Файл: История России в свете цивилизационного подхода Учебное пособие.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
История России в свете цивилизационного подхода: Учебное пособие/ Байкова О.Л., Болокина Л.А., Долгова Т.В., Иванов В.Г., Лавриков СВ., Ледин О.Б., Миронова О.Б., Попова С.Ю., Токмин СЮ., Токмина Т.А. -Тверь: ТГТУ, 1998. - 140 с.
Пособие написано в жанре методологического очерка истории России в свете цивилизационного подхода. Особое внимание уделяется проблеме становления и воспроизводства цивилизационной самобытности нашей страны, соотношения отечественного цивилизационного наследия и "вызовов" современного этапа мирового общественного развития. Авторы выдвигают и обосновывают ряд положений я выводов, формирующих
оригинальную трактовку логики российского пути с древнейших времен до наших дней.
По ходу изложения дается проблемная библиография, ориентирующая читателя на глубокое самостоятельное освоение предложенной тематики.
Для студентов, аспирантов, преподавателей, всех, кто интересуется историей России.
Рецензенты: заведующий кафедрой истории кандидат исторических наук доцент СИ. Федосова; декан исторического факультета ТГУ профессор В.А Смирнов.
ВВЕДЕНИЕ
Главным предназначением пособия является оказание помощи студентам вузов в постижении прошлого, настоящего, а также возможных альтернатив будущего развития России на основе цивилизационного подхода к пониманию и объяснению исторического процесса.
В отличие от множества изданий по истории Отечества авторы предлагаемой работы акцентируют внимание читателей не на дескриптивных, хронологически-описательных, а на проблемно-логических аспектах курса, когда разнообразные исторические познания студентов, полученные в школе и из других источников, концептуально, организуются. Тем самым обеспечивается целесообразность изучения дисциплины "История" в вузе, суть которой сводится к формированию достаточных методологических и ценностных оснований для последующей самостоятельной ориентации в противоречивых реалиях отечественной и мировой исторической современности.
По своему жанру пособие является учебно-научным, так как значительная часть его проблематики остается до сих пор "открытой", т.е. не получившей в современной науке сколько-нибудь однозначного истолкования. Прежде всего, к таким открытым проблемам, как известно, относятся пара-дигмальные основания цивилизационного подхода, эвристические возмож
ности которого в сфере интерпретации нынешнего этапа российской истории еще далеко не использованы.
Поэтому авторы волею указанных обстоятельств призваны к творческому поиску ряда альтернативных концептов и определений исторических феноменов и регулярностей. Их видение логики российской истории предлагается читателям не в качестве постулата, обязательного для заучивания, а в качестве предмета для творческого критического диалога, на основе самостоятельного изучения студентами многих альтернативных позиций, представленных в исторической науке.
4
ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ И ФУНКЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
Основные вопросы темы:
1. История: многозначность понятий. История как объективный процесс и как субъективные представления о нем.
-
Предназначение и функции исторического знания.
-
Понятие исторического сознания. Уровни, факторы формирования и
основные типы исторического сознания. -
Объект, предметная область и методологические основания учебного
курса "История".
I. ИСТОРИЯ: МНОГОЗНАЧНОСТЬ ПОНЯТИЙ. ИСТОРИЯ КАК ОБЪЕКТИВНЫЙ ПРОЦЕСС И КАК СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НЕМ
Приступая к изучению курса "История", мы должны прежде всего найти ответы на такие исходные вопросы, как "Что такое история?" и "Какую роль играет историческое знание в жизни отдельного человека и. общества в делом?".
Если вы обратитесь к своим личным наблюдениям по поводу употребления слова "история", то без труда обнаружите его многозначность. Употребляемое в обиходе, это слово зачастую совпадает со своим первоначальным смыслом, который сформировался еще в Древней Греции и буквально означал рассказ о прошедшем или интересном узнанном. В данном случае речь идет о литературно-художественном или просторечном описании чего-либо значимого для. читателя или слушателя. 'Гак, человек, переживший неординарную ситуацию, обычно говорит: " Я попал в историю", "Со мной приключилась история".
Нам же предстоит иметь дело с научным значением термина "история", который также неоднозначен. В самом широком, общеприменимом смысле под "историей" понимается совокупность последовательных вменений какого-либо объекта во времени, который при этом сохраняет свою системную и функциональную целостность.
В этом случае мы можем говорить как об истории болотного комара, так и об истории Древней Греции, подразумевая всю совокупность их изменений от возникновения до момента исчезновения как самостоятельных объектов.
Применительно к обществу слово "история" также неоднозначно. В обществоведении под ним понимается как вся минувшая социальная реальность, события и свершения прошлой общественной жизни людей, так и многочисленные описания и интерпретации (толкования) этой реальности. И если в первом варианте мы имеем дело с объективным историческим процессом, т.е. изменениями, которые не зависят от нашего сознания, то во
5
втором - речь идет о его субъективном отражении человеческим сознанием, которое включает совокупность наших знаний, представлений о прошлом, а также его оценку. Таким образом, история предстает в двух ипостасях - как объективная и как субъективная, "писанная".
