Файл: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение мурманской области.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Дать обоснование выбора форм проведения наблюдений с детьми данного возраста.

Основная задача начала наблюдения - привлечение внимания детей к объекту, используя сюрпризные игровые приемы (неожиданно сказать детям, что их приглашают в гости кролики, для посадки зеленого лука). 

Использование приемов: обследования, что помогает выделить сенсорные признаки (для того чтобы малыши знали, какой лук по цвету.); сравнения (во второй половине года в младшей группе) Можно сравнивать два растения (репчатый и зеленый лук); с изображением на картинке. Основная задача сравнения - установление признаков отличия одного объекта от другого, по величине цвету, характеру движения и т. д. 

Важно, чтобы во время наблюдения дети вели себя свободно естественно, чтобы они могли проявлять свое отношение к растениям, т.е. дать возможность всем детям активно действовать, свободно высказываться и проявлять свои чувства. 

Наблюдения проводятся неоднократно, как со всей группой (на занятии), так и с небольшими подгруппами и даже инди­видуально. 

Вариант 36
Составить план наблюдений результатов опытнической работы с детьми старшей возрастной группы в осенний сезон года в виде планирования на 1- 1,5 месяца в соответствии с таблицей. Определить цель каждого наблюдения с использованием опыта. Определить место наблюдений опытнической работы в режиме дня.


Сроки

проведения

Тема

наблюдения

Цель

наблюдения

Содержание

(вопросы)


Методы и приемы

Форма

проведения

опытнической

работы, место в режиме дня

Сентябрь – Тема: «Свойства воздуха»

1 неделя

понедельник


«Игры с воздушными шариками»

познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его;

- развивать любознательность, внимание;

- поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов;

- развивать связную речь;

- активизировать словарь: упругий, мягкий, плавно

С каким шариком удобнее играть? Почему? ( с тем, который больше надут, т.к. он легко отбивается, «летает», плавно опускается).

Обсудить причину различий: один упругий, а другой мягкий. Что надо сделать со вторым шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть? (больше надуть). Что находиться внутри шарика? Откуда берется воздух? (его выдыхают).

Воспитатель показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух, подставив руку под струю воздуха.


Предложить детям рассмотреть 2 воздушных шарика.

Игры с шариками.

Подгрупповая, на прогулке

1 неделя

пятница


«Почему появляется ветер»

познакомить детей с причиной возникновения ветра, поддерживать интерес к познанию окружающей действительности  с помощью постановки проблемных вопросов, учить устанавливать причинно - следственные связи.

Вывод: если сильно дуть на полоску бумаги, то движения воздуха будет очень быстрым, получится « ветрище», а если дуть легко - движение воздуха будет слабым, получится

« ветерок». Ветер - это движение воздуха.

Предложить детям подуть на полоску бумаги слегка, сильно, умеренно.

Подгрупповая, на прогулке

2 неделя

понедельник


«Вертушка»

Выявить, что воздух обладает упругостью.

 Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

Взрослый показывает детям вертушку в действии. Затем обсуждает вместе с ними, почему она вертится (ветер ударяет в лопасти, которые повернуты к нему под углом, и этим вызывает движение вертушки).

Взрослый предлагает детям изготовить вертушку по алгоритму, рассмотреть и обсудить особенности ее конструкции.

Затем организует игры с вертушкой на улице; дети наблюдают, при каких условиях она вертится быстрее.

- рассматривание вертушки, показ ее в действии, обсуждение ее строения, изготовление вертушек

Групповая форма,

в вечернее время, в свободной деятельности.

На следующий день – на прогулке

2 неделя

пятница


«Реактивный шарик»

Выявить, что воздух обладает упругостью.

Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

Выясняют, что для того, чтобы шарик дольше летел, надо его больше надуть: воздух, вырываясь из «горлышка», заставляет двигаться шарик в противоположную сторону.

Взрослый рассказывает детям, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.

Дети с помощью взрослого надувают воздушный шар, отпускают его и обращают внимание на траекторию и длительность его полета.

Подгрупповая, на прогулке

3 неделя

понедельник


«Парашют»

Выявить, что воздух обладает упругостью.

Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

Дети опускают со стула человечка на пол, а затем — в песок, обращая внимание на вмятину в песке после спуска человечка. Делают вывод о силе удара в обоих случаях. Выясняют, почему с парашютом снижение медленнее,

а удар слабее (воздушное давление сдерживает падение); что надо сделать, чтобы парашют снижался медленнее (надо увеличить купол парашюта).

