Файл: Общая характеристика жизни и творчества Ф. М. Достоевского.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


    1. Юность. Начинается с темы развивающейся саморефлексии.


Глава «Что я считаю началом юности» – появление истинного друга (Дмитрий Нехлюдов). Суть дружбы – в обмене мыслями, взаимном философском диалоге.
С Дмитрием обсуждают нравственные категории, проблемы, состояние человека (глава «Правила). В контексте рефлексии, философии впервые появляется проблема религии (главы «Исповедь», «Поездка в монастырь», «Вторая исповедь»). В этот момент у Николеньки происходит расхождение с некоторыми обрядами. Сложное отношение к РПЦ, в которой он видит только обрядовую форму, а не нравственное содержание.
Поступление в университет – первый реальный опыт социализации. Два типа студентов: дворянского и демократического происхождения. Дворянам учиться незачем: для них студенческая жизнь – карты, гулянья. Но Толстому это не нравится, он хочет учиться!

Демократический слой: для них учёба – единственный способ найти своё место в социуме. Социально принадлежа к дворянам, Коленьке ближе студенты из простого народа.
Заканчивается университетским опытом Толстого. Личный опыт переживаний, ранняя форма дневника.


  1. Севастопольские рассказы Л. Н. Толстого.

Название не авторское.

Контекст: Крымская война 1853-56-гг. Оборона Севастополя. Национальная травма.
3 очерка. 1855г. Три этапа развития исторического события.

    1. «Севастополь в декабре месяце».

    2. «Севастополь в мае».

    3. «Севастополь в августе 1855г.»


Проблема жанра: очерк и рассказ.


  1. «Севастополь в декабре» - чистый очерк. Взаимодействие с читателем. Описание исторической реальности. Толстого поразило некое духовное единство. Формируется понятие «единой души нации», которое развивается в мировой философии. В христианской парадигме у всех есть душа. На следующем уровне души всех людей одной нации сливаются в одну душу. А на следующем все национальные души сливаются в одну мировую.

  2. «Севастополь в мае» - изображён момент перемирия. Меняется доминанта. Пишет об ужасах войны. Война как нехристианское явление.

Сильно художественное начало (рассказ). Персонажи Калугин, Михайлов. Внутренний монолог Праскухина – последние чувства, которые человек переживает в момент смерти.
Впервые входит образ Наполеона: исторический анекдот, сатиризм, другое мироощущение.

  1. «Севастополь в августе» - рассказ, очерковое начало. В центре – чувство национального поражения. Русские войска, покидая Севастополь, чувствуют национальное унижение. Братья Козельцовы – тема семьи и войны, история показана через частное. Старший брат уже стал, младший – романтично настроенный, воодушевлённый. Оба погибают, причём младший гибнет страшно. Старший тяжело ранен.


«- Что, выбиты французы везде? - спросил он у священника.

- Везде победа за нами осталась, - отвечал священник, скрывая от раненого, чтобы не огорчить его, то, что на Малаховом кургане уже развевалось французское знамя».


  1. Повесть Л. Н. Толстого «Казаки».

1863 г.

Задумывалась как продолжение трилогии «Д», «О», «Ю»  «Молодость». Повесть о первом кавказском опыте. Снова заявляется тема «естественного человека», но здесь акцент на другом. «Естественным человеком» здесь считается русское казачество. Казачество – часть вооруженных сил Российской империи, преимущественно кавалерия; казаки имели особый социальный статус: социальная автономия, свобода от крепостного права, землевладение. Казаки для Толстого – воплощение русского народа. Ставится вопрос – может ли дворянин быть естественным человеком?

«Идеал русского мужчины – немножко попашет, немножко повоюет».

Начало повести: прощание Дмитрия Оленина с друзьями, отправление на Кавказ. Первое, что его потрясает – образ гор. Высота, чистота => совершенно другое пространство («Сначала горы только удивили Оленина, потом обрадовали; но потом, больше и больше вглядываясь в эту, не из других черных гор, но прямо из степи вырастающую и убегающую цепь снеговых гор, он мало-помалу начал вникать в эту красоту и почувствовал горы».)

Очень подробное описание быта казачьей станицы. Казачество = понятие человекозверя, гармония с природой (выращивают пищу, убивают только для самозащиты). Толстой увидел в казачьих станицах идеал, гармоничное сосуществование людей, абсолютное единство казачьего мира.

С точки зрения Толстого, он видит гармоничный мир, рай на земле, но сам попасть туда не может, так как он не казак, а русский дворянин. То же у Дмитрия Оленина.

10 лет Толстой не может написать финал, решить эту проблему.

Система персонажей:

  • Дед Ерошка – стареющий богатырь, хитрый человек, прекрасный охотник. Натуральный естественный человек.

  • Молодой казак Лукашка – воин. Война с чеченцами – животная война, силы равны. Оленин пытается с ним сблизиться, но они совершенно разные.

