Файл: Общая характеристика жизни и творчества Ф. М. Достоевского.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


С изображением войны Толстого связано не только описание батальных сцен, но и поведения мирных жителей. Подробно описывается то, как люди разных сословий покидают Москву перед вторжением в неё Наполеона. В Москве Наполеон ощущает себя победителем, но сохраняется его общее странное чувство – нет делегации, Москва горит. Наполеон чувствует потерянность – он показан как обычный человек. В связи со всем этим, он решает оставить Россию.


  1. Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир»: общие принципы изображения человека.


У Толстого человек – это тело, лицо, мимика. Только в описаниях отдельных героев он углубляется в диалектику души. Внешность, портрет, внутренний мир, внутренние монологи (диалектика души).

Телесность толстовских героев: в первую очередь, Элен – герой телесный (живёт только плотскими утехами). Противоположный пример – княжна Марья. Но стоит ей улыбнуться, заговорить, как её тело преображается духовно. Игра на внутреннем свете и внешности.

Изображение человека связано с дворянством. Именно война 1812 года доказала, что дворяне могут быть естественными людьми. Чтобы быть естественным человеком, необходимо обладать единством с нацией, быть частью единой Души нации. Позиция естественного человека определила оценочную позицию Толстого.

Положительные и отрицательные герои у Толстого. Две крайние точки – Платон Каратаев и Наполеон.
Героев можно разделить на:

  1. Исторических личностей.

  2. Вымышленных героев.

Но, в сущности, исторические личности – художественные образы Толстого. Художественное новаторство Толстого: массовые сцены (связанные с изображение народа и единой души нации: русские исторические личности, вымышленные герои-русские солдаты, офицеры, крестьяне). Этим массовым сценам противостоят анти-герои, восходящие к типу личности Наполеона. Очевидный пример: семья Курагиных (князь Василий, Элен, Анатоль, хоть он и приобщён к войне, теряет ногу => теряет красоту, жертва войны).

Но доминируют в романе типы личности, связанные с мыслью народной. «Мысль народная» - «мысль семейная». Персонажи изображаются как несколько семей: Ростовы, Болконские, Пьер Безухов – часть нации.

Ростовы и Болконские – две дворянские семьи. Разные принципы изображения.

Ростовы – естественные люди. Старая графиня истощена родами (естественная женщина, пришедшая в мир, чтобы рожать). Старшая дочь Вера выпадает из принципа, т.к. она воплощённый рационализм, эгоизм. Закономерно выходит за Берга. Вера нужна, чтоб подчеркнуть естественность остальных.


С точки зрения Толстого, ничуть не менее значим Николай Ростов. Суть мужского русского национального характера – живёт эмоциями, но в нём показан идеал Толстого. Суть мужского характера – воин и землепашец. В финале романа Николай – идеальный семьянин. Главное в нём – ответственность и верность.

Наташа Ростова – воплощение естественной женщины. В «ВиМ» есть два типа русских женщин (естественная и религиозная – княжна Марья). Наташа пришла в мир, чтобы любить. Она влюбляется в людей, такова её природа. Как естественная женщина она стремилась выйти замуж. Она любит мужа, детей. По Толстому, Наташа становится «самкой». Особый характер: естественная женщина+дворянская культура. Два танца Наташи: первый бал (народная пляска: откуда у графини эти умения?)

Соня – приемная дочь у Ростовых. У неё совершенно другая судьба. Всю жизнь любит Николая, но ведёт себя благородно, хоть такое благородство по Толстому и не соответствует понятию естественного человека.

Петя Ростов – младший в семье. Каждая семья должна чем-то заплатить за победу в войне. Ростовы заплатят жизнью Пети. В 15 лет он добровольно уходит воевать, причём в партизанские войска. Накануне смерти ему снится сон: оркестр = единство мира, хор, в который входит всё. Это художественное воплощение единства нации:
«<…> стройный хор музыки, игравшей какой-то торжественно сладкий гимн <…> все они сливались в одно и опять разбегались, и опять сливались то в торжественно церковное, то в ярко блестящее и победное <…> С торжественным победным маршем сливалась песня, и капли капали, и вжиг, жиг, жиг… свистела сабля, и опять подрались и заржали лошади, не нарушая хора, а входя в него».