В подавляющем большинстве случаев наши исторические представления формируются на основе "писанной " истории, когда мы, не будучи непосредственными участниками или свидетелями событий прошлого, получаем информацию о нем, субъективно преображенную посредниками (очевидцами, мемуаристами, учеными-историками и т.д.). (Подробнее см.: Момджян К.Х. Социум. Общество. История. М.: Наука. 1994. С.100-101).
Таким образом, историческое образование предполагает изучение "писанной истории", т.е. той области человеческого познания, которая устанавливает, классифицирует и интерпретирует свидетельства о том, что случилось некогда с людьми на долгом и трудном пути развития человечества, образующих его стран и народов.
II. ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Известно, что потребность в постижении собственной истории, а вместе с ней и историческое сознание возникли в глубокой древности. Начало систематическому описанию исторических событий положено еще в Древней Греции "отцами истории" Геродотом (между 490 и 480 - около 425 гг. до нашей эры) и Фукидидом (около 460- 400 гг. до нашей эры), заложившими основы научной историографии. С тех пор интерес к историческому прошлому неизменно сопровождал человечество во все эпохи и времена. Этот факт уже сам по себе говорит о высочайшей важности и неизбывности роли исторического знания в жизни человечества, ибо любое знание всегда целесообразно.
Какие же цели преследуют люди, изучая историю? Почему знания о прошлом всякий раз оказываются необходимыми в настоящем?
В сфере духовно-мировоззренческой исторические знания удовлетворяют уникальную человеческую потребность в индивидуальном самосознании и в самосознании этнокультурной общности. Без и вне истории отдельный человек или та или иная общность людей не в состоянии сделать целостную оценку самих себя, т.е. своего мировоззрения, целей, интересов и мотивов поведения и реального статуса в хронологической шкале достижений как своего, так и других народов мира. По мнению выдающегося российского историка В.0. Ключевского, "без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться, механическими куклами, которые не родятся, а делаются, не умирают по законам природы, жизни, а ломаются по чему-то детскому капризу" (Ключевский В.0. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. М., 1968. С.332).
6
В приведенной цитате, кроме удовлетворения потребности в самосознании, указывается и на другую важную функцию исторического знания -смыслообризующую. Человек, в отличие от других живых существ, одержим жаждой смысла своего бытия (под смыслом в данном случае понимается некая значимая, имеющая приоритетную ценность цель, достижение которой обеспечивается всей совокупностью деятельности как отдельного человека, так и общества в целом. В первом случае мы говорим о смысле жизни, а во втором - о смысле истории). Отыскать же так необходимый смысл существования в самом себе человек не в состоянии, т.к. он не заложен генетически. Понять свое предназначение личность и общество могут лишь через соотнесение своих возможностей с достижениями, тенденциями и альтернативами развития всего человечества, т.е. через постижение истории. По существу, история остается для человека единственным источником смысложизненных ориентиров, образцов для подражания или, наоборот, многочисленных ошибок, на которых учатся. Понять смысл своей жизни-значит найти ответы на вопросы: "Кем и каким ты хочешь стать?", "Что тебя не удовлетворяет в твоем нынешнем положении?", "Из чего это положение проистекает? Чем оно обусловлено?", "Каковы оптимальные пути достижения твоей самой главной цели?". Перечисленные вопросы, актуальные как для отдельного человека, так и для всего человечества, опять-таки останутся без ответов, если мы не обратимся к истории.
Знание истории выступает необходимой основой для удовлетворения насущной для всех людей потребности в оптимальном приспособлении к окружающей социальной среде. Назовем эту потребность социализаторской, а функцию исторического знания, которая ее удовлетворяет,- социализирующей. Приспособление (социализация) в первую очередь предполагает знание законов развития и функционирования общества, а также традиций и ценностей, которые в нем господствуют. Понятно, что человек, не усвоивший их или же усвоивший весьма поверхностно, обречен постоянно вызывать сопротивление окружающей социальной среды, что нередко оказывается существенным тормозом и даже непреодолимой преградой в достижении самых разнообразных целей. Вместе с тем само обнаружение общественных (писанных и неписанных) законов, происхождение и сущность традиций немыслимы без целостного, т.е. исторического взгляда на общество, т.к. они проявляются не одномоментно, а на фоне длительной исторической ретроспективы. Это особенно существенно в обществе, которое бурно меняется и в котором многие нововведения не мо1ут быть правильно оценены с точки зрения обычной житейской мудрости. Так, если обратиться к нашей текущей ситуации с позиции самоочевидных фактов, которые мы наблюдаем непосредственно, можно прийти к совершенно абсурдному выводу о том, что образование и образованность теряют свою ценность, ибо множество людей сейчас резко улучшают свое материальное благосостояние отнюдь не с
7
помощью образования и высокого профессионализма. Однако тенденции мирового развития в XIX и XX вв., богатый опыт стран-лидеров современной цивилизации говорят об обратном. Именно образование и высочайший профессионализм все больше выступают главной предпосылкой жизненного успеха людей, повышения их материального и социального статуса.' Процветающий в развитых странах "средний" класс, составляющий большинство населения, "рекрутируется" в основном из высокообразованных людей. Даже на этом частном примере можно убедиться, сколь существенным для любого и особенно молодого человека является целостное представление о тенденциях исторического развития. Незнание их, ориентация только лишь на непосредственную, локальную в пространственном и временном смысле ситуацию может привести к ложному выбору жизненного пути, который с годами будет все труднее исправить.