Файл: История России в свете цивилизационного подхода Учебное пособие.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Среди перечисленных наиболее важной функцией исторического знания являются трансляция и расширенное воспроизводство совокупного опыта человечества в историческом пространстве и времени. Человеческий род, будучи безоговорочным монополистом на искусственные, надприродные средства коммуникации (язык устный и письменный в сочетании с книгопечатанием, радио, телевидением и т.п., а также постоянно совершенствуемые транспортные средства), обладает уникальной способностью к негенетической памяти, т.е. реконструкции, накоплению и применению практически любого достижения предшествующих поколений и современников в планетарном масштабе. Данное утверждение одинаково справедливо применительно к опыту в любой сфере деятельности - по векторам отношений "человек - природа", "человек - человек", "человек - общество", "человек -государство ", "человек - знание". Поэтому вполне справедливо считать людей не только разумными существами, но и существами историческими. Отсюда следует, что история является важнейшим антропогенным фактором, т.е. фактором, без которого невозможно возникновение и развитие цивилизации, культуры и, следовательно, самого человека. Вдумайтесь, и вы без труда обнаружите множество примеров, подтверждающих данный вывод. Действительно, подавляющее большинство жизненно необходимой нам информации и навыков мы, как и общество в целом, черпаем именно из предшествующей истории с помощью искусственных, созданных только человечеством средств коммуникации.
Хотя, как мы говорили ранее, историческое знание и историческая наука имеют дело прежде всего с прошедшей социальной реальностью, история непосредственно связана с определением будущего. Как же взаимосвязаны прошлое, настоящее и будущее? Обобщение огромного исторического материала неопровержимо доказывает наличие элементов сущностной повторяемости и причинно-следственной связи в историческом развитии. Так, основываясь на знаниях, полученных еще в школе, вы можете
8
самостоятельно выделить общие, повторяющиеся для все эпох и поколений причины различных социальных конфликтов, типы социальной организации, интересы и мотивы человеческой деятельности, универсальные, "вечные" проблемы, которые неизбежно будут сопровождать мировое сообщество в ближайшем и отдаленном будущем. Поэтому повторяющееся прошлое должно быть неизбежно включено в схему прогнозирования будущего. Иначе говоря, только историческая наука, теоретически осмысливающая опыт предшествующих этапов социальной эволюции, способна определить то необходимое (плохое или хорошее), что человечество в силу объективной необходимости унесет в свое будущее. Таким образом, историческая наука за
ранее и достоверно может определить важные составляющие будущего в виде историко-культурных инвариантов (т.е. универсалий, отражающих родовые черты человеческого общества).
Очевидное присутствие причинно-следственной зависимости и преемственности в историческом развитии также обусловливает прямую и опосредованную связь прошлого, настоящего и будущего и, следовательно, исторических наук и футурологии (области научных знаний, охватывающей .перспективы социальных изменений и процессов, формирующей концепции будущего и выполняющей функции прогнозирования). Дело в том, что с точки зрения каузального принципа (принципа причинно-следственной зависимости), многие явления настоящего и будущего имеют свои истоки, причины в прошлом. Поэтому понять их сущность и дальнейшую эволюцию возможно лишь в историческом контексте. Именно этот аспект исторического развитии имел в виду один из выдающихся философов XX века К. Ясперс, утверждая: "Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам нате настоящее... и намекнуло о нашем будущем.., Настоящее совершается на основе исторического прошлого, воздействие которого мы ощущаем на себе? (Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика. 1994. С28).
С оценочной (аксиологической), а также практической точек зрения, все перечисленные функции истории, несомненно, имеют непреходящее положительное значение, оказывают существенное влияние на мировоззрение и поведение людей. Вместе с тем сам факт этого влияния превращает историческое прошлое, точнее информацию о нем, в эффективное средство манипуляции общественным сознанием и поведением. Несомненно, что те или иные исторические факты с помощью известных ухищрений и фальсификаций могут быть использованы как для оправдания (апологетики), так и для очернительства какой угодно социально-политической стратегии. В этом случае историческое знание (его концептуальные интерпретации) служит эффективным подспорьем в идеологической и политической борьбе. Академик Гви-шиани справедливо отмечал в связи с этим: "... если проблемная ситуация зависит от поведения различньгх людей, то она по необходимости зависит от того, как люди воспринимают ее" (Искусство и наука системной практики.
9
М., 1989. С. 10). Социально-манипулирующая функция "писанной" истории наиболее ярко проявляется в период индустриального и постиндустриально
го развития общества, в котором сосуществуют обыденное историческое сознание и мощные пропагандистские средства воздействия на него. И здесь приходят на память нацистские интерпретации исторического прошлого человечества, которые оказались способными оправдать претензии немецкого фашизма на мировое господство, одурманить сознание целой нации и спод- вигнуть ее на самую трагическую в истории человечества империалистическую авантюру. В том же ряду массовых исторических фальсификаций находится официальная историческая "наука" тоталитаризма. Эти и целый ряд других примеров дают объективные основания для известного пессимистического афоризма, согласно которому "история учит тому, что она ничему не учит", а также мнения о том, что зачастую непредсказуемо не только будущее, но и прошлое.
III. ПОНЯТИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ. УРОВНИ, ФАКТОРЫ -ФОРМИРОВАНИЯ И ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
Насколько оправдан такой крайний пессимизм? Имея под собой реальную почву, он, тем не менее, не должен абсолютизироваться. Чтобы показать ограниченность такого пессимистического подхода к оценке позитивных возможностей исторического знания, мы должны в первую очередь понять, какой уровень исторического сознания людей наиболее податлив для всевозможных фальсификаций и манипулирования и, наоборот, может противостоять им. Но сначала ответим на вопрос: "Что мы понимаем под историческим сознанием?'', В самом общем плане: историческое сознание есть совокупность субъективных представлений человека об объективном историческом прогрессе, а также о своем месте в нем. Как правило, эта совокупность представлений включает в себя определенный объем и качество исторических знаний, их оценку, на основе которой строится отношение к современности и будущему.
Под уровнем исторического сознания людей понимается уровень его целостности и адекватности отражения объективной истории." Историческое сознание, содержащее в себе многие жизнесмысловые "ориентиры, предвосхищает и определяет практические действия человека, придает им целенаправленный характер. Следовательно, практическая деятельность людей и уровень их исторического сознания тесно взаимосвязаны.
По указанным выше критериям уровня исторического сознания можно выделить массовое, обыденное идеологическое и научно - теоретическое историческое сознание.
Отличительными чертами массового, обыденного исторического сознания является его фрагментарный, сумбурный, нецелостный характер.
10
Источники его формирования, как правило, ограничиваются случайно прочитанными книгами, связанными с исторической тематикой, популярной исторической публицистикой, представленной в периодике и транслируемой всевозможными средствами массовой информации, слухами, циркулирующими внутри среды непосредственного общения человека. Подобный тип исторического сознания формируется при отсутствии целеустремленного, устойчивого познавательного отношения к историческому прошлому. Иначе говоря, познающий не ставит перед собой такую цель осознанно. Такой уровень исторического сознания, как ни странно, характерен не только для необразованных людей, но и для многих выпускников школ и даже высших учебных заведений. Так, при анализе результатов исследований кафедры истории и политологии Тверского государственного технического университета по проблемам познавательной активности студентов были получены следующие данные. При очевидном интересе нашего общества к собственной истории лишь 12,2% опрошенных удовлетворяют его в первую очередь при изучении обществоведческих дисциплин. Периодике отдали предпочтение 28,5% студентов, услышанному от знакомых и родственников, т.е. слухам -33,5% (Иванов В.Г. Общественные науки глазами студентов// Вопросы методологии и методики изучения общественного мнения студентов: Материалы республиканской научно-практической конференции. Тверь. 1991. С. 36). Таким образом, историческое сознание большинства людей до сих пор складывается вне научного знания, под влиянием популистских оценок массового сознания.
Отсюда следует неутешительный вывод: неспособность общества критически, самостоятельно относиться к историко-культурной информации делает его членов легкой добычей для авторов всевозможных исторических
фальсификаций, формирующих идеологический уровень исторического сознания. От вышеописанного данный уровень отличается устойчивостью, системностью. Чаще всего он обеспечивается всесторонней идеологической обработкой, стереотипизацией обыденного сознания в соответствии с нужными идеологам трафаретами. В этом случае главной целью пропаганды исторических знаний является не приближение к истине, а формирование такихисторических представлений, которые оправдывают действия носителей
идеологии и, одновременно, дискредитируют их противников и оппонентов в общественном мнении.
Мы можем привести огромное количество примеров из далекой и близкой истории, иллюстрирующих этот уровень исторического сознания. Всем известно, как вопреки вопиющим фактам действительности превозносились достижения социализма в историческом соревновании с "загнивающим" капитализмом путем сокрытия объективных данных о явном отставании социалистических стран практически по всем ведущим показателям социального прогресса (уровню, качеству и продолжительности жизни, экологическому благополучию, степени экономической и
11
политической свободы и т.д.). Идеологизация исторического сознания опасна прежде всего своими дезориентирующими последствиями, когда общество, одурманенное самоуспокоением, теряет жизненно важную способность к самокритике, а его активность не направляется на решение наиболее насущных, актуальных проблем. "Стремление "обелить" прошлое, некритически отнестись к нему неизбежно ведет к его повторению", - отмечал в связи с этим известный отечественный культуролог А.И. Арнольдов (подробно проблемы идеологизации исторического сознания освещены в следующих работах: Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. М. 1992. С.10-34; Россия: Опыт национально-государственной идеологии. М. 1994. С. 12-44; Волобуев О., Кулешов С. История по-сталински // Суровая драма народа: Ученые и публицисты о природе сталинизма. М. 1989. С.312-334).
Особая эффективность влияния идеологии на историческое сознание людей и целых народов во многом обусловлена ее претензией на достоверность, постоянным стремлением обрести наукообразную форму. Если вам доведется прочитать даже самый идеологизированный опус, то вы непременно увидите в нем не только декларации (голословные заявления и оценки), но и стройную систему их логического и фактологического обоснования. Так, идеологические концепции относительно прошлого и будущего развития России, представленные западниками и славянофилами, до сих пор с равным успехом умудряются находить массу аргументов для обоснования диаметрально противоположных точек зрения. И если современные западники утверждают, что "нет нужды выдумывать что-то невиданное, а порой достаточно обратить внимание на опыт других стран", дабы догнать и перегнать лидеров мировой цивилизации (Вестник Санкт-Петербургского университета. 1993. №6), то новые славянофилы, скрывающиеся-под вывеской нацио