Файл: "Семья, общество, Отечество в жизни человека" для подготовки к итоговому сочинению.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Аргументы на тему: "Семья, общество, Отечество в жизни человека" для подготовки к итоговому сочинению

Аргумент по роману И.А. Гончарова «Обломов» (любовь к людям, гуманизм, лишний человек в обществе)

Аргумент по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (двойственность натуры, одиночество)

Аргумент по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» (идеал семьи)

Аргумент по повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой» (связь времен, род, место человека в природе)

Аргумент по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (век нынешний и век минувший)

Аргумент по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» (отрицание истории, авторитетов, устоявшихся социальных норм)

Аргумент по рассказу А.П. Чехова «Ионыч» (влияние времени на человека)

Аргумент по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» (чувство прекрасного, патриотизм, положительные качества личности)

Аргумент по пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад» (отношение людей к переменам)

Аргумент по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (личность и общество)

Аргумент по повести Н.В. Гоголя «Шинель» (равнодушие общества к человеку)

Аргумент по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (человек и общество, причины конфликтов)

Аргумент по роману Ч.Т. Айтматова «И дольше века длится день» (связь времен, ответственность человечества перед потомками, опасность беспамятства, роль памяти)

Аргумент по книге О. Берггольц «Стихи о себе» (память о войне)

Аргумент по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (люди в эпоху перемен, уроки истории)

Аргумент по роману А.Н. Толстого «Пётр Первый» (время перемен)

Семья, род; семейные ценности и традиции

Человек и общество

Родина, государство, гражданская позиция человека

Аргументы на тему "Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека" для итогового сочинения

Аргумент по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» (любовь как путь самопознания, роль любви в жизни человека, влияние любви на характер человека)

Аргумент по повести Н.В. Гоголя «Шинель» (цель в жизни)

Аргумент по поэме Гомера «Илиада» (выбор жизненного пути)

Аргумент по повести Ф.М. Достоевского «Записки из Мёртвого дома» (свобода и ответственность, причины преступлений, жестокость)

Аргумент по повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» (доброта, отношение к людям, отношение к любви)

Аргумент "Тема дружбы в лирике Пушкина"

Аргумент по роману И.А. Гончарова «Обломов» (гармония, душевное равновесие)

Аргумент по рассказу О. Генри «Мишурный блеск» (бесцельное существование, нравственные ценности, тщеславие)

Л.Н. Толстой (эгоизм)

Аргумент по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (борьба добра со злом)

Аргумент по рассказу И.А. Бунина «Слепой» (доброта, единение, жизненные ценности)

Аргумент по пьесе М. Горького «На дне» (мечта)

Аргумент по рассказу И.А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» (человечность в трудные времена)

Внутренний мир человека и его личностные качества

Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом

Познание человеком самого себя

Свобода человека и ее ограничения

Аргументы на тему «Природа и культура в жизни человека» для итогового сочинения

Наука и человек

Искусство и человек



Аргумент по повести Ф.М. Достоевского «Записки из Мёртвого дома» (свобода и ответственность, причины преступлений, жестокость)


О причинах, толкающих людей на преступления, рассуждает Ф.М. Достоевский в очерковой повести «Записки из Мёртвого дома», произведении, созданном на основе жизненных впечатлений писателя, отбывавшего четырехлетний срок наказания в Омском остроге за участие в кружке петрашевцев. «Записки» включают в себя бытовые картины Омского острога, портретные зарисовки каторжников и тюремного начальства, воспоминания арестантов о прошлом и многочисленные авторские размышления о наказаниях, тиранстве, национальном русском характере, о влиянии на человека «среды» и т.д. Зная о помещичьем произволе, о невыносимых условиях жизни крепостных крестьян, об их порой «вынужденных» преступлениях, Ф.М. Достоевский тем не менее не разделят позиции философии «среды», которая оправдывает преступления. По мнению писателя, человек поистине свободен, поэтому должен нести ответственность за все происходящее, не должен зависеть от случайностей, «от каждой ошибки в устройстве общественном».

