Файл: Банкротство физических лиц.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

65
Цивилист А.В. Егоров в данной связи считает невозможным утверждение арбитражным судом мирового соглашения, если оно не направлено на восстановление платежеспособности должника.
90
Руководствуясь вышеназванным, можно сделать вывод о том, что, если условия мирового соглашения преследуют цель нарушить права отдельных кредиторов, или же они не нацелены на восстановление платежеспособности должника, суд должен отказать в утверждении этого соглашения.
Помимо утверждения мирового соглашения суд также выступает арбитром в случае возникновения разногласий между финансовым управляющим, гражданином и кредиторами по вопросу согласования условий мирового соглашения, что прямо установлено в пункте 4 статьи 213.31 Закона о банкротстве.
Если после утверждения арбитражным судом мирового соглашения и прекращения производства по делу о несостоятельности должника гражданин нарушит установленный в мировом соглашении порядок исполнения обязательств последнего, то согласно пункту 7 статьи 213.31 Закона о банкротстве производство по делу о несостоятельности должника возобновляется, при этом в отношении него суд сразу вводит процедуру реализации имущества.
Подводя итоги можно сказать, что мировое соглашение является альтернативной реабилитационной процедурой для должника, которая позволяет не только избежать последствий признания последнего банкротом, но и восстановить свое финансовое положение, при этом в отличие от процедуры реструктуризации долгов гражданина, мировое соглашение может предусматривать возможность выплат обязательств должником перед конкурсными кредиторами и уполномоченным органом не только в течение трехлетнего периода. Однако, действующее в настоящее время законодательство не может позволить в полной мере воспользоваться всеми преимуществами мирового соглашения.
Невозможно не согласиться с преобладающей в доктрине позицией о том, что законодательство о банкротстве должно иметь приоритет над налоговым законодательством. Положения Налогового кодекса РФ, если исходить из Постановления
Пленума ВАС РФ от 18.07.2014 № 50, лишает стороны возможности установить условия мирового соглашения, которые бы полностью удовлетворяли интересы каждой из них.
90
Егоров А.В. Мировое соглашение в деле о банкротстве и обязательные платежи/ А.В.
Егоров//Хозяйство и право. – 2004.- №4.- С.69-76

66
Глава 3 «Процедура признания гражданина банкротом во внесудебном
порядке»
С введения в Российской Федерации института банкротства физических лиц с 1 октября 2015 года на основе внесения соответствующих изменений в Закон о банкротстве и Часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации законодатель установил минимальный предел несостоятельности, который ограничивается суммой в 500 000 рублей. В данном случае следует полагать, что законодатель исходил из целей защиты граждан от признания их банкротами по необоснованной инициативе кредитора. А также одной из целей принятия Закона о банкротстве была попытка снизить уровень закредитованности и долгового бремени граждан, создать необходимые условия и возможности малому бизнесу пережить последствия национального экономического кризиса, помочь малоимущим слоям населения, находящимся в долговой кабале. Вместе с тем, практика применения данного закона выявила его несовершенство и недоработки: нововведения, урегулированные нормами закона, оказались недоступны для значительного числа должников, в связи с высокой стоимостью проведения самой процедуры банкротства.
Невозможность для многих воспользоваться процедурой банкротства подтолкнула правительство на разработку поправок в закон. Вопрос дороговизны стандартной процедуры личного банкротства остается открытым. «Несмотря на то, что мы снизили пошлину до 300 рублей с 6 000 рублей, финансирование расходов на проведение процедур банкротства все же не по карману значительному числу потенциальных банкротов.
Поэтому мы и подготовили поправки в законодательство», — сообщил замминистра экономики Николай Подгузов в интервью для газеты «Известия»
91
Между тем, инициаторы внесения изменений в Закон о банкротстве в отношении физических лиц первоначально исходили из того, что главной целью должно стать освобождение неплатежеспособного должника от бремени долгов, а не удовлетворение интересов кредиторов. В итоге же получается, что законодатель создал двусмысленную ситуацию: гражданин может обращаться в суд с заявлением о признании его банкротом согласно статье 213.4 Закона о банкротстве, но при этом для выполнения своих обязательств перед кредиторами должен обладать финансовыми средствами не только для оплаты госпошлины, но и для привлечения арбитражного управляющего.
91
Чеков А. Замминистра экономики рассказал об упрощении процедуры банкротства: [Электронный ресурс]// «Газета Известия». Режим доступа: http://izvestia.ru/news/666564. (Дата обращения 30.03.2021).
Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.