  • Марьяна – (женитьба на крестьянке – вполне реальная идея Толстого и, как вариант, – отличный ход приобщения к жизни народа) женщина-богатырша, всем в доме правит. Играет с Дмитрием, заигрывает, узнав, что он в неё влюблён. Но любит Лукашку. Счастливой истории любви с простой крестьянской женщиной быть не может. «Уйди, постылый!»


Финал: Дмитрий уезжает. Нельзя гармонично сосуществовать с этим миром, герой влиться в мир естественных людей не может.


  1. Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир»: философия истории, смысл названия, жанровая специфика.

Толстой всегда ориентирован на базовые философские принципы. В поздний период Толстой распался на художника и философа: философские воззрения+художественный мир.

Когда Толстой задумал большой роман об историческом кризисе => он не может писать произведение, не придумав собственную философию истории. 4 тома+эпилог (завершение истории+философская концепция Толстого).

Оригинальная философская концепция. Философия истории определила жанр, название, хронотоп, систему персонажей – обусловила художественные особенности, в общем.

Концепция заключается в том, что ведущая роль в истории определена отдельной личности. Ключевая фигура XIX века – Наполеон. Толстой это проблематизирует: принципиальный отказ от идеи одной особенной исторической личности.

Толстой берёт отдельное историческое событие, и стремится его осмыслить: за счёт чего оно состоялось? Почему не состоялось? Для того, чтобы это событие состоялось, нужно учитывать воли и желания, стремления абсолютно всех людей, живущих в тот момент. То или иное историческое событие происходит тогда, когда оно нужно большинству. И это большинство обуславливает вектор развития истории.

Отдельный человек всегда живёт своей собственной частной жизнью! И даже на войне. Преследует свои собственные интересы, им движет его воля. Человек = частная личность. Историческое событие происходит, если оно выгодно частным людям.

Каждый человек, живущий своей частной жизнью – исторический деятель, в конечном счёте. Единая душа нации => единая душа мира. Каждый становится историческим лицом. Одинаково важно: и война, и мир. Всё происходит частным образом!

«История – бессознательная, общая, роевая жизнь человечества».
Смысл названия:
Ну, это связано не только с разными смыслами слова, но и графикой: так как существовало два написания. Мир как отсутствие войны и мiр как вселенная, весь род человеческий. Толстой писал через привычную букву, но это не меняет антитетичность названия.

Мир – многозначное понятие:
1) Не война.

2) Весь мир.

3) Крестьянская община (всем крестьянским миром).

Что в романе мир - это все вокруг (обширность хронотопа, количество персонажей, движущая сила истории в принципе)


Колоссальный хронотоп! Время: 1805-1819гг. Пространство: Россия и Европа.

Более 500 героев. Толстой опять ставит перед собой невыполнимую задачу: «миллионы и миллионы воль, желаний, стремлений…» Получается, он должен был их все описать. Тут выражается опять-таки принципиальная позиция – в одном произведении описать весь мир! Позиция утопическая, но всё же это попытка…

Многосюжетность: история подробно описана с разных углов+история нескольких семей.
Философия истории определила жанр: роман-эпопея. В основе романа – судьба личности, человеческий характер. Эпопея – разновидность эпоса, в котором выражены коллективные национально-исторические и государственные идеи времени. Роман-эпопея – единство и равенство этих двух начал. Восходит к Гомеру: «Илиада» - изображение народа в войне (эпопея), «Одиссея» - история одного человека, человеческий характер в основе. Личная история жизни+история нации = роман-эпопея.

Личная история и история жизни даны в синтезе. Единый процесс движения и развития истории и человека: диалектика исторического прогресса. Диалектика души.


  1. Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир»: тема войны.


В I томе романа тема войны раскрывается через военную кампанию 1805-1807 гг. И Россия проигрывает эту кампанию, поскольку ей она была не нужна – солдаты и офицеры не понимали смысла этой войны, не понимали, за что именно они сражаются. Здесь появляется образ Кутузова, которого Толстой изображает как часть нации. Он показан как человек близкий к народу, обладающий собственным внутренним миром.

Шенграбенское сражение демонстрирует восприятие войны Андреем Болконским как способа построения карьеры. Он желает славы. События на батарее Тушина играют ключевую роль, хотя остаются малоизвестными. Битва при Аустерлице завершается окончательным поражением. Болконский желает повторить подвиг Наполеона во время битвы при Тулоне – он ведет солдат в бой, держа в руках флаг. Однако Наполеон в сознании Андрея обретает сатирическое изображение, он представлен как нечто неважное.

События III тома повествуют о вторжении Наполеона в Россию. Он вторгается в совершенно незащищенный, неподготовленный Смоленск, который моментально сдается. Отечественная война 1812 года показывается Толстым как кризис национального масштаба. Однако только такой кризис оказывается способным запустить пробуждение Души нации.

Ключевой момент представляет собой Бородинское сражение в сентябре 1812 года. С одной стороны, в нём погибает половина российского войска. С другой же стороны, им одерживается нравственная победа, поскольку остальная половина армии беспощадно сражается, отстаивая интересы всей страны, видя смысл в её защите (своеобразная антитеза кампании 1805 – 1807 гг.).