Файл: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение мурманской области.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вариант 29
Составить план - конспект занятия по подготовке детей 6-7 лет к обучению грамоте по предложенной форме. Определить цель занятия.
Тема «Выделение предложений из речи»
Тип занятия | Усвоение новых знаний |
Вид занятия | Тематическое |
Цель занятия | Дать практическое представление о предложении как способе выражения мысли |
Программные задачи | Образовательные: 1. Учить выделять предложения из текста и слово из предложения. 2. Познакомить с разделительным знаком – точкой в конце предложения и условным обозначением первого слова в предложении. Развивающие: Развивать внимание, мышление, речь. Воспитательные: Воспитывать умение работать в коллективе. |
Методы и приемы | Наглядные, словесные, практические |
Предварительная работа | Знакомство с понятие слово, предложение |
Части занятия и их длительность | Организационный момент – 3 мин, основная часть – 20 мин, заключительная часть – 3 мин. |
Методические пособия, оборудования, дидактический и речевой материала | предметные картинки, игрушки, карточки – схемы |
Виды детской деятельности | игровой |
Дать обоснование выбора методов, форм и средств руководства и организации в процессе проведения занятия.
Данное занятие проводилось с детьми подготовительной к школе группы в количестве 17 человек.
Детям была сообщена тема занятия: «Выделение предложений из речи».
При планировании занятия были учтены возрастные особенности детей. Материал подобран на доступном для детей уровне. Учитывая возрастные особенности: у детей подготовительной к школе группы отмечается произвольность, которая все еще продолжает формироваться, и поэтому ребенку не всегда легко быть усердным и долго заниматься скучным делом. Он еще легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное. Поэтому занятия было игровым.
Дети были довольно активные, чувствовали себя комфортно, охотно принимали участие в игре.
Все элементы открытого занятия между собой объединены общей темой. Содержание занятия соответствовало поставленным целям: закрепить знание детей о гласных звуках и их признаках с помощью упражнений общей артикуляционной гимнастики, совершенствовать умение произвольно изменять силу, высоту и тембр голоса, продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительности, развивать фонематический анализ и синтез, воспитывать самостоятельность, коллективизм.
Во время занятия применялись следующие методы работы: художественное слово, беседа, работа с азбукой, фонетические упражнения, знакомство с буквами, гласными звуками.
В водной части: организация детей, переключение внимания на деятельность, стимуляцию к ней. Занятие было направлено на решение познавательно-речевых задач.
Основная часть: умственная и практическая деятельность детей, были включены задания на умственное, речевое развитие, закрепление навыков речи. Для снятия общего переутомления были проведены игровые действия.
Индивидуальная работа проявлялась проведении словарной работы, в оказании помощи затрудняющимся в ответах, напоминаниях, а также в учете особенностей мышления и темпе восприятия детей.
Указать, в чём заключается подготовка воспитателя к проведению данного вида деятельности.
Подготовка к проведению занятия:
- Отбор материала в соответствии с задачами обучения (углубление, обобщение, активизация знаний, о слове, о предложении).
- Установление соответствия занятия программным требованиям воспитания и обучения детей подготовительной к школе группы.
- Определение количества детей.
- Подготовка необходимого дидактического материала - предметные картинки, игрушки, карточки – схемы.
- Подготовка к занятию самого воспитателя – уточнить знания о слове, о предложении, подготовка речевого материала к НОД, подготовка вопросов к беседе.
- Подготовка к занятию детей – индивидуальная работа с детьми по выделению слов из предложения.
От детей требуется:
- умение обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции
, проявляющиеся из-за неудачного результата.
Вариант 30
Представить диагностику речевого развития (обследование речи 1 ребенка: развитие словаря, грамматического строя речи, звукопроизношения, связной речи), оформление речевой карты с характеристикой речевого развития ребенка.
Цель диагностики. Изучить особенности речевого развития: словаря, грамматического строя речи, звукопроизношения, связной речи
Диагностическая карта оценки речевого развития ребенка 6-7 лет
Ф. И. Ребенка | Словарь | Грамматический строй | Звуковая культура | Фонематический слух | Связная речь | Подготовка к обучению грамоте | ||||||
| 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
Оля В. | С | В | С | В | В | В | В | В | С | С | С | С |
Примечание. 1 – начало года; 2 – конец года.
