Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
72 постоянно или преимущественно проживает, а указанные обстоятельства возникли не ранее чем за три месяца до подачи заявления о признании банкротом во внесудебном порядке;
2. гражданин не имеет имущества, принадлежащего ему на праве собственности, за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством;
3. гражданин не имеет денежных средств на банковских счетах (вкладах) в кредитных организациях, совокупный размер которых составляет более пятидесяти тысяч рублей в течение трех месяцев, предшествующих подаче заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке;
4. гражданин не имеет неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного преступления в сфере экономики и до даты принятия заявления о признании гражданина банкротом, истек срок, в течение которого гражданин считается подвергнутым административному наказанию за мелкое хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества либо за фиктивное или преднамеренное банкротство;
5. гражданин не признавался банкротом и банкротство гражданина не возникало в силу закона в течение пяти лет, предшествующих дате подачи заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке».
101
Как можно заметить, условия для внесудебного банкротства довольно сильно отличаются от условий для банкротства граждан через арбитражные суды, так как для судебного банкротства необходимо, чтобы размер долга составлял не менее пятисот тысяч рублей, также удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводило к невозможности исполнения гражданином денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей в полном объеме перед другими кредиторами, также должник должен отвечать признакам неплатежеспособности или недостаточности имущества.
Таким образом, введя процедуру внесудебного банкротства, Законодатель сделал возможным для граждан, чей долг составляет менее пятисот тысяч рублей, признать себя несостоятельным (банкротом), а для кредиторов списать безнадежные задолженности размер которых ранее не соответствовал требованию о признании гражданина банкротом.
Однако, хотя закон и содержит всего два условия для подачи заявления о признании гражданина несостоятельным во внесудебном порядке, но условие об окончании
101
Законопроект № 792949-7 // Система обеспечения законодательной деятельности. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/792949-7 (дата обращения: 31.03.2021). Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки
Том. гос. ун-та.
73 исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания является в то же время основным препятствием для обращения граждан с подобными заявлениями.
Так как новый институт внесудебного банкротства был введен в сентябре 2020 года, то есть в период действия ограничений, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19, судебные приставы-исполнители не могли окончить исполнительное производство на основании пункта 4 части 1 статьи 46 ФЗ "Об исполнительном производстве" так как согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона от
20.07.2020 N 215-ФЗ "Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции" в отношении должников-граждан по 1 июля 2021 года включительно судебным приставом-исполнителем не могут быть применены меры принудительного исполнения, связанные с осмотром движимого имущества должника, находящегося по месту его жительства (пребывания), наложением на указанное имущество ареста, а также с изъятием и передачей указанного имущества, за исключением, принадлежащих должнику-гражданину, транспортных средств
(автомобильных транспортных средств, самоходных машин, мотоциклов, , легких квадроциклов, мопедов).
102
Таким образом, судебные приставы-исполнители лишены возможности выезда по месту жительства должников, без которого окончание исполнительного производства на основании пункта 4 части 1 статьи 46 ФЗ "Об исполнительном производстве" попросту невозможно. В данной связи граждане попадают в ситуацию, при которой в более выгодном положении оказываются те, в отношении которых судебные приставы-исполнители до введения вышеназванных ограничений уже успели провести все необходимые мероприятия, включая выезды по месту жительства и, не обнаружив имущества, за счет которого возможно принудительное исполнение, могут окончить исполнительное производство по «нужной» статье. Остальные же, включая граждан, исполнительное производство в отношении которых было возбуждено после введения ограничений, попросту лишены возможности подать заявление о признании их несостоятельными во внесудебном порядке.
102
Федеральный закон от 20.07.2020 N 215-ФЗ "Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции": КонсультантПлюс: справ.правовая система. Версия Проф. Электрон.дан.
М., 2020. Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
74
Кроме того, даже при снятии ограничений после 1 июля 2021 года судебные приставы-исполнители не смогут окончить производство в отношении граждан, которые имеют хотя бы малейший доход. Под такую категорию попадают в том числе пенсионеры, так как согласно практике, судебные приставы-исполнители осуществляют взыскания с любых доходов, в том числе иногда так необходимых гражданам для выживания.
Таким образом, можно заметить, что при кажущейся незначительности тех условий, которые определил законодатель для прохождения гражданами процедуры внесудебного банкротства данным условиям могут соответствовать совсем немногие слои населения. То есть при кажущейся простоте и доступности данную процедуру сможет пройти далеко не каждый.
Что же касается подачи самих заявлений о признании гражданина несостоятельным во внесудебном порядке, то согласно пункту 2 статьи 223.2 Закона о банкротстве такие заявления подаются в многофункциональные центры по месту жительства гражданина.
Данная норма, закрепленная в законе, также существенно отличается от изначальной редакции п.4 ст.223.2 Закона, предложенной в Законопроекте, в которой предполагалось, что подача заявлений будет осуществляться в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих, являющуюся членом национального объединения саморегулируемых организаций.
К бесспорным преимуществам внесудебного банкротства можно отнести сроки рассмотрения многофункциональными центрами таких заявлений, которые согласно пункту 5 статьи 223.2 Закона о банкротстве составляют один рабочий день со дня получения заявления гражданина о признании его банкротом во внесудебном порядке.