Болконские – русское дворянство как сфера русского интеллекта, просвещения, прогресса. Если Ростовы – природа, то Болконские – сфера духа. Принципиально описание старого князя Болконского (а-ля XVIII в. – эпоха Просвещения), изображён в духовных трудах; старый князь постоянно занят — то пишет записки, то даёт уроки дочери Марье, то работает в саду.

Княжна Марья – религиозный тип русской женщины. Своей духовностью она сильно влияет на семью. Крестик => спасает Андрея. Княжной Марьей владеют смирение и терпение, что выражается в отношении к отцу.

Андрей – в центре изображения семьи. Тема интеллекта. Автобиографические герои Толстого – Андрей и Пьер. Эти герои даны на разных этапах своего развития. Именно так понимает Толстой своего автобиографического героя. Андрей начинает с военной карьеры, стремления к славе => крушение ценностей. Далее этап частной жизни в имении Лысые горы (очень важный этап!) Далее государственная деятельность (сподвижник Сперанского), герой-интеллектуал. На этом этапе Андрей встречает Наташу. Как герой-интеллектуал он не может себе позволить полностью отдаться чувствам. В крушении любви виноваты ОБА.



На фоне войны Андрей рядом с Кутузовым. Сам князь относится к войне 1812 года не так, как к войне 1805. Солдаты же: Андрей – «наш князь», он един с душой нации.

Смерть Андрея – расплата Болконского за победу в войне. Символично случайное стечение обстоятельств – встреча Наташи с раненным Андреем. Последние дни Андрея с Наташей – демонстрация того, что их «брак» состоялся: по сути, Наташа выполнила свою функцию, они были духовно едины. При этом духовном единстве Наташа почувствовала, что Андрей изменился.

Сон князя Андрея: ему снится, что он лежит в комнате, в дверь стучится Оно, смерть. Страх смерти, просыпается. «И этот страх есть страх смерти: за дверью стоит оно <…> Оно вошло, и оно есть смерть. И князь Андрей умер. Но в тоже мгновение, как он умер, князь Андрей вспомнил, что он спит, и <…> сделав над собой усилие, проснулся. «Да, это была смерть. Я умер – я проснулся. Да, смерть – это пробуждение», - вдруг просветлело в его душе <…> »

Смерть – пробуждение от жизни. Сам Толстой боялся смерти, но тут вдруг – преображение: смерть – пробуждение. В общем, желание умереть связано со страхом естественной жизни. Не хватило Андрею естественности, плотского начала.
Пьер Безухов – с самого начала входит как часть семьи, но незаконнорожденный. В рождении Пьера Толстой реализовал свой план жениться на крестьянке. Пьер – гармония тела и духа, интеллекта и естественного человека. Сочетание естественности и интеллекта определяет и этапы его развития.

В начале: незаконнорожденный сын графа Безухова, интеллектуал.

Далее: узнаём, что Пьер не чужд плотским радостям. Был замешан в пьяном дебоше.

Потом: наследник состояния, свобода выстраивать жизнь как хочется. Так, женится на Элен - воплощение плотской женщины.

Переломный момент: дуэль с Долоховым. Идя на дуэль, он готов убить человека. Но в нём играет естественная нравственность.

Уходит в масонство. В частности, это говорит о нравственном самосовершенствовании личности. В 1812 году Пьер оказывается на войне, на Бородинском сражении. Его интуитивно влечёт к эпицентру единой души нации. Толстой наделяет Пьера и Андрея своими собственными рассуждениями о философии истории.

Пьер решает, что его историческая миссия – убить Наполеона. Он переодевается в простое платье. Заподозренный в поджогах Москвы, попадает в плен, где встречает Платона Каратаева (полное слияние человека с народом, у него отсутствуют местоимение «я»).


В то время, когда Пете снится сон об оркестре (накануне освобождения пленных, среди которых есть Пьер), сон снится так же и Пьеру: глобус, капли – отдельные люди сливаются и разделяются. Андрею и Пете снятся сны – они умирают, Пьера Толстой не убивает. Проснувшись, он узнаёт о смерти Платона (ещё одна жертва для победы в войне), Пьер оказывается жизнеспособнее.
Эпилог: гармоническая семья княжны Марьи и Николая Ростова. Они дополняют друг друга. Гармоническая семья Пьера и Наташи. Их гармония – гармония двух естественных людей. Эту гармонию разрушает спор Пьера и Николая о тайном обществе. В перспективе романа – то с чего он начинался. 1851г. – «Декабристы», возвращение пожилых Пьера и Наташи из сибирской ссылки.


