направлено на решение познавательно-речевых задач.

Основная часть: умственная и практическая деятельность детей, были включены задания на умственное, речевое развитие, закрепление навыков речи. Для снятия общего переутомления были проведены игровые действия.

Индивидуальная работа проявлялась проведении словарной работы, в оказании помощи затрудняющимся в ответах, напоминаниях, а также в учете особенностей мышления и темпе восприятия детей.

Указать, в чём заключается подготовка воспитателя к проведению данного вида деятельности.

Подготовка к проведению занятия:

- Отбор материала в соответствии с задачами обучения (углубление, обобщение, активизация знаний, о слове, о предложении).

- Установление соответствия занятия программным требованиям воспитания и обучения детей подготовительной к школе группы.

- Определение количества детей.

- Подготовка необходимого дидактического материала - предметные картинки, игрушки, карточки – схемы.

- Подготовка к занятию самого воспитателя – уточнить знания о слове, о предложении, подготовка речевого материала к НОД, подготовка вопросов к беседе.

- Подготовка к занятию детей – индивидуальная работа с детьми по выделению слов из предложения.

От детей требуется:

- умение обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции

, проявляющиеся из-за неудачного результата.
Вариант 30

Представить диагностику речевого развития (обследование речи 1 ребенка: развитие словаря, грамматического строя речи, звукопроизношения, связной речи), оформление речевой карты с характеристикой речевого развития ребенка.

Цель диагностики. Изучить особенности речевого развития: словаря, грамматического строя речи, звукопроизношения, связной речи

Диагностическая карта оценки речевого развития ребенка 6-7 лет


Ф. И. Ребенка

Словарь

Грамматический строй

Звуковая

культура

Фонематический слух

Связная речь

Подготовка к
обучению грамоте




1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

Оля В.

С

В

С

В

В

В

В

В

С

С

С

С


Примечание. 1 – начало года; 2 – конец года.

Речевая карта



1. Фамилия, имя ребенка возраст Оля В. группа подготовительная к школе

2. Слух в норме зрение в норме

3. Голос (тембр, высота, сила) голос – нормальное звучание, разборчивость – речь разборчивая

4. Ритм, темп, интонация ритм и тем нормальный, интонация невыразительная

5. Заикание не обнаружено

7. Звукопроизношение в норме внятность речи речь внятная

К

Г

Ф

С

СЬ

З

ЗЬ

Р

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Л

ЛЬ

РЬ


8. Фонематический слух.

Та-да-та + уточка-удочка +

Па-ба-па + бочка-почка +

КА-га-ка + коза- коса +

Па-ба-па + бочка-почка+

Ка-га-ка + коза-коса +

Са-ша-са + ложки-рожки +

9. Произношение слов сложного слогового состава

Велосипед +; аквариум +

Строительство +; регулировщик +;

Повторить: Аптекарь приготовил лекарство +.

Экскурсовод проводит экскурсию.

+10. Анализ звукового состава слова.

а) выделение первого звука в слове.

Облако танк

Иголки коза

Аист санки

б) выделение последнего звука в слове.

Пила кот

Грибы жук

Очки автобус

11. Состояние словаря.

Предметный словарь:

а) показ и называние частей предметов: называет и показывает

чайник донышко стул сиденье

носик спинка

крышка ножки

машина кабина части тела локти

кузов туловище

колеса брови

б) уровень обобщений:

свитер, платье, шорты, юбка, колготки – одежда;

блюдце, сковорода, ложка, тарелка – посуда;

помидор, репа, морковь, капуста – овощи;

яблоко, персик, груша, лимон – фрукты;

корова, собака, волк, еж – животные;

воробей, утка, голубь, индюк – птицы;

автобус, электричка, троллейбус, самолет – транспорт;

деревья, кустарники, цветы, трава – растения;

хлеб, колбаса, сыр, печенье – продукты;

пчела, муха, муравей, жук – насекомые.

Словарь признаков:

а) подбор прилагательных к существительным:

лиса (какая?)- рыжая, хитрая;

платье (какое?) –
красивое.

б) подбор антонимов:

широкий - узкий; холодный - горячий;

веселый – грустный; сухой – мокрый;

прямой –кривой; мелкий – крупный;

длинный – большой; толстый – хкдой;

Глагольный словарь:

а) что делают?

Повар – варит; Маляр – красит;

Врач - лечит; Продавец – продает.

б) кто как голос подает?

Кошка – мяукает; Лошадь – ржет;

Собака – лает; Лягушка – квакает;

Воробей – чирикает; Гусь - шипит; Мышь – пищит.

12. Грамматический строй речи.

а) образование множественного числа существительных:

дом – дома; пчела – пчелы;

стул – столы; ухо – ухи;

ведро - ведра; утенок – утята;

воробей – воробьи; лоб – лобы.

б) образование уменьшительно - ласкательной формы:

елка - елочка; гриб – грибок;

ложка - ложечка; ухо – ушко;

лоб – лобик; соловей –соловушка.

в) согласование прилагательных с существительными:

красный мяч + синий шар -

красная машина - синяя шапка -

красное полотенце - синее небо -

г) образование прилагательных от существительных:

шкаф из дерева – деревянный; машина из железа- железная;

шапка из шерсти – шерстяная; чашка из фарфор – фарфоровая;

сок из апельсина – апельсиновый; магазин, в котором продаются книги – книжный;

сумка из кожи – кожаная; ручка из пластмассы – пластмассовая.

д) образование притяжательных прилагательных: чей хвост?

у белки – белкин; у лошади – лошадин;

у медведя - медведин; у волка – волкин;

чья голова? у лошади – лошади; у кошки – кошкин.

е) согласование существительных с числительными:

(один стол, два стола, пять столов)

Стул - 1 стул, 2 стула, 3 стула, 4 стула, 5 стуллов; ухо – 1 ухо, 2 ухо, 3 ушка, 4 ушка,

5 ушка.

ж) употребление предлогов:

В + НА + ПОД - НАД + С +

ИЗ + ЧЕРЕЗ + ИЗ-ПОД - ИЗ-ЗА +
14. Монологическая речь:

Вася идет в школу. Его Жучка несет портфель. Вдруг Жучка увидела кость. Она бросила портфель, схватила кость и побежала за Васей. Вася оглянулся. Он хотел взять у Жучки портфель. А у Жучки нет портфеля, у нее в зубах косточка. Дети стали смеяться над ним

15. Состояние общей и мелкой моторики движения нескоординированные. Мелкая моторика - слабо развитая. Предпочитает работать правой / левой рукой.

16. заключение:

Средний уровень речевого развития.