Дети рассматривают парашют, проверяют его в действии. Взрослый предлагает детям опустить игрушечного человечка на парашюте и без него.

Подгрупповая, на прогулке

3 неделя

пятница


«Камни»

 -развивать любознательность, внимание;

- поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов;

- развивать связную речь;

Рассмотреть камень через лупу. Что видно? 

Рассматривание камней. Рассказ о них.

Подгрупповая, на прогулке

Тема: «Свойства воды»

4 неделя

понедельник


«Измерение уровня воды»

Выявить изменение объема жидкости при замерзании.

Что случилось с водой? Как изменились обе бутылки? Почему дно у одной из них стало выпуклым .

Дети заливают бутылки водой: одну доверху, другую — нет, закрывают их крышками, отмечают уровень воды и выносят на мороз. После полного замерзания вносят бутылки в помещение, и выясняют, как изменились обе бутылки.

Подгрупповая, в утренние и вечерние часы, в свободной деятельности

4 неделя

пятница


«Какие свойства»

Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.

Взрослый предлагает детям рассмотреть внимательно воду, лед, снег и рассказать, чем они схожи и чем отличаются; сравнить, что тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег или лед); что произойдет, если их соединить (снег и лед растают); сравнить, как изменяются в соединении свойства: воды и льда (вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается, так как лед тает), воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, ее объем увеличивается, снег изменяет цвет), снега и льда (не взаимодействуют).

Рассматривание воды, сравнение

Фронтальная, на занятии



Дать обоснование выбора методов и приемов организации и проведения наблюдений результатов опытнической работы с детьми данного возраста.

Детям характерны: любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному. Восприятие становится более расчлененным (дифференцированным). Возникновение новых форм мышления. Способность понять связь между окружающими предметами и явлениями, причины наблюдаемых явлений, их особенности. Способность самостоятельно ставить познавательную задачу. Дети могут сами наметить несложный план наблюдения и действовать в соответствии с ним. Знания, навыки и умения детей усложняются. 

Проводя опыты, под руководством воспитателя дошкольники вычленяют в объектах характерные и существенные для целой их группы признаки. На этой основе возможно формирование обобщения. 

Для наблюдения характерно то, что дети могут рассматривать объект не 
изолированно, а в системе его связей с окружающим миром: место и среда обитания, приспособление к окружающей среде. 

Наблюдение становится более планомерным. 

Наблюдение начинается с постановки перед детьми познавательной задачи, например: «Сегодня мы будем изучить свойства воздуха, чтобы понимать из чего он состоит, как получается ветер.

Затем детям задаются разнообразные вопросы, как несложные, так и более сложные, которые заставляют ребенка припомнить то, что он видел раньше: произойдет, если соединить снег и лед (снег и лед растают) - или сопоставить объекты и найти в них признаки различия и сходства: чем отличается снег ото льда? Широко используются поисковые вопросы, направленные на установление связей и отношений: почему вода замерзает? Почему лед тает в тепле? Как изменяются в соединении свойства: воды и льда (вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается, так как лед тает).

Предоставление детям большей самостоятельности в использовании известных им способов наблюдения, определении его плана и подведении итогов. Воспитатель помогает детям в случае затруднений вопросами, использует модели, обеспечивающие полноту и точность восприятия, установление связей и отношений, подводит их к самостоятельным выводам. 


Результаты наблюдения дети отражают в речи, используют в различной деятельности (трудовой, изобразительной и т. д.).


РАЗДЕЛ «ПРАКТИКА»


СОДЕРЖАНИЕ

Вариант 37. Составить план - конспект занятия о сезонных изменениях в природе Родного края с использованием элементов моделирования в подготовительной к школе группе в соответствии с таблицей ……………….154

Вариант 38. Составить план-конспект организации и проведения экскурсии в зимний парк для старшей возрастной группы …………………………………155

Вариант 39. Составить план-конспект интегрированного занятия с решением задач экологического содержания в средней группе ДОУ в соответствии с планом …………………………………………………………………………….158

Вариант 40. Составить план-конспект дидактической игры природоведческого характера для детей старшего дошкольного возраста …………………………161

Вариант 41. Составить план-конспект дидактической игры природоведческого характера для детей младшего возраста ………………………………………...164

Вариант 42. Составить план-конспект беседы о «диких» животных для детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………...166

Вариант 43. Составить план - конспект обобщающего занятия о домашних животных в подготовительной группе ………………………………………….168

Вариант 44. Разработать цикл наблюдений за живым объектом (условия проживания, питание, передвижение, забота о животном и т.д.) в старшей возрастной группе ………………………………………………………………..171

Вариант 45. Разработайте план работы по охране и привлечению птиц на участке ДОУ в осенне-весенний период на 1,5 – 2 месяца…………………….174

Вариант 37
Составить план - конспект занятия о сезонных изменениях в природе Родного края с использованием элементов моделирования в подготовительной к школе группе в соответствии с таблицей.