  1. Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир»: основные герои.

См. выше.


  1. Роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина»: роман об Анне Карениной.

«Анна Каренина» - попытка создать роман о современной жизни. В центре – «мысль семейная». Институт брака разрушен. Роман о несчастных семьях.

Две истории, два главных героя – Анна Каренина и Константин Левин. Они встретятся всего один раз, ближе к концу. Но сюжетно никак не связаны между собой. Две истории: современной женщины и современного мужчины. Ситуация, связанная с разрушением семьи в России. Разрушение семьи тотально, поэтому 2 истории. В основе этого разрушения – греховность людей.

Название романа: если в заглавии женское имя, то роман, по стереотипным канонам, всяко о любви. Или о любовном треугольнике. Так и есть у Толстого. Используя этот традиционный приём, Толстой наполняет сюжет своим содержанием.

Эпиграф: «мне отмщение, и Аз воздам». Выглядит как библейская цитата, но там такой, вообще-то, нет. Тема мести, иначе – наказания. Так, любовный треугольник (заглавие) оборачивается темой наказания (эпиграф).

Любовный треугольник будет связан с железной дорогой (первый поезд – 1866 год, начало РЖД). Для современников, железная дорога  символ современности, железной эпохи.

Анна и Алексеи (обоих её мужчин так зовут). Жизнь Анны и её мужа: он старше неё, высокопоставленный человек. Очень быстро понимает о происходящем (случай на скачках).

Анна Каренина – типологическое продолжение Наташи Ростовой. Пришла в этот мир, чтобы любить, и в этом её греховность. Толстой создает образ женщины, созданной для любви, и наказывает её за это. Чувство, возникающее между ней и Вронским – подлинное любовное чувство. Для Толстого опять-таки важна телесность: живые глаза, полнота.


В своём браке она любит сына. В изображении Толстого она выбирает между Вронским и сыном Серёжей, отказывается от сына. Ответственность за семью берёт на себя Каренин, отпускает Анну – изображение религиозного смирения.

Вронский – герой-любовник. Концепция мужчины: стремление создать истинную семью. Вронский оставляет свою блестящую карьеру, когда Анна мучается в родах. Вронский занят всем домашним бытом в Воздвиженском. Отношение Анны к их рождённой дочери Анны = холодно, в отличие от сына Серёжи.

Последний монолог Анны: «все стремятся к греху, все хотят грешить». Она понимает разрушительность своей великой любви. Эпилог: Вронский на перроне, доброволец на войну. Своеобразный акт самоубийства – едет, чтоб умереть. Две попытки самоубийства: 1) после гибели Фру-Фру на скачках, 2) когда кажется, что Анна при смерти.

В изображении Толстого, великая любовь – самоубийственна.

Случайное семейство: дочь Анна – Каренина, а не Вронская. У Вронского нет никого!

В истории этого треугольника есть момент: Анна больна и умирает, у её постели два человека – Каренин и Вронский. И они абсолютно примиряются у постели Анны, жалеют друг друга. Каренин: «я простил совершенно. Я хочу подставить другую щёку!» Из этой позиции выражается всё религиозно-философское учение Толстого.

В мире царит насилие, но его можно остановить, подставив другую щёку.


  1. Роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина»: роман о Константине Левине.

На мысли семейной держится весь роман. Две истории, два главных героя – Анна Каренина и Константин Левин. Они встретятся всего один раз, ближе к концу. Но сюжетно никак не связаны между собой. Две истории: современной женщины и современного мужчины. Ситуация, связанная с разрушением семьи в России.

Константин Дмитриевич Левин – сугубо автобиографический герой. Это в каком-то смысле исповедальный герой Толстого.

С ним в роман вводятся интеллектуальные искания эпохи 1870-х гг: политические проблемы социального плана – отмена крепостного права.

Левина окружает ряд героев: брат Николай, Кознышев, Свияжский, Катавасов, Облонский.

Т.к. личная проблема – семейная, то большую роль играет любовь Левина и Китти. Переживая отказ Китти, Левин возвращается в поместье, ведет жизнь естественного человека.

2 героя – Анна и Константин – два варианта естественного человека. Отсюда принципиальна жизнь в поместье, работа на земле. Сцена косьбы с крестьянами. Левин – часть народно-крестьянского мира. Женитьба на крестьянской женщине.