Файл: Банкротство физических лиц.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

78
К еще одному последствию можно отнести установленный пунктом 4 статьи 223.4
Закона о банкротстве запрет для гражданина совершать сделки по получению займов, кредитов, выдаче поручительств и иные обеспечительные сделки в течение срока процедуры внесудебного банкротства.
Одним из основных отличий банкротства граждан в судебном порядке от внесудебного банкротства является то, что последнее не предполагает участие в данной процедуре арбитражного управляющего, чем значительно увеличивает круг полномочий кредиторов.
В первоначальной версии Законопроекта, как я уже указывала ранее, участие арбитражного управляющего в таком виде банкротства физических лиц предполагалось.
Что же касается окончания внесудебного банкротства, то данная процедура может не только завершиться, но и прекратиться, в данном случае два эти варианта имеют большие отличия.
Пункт 1 статьи 223.5 Закона о банкротстве гласит, в ситуации когда в течение срока процедуры внесудебного банкротства гражданина в его собственность поступает имущество (в результате оспаривания сделки, принятия наследства или получения в дар), а так же иного существенного улучшения изменения его имущественного положения, позволяющего в значительной части или полностью исполнить свои обязательства перед кредиторами, указанными в списке кредиторов, гражданин обязан уведомить МФЦ в течение пяти рабочих дней.
Не позднее трех рабочих дней со дня получения от гражданина такого уведомления многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг включает в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о прекращении процедуры внесудебного банкротства гражданина.
В случае невыполнения гражданином своей обязанности об уведомлении многофункционального центра об изменении его материального положения, кредитор, включенный в список кредиторов, может обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника несостоятельным в судебном порядке.
Более того, даже без существенного изменения материального положения гражданина внесудебное банкротство может прекратиться со дня включения сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства гражданина в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и до дня завершения либо прекращения процедуры

79 внесудебного банкротства гражданина путем подачи заявления кредитором в арбитражный суд по месту жительства должника о введении в отношении него одной из процедур банкротства в судебном порядке в следующих случаях:
1) если такой кредитор, не был указан должником в списке кредиторов при подаче последним заявления о введении в отношении него процедуры внесудебного банкротства в многофункциональный центр,
2) кредитор, указанный в списке кредиторов, в любом из следующих случаев:

указание задолженности перед ним не в полном объеме, существенно влияющем на признание гражданина соответствующим критериям, определенным пунктом
1 статьи 223.2 Закона о банкротстве;

обнаружение принадлежащих должнику имущества или имущественных прав, подлежащих государственной регистрации или иному учету (регистрации);

наличие вступившего в законную силу решения суда по поданному таким кредитором иску о признании сделки должника недействительной.
Согласно пункту 3 статьи 223.5 Закона о банкротстве со дня вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления кредитора о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации долгов гражданина прекращается процедура внесудебного банкротства последнего.
Многофункциональный центр не позднее трех рабочих дней со дня получения копии такого определения арбитражного суда включает в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о прекращении процедуры внесудебного банкротства гражданина.
Что же касается завершения процедуры внесудебного банкротства, то в данном случае она несет в отличие от прекращения данной процедуры положительную окраску.
Согласно пункту 1 статьи 223.6 Закона о банкротстве процедура внесудебного банкротства граждан длится ровно шесть месяцев со дня опубликования многофункциональным центром в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства гражданина. По истечении данного срока процедура внесудебного банкротства гражданина завершается, и такой гражданин освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, указанных им в заявлении о признании его банкротом во внесудебном порядке, с учетом общего размера денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей, предусмотренного пунктом 1 статьи 223.2 Закона о банкротстве.


80
Многофункциональный центр в день завершения процедуры внесудебного банкротства гражданина включает в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о завершении в отношении него данной процедуры.
С этого момента задолженность гражданина перед кредиторами, указанными им в заявлении о признании его банкротом во внесудебном порядке, признается безнадежной задолженностью.
Стоит также заметить, что действующая редакция Закона о банкротстве вдвое сократила срок проведения процедуры внесудебного банкротства по сравнению с
Законопроектом, который предполагал, что внесудебное банкротство должно было завершиться по истечении года со дня включения сведений в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.
При этом стоит заметить, что согласно пункту 2 статьи 223.6 Закона о банкротстве гражданин не освобождается от обязательств, по которым требования кредиторов не были указаны в заявлении о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке. Также не допускается освобождение гражданина от обязательств в следующих случаях:

если вступившим в законную силу судебным актом гражданин привлечен к уголовной или административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное или фиктивное банкротство при условии, что такие правонарушения совершены в данном деле о банкротстве гражданина;

если доказано, что при возникновении или исполнении обязательства, на котором конкурсный кредитор или уполномоченный орган основывал свое требование в деле о банкротстве гражданина, гражданин действовал незаконно, в том числе совершил мошенничество, злостно уклонился от погашения кредиторской задолженности, уклонился от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, предоставил кредитору заведомо ложные сведения при получении кредита, скрыл или умышленно уничтожил имущество.
После завершения процедуры внесудебного банкротства к гражданину применяются последствия признания гражданина банкротом в судебном порядке, а именно:
1.
«В течении пяти лет с момента завершения процедуры внесудебного банкротства он не вправе принимать на себя обязательства по кредитным договорам и (или) договорам займа без указания на факт своего банкротства,
2.
В течение пяти лет с момента завершения процедуры внесудебного банкротства дело о его банкротстве не может быть возбуждено по заявлению этого


