Файл: История России в свете цивилизационного подхода Учебное пособие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



История России в свете цивилизационного подхода: Учебное пособие/ Байкова О.Л., Болокина Л.А., Долгова Т.В., Иванов В.Г., Лавриков СВ., Ледин О.Б., Миронова О.Б., Попова С.Ю., Токмин СЮ., Токмина Т.А. -Тверь: ТГТУ, 1998. - 140 с.

Пособие написано в жанре методологического очерка истории России в свете цивилизационного подхода. Особое внимание уделяется проблеме становления и воспроизводства цивилизационной самобытности нашей страны, соотношения отечественного цивилизационного наследия и "вызовов" современного этапа мирового общественного развития. Авторы выдвигают и обосновывают ряд положений я выводов, формирующих
оригинальную трактовку логики российского пути с древнейших времен до
наших дней.

По ходу изложения дается проблемная библиография, ориентирующая читателя на глубокое самостоятельное освоение предложенной тематики.

Для студентов, аспирантов, преподавателей, всех, кто интересуется историей России.

Рецензенты: заведующий кафедрой истории кандидат исторических наук доцент СИ. Федосова; декан исторического факультета ТГУ профессор В.А Смирнов.

ВВЕДЕНИЕ

Главным предназначением пособия является оказание помощи студен­там вузов в постижении прошлого, настоящего, а также возможных альтер­натив будущего развития России на основе цивилизационного подхода к по­ниманию и объяснению исторического процесса.

В отличие от множества изданий по истории Отечества авторы предла­гаемой работы акцентируют внимание читателей не на дескриптивных, хро­нологически-описательных, а на проблемно-логических аспектах курса, ко­гда разнообразные исторические познания студентов, полученные в школе и из других источников, концептуально, организуются. Тем самым обеспечива­ется целесообразность изучения дисциплины "История" в вузе, суть которой сводится к формированию достаточных методологических и ценностных ос­нований для последующей самостоятельной ориентации в противоречивых реалиях отечественной и мировой исторической современности.

По своему жанру пособие является учебно-научным, так как значитель­ная часть его проблематики остается до сих пор "открытой", т.е. не полу­чившей в современной науке сколько-нибудь однозначного истолкования. Прежде всего, к таким открытым проблемам, как известно, относятся пара-дигмальные основания цивилизационного подхода, эвристические возмож­
ности которого в сфере интерпретации нынешнего этапа российской истории еще далеко не использованы.

Поэтому авторы волею указанных обстоятельств призваны к творческо­му поиску ряда альтернативных концептов и определений исторических фе­номенов и регулярностей. Их видение логики российской истории предлага­ется читателям не в качестве постулата, обязательного для заучивания, а в ка­честве предмета для творческого критического диалога, на основе самостоя­тельного изучения студентами многих альтернативных позиций, представ­ленных в исторической науке.

4

ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ И ФУНКЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

Основные вопросы темы:

1. История: многозначность понятий. История как объективный процесс и как субъективные представления о нем.

  1. Предназначение и функции исторического знания.

  1. Понятие исторического сознания. Уровни, факторы формирования и
    основные типы исторического сознания.

  2. Объект, предметная область и методологические основания учебного
    курса "История".

I. ИСТОРИЯ: МНОГОЗНАЧНОСТЬ ПОНЯТИЙ. ИСТОРИЯ КАК ОБЪЕКТИВНЫЙ ПРОЦЕСС И КАК СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НЕМ

Приступая к изучению курса "История", мы должны прежде всего найти ответы на такие исходные вопросы, как "Что такое история?" и "Какую роль играет историческое знание в жизни отдельного человека и. общества в де­лом?".

Если вы обратитесь к своим личным наблюдениям по поводу употреб­ления слова "история", то без труда обнаружите его многозначность. Упот­ребляемое в обиходе, это слово зачастую совпадает со своим первоначаль­ным смыслом, который сформировался еще в Древней Греции и буквально означал рассказ о прошедшем или интересном узнанном. В данном случае речь идет о литературно-художественном или просторечном описании чего-либо значимого для. читателя или слушателя. 'Гак, человек, переживший не­ординарную ситуацию, обычно говорит: " Я попал в историю", "Со мной приключилась история".

Нам же предстоит иметь дело с научным значением термина "история", который также неоднозначен. В самом широком, общеприменимом смысле под "историей" понимается совокупность последовательных вменений ка­кого-либо объекта во времени, который при этом сохраняет свою систем­ную и функциональную целостность.
В этом случае мы можем говорить как об истории болотного комара, так и об истории Древней Греции, подразуме­вая всю совокупность их изменений от возникновения до момента исчезно­вения как самостоятельных объектов.

Применительно к обществу слово "история" также неоднозначно. В об­ществоведении под ним понимается как вся минувшая социальная реаль­ность, события и свершения прошлой общественной жизни людей, так и многочисленные описания и интерпретации (толкования) этой реальности. И если в первом варианте мы имеем дело с объективным историческим про­цессом, т.е. изменениями, которые не зависят от нашего сознания, то во

5

втором - речь идет о его субъективном отражении человеческим сознанием, которое включает совокупность наших знаний, представлений о прошлом, а также его оценку. Таким образом, история предстает в двух ипостасях - как объективная и как субъективная, "писанная".

В подавляющем большинстве случаев наши исторические представле­ния формируются на основе "писанной " истории, когда мы, не будучи непо­средственными участниками или свидетелями событий прошлого, получаем информацию о нем, субъективно преображенную посредниками (очевидца­ми, мемуаристами, учеными-историками и т.д.). (Подробнее см.: Момджян К.Х. Социум. Общество. История. М.: Наука. 1994. С.100-101).

