Файл: История России в свете цивилизационного подхода Учебное пособие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Среди перечисленных наиболее важной функцией исторического знания являются трансляция и расширенное воспроизводство совокупного опыта человечества в историческом пространстве и времени. Человеческий род, будучи безоговорочным монополистом на искусственные, надприродные средства коммуникации (язык устный и письменный в сочетании с книгопечатанием, радио, телевидением и т.п., а также постоянно совершенствуемые транспортные средства), обладает уникальной способностью к негенетической памяти, т.е. реконструкции, накоплению и применению практически любого достижения предшествующих поколений и современников в планетарном масштабе. Данное утверждение одинаково справедливо применительно к опыту в любой сфере деятельности - по векторам отношений "человек - природа", "человек - человек", "человек - общество", "человек -государство ", "человек - знание". Поэтому вполне справедливо считать людей не только разумными существами, но и существами историческими. Отсюда следует, что история является важнейшим антропогенным фактором, т.е. фактором, без которого невозможно возникновение и развитие цивилизации, культуры и, следовательно, самого человека. Вдумайтесь, и вы без труда обнаружите множество примеров, подтверждающих данный вывод. Действительно, подавляющее большинство жизненно необходимой нам информации и навыков мы, как и общество в целом, черпаем именно из предшествующей истории с помощью искусственных, созданных только человечеством средств коммуникации.

Хотя, как мы говорили ранее, историческое знание и историческая наука имеют дело прежде всего с прошедшей социальной реальностью, история непосредственно связана с определением будущего. Как же взаимосвязаны прошлое, настоящее и будущее? Обобщение огромного исторического материала неопровержимо доказывает наличие элементов сущностной повторяемости и причинно-следственной связи в историческом развитии. Так, основываясь на знаниях, полученных еще в школе, вы можете
8
самостоятельно выделить общие, повторяющиеся для все эпох и поколений причины различных социальных конфликтов, типы социальной организации, интересы и мотивы человеческой деятельности, универсальные, "вечные" проблемы, которые неизбежно будут сопровождать мировое сообщество в ближайшем и отдаленном будущем. Поэтому повторяющееся прошлое должно быть неизбежно включено в схему прогнозирования будущего. Ина­че говоря, только историческая наука, теоретически осмысливающая опыт предшествующих этапов социальной эволюции, способна определить то не­обходимое (плохое или хорошее), что человечество в силу объективной не­обходимости унесет в свое будущее. Таким образом, историческая наука за­
ранее и достоверно может определить важные составляющие будущего в ви­де историко-культурных инвариантов (т.е. универсалий, отражающих родо­вые черты человеческого общества).

Очевидное присутствие причинно-следственной зависимости и преем­ственности в историческом развитии также обусловливает прямую и опосре­дованную связь прошлого, настоящего и будущего и, следовательно, истори­ческих наук и футурологии (области научных знаний, охватывающей .пер­спективы социальных изменений и процессов, формирующей концепции бу­дущего и выполняющей функции прогнозирования). Дело в том, что с точки зрения каузального принципа (принципа причинно-следственной зависимо­сти), многие явления настоящего и будущего имеют свои истоки, причины в прошлом. Поэтому понять их сущность и дальнейшую эволюцию возможно лишь в историческом контексте. Именно этот аспект исторического развитии имел в виду один из выдающихся философов XX века К. Ясперс, утверждая: "Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам нате настоящее... и намекнуло о нашем будущем.., Настоящее совершается на ос­нове исторического прошлого, воздействие которого мы ощущаем на себе? (Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика. 1994. С28).

С оценочной (аксиологической), а также практической точек зрения, все перечисленные функции истории, несомненно, имеют непреходящее положи­тельное значение, оказывают существенное влияние на мировоззрение и по­ведение людей. Вместе с тем сам факт этого влияния превращает историче­ское прошлое, точнее информацию о нем, в эффективное средство манипу­ляции общественным сознанием и поведением. Несомненно, что те или иные исторические факты с помощью известных ухищрений и фальсификаций мо­гут быть использованы как для оправдания (апологетики), так и для очерни­тельства какой угодно социально-политической стратегии. В этом случае ис­торическое знание (его концептуальные интерпретации) служит эффектив­ным подспорьем в идеологической и политической борьбе. Академик Гви-шиани справедливо отмечал в связи с этим: "... если проблемная ситуация за­висит от поведения различньгх людей, то она по необходимости зависит от того, как люди воспринимают ее" (Искусство и наука системной практики.
9

М., 1989. С. 10). Социально-манипулирующая функция "писанной" истории наиболее ярко проявляется в период индустриального и постиндустриально­
го развития общества, в котором сосуществуют обыденное историческое сознание и мощные пропагандистские средства воздействия на него. И здесь приходят на память нацистские интерпретации исторического прошлого че­ловечества, которые оказались способными оправдать претензии немецкого фашизма на мировое господство, одурманить сознание целой нации и спод- вигнуть ее на самую трагическую в истории человечества империалистиче­скую авантюру. В том же ряду массовых исторических фальсификаций на­ходится официальная историческая "наука" тоталитаризма. Эти и целый ряд других примеров дают объективные основания для известного пессимисти­ческого афоризма, согласно которому "история учит тому, что она ничему не учит", а также мнения о том, что зачастую непредсказуемо не только буду­щее, но и прошлое.

III. ПОНЯТИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ. УРОВНИ, ФАКТОРЫ -ФОРМИРОВАНИЯ И ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

Насколько оправдан такой крайний пессимизм? Имея под собой реаль­ную почву, он, тем не менее, не должен абсолютизироваться. Чтобы показать ограниченность такого пессимистического подхода к оценке позитивных возможностей исторического знания, мы должны в первую очередь понять, какой уровень исторического сознания людей наиболее податлив для все­возможных фальсификаций и манипулирования и, наоборот, может противо­стоять им. Но сначала ответим на вопрос: "Что мы понимаем под историче­ским сознанием?'', В самом общем плане: историческое сознание есть сово­купность субъективных представлений человека об объективном историче­ском прогрессе, а также о своем месте в нем. Как правило, эта совокупность представлений включает в себя определенный объем и качество историче­ских знаний, их оценку, на основе которой строится отношение к современ­ности и будущему.

Под уровнем исторического сознания людей понимается уровень его це­лостности и адекватности отражения объективной истории." Историче­ское сознание, содержащее в себе многие жизнесмысловые "ориентиры, предвосхищает и определяет практические действия человека, придает им целенаправленный характер. Следовательно, практическая деятельность лю­дей и уровень их исторического сознания тесно взаимосвязаны.

По указанным выше критериям уровня исторического сознания можно выделить массовое, обыденное идеологическое и научно - теоретическое ис­торическое сознание.


Отличительными чертами массового, обыденного исторического созна­ния является его фрагментарный, сумбурный, нецелостный характер.

10

Источники его формирования, как правило, ограничиваются случайно про­читанными книгами, связанными с исторической тематикой, популярной ис­торической публицистикой, представленной в периодике и транслируемой всевозможными средствами массовой информации, слухами, циркулирую­щими внутри среды непосредственного общения человека. Подобный тип исторического сознания формируется при отсутствии целеустремленного, устойчивого познавательного отношения к историческому прошлому. Иначе говоря, познающий не ставит перед собой такую цель осознанно. Такой уро­вень исторического сознания, как ни странно, характерен не только для не­образованных людей, но и для многих выпускников школ и даже высших учебных заведений. Так, при анализе результатов исследований кафедры ис­тории и политологии Тверского государственного технического университе­та по проблемам познавательной активности студентов были получены сле­дующие данные. При очевидном интересе нашего общества к собственной истории лишь 12,2% опрошенных удовлетворяют его в первую очередь при изучении обществоведческих дисциплин. Периодике отдали предпочтение 28,5% студентов, услышанному от знакомых и родственников, т.е. слухам -33,5% (Иванов В.Г. Общественные науки глазами студентов// Вопросы ме­тодологии и методики изучения общественного мнения студентов: Материа­лы республиканской научно-практической конференции. Тверь. 1991. С. 36). Таким образом, историческое сознание большинства людей до сих пор скла­дывается вне научного знания, под влиянием популистских оценок массово­го сознания.

Отсюда следует неутешительный вывод: неспособность общества критически, самостоятельно относиться к историко-культурной информации делает его членов легкой добычей для авторов всевозможных исторических
фальсификаций, формирующих идеологический уровень исторического сознания. От вышеописанного данный уровень отличается устойчивостью, системностью. Чаще всего он обеспечивается всесторонней идеологической обработкой, стереотипизацией обыденного сознания в соответствии с нужны­ми идеологам трафаретами. В этом случае главной целью пропаганды исторических знаний является не приближение к истине, а формирование такихисторических представлений, которые оправдывают действия носителей
идеологии и, одновременно, дискредитируют их противников и оппонентов в общественном мнении.

Мы можем привести огромное количество примеров из далекой и близкой истории, иллюстрирующих этот уровень ис­торического сознания. Всем известно, как вопреки вопиющим фактам дейст­вительности превозносились достижения социализма в историческом сорев­новании с "загнивающим" капитализмом путем сокрытия объективных дан­ных о явном отставании социалистических стран практически по всем веду­щим показателям социального прогресса (уровню, качеству и продолжитель­ности жизни, экологическому благополучию, степени экономической и
11

политической свободы и т.д.). Идеологизация исторического сознания опас­на прежде всего своими дезориентирующими последствиями, когда общест­во, одурманенное самоуспокоением, теряет жизненно важную способность к самокритике, а его активность не направляется на решение наиболее насущ­ных, актуальных проблем. "Стремление "обелить" прошлое, некритически отнестись к нему неизбежно ведет к его повторению", - отмечал в связи с этим известный отечественный культуролог А.И. Арнольдов (подробно про­блемы идеологизации исторического сознания освещены в следующих рабо­тах: Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. М. 1992. С.10-34; Россия: Опыт национально-государственной идеологии. М. 1994. С. 12-44; Волобуев О., Кулешов С. История по-сталински // Суровая драма народа: Ученые и публицисты о природе сталинизма. М. 1989. С.312-334).

Особая эффективность влияния идеологии на историческое сознание людей и целых народов во многом обусловлена ее претензией на достовер­ность, постоянным стремлением обрести наукообразную форму. Если вам доведется прочитать даже самый идеологизированный опус, то вы непре­менно увидите в нем не только декларации (голословные заявления и оцен­ки), но и стройную систему их логического и фактологического обоснова­ния. Так, идеологические концепции относительно прошлого и будущего развития России, представленные западниками и славянофилами, до сих пор с равным успехом умудряются находить массу аргументов для обоснования диаметрально противоположных точек зрения. И если современные западни­ки утверждают, что "нет нужды выдумывать что-то невиданное, а порой дос­таточно обратить внимание на опыт других стран", дабы догнать и перегнать лидеров мировой цивилизации (Вестник Санкт-Петербургского университе­та. 1993. №6), то новые славянофилы, скрывающиеся-под вывеской нацио­