81 гражданина.
В случае повторного признания гражданина банкротом в течение указанного периода по заявлению конкурсного кредитора или уполномоченного органа в ходе вновь возбужденного дела о банкротстве гражданина правило об освобождении гражданина от обязательств, предусмотренное пунктом 3 статьи 213.28 Закона о банкротстве, не применяется.
3.
В течение трех лет с момента завершения процедуры внесудебного банкротства он не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
4.
В течение десяти лет с момента завершения процедуры внесудебного банкротства он не вправе занимать должности в органах управления кредитной организации, иным образом участвовать в управлении кредитной организацией.
5.
В течение пяти лет с момента завершения процедуры внесудебного банкротства он не вправе занимать должности в органах управления страховой организации, негосударственного пенсионного фонда, управляющей компании инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда или микрофинансовой компании, иным образом участвовать в управлении такими организациями.
6.
При завершении процедуры внесудебного банкротства в отношении гражданина, исключенного из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей менее чем за один год до подачи заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке, такой гражданин не сможет в течении пяти лет с момента завершения процедуры внесудебного банкротства в отношении него быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя».
105
В целях реализации данного запрета многофункциональный центр направляет копии уведомлений о возбуждении процедуры, прекращении процедуры и завершении процедуры внесудебного банкротства гражданина в орган, зарегистрировавший гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.
И еще одной отличительной особенностью процедуры внесудебного банкротства от признания гражданина несостоятельным в судебном порядке является тот факт, что согласно статье 233.7 Закона о банкротстве в гражданина, подавшего такое заявление, не
105
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ :
КонсультантПлюс: справ.правовая система. Версия Проф. Электрон.дан. М., 2020. Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.


82 взимается плата ни за рассмотрение такого заявления многофункциональным центром, ни за опубликование сведений в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве.
Стоит отметить, что в первоначальной версии Законопроекта внесудебное банкротство не было бесплатным, точнее оно было бесплатным для граждан-заявителей, однако, работа арбитражного управляющего в деле о внесудебном банкротстве гражданина все же оплачивалась.
В соответствии с пунктом 3 статьи 223.6 Закона в редакции Законопроекта арбитражный управляющий получает вознаграждение за сопровождение внесудебного банкротства гражданина, которое в свою очередь должно было составлять три тысячи рублей. При этом, согласно вышеназванной статье, выплата вознаграждения и компенсация расходов арбитражному управляющему должна была осуществляться саморегулируемой организацией, членом которой он является, за счет средств фонда поддержки внесудебного банкротства граждан, пополняемый за счет средств, внесенных самими саморегулируемыми организациями.
Однако, ввиду ряда причин законодатель все же решил отказаться от участия арбитражного управляющего в деле о внесудебном банкротстве. Такой отказ также вызвал массу споров среди правоприменителей, так как, передав внесудебное банкротство под контроль сотрудников многофункциональных центров, многие ставят под сомнение их уровень знаний и квалификацию, отсутствие которых может привести к нарушению прав и законных интересов как самого должника, так и кредиторов. Чтобы защитить права кредиторов в условиях отсутствия профессионального управляющего в рамках дела о внесудебном банкротстве законодатель в том числе расширил круг их прав, дав таким образом им возможность самостоятельно оспаривать сделки должника в суде и частично проверять действия сотрудников многофункциональных центров.
Так как с введения процедуры внесудебного банкротства прошло совсем немного времени сложно оценить все плюсы и минусы данной процедуры, но часть из них уже сейчас обсуждается среди цивилистов и волнует большое количество как правоприменителей, так и граждан, которые хотели бы сами пройти данную процедуру.

83
1   2   3   4   5   6   7

Заключение
В магистерской диссертации я провела анализ законодательства в сфере внесудебного банкротства граждан.
В результате проведенного исследования были в полном объеме достигнуты поставленные цели и задачи.
Таким образом в проведенном исследовании были сравнены понятия несостоятельности и банкротства гражданина; выявлена правовой природы несостоятельности граждан, рассмотрен исторический путь и условия, способствовавшие появлению в действующем законодательстве
Российской
Федерации норм, регламентирующих банкротство физических лиц; определены критерии и признаки, положенных в основу банкротства граждан по действующему законодательству
Российской Федерации, изучен гражданско-правовой статус несостоятельных физических лиц; проанализирован порядка возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) гражданина; также были проанализированы процедуры, применяемых в деле о банкротстве гражданина; изучен и проанализирован институт внесудебного банкротства граждан в
Российской Федерации.
В рамках первой главы диссертации был изучен исторический путь становления института несостоятельности граждан, также были соотнесены понятия несостоятельность и банкротства и изучены некоторые проблематичные моменты, возникающие в рамках дела о банкротстве граждан.
Во второй главе были выявлены критерии и признаки банкротства физических лиц, был изучен их гражданско-правовой статус, как несостоятельных субъектов, а также более детально рассмотрены и изучены процедуры, применяемые в рамках дела о несостоятельности граждан в судебном порядке.
В третьей главе была изучена сравнительно новая процедура банкротства граждан через МФЦ, выявлены условия для прохождения данной процедуры, а также ее плюсы и минусы, кроме того, был проведен сравнительный анализ действующего законодательства, касающегося внесудебного банкротства, и нормы законопроекта, внесенного в
Государственную Думу.
В качестве результата проведенного исследования можно сформулировать вывод о несовершенстве института банкротства и необходимости его развития с целью преодоления