Файл: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение мурманской области.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Цель: исследование наглядно-образного мышления.

Подготовка исследования. Подготовить картонные доски с сюжетами сказок с выемками разной формы и вкладками, которые точно соответствуют этим выемкам

Ход исследования:

Воспитатель показывает ребенку доски с правильно вложенными вкладками, а затем на его глазах опрокидывает доску так, что вкладки падают на стол. «У меня есть доска с вот такими вкладышами. В них сейчас нет просветов. А вот она упала и все рассыпалось Собери вкладыши и вставь на свое место».

В некоторых случаях, для того чтобы ребенок начал действовать – вкладывать вкладки в выемки, воспитатель должен начать работу сам, т.е. вставить в нужные места 2–3 вкладки.
3. ИССЛЕДОВАНИЕ ПО МЕТОДИКЕ «КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ»
Цель: определение особенностей наглядно-образного, способности выделять основные признаки предметов.

Стимульный материал: 6 рисунков предметов, относящихся к разным классам, количество картинок в каждой группе должно быть одинаково. Это дикие животные и мебель.

Ход исследования:

Процедура проведения: пятилетним детям предлагаются карточки с предметами. Взрослый раскладывает карточки в две группы, не объясняя принципа систематизации. Ребенку последовательно дают по одной карточке, если он допускает ошибки, жестом обращают на это внимание. Порядок подачи картинок постоянно меняется. По окончании работы ребенок должен дать названия этим двум группам.

Воспитатель: «Я разложила картинки в две группы. А сейчас ты попробуй так же разложить картинки, которые я буду тебе давать в две группы».
4. ИССЛЕДОВАНИЕ ПО МЕТОДИКЕ «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»
Цель: определение особенностей словесно-логического мышления, аналитико-синтетической деятельности в зрительно воспринимаемых объектах.

Стимульный материал: карточки, на которых изображено по 4 предмета. Три из них: относятся к одной родовой категории, четвертый, сохраняя внешнее сходство или близкое значение, не относится к этой категории. Позиция «лишнего» предмета каждый раз изменяется.

Ход исследования:

Процедура проведения: ребенку предъявляют по одной карточке и просят найти неподходящий предмет и сказать, почему он не подходит к остальным.

Воспитатель: «У меня много карточек и картинок. Внимательно смотри на картинки, которые я буду тебе показывать. Тебе нужно указать на лишний предмет и объяснить, почему он лишний».

5. ИССЛЕДОВАНИЕ ПО МЕТОДИКЕ «ЗАПОМИНАНИЕ 10 КАРТИНОК»
Цель: изучение развития наглядно-образной памяти.

Стимульный материал: картинки.

Ход исследования:

Перед ребенком в произвольном порядке кладут картинки. Далее обращаются с просьбой: «Внимательно посмотри на картинки, запомни их».

Картинки: стул, кукла, машинка, мяч, яблоко, книга, елка (дерево), солнце, цветок, карандаш.
6. ИССЛЕДОВАНИЕ ПО МЕТОДИКЕ «РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА»
Цель: изучение личностных особенностей ребенка.

Стимульный материал: простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата А4 (21 х 29 см.)

Ход исследования:

Процедура теста : ребенку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата А4 (21 х 29 см.) и просят создать рисунок: «Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь».
7. ИССЛЕДОВАНИЕ ПО МЕТОДИКЕ «РИСУНОК СКАЗОЧНОГО ЖИВОТНОГО»
Цель: ребенок рисует, он переносит, проецирует на бумагу свой внутренний мир, я-образ. Психолог может многое сказать о настроении, склонностях маленького художника, глядя на его произведение. конечно, Один тест не поможет воссоздать точный психологический портрет, но поможет понять, есть ли у ребенка проблемы во взаимоотношениях с окружающим миром.

Стимульный материал: стандартный лист белой и простой карандаш средней твердости. Фломастеры и ручки использовать нельзя, мягкие карандаши тоже нежелательны.

