Файл: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение мурманской области.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Совместная деятельность детей и педагогов.

Утренняя гимнастика «Волшебные цветы».

Фея говорит детям, что из семени они выросли и стали прекрасными цветами. Вокруг которых летают бабочки. Стрекозы. Дети – необычные цветы. Которые умеют двигаться. Предлагает встать в круг, сплести их цветов венок.

Составление модели условной жизни комнатных растений, первоцветов с помощью знаков-символов (свет, вода, тепло, почва).

Дидактические игры.

«Найди растение»

«Найди, что опишу»

«Отгадай, что за растение»

«К названному растению беги»

«Собери цветок»

«Найди такое же растение»

«Какого цветка не стало?»

«Отгадай по загадке»

«Собери букет»

«Четвертый лишний»

«Украсим комнату»

«Найди такой же»

«Что изменилось?»

«Где спряталась матрешка?»

«Найди растение по названию»

«Продайте то, что назову»

«Где спрятано растение?»

«Узнай растение»

Магазин «Цветы»

«Найди о чем расскажу»

Словесные игры.

Цель. Развивать умение описывать растения и находить их по описанию.

«Я садовником родился»

«Опиши цветок»

«Загадай, мы отгадаем»

Загадывание загадок.

Цель. Развивать образное и ассоциативное мышление, воображение, память; повышать наблюдательность и интерес к родному языку, обогащать речь детей образами.

ВЫВОД

В ходе организации работы на экологической тропинке нами был разработан специальный «Паспорт экологической тропинки». В паспорте дается описание остановок тропы по заданным схемам. На отдельных листах прикрепляются фотографии или рисунки объектов, проводится необходимая информация. Так, при описании дерева даются его биологические, экологические характеристики, особенности распространение, и т. д.

Учитывая особенности возраста, а также специфику развивающей среды, при организации работы на экологической тропе были использованы  разнообразные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, праздники. Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания.

Схема экологической тропы
Определить содержание возможных наблюдений с учётом возраста детей.

Могут быть следующие остановки.


1 остановка: «Природа - наш общий друг»

Воспитатель: Ребята, тропа наша необычная. У неё есть хозяин. Посмотрите внимательно, вот на пеньке сидит старичок. Это хозяин тропы, Старичок-лесовичок. Он приготовил для вас разные задания.

Старичок-лесовичок: Ребята, ответьте на 1-й вопрос: Что такое Природа?

(дети отвечают на вопрос)

2-й вопрос: Вспомните правила поведения в природе.

(называют правила поведения)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы правильно сказали, что природа-это

наш дом. Природа-это то, что нас окружает: лес, небо, река, деревья, кусты...

Природа даёт человеку всё необходимое для его жизни-пищу, жильё, одежду.

За эти бесценные дары мы тоже отдаём природе свою любовь и защиту.

Но каждый человек должен уметь вести себя в природе правильно, помнить о правилах поведения, чтобы не нанести природе вред. И эти правила вы все назвали, и теперь я уверена, что вы не навредите ни насекомым, ни деревьям, ни птицам, ни животным.

2 остановка: «Все такие разные, но все такие нужные»

Воспитатель: Ребята, в природе все растения, животные и даже люди связаны между собой. Если не будет кого-то одного, не будет жизни для другого (пример: животные-растения). Человек тоже использует растения для своей жизни-они дают ему пищу, кров, обогащают кислородом воздух, летом укрывают от жары, зимой спасают от холода. Но и человек старается правильно использовать дары природы: охраняет леса и парки, восстанавливает растительные ресурсы.

Вот и рядом с нашим детским садом растут разные растения. Посмотрите и назовите знакомое дерево, кустарник.

(Воспитатель дополняет ответы детей: Сирень, клён, акация, тополь, рябина)

Воспитатель: А чтобы выросло такое огромное дерево или куст, нужно всего одно такое маленькое семечко(показывает разные виды семян).

Ещё семена являются кормом для птиц, особенно в холодное время года.

Для нормального роста растений нужны свет, тепло, вода. И птицы, которые живут в парке, в лесу тоже помогают растениям.

Старичок-лесовичок: Ребята, а вы знаете как птицы помогают растениям? (ответы детей)

Воспитатель: Птицы- главные помощники леса. Они уничтожают вредных насекомых, других вредителей, спасая деревья, кустарники, травы от гибели. Писатель Б.Заходер написал стихотворение«Про всех на свете», послушайте:


Все-все-все на свете,
На свете нужны!
И мошки
Не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников
Злых и свирепых!

Нужны все на свете,
Нужны все подряд-
Кто делает мёд,
Кто делает яд.

Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки.

3 остановка: «Какое большое дерево!»

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какое дерево! Как можно ещё про него сказать? (огромное, большое, раскидистое, живое, зелёное...). Это дерево растёт на нашем участке уже много лет, поэтому оно такое огромное. Ведь с каждым годом оно набирает силу. Значит, дерево живое, здоровое. Но и дерево, как и человек, тоже может заболеть. Причиной болезни могут стать маленькие насекомые-тля, жуки-короеды, прожорливые гусеницы. Если летом засуха не хватает воды, если оголились и засохли корни... Само дерево не может справиться с такими болезнями, поэтому деревьям нужно помогать, защищать их: спиливают больные, засохшие ветки, окрашивают стволы весной, прикармливают птиц.