Конспект занятия «Времена года» в подготовительной группе

.

Цель

занятия

Уточнить сезонные изменения в природе Родного края

Программные задачи

Образовательные:

- закреплять понятие о природе в целом, живой и неживой природе;

- продолжить формирование представления о сезонных явлениях в природе в разное время года;

Развивающие:

- развивать речевые умения, мышление, память;

Воспитательные:

- воспитывать интерес к изучению родной природы.

Методы и

приемы

Наглядные (модели на интерактивной доске), практические (моделирование, практическая работа «Явления природы», пантомима), словесные (работа со стихами, загадками, словесные игры, конкурс чтецов, )

Предварительная

работа с детьми

Чтение литературы, рассматривание иллюстраций, презентаций о сезонных изменениях природы

Части

занятия и их

длительность

Организационный момент – 3 мин., основная часть -22 мин., заключительная часть – 3 мин.

Методические

пособия,

оборудование,

интерактивная доска, ноутбук.


Виды детской

деятельности

Познавательная, игровая

Формы общения

детей и воспитателя

Ситуативно-познавательная



Указать, в чём заключается подготовка воспитателя к проведению данного занятия.

1 этап «Планирование занятия»:

Подготовка к занятию начинается с составления плана.

Определив тему и программный материал, воспитатель обдумывает, какими приемами и методами он сможет обеспечить наилучшее усвоение учебного материала.

При планировании занятий воспитатель определяет, какая подготовительная работа должна быть проведена с детьми - наблюдения, беседа, чтение рассказа, и т. п.  Накануне занятия нужно еще раз посмотреть план, воспроизвести в памяти содержание занятий и методические приемы (вопросы, указания, образец, рассказ), повторить весь литературный материал (стихи, рассказы, сказки, загадки, смотря по тому, что включено в занятие).

2 этап « Подготовка оборудования»:

Накануне занятия воспитатель готовит необходимый материал для работы. Составляется презентация с элементами моделирования

Необходимо отобрать оборудование, проверить, исправно ли оно, хватает ли дидактического материала и т.д.

3 этап «Подготовка детей к занятию»:

Создавать интерес к предстоящей работе через предварительную работу по теме «Времена года».

Предупреждать детей о начале занятия заранее, чтобы дети успели закончить свои игры и настроиться на занятие

Организовать работу дежурных по подготовке к занятию

Тщательная подготовка к занятию придает воспитателю уверенность, спокойствие, которое всегда хорошо влияет на детей. 

Вариант 38

Составить план-конспект организации и проведения экскурсии в зимний парк для старшей возрастной группы в соответствии с таблицей. Определить цель и задачи, место проведения экскурсии в режиме дня.

Форма представления конспекта

Цель

занятия

Познакомить детей с зимними явлениями природы

Программные задачи

Образовательные:

- Уточнить и расширить знание о характерных признаках зимы (холодно, мороз, солнце не греет, везде лежит снег, он серебриться на свету, ветер холодный, деревья, кусты и трава под снегом живые, но не растут, спят).

- Закрепить умение находить и узнавать зимующих птиц: воробья, сороку, ворону, синицу, снегиря.

- Учить видеть особенности их поведения зимой.

Развивающие:

-Упражнять в умении различать деревья по расположению ветвей и оставшимся семенам.

- Дать знания о помощи людей растениям и птицам в зимних условиях.

Воспитательные:

- Воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь ее.

Методы и

приемы

Наглядные (наблюдение, игра «Живые картинки»), словесные (беседа о зиме, словесные игры), практические (с помощью рейки-мерки замеряется глубина снега, кормление птиц).

Приемы: сравнение деревьев,

Предвари

тельная

работа с детьми

Беседы с детьми о зиме, чтение литературы, рассматривание иллюстраций о зимних явлениях природы, просмотр фильмов и мультфильмов

Методические

пособия,

оборудование,

Рейка – мерка, корм для птиц

Виды детской

деятельности

Познавательная, игровая, речевая

Формы общения

детей и воспитателя

Ситуативно-познавательная