Файл: "Семья, общество, Отечество в жизни человека" для подготовки к итоговому сочинению.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Аргументы на тему: "Семья, общество, Отечество в жизни человека" для подготовки к итоговому сочинению

Аргумент по роману И.А. Гончарова «Обломов» (любовь к людям, гуманизм, лишний человек в обществе)

Аргумент по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (двойственность натуры, одиночество)

Аргумент по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» (идеал семьи)

Аргумент по повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой» (связь времен, род, место человека в природе)

Аргумент по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (век нынешний и век минувший)

Аргумент по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» (отрицание истории, авторитетов, устоявшихся социальных норм)

Аргумент по рассказу А.П. Чехова «Ионыч» (влияние времени на человека)

Аргумент по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» (чувство прекрасного, патриотизм, положительные качества личности)

Аргумент по пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад» (отношение людей к переменам)

Аргумент по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (личность и общество)

Аргумент по повести Н.В. Гоголя «Шинель» (равнодушие общества к человеку)

Аргумент по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (человек и общество, причины конфликтов)

Аргумент по роману Ч.Т. Айтматова «И дольше века длится день» (связь времен, ответственность человечества перед потомками, опасность беспамятства, роль памяти)

Аргумент по книге О. Берггольц «Стихи о себе» (память о войне)

Аргумент по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (люди в эпоху перемен, уроки истории)

Аргумент по роману А.Н. Толстого «Пётр Первый» (время перемен)

Семья, род; семейные ценности и традиции

Человек и общество

Родина, государство, гражданская позиция человека

Аргументы на тему "Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека" для итогового сочинения

Аргумент по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» (любовь как путь самопознания, роль любви в жизни человека, влияние любви на характер человека)

Аргумент по повести Н.В. Гоголя «Шинель» (цель в жизни)

Аргумент по поэме Гомера «Илиада» (выбор жизненного пути)

Аргумент по повести Ф.М. Достоевского «Записки из Мёртвого дома» (свобода и ответственность, причины преступлений, жестокость)

Аргумент по повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» (доброта, отношение к людям, отношение к любви)

Аргумент "Тема дружбы в лирике Пушкина"

Аргумент по роману И.А. Гончарова «Обломов» (гармония, душевное равновесие)

Аргумент по рассказу О. Генри «Мишурный блеск» (бесцельное существование, нравственные ценности, тщеславие)

Л.Н. Толстой (эгоизм)

Аргумент по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (борьба добра со злом)

Аргумент по рассказу И.А. Бунина «Слепой» (доброта, единение, жизненные ценности)

Аргумент по пьесе М. Горького «На дне» (мечта)

Аргумент по рассказу И.А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» (человечность в трудные времена)

Внутренний мир человека и его личностные качества

Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом

Познание человеком самого себя

Свобода человека и ее ограничения

Аргументы на тему «Природа и культура в жизни человека» для итогового сочинения

Наука и человек

Искусство и человек

Аргумент по роману А.Н. Толстого «Пётр Первый» (время перемен)


Желание перемен в стране, стремление к переустройству жизни, готовность к внутренним изменениям обнаруживают персонажи романа А.Н. Толстого «Пётр Первый». Так, Иван Бровкин, персонаж романа не страшится перемен, улавливает ход времени, не случайно он из крепостного мужика становится богатым купцом, близким к царю.

Бровкин поддерживает Петровы реформы. До войны он поставляет в войско овёс и сено, позднее парусное полотно, сукно для кафтанов. Видя, какая опасность грозит царю от непокорных стрельцов, он спешит в Москву, без боязни входит в храм и во время службы подходит к князю-кесарю, Фёдору Юрьевичу Ромодановскому, смело глядит «в мутноватые глаза его, страшные от гневно припухших век».

Бровкин становится примером для многих бояр в торговых делах, в отношении к нововведениям. Спесивый родовитый Роман Борисович Буйносов говорит приказчику: «Сделайте как у Ивана Артемьевича Бровкина». Он видит, что тот умеет добывать деньги «поставил у себя полотняный завод в Замоскворечье, сдаёт в казну парусное полотно». Бровкину завидуют именитые бояре, прислушиваются к его советам. «Многие именитые купцы были у него в деле и в приказчиках».

Бровкин – энергичный и смелый человек. Он не может сидеть дома, сам ездит на мануфактуры. После пожара в Москве он быстро осознаёт выгоду от лесоразработок и нанимает мужиков валить лес. Бровкин ценит мастеровитых людей. «За семьсот рублей выкупил состоявшего за Разбойным приказом знаменитого кузнечных дел мастера Жемова (на тройке привёз из Воронежа)». С его помощью Бровкин внедряет на своих заводах новые машины. Жемов ставит ему «на новом лесопильном заводе в Сокольниках невиданную огненную машину, работающую от котла с паром».