67
Например, согласно расчетов, проведенных специалистами «Банкрот Консалт», признание неплатежеспособности физического лица в г. Москве обходится заявителю не менее, чем в 52 300 руб.
92
Но существуют еще и «скрытые» затраты – дополнительные расходы финансового управляющего – в особенности, если проводится реализация имущества банкрота (почтовые, информационные – публикация в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, на продажу имущества, привлечение независимых экспертов и др.). Поэтому, по данным экспертов, в среднем стоимость для простых дел, не осложненных оспариванием сделок, составляет 75 000 рублей
93
. Для гражданина-банкрота средняя стоимость в 75 000 рублей достаточно существенна, а для арбитражного управляющего вознаграждение в 25 000 рублей – очень малая сумма. Поэтому существует и другой аспект проблемы – относительно небольшое вознаграждение арбитражных управляющих малопривлекательно для участия в процедуре банкротства физического лица, а среди граждан-должников далеко не все готовы к серьезным расходам и могут вообще себе их позволить ввиду сложившейся ситуации.
Так, по данным Российского союза саморегулируемых организаций арбитражных управляющих издержки на финансирование процедуры составляют примерно 56 % от конкурсной массы должника.
94
В результате, процедура банкротства может помочь далеко не каждому физическому лицу избавиться от долговых обязательств, которые он не смог выполнить. Это делает процедуру банкротства не столь эффективной и в меньшей степени социально направленной.
На данный недостаток обратило внимание и государство. Идея создать упрощенную процедуру списания небольших безнадежных долгов граждан обсуждалась давно, но долго не могла реализоваться из-за того, что законодатель долго не мог выбрать то, как должен
92
Милантьев К. Реальная стоимость банкротства физических лиц (цена процедуры для граждан) // Банкрот Консалт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bankrotconsult.ru/skolko- stoit-bankrotstvo-fizicheskih-lits (дата обращения:10.02.2021).
Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
93
Стоимость процедуры банкротства // СТОПДОЛГ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ценабанкротства.рф/?utm_source=yandex&utm_medium=cpc&utm_campaign=rsya&utm_conten t=банкротство20%гражданин&utm_term=img1 (дата обращения: 10.02.2021).
Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
94
Первый опыт: закону о банкротстве физлиц исполнился год // [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://www.russianit.ru/news/practice/view/_t_/id=401191
(дата обращения:
12.06.2019)
Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.


