Файл: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение мурманской области.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дать обоснование выбора форм проведения наблюдений с детьми данного возраста.
Основная задача начала наблюдения - привлечение внимания детей к объекту, используя сюрпризные игровые приемы (неожиданно сказать детям, что их приглашают в гости кролики, для посадки зеленого лука).
Использование приемов: обследования, что помогает выделить сенсорные признаки (для того чтобы малыши знали, какой лук по цвету.); сравнения (во второй половине года в младшей группе) Можно сравнивать два растения (репчатый и зеленый лук); с изображением на картинке. Основная задача сравнения - установление признаков отличия одного объекта от другого, по величине цвету, характеру движения и т. д.
Важно, чтобы во время наблюдения дети вели себя свободно естественно, чтобы они могли проявлять свое отношение к растениям, т.е. дать возможность всем детям активно действовать, свободно высказываться и проявлять свои чувства.
Наблюдения проводятся неоднократно, как со всей группой (на занятии), так и с небольшими подгруппами и даже индивидуально.
Вариант 36
Составить план наблюдений результатов опытнической работы с детьми старшей возрастной группы в осенний сезон года в виде планирования на 1- 1,5 месяца в соответствии с таблицей. Определить цель каждого наблюдения с использованием опыта. Определить место наблюдений опытнической работы в режиме дня.
Сроки проведения | Тема наблюдения | Цель наблюдения | Содержание (вопросы) | Методы и приемы | Форма проведения опытнической работы, место в режиме дня |
Сентябрь – Тема: «Свойства воздуха» | |||||
1 неделя понедельник | «Игры с воздушными шариками» | познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его; - развивать любознательность, внимание; - поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов; - развивать связную речь; - активизировать словарь: упругий, мягкий, плавно | С каким шариком удобнее играть? Почему? ( с тем, который больше надут, т.к. он легко отбивается, «летает», плавно опускается). Обсудить причину различий: один упругий, а другой мягкий. Что надо сделать со вторым шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть? (больше надуть). Что находиться внутри шарика? Откуда берется воздух? (его выдыхают). Воспитатель показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух, подставив руку под струю воздуха. | Предложить детям рассмотреть 2 воздушных шарика. Игры с шариками. | Подгрупповая, на прогулке |
1 неделя пятница | «Почему появляется ветер» | познакомить детей с причиной возникновения ветра, поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, учить устанавливать причинно - следственные связи. | Вывод: если сильно дуть на полоску бумаги, то движения воздуха будет очень быстрым, получится « ветрище», а если дуть легко - движение воздуха будет слабым, получится « ветерок». Ветер - это движение воздуха. | Предложить детям подуть на полоску бумаги слегка, сильно, умеренно. | Подгрупповая, на прогулке |
2 неделя понедельник | «Вертушка» | Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение). | Взрослый показывает детям вертушку в действии. Затем обсуждает вместе с ними, почему она вертится (ветер ударяет в лопасти, которые повернуты к нему под углом, и этим вызывает движение вертушки). Взрослый предлагает детям изготовить вертушку по алгоритму, рассмотреть и обсудить особенности ее конструкции. Затем организует игры с вертушкой на улице; дети наблюдают, при каких условиях она вертится быстрее. | - рассматривание вертушки, показ ее в действии, обсуждение ее строения, изготовление вертушек | Групповая форма, в вечернее время, в свободной деятельности. На следующий день – на прогулке |
2 неделя пятница | «Реактивный шарик» | Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение). | Выясняют, что для того, чтобы шарик дольше летел, надо его больше надуть: воздух, вырываясь из «горлышка», заставляет двигаться шарик в противоположную сторону. Взрослый рассказывает детям, что такой же принцип используется в реактивных двигателях. | Дети с помощью взрослого надувают воздушный шар, отпускают его и обращают внимание на траекторию и длительность его полета. | Подгрупповая, на прогулке |
3 неделя понедельник | «Парашют» | Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение). | Дети опускают со стула человечка на пол, а затем — в песок, обращая внимание на вмятину в песке после спуска человечка. Делают вывод о силе удара в обоих случаях. Выясняют, почему с парашютом снижение медленнее, а удар слабее (воздушное давление сдерживает падение); что надо сделать, чтобы парашют снижался медленнее (надо увеличить купол парашюта). | Дети рассматривают парашют, проверяют его в действии. Взрослый предлагает детям опустить игрушечного человечка на парашюте и без него. | Подгрупповая, на прогулке |
3 неделя пятница | «Камни» | -развивать любознательность, внимание; - поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов; - развивать связную речь; | Рассмотреть камень через лупу. Что видно? | Рассматривание камней. Рассказ о них. | Подгрупповая, на прогулке |