Наряду с самой «резкой характеристической» чертой русского народа – «чувством справедливости и жаждой ее» – Достоевский увидел, что в этих «худших» людях прочно живет вера в правду. Сам пройдя круги ада русской каторги, писатель размышлял о последствиях наказания не только применительно к наказуемым, но и к тем, кто наказывал. В Мёртвом доме поражали своей чудовищностью сцены кровавых экзекуций, произвол и насилие, творимые острожным начальством в отношении заключенных. Достоевский, внимательно присматриваясь к острожным палачам, искал ответ на вопрос, как человек может истязать себе подобного, и пришел к выводу о том, что «есть люди как тигры, жаждущие ... крови: кто испытал власть и полную возможность унизить самым высочайшим унижением другое существо , … тот уже поневоле как-то делается не властен в своих ощущениях».

Достоевский считал, что телесные наказания прежде всего развращают палача, присвоившего себе право господства над душой и телом себе подобного, но больше того: они развращают наказываемых, убивая в них чувство собственного достоинства. И наконец, телесные наказания, по мнению Достоевского, развращают и разлагают само общество, которое может равнодушно созерцать факт насилия одного человека над другим.


Таким образом, Достоевский убежден, что насилие порождает лишь насилие, даже если служит наказанием за преступление. Жестокость и насилие способны лишь разрушать общество, потому не могут быть оправданы, ни когда человек совершает преступление, ни когда получает ха это наказание.

Аргумент по повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» (доброта, отношение к людям, отношение к любви)


Генерал Аносов Яков Михайлович – персонаж повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» – человек добрый и гуманный. Лучше всего эти черты его характера раскрываются в его отношениях с подчинёнными и начальством. Он никогда не наказывал простых солдат, а с начальством говорил просто и почтительно» «без тени вызова или рисовки, глядя прямо в глаза начальнику своими ясными, твёрдыми глазами». Однажды он отказался расстреливать пленного, за что его должны были наказать. Однако его пожалели и оставили в покое, потому что он был хорошим человеком, а не предателем.

Аносов не только сам понимает, что такое добро и зло, но и помогает Вере Николаевне осознать ту боль, которые она и её муж причинили Желткову, много лет любившему её. Его интерес к истории княгини, любимой им, как дочери, – не праздное любопытство, а желание помочь ей разобраться в своих чувствах, увидеть за письмами и подарками страдающего человека.

Характер Аносова раскрывается и через его отношение к любви. Его высказывания о любви напоминают афоризмы («Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире. Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться»). Большой жизненный опыт делает его суждения убедительными. Он критикует мужчин, которые «целыми поколениями не умели преклоняться и благоговеть перед любовью», раскрывает тайное тайных женщины («...разве каждая женщина в глубине своего сердца не мечтает о такой любви – единой, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной?»). Его слова, обращённые к Вере, звучат как предостережение: «...Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».


Аносов сокрушается о том, что «любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла просто до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения». Винит Аносов в этом мужчин, которые «в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью».

Так мы видим в этом герое человека, понимающего, где находится грань между добром и злом, способного сочувствовать чужому горю, знающего цену любви. Его можно назвать подлинным гуманистом.

Аргумент "Тема дружбы в лирике Пушкина"


Тема дружбы всегда занимала важное место в произведениях А. С. Пушкина, но на разных этапах его жизни и творческого пути она звучит по-разному. В произведениях лицейского периода (например, в стихотворении «Друзьям») дружба – это бесшабашное веселье, иногда сменяющееся элегической тоской и грустью. Позднее в стихотворении «Дружба» поэт задумывается над тем, что составляет суть дружеских отношений. Для зрелого Пушкина «блаженство дружбы» – не просто время, проведенное за праздным разговором, а «приют любви и вольных муз, где с ними клятвою взаимной скрепили вечный мы союз...» Друзья в понимании поэта – уже не просто веселые, интересные собеседники, товарищи детских игр и юношеских пиров, которым «даны златые дни, златые ночи», а прежде всего единомышленники. Пушкин свято верит в нерушимость дружеских связей, способных противостоять всему окружающему миру:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

Аргумент по роману И.А. Гончарова «Обломов» (гармония, душевное равновесие)


Стремление к равновесию является главным во внешности, характере и судьбе Штольца – героя романа И.А. Гончарова «Обломов». Он «жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль, с ежеминутным, никогда не дремлющим контролем издержанного времени, труда, сил души и сердца».И в нравственной жизни Штольц также «искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа». Он умел владеть своим сердцем, «и среди увлечения чувствовал землю под ногой и довольно силы в себе, чтоб в случае крайности рвануться и быть свободным». Он управлял своими печалями и радостями, стремился воспринимать жизнь простым, то есть прямым, настоящим взглядом.