68 выглядеть сам механизм и каким критериям должны соответствовать должники, имеющие на него право.
На протяжении нескольких последних лет Министерство экономического развития
Российской Федерации вело разработку проекта внесения изменений в Закон о банкротстве.
Предполагалось, что Закон о банкротстве дополнится более простой и доступной процедурой упрощенного производства, которое будет иметь возможность получить большее число граждан.
Так 28 декабря 2018 года в Государственную Думу РФ был внесен проект
Федерального закона № 04/13/12–18/00087396 «о внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» в части введения упрощенной процедуры банкротства граждан». Необходимо отметить, что первые предпосылки были уже в 2016 году, так Министерство экономического развития РФ уже выступало с инициативой введения упрощенной процедуры для банкротства граждан, однако законопроект «о внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Кодекс
Российской Федерации «Об административных правонарушениях (в части введения упрощенной процедуры банкротства граждан)» так и не был внесен в Государственную
Думу на рассмотрение, несмотря на неоднократные обсуждения экспертным сообществом.
Внесенный в Государственную Думу проект Федерального закона № 04/13/12–
18/00087396 от 28 декабря 2018 года предлагал определенные условия применения упрощенной процедуры банкротства гражданина. Согласно данному законопроекту правом на обращение в суд с заявлением о признании гражданина банкротом обладает как сам гражданин, так и кредитор. Примечательно, что новый проект Федерального закона о внесении изменений, в отличие от законопроекта «о внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Кодекс Российской Федерации «Об административных правонарушениях (в части введения упрощенной процедуры банкротства граждан)» 2016 года, предоставлял кредитору право на обращение с заявлением о признании гражданина банкротом.
Необходимо отметить, что вопросы введения упрощенной процедуры банкротства физических лиц волновали и законодателей. Так, в сентябре 2019 года главой комитета
Государственной Думы по собственности Николаем Николаевым (членом партии «Единая
Россия») был внесен законопроект
«
О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» в части внесудебного банкротства гражданина», предлагающий сделать процедуру банкротства граждан более дешевой за счет того, что она


69 будет внесудебной и будет автоматически заканчиваться банкротством должника со списанием долгов через год, если у него не будет подлежащего реализации имущества
95
Показательной для обоснования актуальности и необходимости подготовки его законопроекта стала приведенная в пояснительной записке статистика судебных решений о признании граждан несостоятельными. Так, в 2018 году количество таких решений увеличилось в 1,5 раза (в среднем до 44 000 в год) по сравнению с 2017 годом. Причем, опираясь на предоставленные Единым федеральным реестром сведений о банкротстве
(ЕФРСБ) данные, у не менее 70 процентов граждан, имеющих долги или задолженности, инициирующих процедуру банкротства, проводимая судебными-приставами исполнителями инвентаризация не выявляет достаточно имущества, которое требуется для закрытия долговых обязательств. По итогам банкротства 65-75% кредиторов не получают ровным счетом ничего. При этом с ежегодно количество дел о банкротстве граждан только продолжает расти. Число реабилитационных процедур уменьшается, а это значит, что доходы граждан не позволяют реструктуризировать долг"
96
, – отметил автор инициативы.
Статистические данные 2019 года не смогли оказать существенного влияния на существующую тенденцию – на фоне резкого роста общего числа завершенных процедур реализации имущества (в 2018 году – около 12 тыс., в 2019 году – более 18 тыс.) доля дел, в которых кредиторы по итогам процедуры ничего не сумели получить, составила 71%, а дел, в которых у должника по данным инвентаризации отсутствовало имущество, – 78%.
Все эти данные свидетельствуют как о ежегодно возрастающей нагрузке на суды в части дел о банкротстве граждан, так и о том, что в подавляющем большинстве случаев соответствующие процедуры попросту безрезультативны, поскольку граждане-должники не имеют возможности ни удовлетворить требования кредиторов, ни оплатить процедуру собственного банкротства. Это и стало одной из главных причин введения института внесудебного банкротства граждан в законодательство Российской Федерации. "Судебное рассмотрение таких дел о банкротстве является процессом трудоемким, малоэффективным и дорогостоящим", – заключил Николаев.
97 95
Замахина Т. Процедуру банкротства граждан предлагают серьезно упростить // Российская газета [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2019/09/15/proceduru-bankrotstva-grazhdan- predlozhili-uprostit.html (дата обращения: 10.02.2021)
Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
96
Ключевская Н. Внесудебное банкротство гражданина: новая процедура списания безнадежных долгов // URL: https://www.garant.ru/article/1409808/ (дата обращения: 30.03.2021).
Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
97
Там же.