(Вместе с Лесовичком рассматривают дерево, обходят по кругу).

Вариант 33

Разработать цикл наблюдений за золотой рыбкой в аквариуме (условия проживания, питание, передвижение, забота о рыбке и т.д.) в виде планирования на 1,5 – 2 месяца в соответствии с таблицей.

Определить цель каждого наблюдения и его место в режиме дня.

Возраст детей: 4-5 лет.

Сроки

проведения

Тема

наблюдения

Цель

наблюдения

Содержание

Форма

проведения

наблюдений

Место

проведения в

режиме дня

Сентябрь

1 неделя

(понедельник)


Кто живет в

аквариуме?


Познакомить с

аквариумной

рыбкой

Сообщить

название

рыбки;

Рассмотреть,

что окружает

рыбку;


подгрупповая

В утренние часы

Сентябрь

1 неделя

(пятница)

«Покормим рыбку»

Познакомить детей с процессом питания рыбок

Показать корм.

Покормить рыбку.

Наблюдение за тем, как рыбка питается

подгрупповая

В свободное время – после дневного сна

Сентябрь

2 неделя

(понедельник)

Как рыбка плавает.

Уточнить знания детей об особенностях внешнего вида рыбы для жизни и передвижения под водой. Воспитывать желание наблюдать рыб.

Рассмотреть внешний вид рыбки. Выделить ее части. Обратить внимание на плавники

подгрупповая

В утренние часы

Сентябрь

2 неделя

(пятница)

Как рыбка дышит

Дать детям представления о том, что рыбы – живые, они дышат

Рыбы – живые, они дышат, что у них есть жабры, дышать которыми они могут только в воде.

подгрупповая

В свободное время – после дневного сна

Сентябрь

3 неделя

(понедельник)


Зачем рыбе глаза

Уточнить знания о роли глаз в жизни рыб


Рассмотреть глаза рыб.

Установить роль глаз в жизни рыб



подгрупповая

В свободное время – после дневного сна

Сентябрь

3неделя

(пятница)

Зачем рыбе глаза

Уточнить знания о роли глаз в жизни рыб


Рассмотреть глаза рыб.

Установить роль глаз в жизни рыб



Индивидуальная

В утренние часы

Сентябрь

4 неделя

(понедельник)


Как рыбы относятся к нам

Показать детям, что рыбы видят и слышат нас, реагируют на нас

Рассказать детям, что рыбы видят и слышат нас, реагируют на нас.

Их состояние зависят от нашего ухода за ними.

подгрупповая

В свободное время – после дневного сна

Сентябрь

4 неделя

(пятница)

Сравнение разных видов рыб

Уточнить знания о разных видах рыб

В аквариуме живут разные виды рыб, у которых свои повадки, которым нужны определенные условия обитания

подгрупповая

В свободное время – после дневного сна

Октябрь

1 неделя

(понедельник)


Рыбы взрослые и мальки

Учить находить сходство и различие во внешнем виде и повадках рыб и мальков

Сравнение большой золотой рыбки и маленькой

Групповая

Занятие в вечернее время

Октябрь

1 неделя

(пятница)

Как рыбка дышит

Дать детям представления о том, что рыбы – живые, они дышат

Рыбы – живые, они дышат, что у них есть жабры, дышать которыми они могут только в воде.

Индивидуальная

В утренние часы

Октябрь

2 неделя

(понедельник)


Кто живет в

аквариуме?


Познакомить с

аквариумной

рыбкой

Сообщить

название

рыбки;

Рассмотреть,

что окружает

рыбку;


Индивидуальная

В утренние часы

Октябрь

2 неделя

(пятница)

Рыба живая и рыбка- игрушка

Показать детям различие между рыбкой и игрушкой

Сравнение золотой рыбки и игрушки

Групповая

Занятие в вечернее время



Дать обоснование выбора формы проведения наблюдений с детьми данного возраста.

Содержание наблюдений за золотой рыбкой, постоянно находящимися рядом с ребенком, складывается из следующих моментов:

- выделение самих объектов (целого);

- частей, из которых они состоят (т.е. определение особенностей строения рыбки);

- различных проявлений рыбки (т.е. способов их функционирования, разных форм поведения); 

- определение свойств и характеристик объектов и их частей (цвета, размера, формы, особенностей поверхности и пр.); 

- выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик. 

Такое содержание позволяет детям на основе наблюдений устанавливать связи между живыми объектами и условиями их обитания, явлениями неживой природы, т.е. обеспечивает накопление конкретных, чувственных, экологически значимых знаний, которые ведут к пониманию зависимостей, существующих в природе.
Вариант 34

Разработать недельный цикл наблюдений за комплексом сезонных явлений природы (явлений неживой природы, растительного и животного мира) в старшей группе ДОУ. Определить разнообразные приемы и последовательность их применения для поддержания интереса детей к сезонным наблюдениям в природе.

