Файл: "Семья, общество, Отечество в жизни человека" для подготовки к итоговому сочинению.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 157

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Аргументы на тему: "Семья, общество, Отечество в жизни человека" для подготовки к итоговому сочинению

Аргумент по роману И.А. Гончарова «Обломов» (любовь к людям, гуманизм, лишний человек в обществе)

Аргумент по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (двойственность натуры, одиночество)

Аргумент по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» (идеал семьи)

Аргумент по повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой» (связь времен, род, место человека в природе)

Аргумент по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (век нынешний и век минувший)

Аргумент по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» (отрицание истории, авторитетов, устоявшихся социальных норм)

Аргумент по рассказу А.П. Чехова «Ионыч» (влияние времени на человека)

Аргумент по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» (чувство прекрасного, патриотизм, положительные качества личности)

Аргумент по пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад» (отношение людей к переменам)

Аргумент по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (личность и общество)

Аргумент по повести Н.В. Гоголя «Шинель» (равнодушие общества к человеку)

Аргумент по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (человек и общество, причины конфликтов)

Аргумент по роману Ч.Т. Айтматова «И дольше века длится день» (связь времен, ответственность человечества перед потомками, опасность беспамятства, роль памяти)

Аргумент по книге О. Берггольц «Стихи о себе» (память о войне)

Аргумент по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (люди в эпоху перемен, уроки истории)

Аргумент по роману А.Н. Толстого «Пётр Первый» (время перемен)

Семья, род; семейные ценности и традиции

Человек и общество

Родина, государство, гражданская позиция человека

Аргументы на тему "Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека" для итогового сочинения

Аргумент по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» (любовь как путь самопознания, роль любви в жизни человека, влияние любви на характер человека)

Аргумент по повести Н.В. Гоголя «Шинель» (цель в жизни)

Аргумент по поэме Гомера «Илиада» (выбор жизненного пути)

Аргумент по повести Ф.М. Достоевского «Записки из Мёртвого дома» (свобода и ответственность, причины преступлений, жестокость)

Аргумент по повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» (доброта, отношение к людям, отношение к любви)

Аргумент "Тема дружбы в лирике Пушкина"

Аргумент по роману И.А. Гончарова «Обломов» (гармония, душевное равновесие)

Аргумент по рассказу О. Генри «Мишурный блеск» (бесцельное существование, нравственные ценности, тщеславие)

Л.Н. Толстой (эгоизм)

Аргумент по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (борьба добра со злом)

Аргумент по рассказу И.А. Бунина «Слепой» (доброта, единение, жизненные ценности)

Аргумент по пьесе М. Горького «На дне» (мечта)

Аргумент по рассказу И.А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» (человечность в трудные времена)

Внутренний мир человека и его личностные качества

Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом

Познание человеком самого себя

Свобода человека и ее ограничения

Аргументы на тему «Природа и культура в жизни человека» для итогового сочинения

Наука и человек

Искусство и человек

Внутренний мир человека и его личностные качества




  • А. Платонов, «Юшка». Внутренний мир человека, как правило, скрыт от посторонних глаз. Поэтому люди далеко не всегда могут сразу понять, кто перед ними на самом деле. Например, главный герой произведения был отзывчивым, мудрым и стойким человеком, способным противостоять эгоизму, гордыне и гневу. Но окружающие не видели в нем хороших качеств, потому что «встречали по одежке». Юшка был беден и болен. Он выглядел старше своих лет. Герой считал, что своим неуважением другие выражают любовь к нему, поэтому никогда не мстил за оскорбления и не защищался. За это многие презирали его. А он все это время совершал благие дела — поддерживал и содержал сироту, которая стала врачом в его родном селении. Не зная об этом, люди не могли составить верное представлении о сущности его характера. Поэтому мы часто обманываемся, не видя истинного внутреннего мира человека.