70
Именно этот законопроект и был впоследствии одобрен в трех чтениях, подписан
Президентом РФ и опубликован 31 июля 2020г.
98
Уровень долговой нагрузки населения по кредитам и займам является одним из факторов устойчивости финансовой системы. В области кредитования физических лиц рост ссудной задолженности опережает рост доходов населения со второй половины 2017 года.
Это приводит к увеличению долговой нагрузки населения. С 1 июля 2017 по 1 июля 2019 года этот показатель увеличился с 8,5% до 10,4 %. Основной вклад в динамику долговой нагрузки населения в этот период внесли необеспеченные потребительские кредиты (рост с 7,0% до 8,8%). При этом ослабление банками стандартов кредитования в части требований к долговой нагрузке заемщиков потребительских кредитов наблюдается только с начала
2019 года (доля предоставленных кредитов с показателем долговой нагрузки свыше 80 процентов выросла с 5 до 10 процентов).
99
Таким образом, к началу 2020 года, а, следовательно, к началу пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 и массовому росту безработицы доля долговой нагрузки на граждан была на самом высоком уровне начиная с 2017 года.
Отсутствие работы, а вследствие этого и средств к существованию делают невозможным применение процедуры банкротства физических лиц по общим правилам, предусмотренным Законом о банкротстве, поскольку граждане не могут финансировать процедуру и фактически остаются один на один с кредиторами без средств к существованию и без фактической возможности исполнения имеющихся обязательств
(статьи 20.6 и 213.9 Закона о банкротстве).
Несомненно, пандемия ускорила принятие поправок, касающихся внесудебного банкротства, и, несмотря на просьбу ряда банков отсрочить вступление закона в силу, с 1 сентября в России появилось внесудебное банкротство. Граждане с непосильными для них долгами в пределах от 50 000 рублей до 500 000 рублей получили возможность бесплатно списать их через подачу заявления в МФЦ.
98
Законопроект № 792949-7 // Система обеспечения законодательной деятельности. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/792949-7 (дата обращения: 31.03.2021).
Режим доступа: локальная сеть
Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
99
Анализ тенденций на рынке кредитования физических лиц в 2015–2019 годах на основе данных бюро кредитных историй
[Электронный ресурс]
/
Банк
России,
2019.
С.4.
URL: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/31947/20191101_dfs.pdf
(дата обращения: 31.03.2021). Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.

71
Так Федеральным законом №289 –ФЗ от 30 июля 2020 года глава Х Закона о банкротстве была дополнена параграфом 5.
Данное нововведение призвано снизить нагрузку на арбитражные суды, а также упростить процедуру банкротства для самих граждан.
Новый институт содержит всего два условия для прохождения гражданами процедуры внесудебного банкротства.
К таким условиям согласно пункту 1 статьи 223.2 Закона о банкротстве относятся:
1. Общий размер обязанностей и денежных обязательств перед кредиторами по уплате обязательных платежей гражданина, в том числе обязательств, срок исполнения которых в данный момент не наступил, обязательства по уплате алиментов и обязательства по договору поручительства независимо от просрочки основного должника, составляет не более пятисот тысяч рублей и не менее пятидесяти тысяч рублей. Однако, штрафы не входят в общий размер задолженностей, ровно как пени и иные имущественные, и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей;
2. На основании пункта 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября
2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" независимо от объема и состава требований взыскателя и не возбуждено иное исполнительное производство после возвращения исполнительного документа взыскателю. на дату подачи заявления в отношении гражданина исполнительное производство должно быть окончено в связи с возвращением исполнительного документа взыскателю.
100
Стоит отметить, что в пункте 1 статьи 223.2 Закона о банкротстве мы видим уже существенно сокращенный и видоизмененный перечень условий по сравнению с перечнем, существовавшим в первоначальной редакцией Законопроекта, внесенного на рассмотрение в Государственную Думу РФ, условия для подачи заявления о признании гражданина несостоятельным во внесудебном порядке были иными, к числу таковых относились следующие условия:
1.
В установленном законом порядке гражданин признан безработным или имеет источник дохода менее величины прожиточного минимума на каждого члена семьи, установленного законом субъекта Российской Федерации, на территории которого он
100
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ :
КонсультантПлюс: справ.правовая система. Версия Проф. Электрон.дан. М., 2020. Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.