После получения многофункциональным центром заявления, проводится проверка на наличие сведений о возвращённых исполнительных документов взыскателю по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части 1 статьи 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве", а также информация об отсутствии сведений о ведении иных исполнительных производств, возбужденных после даты возвращения исполнительного документа взыскателю, и не прекращенных или не оконченных на момент проверки сведений, с использованием общедоступных сведений банка данных в исполнительном производстве, размещенных на сайте Федеральной службы судебных приставов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Если банк данных, размещенном на сайте Федеральной службы судебных приставов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержат сведения о
75 возвращении исполнительного документа взыскателю, по основаниям предусмотренным пунктом 4 части 1 статьи 46 Закона об исполнительном производстве, и отсутствуют сведения о ведении иных исполнительных производств, возбужденных позже даты возвращения исполнительного документа взыскателю, не оконченных или не прекращенных на момент проверки сведений, многофункциональный центр в течение трех рабочих дней осуществляет включение сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства гражданина в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. Таким образом, после подачи заявления гражданином в многофункциональный центр спустя четыре рабочих дня осуществляется включение сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства гражданина в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.
Для сравнения, в судебном порядке этот срок гораздо дольше, он составляет приблизительно полтора или два месяца.
Кроме того, также стоит отметить, что в первоначальной редакции статьи 223.3
Закона о банкротстве, предложенной в Законопроекте, предусматривалось включение сведений в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве спустя двенадцать дней после получения саморегулируемой организацией заявления, что в три раза дольше установленного срока для включения таких сведений многофункциональным центром.
Отсюда можно сделать вывод, что в ходе редактирования и анализа Законопроекта
Законодатель в последней редакции Закона установил максимально короткие сроки для опубликования сведений в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве.
Если при проверке многофункциональный центр обнаружит несоответствие гражданина требованиям, предъявляемым к нему пунктом 1 статьи 223.2 Закона о банкротстве, то он возвращает заявителю поданное им заявление в течении трех рабочих дней. При этом согласно пунктам 6 и 7 статьи 223.2 Закона о банкротстве у гражданина имеется возможность обратиться в многофункциональный центр с подобным заявлением не ранее чем через один месяц со дня возврата такого заявления.
Такой срок для повторного обращения с подобным заявлением также сокращен законодателем, так как внесенный Законопроект предполагал, что в случае выдачи арбитражным управляющим отказа в удостоверении соблюдения требований, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 223.2 Закона о банкротстве, гражданин имел бы право повторно обратиться с заявлением о его несостоятельности во внесудебном порядке не ранее чем через шесть месяцев.
76
Как уже было указано выше в случае соответствия гражданина и заявления, поданного им, всем требованиям, установленным Законодателем, многофункциональный центр публикует сведения о введении в отношении гражданина процедуры банкротства во внесудебном порядке в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве.
Опубликование сведений о ходе внесудебного банкротства гражданина осуществляется в том же порядке, что и при введении процедуры банкротства гражданина в судебном порядке.
Последствия включения указанных сведений в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве также схожи с последствиями опубликования подобных сведений при введении в отношении гражданина одной из процедур банкротства в судебном порядке.
Так согласно статье 223.4 Закона о банкротстве со дня включения сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства гражданина в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением:
«1) требований кредиторов, не указанных в заявлении о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке;
2) требований о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, по делам об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении препятствий к владению указанным имуществом, о признании права собственности на указанное имущество, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иных требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, в том числе требований, не заявленных при подаче заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке».
103
Кроме того, также наступают следующие последствия:
1) прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, а также процентов по всем обязательствам гражданина, за исключением требований кредиторов, на которые не распространяется мораторий;
103
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ :
КонсультантПлюс: справ.правовая система. Версия Проф. Электрон.дан. М., 2020. Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
77 2) «срок исполнения возникших до дня включения таких сведений в
Единый федеральный реестр сведений о банкротстве денежных обязательств, обязанности по уплате обязательных платежей считается наступившим, за исключением требований кредиторов, на которые не распространяется мораторий;
3) правила статьи 8 Закона об исполнительном производстве в части возможности направления исполнительных документов в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем не подлежат применению;
4) все исполнительные документы должны быть направлены только в
Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы;
5) приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям с гражданина, за исключением исполнительных документов по требованиям кредиторов, на которые не распространяется мораторий;
6) согласие гражданина-должника на предоставление органами, осуществляющими государственную регистрацию или иной учет (регистрацию), имеющихся у них сведений кредиторам, подавшим соответствующий запрос с целью отыскания имущества или имущественных прав должника в период проведения в отношении него процедуры внесудебного банкротства, считается предоставленным».
104
Законодатель расширяет первоначальный перечень последствий, предлагаемый в
Законопроекте.
Стоит отметить, что если после признания многофункциональным центром гражданина, подавшего заявление о проведении в отношении него процедуры внесудебного банкротства, соответствующим требованиям Закона о банкротстве в отношении данного гражданина были возбуждены иные исполнительные производства, то такие исполнительные производства на основании подпункта 5.2 пункта 1 статьи 40 ФЗ «Об исполнительном производстве» приостанавливаются на основании включения сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.
104
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ :
КонсультантПлюс: справ.правовая система. Версия Проф. Электрон.дан. М., 2020. Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.