Тема: «Свойства воды» | |||||
4 неделя понедельник | «Измерение уровня воды» | Выявить изменение объема жидкости при замерзании. | Что случилось с водой? Как изменились обе бутылки? Почему дно у одной из них стало выпуклым . | Дети заливают бутылки водой: одну доверху, другую — нет, закрывают их крышками, отмечают уровень воды и выносят на мороз. После полного замерзания вносят бутылки в помещение, и выясняют, как изменились обе бутылки. | Подгрупповая, в утренние и вечерние часы, в свободной деятельности |
4 неделя пятница | «Какие свойства» | Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия. | Взрослый предлагает детям рассмотреть внимательно воду, лед, снег и рассказать, чем они схожи и чем отличаются; сравнить, что тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег или лед); что произойдет, если их соединить (снег и лед растают); сравнить, как изменяются в соединении свойства: воды и льда (вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается, так как лед тает), воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, ее объем увеличивается, снег изменяет цвет), снега и льда (не взаимодействуют). | Рассматривание воды, сравнение | Фронтальная, на занятии |
Дать обоснование выбора методов и приемов организации и проведения наблюдений результатов опытнической работы с детьми данного возраста.
Детям характерны: любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному. Восприятие становится более расчлененным (дифференцированным). Возникновение новых форм мышления. Способность понять связь между окружающими предметами и явлениями, причины наблюдаемых явлений, их особенности. Способность самостоятельно ставить познавательную задачу. Дети могут сами наметить несложный план наблюдения и действовать в соответствии с ним. Знания, навыки и умения детей усложняются.
Проводя опыты, под руководством воспитателя дошкольники вычленяют в объектах характерные и существенные для целой их группы признаки. На этой основе возможно формирование обобщения.
Для наблюдения характерно то, что дети могут рассматривать объект не
изолированно, а в системе его связей с окружающим миром: место и среда обитания, приспособление к окружающей среде.
Наблюдение становится более планомерным.
Наблюдение начинается с постановки перед детьми познавательной задачи, например: «Сегодня мы будем изучить свойства воздуха, чтобы понимать из чего он состоит, как получается ветер.
Затем детям задаются разнообразные вопросы, как несложные, так и более сложные, которые заставляют ребенка припомнить то, что он видел раньше: произойдет, если соединить снег и лед (снег и лед растают) - или сопоставить объекты и найти в них признаки различия и сходства: чем отличается снег ото льда? Широко используются поисковые вопросы, направленные на установление связей и отношений: почему вода замерзает? Почему лед тает в тепле? Как изменяются в соединении свойства: воды и льда (вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается, так как лед тает).
Предоставление детям большей самостоятельности в использовании известных им способов наблюдения, определении его плана и подведении итогов. Воспитатель помогает детям в случае затруднений вопросами, использует модели, обеспечивающие полноту и точность восприятия, установление связей и отношений, подводит их к самостоятельным выводам.
Результаты наблюдения дети отражают в речи, используют в различной деятельности (трудовой, изобразительной и т. д.).
РАЗДЕЛ «ПРАКТИКА»
СОДЕРЖАНИЕ
Вариант 37. Составить план - конспект занятия о сезонных изменениях в природе Родного края с использованием элементов моделирования в подготовительной к школе группе в соответствии с таблицей ……………….154
Вариант 38. Составить план-конспект организации и проведения экскурсии в зимний парк для старшей возрастной группы …………………………………155
Вариант 39. Составить план-конспект интегрированного занятия с решением задач экологического содержания в средней группе ДОУ в соответствии с планом …………………………………………………………………………….158
Вариант 40. Составить план-конспект дидактической игры природоведческого характера для детей старшего дошкольного возраста …………………………161
Вариант 41. Составить план-конспект дидактической игры природоведческого характера для детей младшего возраста ………………………………………...164
Вариант 42. Составить план-конспект беседы о «диких» животных для детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………...166
Вариант 43. Составить план - конспект обобщающего занятия о домашних животных в подготовительной группе ………………………………………….168
Вариант 44. Разработать цикл наблюдений за живым объектом (условия проживания, питание, передвижение, забота о животном и т.д.) в старшей возрастной группе ………………………………………………………………..171
Вариант 45. Разработайте план работы по охране и привлечению птиц на участке ДОУ в осенне-весенний период на 1,5 – 2 месяца…………………….174
Вариант 37
Составить план - конспект занятия о сезонных изменениях в природе Родного края с использованием элементов моделирования в подготовительной к школе группе в соответствии с таблицей.