Речевая карта
1. Фамилия, имя ребенка возраст Оля В. группа подготовительная к школе
2. Слух в норме зрение в норме
3. Голос (тембр, высота, сила) голос – нормальное звучание, разборчивость – речь разборчивая
4. Ритм, темп, интонация ритм и тем нормальный, интонация невыразительная
5. Заикание не обнаружено
7. Звукопроизношение в норме внятность речи речь внятная
К | Г | Ф | С | СЬ | З | ЗЬ | Р |
Ц | Ш | Ж | Ч | Щ | Л | ЛЬ | РЬ |
8. Фонематический слух.
Та-да-та + уточка-удочка +
Па-ба-па + бочка-почка +
КА-га-ка + коза- коса +
Па-ба-па + бочка-почка+
Ка-га-ка + коза-коса +
Са-ша-са + ложки-рожки +
9. Произношение слов сложного слогового состава
Велосипед +; аквариум +
Строительство +; регулировщик +;
Повторить: Аптекарь приготовил лекарство +.
Экскурсовод проводит экскурсию.
+10. Анализ звукового состава слова.
а) выделение первого звука в слове.
Облако танк
Иголки коза
Аист санки
б) выделение последнего звука в слове.
Пила кот
Грибы жук
Очки автобус
11. Состояние словаря.
Предметный словарь:
а) показ и называние частей предметов: называет и показывает
чайник донышко стул сиденье
носик спинка
крышка ножки
машина кабина части тела локти
кузов туловище
колеса брови
б) уровень обобщений:
свитер, платье, шорты, юбка, колготки – одежда;
блюдце, сковорода, ложка, тарелка – посуда;
помидор, репа, морковь, капуста – овощи;
яблоко, персик, груша, лимон – фрукты;
корова, собака, волк, еж – животные;
воробей, утка, голубь, индюк – птицы;
автобус, электричка, троллейбус, самолет – транспорт;
деревья, кустарники, цветы, трава – растения;
хлеб, колбаса, сыр, печенье – продукты;
пчела, муха, муравей, жук – насекомые.
Словарь признаков:
а) подбор прилагательных к существительным:
лиса (какая?)- рыжая, хитрая;
платье (какое?) –
красивое.
б) подбор антонимов:
широкий - узкий; холодный - горячий;
веселый – грустный; сухой – мокрый;
прямой –кривой; мелкий – крупный;
длинный – большой; толстый – хкдой;
Глагольный словарь:
а) что делают?
Повар – варит; Маляр – красит;
Врач - лечит; Продавец – продает.
б) кто как голос подает?
Кошка – мяукает; Лошадь – ржет;
Собака – лает; Лягушка – квакает;
Воробей – чирикает; Гусь - шипит; Мышь – пищит.
12. Грамматический строй речи.
а) образование множественного числа существительных:
дом – дома; пчела – пчелы;
стул – столы; ухо – ухи;
ведро - ведра; утенок – утята;
воробей – воробьи; лоб – лобы.
б) образование уменьшительно - ласкательной формы:
елка - елочка; гриб – грибок;
ложка - ложечка; ухо – ушко;
лоб – лобик; соловей –соловушка.
в) согласование прилагательных с существительными:
красный мяч + синий шар -
красная машина - синяя шапка -
красное полотенце - синее небо -
г) образование прилагательных от существительных:
шкаф из дерева – деревянный; машина из железа- железная;
шапка из шерсти – шерстяная; чашка из фарфор – фарфоровая;
сок из апельсина – апельсиновый; магазин, в котором продаются книги – книжный;
сумка из кожи – кожаная; ручка из пластмассы – пластмассовая.
д) образование притяжательных прилагательных: чей хвост?
у белки – белкин; у лошади – лошадин;
у медведя - медведин; у волка – волкин;
чья голова? у лошади – лошади; у кошки – кошкин.
е) согласование существительных с числительными:
(один стол, два стола, пять столов)
Стул - 1 стул, 2 стула, 3 стула, 4 стула, 5 стуллов; ухо – 1 ухо, 2 ухо, 3 ушка, 4 ушка,
5 ушка.
ж) употребление предлогов:
В + НА + ПОД - НАД + С +
ИЗ + ЧЕРЕЗ + ИЗ-ПОД - ИЗ-ЗА +
14. Монологическая речь:
Вася идет в школу. Его Жучка несет портфель. Вдруг Жучка увидела кость. Она бросила портфель, схватила кость и побежала за Васей. Вася оглянулся. Он хотел взять у Жучки портфель. А у Жучки нет портфеля, у нее в зубах косточка. Дети стали смеяться над ним
15. Состояние общей и мелкой моторики движения нескоординированные. Мелкая моторика - слабо развитая. Предпочитает работать правой / левой рукой.
16. заключение:
Средний уровень речевого развития.