  • А.И. Солженицын, «Матренин двор». Личностные качества человека лучше всего проявляются в поступках. И зачастую дела говорят красноречивее слов. В этом мы убеждаемся, глядя на поведение Матрены. Героиня всегда бескорыстно помогала окружающим и выручала тех, кто нуждается в покровительстве. Она приютила колченогую кошку и взяла квартиранта, хотя никто не хотел принимать его. Все знали, что Матрена — безотказный человек, которому свойственны доброта и мягкосердечие. Она даже воспитала племянницу, которой не нашлось места в большой семье. Даже погибла Матрена тогда, когда помогала перетащить свою же горницу в подарок Кире. Поступки Матрены доказывают богатство ее внутреннего мира и разнообразие положительных качеств ее характера.

  • А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Богатство внутреннего мира человека часто проявляется в критических случаях, когда он должен мобилизовать все силы своей души. Именно так произошло в жизни Марьи Мироновой. Даже в родном доме героиню считали «трусихой». Ее поведение было предметом шуток: она боялась резких звуков, хотя выросла в военной части. Окружающие видели в ней лишь прелестную девушку, робкую от природы. Но сила ее характера неожиданно проявилась, когда ее возлюбленный попал в беду. Петр стал жертвой ложного обвинения. Чтобы спасти его, Марья разыскала императрицу и добилась аудиенции. В те времена это был настоящий подвиг! Благодаря заступничеству Марьи Петр был освобожден. Этот пример показывает, что человек проявляет себя в полной мере тогда, когда ситуация требует максимального напряжения.

  • М.А. Шолохов, «Судьба человека». Какие личностные качества человека нужно ценить больше всего? Конечно же, это доброта, сила духа и человечность. Всеми этими свойствами обладал Андрей Соколов. Он был верным мужем, ответственным отцом и хорошим работником. Однако все богатство его внутреннего мира проявилось в военные годы, когда герою пришлось встать на защиту Родины. Андрей мужественно исполнял свой долг и не потерял человеческий облик даже тогда, когда все обстоятельства ломали волю людей. Потеряв семью, он нашел в себе силы начать жить заново и усыновить мальчика Ваню, который нуждался в заботе. Таким образом, доброта, сила воли и человечность позволили герою выстоять в сложной ситуации, поддержать Родину и спасти все то, ради чего стоит биться до конца.

  • Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Деградация внутреннего мира начинается с потворства своим порокам. Именно это доказывает Н.В. Гоголь в своей знаменитой поэме. Каждый помещик стал жертвой своих дурных наклонностей, навеянных праздностью и вседозволенностью. Манилов стал ленив и изнежен, Коробочка — скупой и ограниченной, Ноздрев — распутным и подлым, Собакевич — бесчестным и алчным, Плюшкин — жадным до полной потери человеческого достоинства. Все герои «выпали из жизни» — перестали мыслить, чувствовать, сопереживать ближним. Даже материальный достаток не делает их счастливыми, ведь они потеряли способность искренне радоваться чему-то. Их внутренние миры увяли потому, что они не работали над собой и не избавлялись от пороков, отравляющих их лучшие помыслы.



Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом




  • А. Грин, «Алые паруса». Нравственный идеал, необходимый каждому человеку, получил наименование «мечта». В этом слове выражаются все созидательные силы, скрывающиеся в душах людей. Именно они ведут нас вперед. В этом мы убеждаемся, знакомясь с Ассоль. Героиня произведения с детства стремилась к возвышенной грезе — встрече с принцем на судне с алыми парусами. Наивная детская сказка стала жизненной философией Ассоль. Она жила в предвкушении чуда и радовалась каждому дню. Пока другие люди разочаровывались во всем, что их окружало, и «звезд с неба не хватали», Ассоль всем существом тянулась к свету и была вознаграждена судьбой. Узнав о ее мечте, Грэй и правда захотел ее исполнить. Ведь нравственный облик Ассоль привлекал его своей исключительностью. Тот, у кого есть мечта, всегда будет окрылен ею и интересен для окружающих.

  • Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Добро и зло постоянно борются за душу человека. Эту борьбу мы видим в жизни Родиона Раскольникова. Герою свойственны отзывчивость, доброта, милосердие, но в то же время в нем живут гордыня и высокомерие. Он думает, что принадлежит к высшей касте людей, которой все позволено. Проверить это он решил убийством ростовщицы. Но ни этот поступок, ни вырученные деньги не принесли Родиону власти и способности изменить мир к лучшему, как он планировал изначально. Постепенно он понял, что нельзя строить счастье одних на несчастье других людей. Усомнился он и в своем праве решать, кому жить, а кому умирать. В финале Родион сделал выбор в пользу искупления и победил гордыню. Но эта победа далась ему нелегко. Нравственный выбор — крайне сложный шаг, который может потребовать от нас напряжения всех сил.

  • Л.Н. Толстой, «Война и мир». В мире добро и зло редко обнажают свою суть и скрываются под многочисленными личинами. Поэтому сложно понять, где одно, а где другое? Не сразу разобрался и князь Андрей. Он считал, что участие в сражении под русскими знаменами на чужой земле — это благое начинание. Однако в бою он понял, что война — чудовищное и противоестественное дело, от которого лучше держаться подальше. Жизни простых солдат там служили тщеславным и карьерным интересам знати, не более. Болконский увидел, что за славными лозунгами и бравыми песнями скрывается настоящее зло — разрушение, грязь, смерть. А добром в этой ситуации была созидательная деятельность во благо государства, которая реально делала жизнь людей лучше. Разобраться в этом Болконскому удалось с большим трудом, ведь добро и зло скрывают свою истинную сущность в многообразии форм, явлений и идей.

  • А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». В произведении автор противопоставляет навязанные и исконные нравственные идеалы. Так, Евгений рос без семейного тепла и уюта, был предоставлен самому себе, поэтому не обрел себя настоящего. Он стремился подражать модным образцам и потворствовать общественному мнению. Герой, лишенный родительской любви, хотел быть принятым хотя бы окружении. Поэтому он пожертвовал любовью и дружбой в погоне за иллюзорным одобрением со стороны. Боясь сплетен Зарецкого, он пошел на дуэль и убил друга. А вот Татьяна была совсем другой: будучи цельной и самодостаточной личностью, она пошла против предрассудков и сама призналась в любви мужчине. В дальнейшем Татьяна сохранила верность мужу, несмотря на все соблазны и влияние высшего света. Таким образом, Евгений в попытке быть кем-то другим потерял себя и променял важные вещи на второстепенные. А Татьяна осталась верна себе и устояла против воздействия окружения. Ее нравственные идеалы оказались непоколебимыми.

  • Н.В. Гоголь, «Тарас Бульба». Добро и зло далеко не так очевидны и монохромны, как о них принято думать. Порой тяжело понять, где светлая, а где темная сторона. Вот и Андрий, герой повести, запутался в противоречиях. Ему был чужд мир казачества, где его любви, тяге к красоте и учености не нашлось места. Он не хотел жить так, как его отец. И многие считают его бегство от казаков изменой, трактуя его однозначно: «Зло!». Однако этот взгляд на ситуацию упрощает и искажает реальность. Ведь поведение Тараса по отношению к семье — это вовсе не добро. Он бил жену, не участвовал в воспитании детей и горел лишь одним делом — войной. Образ жизни казаков и их жестокость на поле брани — все это тоже далеко от светлого начала. Поэтому нельзя сказать, что побег Андрия — это проявление тьмы в его душе. Оба его пути имели и положительные, и отрицательные стороны, все зависит от угла зрения. Вот почему люди так часто запутываются между добром и злом.