Таким образом, историческое образование предполагает изучение "писанной истории", т.е. той области человеческого познания, которая уста­навливает, классифицирует и интерпретирует свидетельства о том, что случилось некогда с людьми на долгом и трудном пути развития человече­ства, образующих его стран и народов.
II. ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Известно, что потребность в постижении собственной истории, а вместе с ней и историческое сознание возникли в глубокой древности. Начало сис­тематическому описанию исторических событий положено еще в Древней Греции "отцами истории" Геродотом (между 490 и 480 - около 425 гг. до на­шей эры) и Фукидидом (около 460- 400 гг. до нашей эры), заложившими ос­новы научной историографии. С тех пор интерес к историческому прошлому неизменно сопровождал человечество во все эпохи и времена. Этот факт уже сам по себе говорит о высочайшей важности и неизбывности роли историче­ского знания в жизни человечества, ибо любое знание всегда целесообразно.


Какие же цели преследуют люди, изучая историю? Почему знания о прошлом всякий раз оказываются необходимыми в настоящем?

В сфере духовно-мировоззренческой исторические знания удовлетво­ряют уникальную человеческую потребность в индивидуальном самосозна­нии и в самосознании этнокультурной общности. Без и вне истории отдель­ный человек или та или иная общность людей не в состоянии сделать цело­стную оценку самих себя, т.е. своего мировоззрения, целей, интересов и мо­тивов поведения и реального статуса в хронологической шкале достижений как своего, так и других народов мира. По мнению выдающегося российско­го историка В.0. Ключевского, "без знания истории мы должны признать се­бя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для че­го в нем живем, как и к чему должны стремиться, механическими куклами, которые не родятся, а делаются, не умирают по законам природы, жизни, а ломаются по чему-то детскому капризу" (Ключевский В.0. Письма. Дневни­ки. Афоризмы и мысли об истории. М., 1968. С.332).

6

В приведенной цитате, кроме удовлетворения потребности в самосознании, указывается и на другую важную функцию исторического знания -смыслообризующую. Человек, в отличие от других живых существ, одержим жаждой смысла своего бытия (под смыслом в данном случае понимается некая значимая, имеющая приоритетную ценность цель, достижение которой обеспечивается всей совокупностью деятельности как отдельного человека, так и общества в целом. В первом случае мы говорим о смысле жизни, а во втором - о смысле истории). Отыскать же так необходимый смысл существования в самом себе человек не в состоянии, т.к. он не заложен генетически. Понять свое предназначение личность и общество могут лишь через соотнесение своих возможностей с достижениями, тенденциями и альтернативами развития всего человечества, т.е. через постижение истории. По существу, история остается для человека единственным источником смысложизненных ориентиров, образцов для подражания или, наоборот, многочисленных ошибок, на которых учатся. Понять смысл своей жизни-значит найти ответы на вопросы: "Кем и каким ты хочешь стать?", "Что тебя не удовлетворяет в твоем нынешнем положении?", "Из чего это положение проистекает? Чем оно обусловлено?", "Каковы оптимальные пути достижения твоей самой главной цели?". Перечисленные вопросы, актуальные как для отдельного человека, так и для всего человечества, опять-таки останутся без ответов, если мы не обратимся к истории.


Знание истории выступает необходимой основой для удовлетворения насущной для всех людей потребности в оптимальном приспособлении к окружающей социальной среде. Назовем эту потребность социализаторской, а функцию исторического знания, которая ее удовлетворяет,- социализирующей. Приспособление (социализация) в первую очередь предполагает знание законов развития и функционирования общества, а также традиций и ценностей, которые в нем господствуют. Понятно, что человек, не усвоивший их или же усвоивший весьма поверхностно, обречен постоянно вызывать сопротивление окружающей социальной среды, что нередко оказывается существенным тормозом и даже непреодолимой преградой в достижении самых разнообразных целей. Вместе с тем само обнаружение общественных (писанных и неписанных) законов, происхождение и сущность традиций немыслимы без целостного, т.е. исторического взгляда на общество, т.к. они проявляются не одномоментно, а на фоне длительной исторической ретроспективы. Это особенно существенно в обществе, которое бурно меняется и в котором многие нововведения не мо1ут быть правильно оценены с точки зрения обычной житейской мудрости. Так, если обратиться к нашей текущей ситуации с позиции самоочевидных фактов, которые мы наблюдаем непосредственно, можно прийти к совершенно абсурдному выводу о том, что образование и образованность теряют свою ценность, ибо множество людей сейчас резко улучшают свое материальное благосостояние отнюдь не с

7

помощью образования и высокого профессионализма. Однако тенденции мирового развития в XIX и XX вв., богатый опыт стран-лидеров современной цивилизации говорят об обратном. Именно образование и высочайший профессионализм все больше выступают главной предпосылкой жизненного успеха людей, повышения их материального и социального статуса.' Процветающий в развитых странах "средний" класс, составляющий большинство населения, "рекрутируется" в основном из высокообразованных людей. Даже на этом частном примере можно убедиться, сколь существенным для любого и особенно молодого человека является целостное представление о тенденциях исторического развития. Незнание их, ориентация только лишь на непосредственную, локальную в пространственном и временном смысле ситуацию может привести к ложному выбору жизненного пути, который с годами будет все труднее исправить.