Другим персонажем романа, стремящимся к изменениям, является Голицын Василий Васильевич – ближний боярин, князь, канцлер, оберегатель государственной печати. К сожалению, стремление князя реформами преобразовать жизнь в России не поддерживает его окружение, более того, желание перемен не подкрепляется активными действиями, герой не готов противостоять обществу, бороться за свои идеалы. Его труд «О гражданском житие или поправлении всех дел, яже надлежит обще народу...» вызывает восторг только у де Невилля. «Великое и многотрудное дело, ежели бы народ весь обогатить», – говорит Василий Васильевич. Он видит один путь: «...всю землю у помещиков взять и посадить на ней крестьян вольных.., все прежде бывшие кабалы разрушить...» Дворяне, по его мнению, «за службу получат жалование». «Более чем вдвое должен подняться доход государства», – подводит он итог предлагаемой реформы. Де Невилль восхищен планами Голицына: «...История не знает примеров, чтобы правитель замышлял столь великие и решительные планы...». «Мнится – слышу философа древности», – восторгается он. Князь скромно опускает глаза в ответ на такую похвалу.


Дома его планы и «мысли светлые» (Софья) никто не разделяет, более того, они вызывают откровенный смех и издевательство окружающих. «Уж здоров ли головкой князюшка-то...» – передаёт недовольная Софья мнение бояр. В такой ситуации Василий Васильевич здраво оценивает своё положение, свои силы реформатора: «Говорить, убеждать, сопротивляться – всё равно было без пользы».

Голицын по требованию царевны организует и проводит Крымскую военную кампанию. Собирая дворянское ополчение, он «рассылает грозные указы», грозит «опалой и разорением». Однако с самого начала реакция помещиков однозначна: «То дело Голицыных, – на чужом горбе хотят чести добыть».

В столкновении с боярами государственные интересы Голицын ставит выше личных. «Не менее вашего о государстве болею», – говорит он, повышая голос и ударяя перстнями по кольчуге.

«Бесславный воитель, мрачный, как ворон», Голицын не решается бороться за судьбу трона, свою карьеру. Он видит, что стоит перед выбором: «либо уходить от дел со срамом, либо кровью добывать престол».

Сильвестр, Федор Левонтьевич Шакловитый подговаривают его идти на Преображенское, но Голицын не решается на этот шаг. «Бог дал жизнь, один Бог у него и отнимет», – говорит он им.

Семья, род; семейные ценности и традиции




  • Л.Н. Толстой, «Война и мир». Тема семьи — одна из главных в романе-эпопее «Война и мир». Лев Николаевич в произведении изобразил три семьи и их семейные ценности. Читатель знакомится с традициями семьи Ростовых, Болконских и Курагиных. Эти семьи абсолютно не похожи друг на друга. Однако судьбы героев тесно переплетаются. Семью Ростовых можно назвать одной из самых образцовых семей. Ростовы придерживаются таких семейных ценностей, как взаимоуважение, взаимопонимание, любовь, милосердие, гармония человеческих отношений. Помимо этого, для семьи Ростовых важно такое понятие, как патриотизм. Так, Николай Ростов добровольно записался в военный полк, чтобы защитить народ. Наташа Ростова решила отдать подводы раненым и пожертвовать своими вещами. Граф и графиня отдали свой дом раненным. А Петя Ростов, будучи совсем юным, погибает за Родину. Совершенно очевидно, что именно особое воспитание и личный пример родителей сделали детей Ростовых достойными гражданами своей страны. Семья во многом определяет жизненные ценности личности.

  • Л.Н. Толстой, «Война и мир». В каждом доме есть свои ценности и приоритеты, которые передаются из поколения в поколение. Например, в семье Болконских читатель наблюдает строгий порядок и военную дисциплину. По мнению Николая Болконского, деятельность и ум представляют собой главные добродетели, поэтому его дети с ранних лет много учились и посвящали все время саморазвитию. Марья и Андрей Болконские старались заслужить одобрение отца, уважая его мнение. Отношения в семье Болконских были построены на подчинении воле отца. Сегодня такое положение дел кажется слишком авторитарным, но тогда оно дало свои плоды: дети Николая многого добились в жизни благодаря усвоенным урокам. Андрей Болконский показал себя настоящим патриотом, ведь он не пощадил своей жизни ради будущего родной страны. Честь и справедливость — главные ценности для Андрея. А Марья проявила милосердие, доброту, силу духа и мудрость в построении своей семьи, где все были счастливы. Судьба героев неразрывно связана с теми архетипами поведения, которые они почерпнули у отца.