Познание человеком самого себя




  • И.А. Бунин, «Чистый понедельник». Самопознание имеет важнейшую роль в определении жизненного пути человека. Ведь если мы не знаем, куда стремиться, мы окажемся не там, где хотели бы оказаться. Это доказывает пример из произведения Бунина. Главная героиня состояла в отношениях с богатым и красивым кавалером. У нее было все для счастья: большое состояние, возможность учиться и путешествовать, беззаботность и доступ к роскоши. Однако она выбрала вовсе не семейную жизнь с тем, кого любила, а службу в монастыре. В процессе самопознания женщина поняла, что ее влечет духовный путь, а не мирская суета. Если бы она не пришла к этому, то тяготилась бы существованием в браке и в окружении того, что было ей чуждо. Методом проб и ошибок она набрела на дорогу, которая привела ее к полной гармонии.

  • И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско». Когда человек не задумывается о том, зачем живет, вся его жизнь может пройти впустую. Именно так произошло в жизни господина из Сан-Франциско. Все время он потратил на заработок денег. Он не успел уделить должного внимания ни семье, ни хобби, ни путешествиям. Герой решил отдохнуть и прислушаться к себе слишком поздно — когда ему уже было за пятьдесят. Он окунулся в океан удовольствий, только начал чувствовать вкус жизни, как она оборвалась. Господин даже не успел толком насладиться тем, что заработал. Свое время он потратил зря, ведь так и не понял, чего он хотел получить? Куда его влекло все эти годы? Без самопознания мы рискуем превратиться в таких же господ — без цели, времени на досуг и интересов.

  • А.И. Куприн, «Олеся». Человек часто познает себя и свои подлинные нужды слишком поздно. Именно так произошло в жизни Ивана, героя повести. Он полюбил девушку «без рода и племени», а сам был небогатым, но все же помещиком. Роман с Олесей вскоре перерос в серьезное чувство, но Иван медлил и колебался: не мог же он взять в жены знахарку из леса. Что сказали бы его знакомые, родители, друзья, коллеги? Олеся чувствовала его нерешительность и сама охотно признавала, что они — не пара. Но ее поход в церковь ради одобрения Ивана доказывает, что девушка хотела и ждала его предложения, несмотря ни на что. Он же так и не понял, как много Олеся значит для него, пока она не исчезла. А тогда уже было поздно что-то менять. Иван упустил любовь всей своей жизни, потому что вовремя не задал себе главные вопросы и на нашел на них честные ответы.

  • А.И. Куприн, «Гранатовый браслет». Порой человек понимает себя и свои чувства только после сильного потрясения. Так случилось и в жизни Веры. Она жила с мужем и была довольна их отношениями, но они едва ли были настоящей страстной любовью. Такое чувство, как утверждает автор, встречается раз в сотню лет. И оно прошло мимо героини. Тайный поклонник, который присылал ей письма о любви, был одержим ею и хотел только одного — хотя бы говорить о своих эмоциях. Но брат и муж Веры запретили ему досаждать замужней даме. Она и сама попросила Желткова закончить всю эту историю поскорее. Ее слова были восприняты буквально. Желтков наложил на себя руки. Только после этого Вера поняла, что мимо нее прошло чувство, которому нет аналогов, у которого нет границ. И в своей душе она ощутила сожаление. Лишь эта ситуация помогла ей разгадать и лучше узнать себя.

  • М. Горький, «Челкаш». Свою истинную сущность мы познаем в критических ситуациях, когда истинная природа берет верх над условностями. Такое открытие пережил Гаврила, герой рассказа. Крестьянский парень приехал в город на заработки и наткнулся на выгодное предложение от контрабандиста. В деле Гаврила струсил и вел себя не лучшим образом. Но когда речь пошла о дележе денег, герой оказался способным на убийство из-за угла. Он попытался лишить жизни Челкаша, чтобы завладеть всей суммой. Его настоящее «Я» проявилось именно в этом моменте, когда рука с камнем направила всю силу на подлый удар. После этого Гаврила понял себя намного лучше, как и Челкаш. Теперь стало очевидно, что истинная сущность героя — безграничная и жестокая алчность.