Конспект занятия «Времена года» в подготовительной группе
.
Цель занятия | Уточнить сезонные изменения в природе Родного края |
Программные задачи | Образовательные: - закреплять понятие о природе в целом, живой и неживой природе; - продолжить формирование представления о сезонных явлениях в природе в разное время года; Развивающие: - развивать речевые умения, мышление, память; Воспитательные: - воспитывать интерес к изучению родной природы. |
Методы и приемы | Наглядные (модели на интерактивной доске), практические (моделирование, практическая работа «Явления природы», пантомима), словесные (работа со стихами, загадками, словесные игры, конкурс чтецов, ) |
Предварительная работа с детьми | Чтение литературы, рассматривание иллюстраций, презентаций о сезонных изменениях природы |
Части занятия и их длительность | Организационный момент – 3 мин., основная часть -22 мин., заключительная часть – 3 мин. |
Методические пособия, оборудование, | интерактивная доска, ноутбук. |
Виды детской деятельности | Познавательная, игровая |
Формы общения детей и воспитателя | Ситуативно-познавательная |
Указать, в чём заключается подготовка воспитателя к проведению данного занятия.
1 этап «Планирование занятия»:
Подготовка к занятию начинается с составления плана.
Определив тему и программный материал, воспитатель обдумывает, какими приемами и методами он сможет обеспечить наилучшее усвоение учебного материала.
При планировании занятий воспитатель определяет, какая подготовительная работа должна быть проведена с детьми - наблюдения, беседа, чтение рассказа, и т. п. Накануне занятия нужно еще раз посмотреть план, воспроизвести в памяти содержание занятий и методические приемы (вопросы, указания, образец, рассказ), повторить весь литературный материал (стихи, рассказы, сказки, загадки, смотря по тому, что включено в занятие).
2 этап « Подготовка оборудования»:
Накануне занятия воспитатель готовит необходимый материал для работы. Составляется презентация с элементами моделирования
Необходимо отобрать оборудование, проверить, исправно ли оно, хватает ли дидактического материала и т.д.
3 этап «Подготовка детей к занятию»:
Создавать интерес к предстоящей работе через предварительную работу по теме «Времена года».
Предупреждать детей о начале занятия заранее, чтобы дети успели закончить свои игры и настроиться на занятие
Организовать работу дежурных по подготовке к занятию
Тщательная подготовка к занятию придает воспитателю уверенность, спокойствие, которое всегда хорошо влияет на детей.
Вариант 38
Составить план-конспект организации и проведения экскурсии в зимний парк для старшей возрастной группы в соответствии с таблицей. Определить цель и задачи, место проведения экскурсии в режиме дня.
Форма представления конспекта
Цель занятия | Познакомить детей с зимними явлениями природы |
Программные задачи | Образовательные: - Уточнить и расширить знание о характерных признаках зимы (холодно, мороз, солнце не греет, везде лежит снег, он серебриться на свету, ветер холодный, деревья, кусты и трава под снегом живые, но не растут, спят). - Закрепить умение находить и узнавать зимующих птиц: воробья, сороку, ворону, синицу, снегиря. - Учить видеть особенности их поведения зимой. Развивающие: -Упражнять в умении различать деревья по расположению ветвей и оставшимся семенам. - Дать знания о помощи людей растениям и птицам в зимних условиях. Воспитательные: - Воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь ее. |
Методы и приемы | Наглядные (наблюдение, игра «Живые картинки»), словесные (беседа о зиме, словесные игры), практические (с помощью рейки-мерки замеряется глубина снега, кормление птиц). Приемы: сравнение деревьев, |
Предвари тельная работа с детьми | Беседы с детьми о зиме, чтение литературы, рассматривание иллюстраций о зимних явлениях природы, просмотр фильмов и мультфильмов |
Методические пособия, оборудование, | Рейка – мерка, корм для птиц |
Виды детской деятельности | Познавательная, игровая, речевая |
Формы общения детей и воспитателя | Ситуативно-познавательная |