Возраст: 5-6 лет

Форма представления наблюдений в течение недели

Сроки

проведения


Содержание

наблюдения


Цель

наблюдения


Приемы для поддержания интереса к

наблюдениям

Сентябрь

Понедельник

Наблюдение за

небом

Изучать явления неживой природы

Вопросы: «Какого цвета небо»? Что

на нем есть?. А вам нравится цвет неба?

Вторник

Наблюдение за

небом

Сравнить результаты наблюдений за явлениями живой природы

Сравнение.

Вопросы: А вы помните какое небо было вчера?

А чем отличается сегодняшнее небо от вчерашнего?

Среда

Наблюдение за березой

Изучать явления неживой природы – приближение осени.

Метод и приемы наблюдения, описания, сравнения.

Вопросы: - Как называется это дерево? Как вы догадались, что это береза? Чем отличается береза от других деревьев? А вы можете сказать, что наступила осень? Как вы догадались?

Четверг

Наблюдение за паучком?

Изучать явления живой природы

Метод и прием наблюдения, описания.

Вопросы: - Кто это? Опишите паучка.

Пятница

Наблюдение за дождем

Изучать явления неживой природы – приближение осени.

Метод и прием наблюдения, описания.

Вопросы: Вам нравится дождь? А что такое дождь?

В какое время идет дождь?

Суббота

воскресенье

Наблюдение за явлениями погоды

Изучать явления неживой природы – приближение осени.

Метод и приемы наблюдения, описания, сравнения.

Вопросы: Какая погода была в субботу? А в воскресенье?

Чем отличается погода в выходные.



Дать обоснование выбора приемов для поддержания интереса к наблюдениям с детьми данного возраста.

Наблюдения проводятся на прогулке, также могут использоваться в любой незапланированной ситуации, если она дает возможность обогатить детей яркими представлениями, вызвать у них гамму чувств (удивление, восхищение, наслаждение красотой и т.д.).

Наблюдение проводилось как с отдельными детьми, с небольшими группами (в 3—6 человек), так и со всей группой воспитанников, что зависит от цели и содержания наблюдения, а также от задач, стоящих перед воспитателем.

На прогулке наблюдение организуется со всеми детьми, с маленькими подгруппами и с отдельными вос­питанниками. В уголке природы затем отмечаются явления природы.

Для проведения наблюдений важными являются три момента: 

- наличие природных объектов; 

- определение содержания наблюдений; 

-поиск соответствующей их организации и оптимальных форм и приемов включения в них детей.

Руководство наблюде­нием складывается из подготовки воспитателя и детей, прове­дения самого наблюдения и закрепления полученных детьми представлений.
Вариант 35

Разработать цикл наблюдений за ростом и развитием растений на примере зеленого лука для детей младшей группы ДОУ. Определить цель каждого наблюдения и его место в режиме дня.


Сроки

проведения

Тема

наблюдения

Цель

наблюдения

Содержание

(вопросы)


Форма

проведения

наблюдений


Место

проведения

в режиме

дня

Апрель

1 неделя

понедельник


Посадка

луковицы в

воду

Определить с детьми условия, при которых лук-репка будет расти на зелень

Сообщение сведения о луке-репке. Наблюдение за ростом растений на примере лука (картинки).


Подгрупповая

В утреннее время

1 неделя

пятница


Наблюдение за луковицей

Учить детей замечать изменения в состоянии луковицы, отражать их в своей речи

Беседа об изменениях в состоянии луковицы, связывать изменения лука с наличием условий для роста. Отражение наблюдения в календаре.

Групповая

В вечернее время

2 неделя

понедельник


Наблюдение за луковицей

Учить детей замечать изменения в состоянии луковицы, отражать их в своей речи

Беседа об изменениях в состоянии луковицы, связывать изменения лука с наличием условий для роста.

Индивидуальная

В утреннее время

2 неделя

пятница


Наблюдение за луковицей

Учить детей замечать изменения в состоянии луковицы, отражать их в своей речи

Беседа об изменениях в состоянии луковицы, связывать изменения лука с наличием условий для роста.

Индивидуальная

В утреннее время

3 неделя

понедельник


Наблюдение за луковицей

Продолжать учить детей видеть изменения в состоянии луковиц, отражать их в речи, связывая рост лука с наличием условием и временем, прошедшим со дня посадки

Беседа об изменениях в состоянии луковицы, связывать изменения лука с наличием условий для роста. Отражение наблюдения в календаре.

Групповая

В вечернее время

3 неделя

пятница


Наблюдение за луковицей

Закрепить знания детей об условиях, необходимых для роста лука.

Закреплять знания о вкусовых свойствах лука.

Рассказ об изменениях в состоянии лука и рассказывать о них, используя при этом зарисовки календаря.

Срезание лука для обеда.


Групповая

Занятие в утренние часы