Ход исследования:

Процедура теста

Воспитатель: «Нарисуй, пожалуйста, животное, какое хочешь, можно сказочное».
8. ИССЛЕДОВАНИЕ ПО МЕТОДИКЕ «ДОМ-ДЕРЕВО-ЧЕЛОВЕК»
Цель: исследования личности.

Стимульный материал: белый лист бумаги, карандаши

Ход исследования:

«Возьми один из этих карандашей. Я хочу, чтобы ты как можно лучше нарисовал дом, дерево, человека. Ты можешь рисовать дом, дерево, человека любого типа, какой захочется. Это полностью предстоит решить тебе. Ты можешь стирать нарисованное сколько угодно - это нe отразится на оценке. Ты можешь обдумывать рисунок столько времени, сколько понадобится. Только постарайся нарисовать все как можно лучше».


Примечание. Считается, что взаимодействие между домом, деревом и человеком представляет собой зрительную метафору. Если привести весь рисунок в действие, то вполне возможно заметить то, что действительно происходит в жизни ребенка.
Вариант 15

Составить тезисы индивидуальной консультации для родителей (тема по выбору студента).

Тезисы для индивидуальной консультации «Ваш ребенок все может сам»

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста.

Дети по своей природе активны. Задача вас, взрослых, – развивать эту активность, направлять её в нужное русло, а не глушить назойливой опекой. «Я сам», - говорит он каждый раз, когда взрослый начинает натягивать на него рубашку или кормить его.

Взрослые торопятся прийти на помощь ребёнку, спешат сделать за него сами. Им кажется, что ребёнок не может выполнить это самостоятельно: порвёт, упадёт, уколется, а взрослый сделает всё быстрее и лучше.

Но оказываете ли вы, взрослые, действительную помощь детям? Разумеется, подобные действия взрослых членов семьи причиняют большой вред. Ребёнка лишают самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других. Да и себе взрослые не облегчают работы, если подсчитать, сколько времени они тратят на обслуживание ребёнка.

На просьбу ребёнка «я сам» не следует отвечать: «Мне некогда», а лучше дать ему возможность испробовать свои силы. И вы скоро убедитесь, что ребёнок стал более ловким, умелым, меньше обливается при умывании, может сам раздеться и т. п.

Конечно, ваш ребенок не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых.

Дать обоснование выбора приемов руководства и организации в процессе проведения консультации.

Тематические консультации была тщательно подготовлена. При подготовке к консультации воспитатель побеседовать с детьми, их ближайшим окружением, педагогами. Консультация предполагает не только обсуждение проблемы, но и практические рекомендации по ее решению.

1. Консультация проводилась по запросам родителей.

2. Проблема, которая обсуждалась, воспитателю хорошо известна и рассматривалась им самим с различных позиций: ребенка, родителей, других педагогов.


3. В ходе консультации давалась возможность заинтересованным сторонам высказать свое мнение и своё отношение к проблеме.

4. Консультация проходила в доброжелательной атмосфере, без назидания и угроз.

5. В ходе консультации обращалось внимание на все то хорошее и положительное, что есть в ребенке и только потом говорить о проблемах.

6. В ходе консультации дети не сравнивались друг с другом, говорилось лишь о прежних качествах, успехах и недостатках в сравнении с сегодняшним днем.

7. Консультация давала родителям реальные рекомендации по проблеме.

8. Консультация была перспективной и способствовала реальным изменениям в семье и в лучшую сторону.

Раскрыть подготовку воспитателя к проведению консультации.

Консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей.

Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики, обучению грамоте и др.

Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед.

Воспитатель стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать.

Главное назначение консультации - родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.

Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. Эта форма получила отклик у родителей. Как показал наш опыт проведения «заочной» консультации, родители задавали разнообразные вопросы, о которых не желали говорить вслух.

Успешное руководство, прежде всего предусматривает:

- отбор и продумывание содержания;

- чёткое определение задач;

- определение места и роли в целостном воспитательном процессе, в работе с родителями;

-  взаимодействие с другими формами образовательной деятельности.


МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ КУРС 03.02.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