  • Л.Н. Толстой, «Война и мир». Далеко не каждая семья хранит и передает ценности, достойные уважения. Порой дурной пример родителей перечеркивает будущее детей. Например, семью Курагиных Толстой противопоставил семье Болконских и семье Ростовых. Для членов семьи Курагиных не существовало никаких моральных ориентиров. Их ничего не интересовало, кроме тщеславия и наживы. Князь Василий Курагин предпочитал заводить лишь полезные знакомства. Детей он считал обузой, от жены был далек. Никакая подлость не могла покоробить нравственные чувства князя, он шел к цели по трупам. Поэтому и наследники Василия не отличались этичностью, благонравием и добротой. Несмотря на внешнюю привлекательность Элен Курагиной, она была уродлива душою. Ипполит был глуп и лицемерен. Анатоль был жесток, беспутен и подл. Можно сказать, что семья Курагиных была построена на пошлости, развратности и лжи. Поэтому дети унаследовали плохой пример родителей и разделили их судьбу.

  • Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Тема семейных ценностей занимает важное место в романе Достоевского «Преступление и наказание». Вспомним семью Раскольниковых. В ней все люди связаны между собой узами взаимоуважения и трепетной любви. Каждый готов отдать все ради благополучия всех остальных. Например, Родион Раскольников корит себя из-за того, что живет за счет матери. Тяжёлое финансовое положение женщины толкает персонажа на убийство старухи-процентщицы. Он думает, что лишь приобретенная значимость позволит ему наладить жизнь близких. Из-за нищенского существования и Дуня Раскольникова готова выйти замуж за нелюбимого человека — богатого Лужина. Так она хочет обеспечить брата связями в мире юриспруденции и оплатить его давнейшую учебу. А Пульхерия Александровна не щадит здоровья и упорно работает, откладывая для сына каждую копейку. Можно сделать вывод, что семья Раскольниковых построена на понимании и уважении, ведь каждый человек готов пойти на жертвы ради семейного благополучия. Таким образом, в романе Фёдор Михайлович утверждает, что семья является незаменимой опорой для каждого человека, которую необходимо беречь. Несмотря на отчаяние и нищету, искренняя любовь и уважение к родным позволяют человеку не утратить своих истинных качеств.

  • Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Семья далеко не всегда является для человека опорой. Порой она может испортить ему жизнь с самого начала. Ведь от поведения родителей зависит очень многое в судьбе ребенка. Именно такой негативный пример описал Достоевский в своем знаменитом романе. Как только читатель знакомится с семьёй Мармеладовых, он начинает испытывать к ней отвращение. Глава семейства отличается пристрастием к алкоголю, он не может устроиться в жизни, чтобы прокормить семью. Катерина Ивановна предстаёт в образе настоящего тирана, ведь она бьёт супруга и своих детей. Из-за неё падчерица Соня вступила на путь бесчестия. Однако вскоре Катерина Ивановна начала раскаиваться по поводу того, что произошло с Соней. Она проявила милосердие и к своему умирающему супругу. Благодаря героине Мармеладову были устроены достойные похороны. И все же будущее детей Катерины Ивановны было бы самым плачевным, если бы ни вмешательство Свидригайлова. А судьба Сони была загублена инфантильностью близких людей. Писатель рассказал, как не надо вести себя в отношениях с родственниками. Важно, чтобы в семье каждый нес ответственность за благополучие и безопасность других. В противном случае родство становится обузой, а не опорой.

  • А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». «Береги платье снову, а честь смолоду» — такой наказ дал отец Петру Гриневу. В известной повести Александра Пушкина тесно взаимосвязаны темы семейных ценностей и воспитания. В роду Гриневых главными нравственными доминантами являются честь и достоинство. Пётр Гринев получил прекрасное воспитание. Благодаря этому главного героя смело можно называть человеком чести. Несмотря на столь юный возраст, Гринев вёл себя очень благородно в любой ситуации, являясь истинным офицером — опорой Родины. Например, главный герой совершил достойный поступок, защищая честь своей возлюбленной Марии и отвергнув предложение Пугачева предать присягу. Находясь перед нравственным выбором, Петр всегда ориентировался на отца, мысленно искал его одобрения. Усвоив правильную модель семьи, Гринев строил свои отношения с Марьей, руководствуясь примером старших. Это доказывает, что семья имеет фундаментальное значение в жизни человека.

  • А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Семья оказывает самое сильное влияние на мировоззрение и судьбу человека. Об этом пишет Пушкин в книге «Капитанская дочка». С особым уважением читатель относится к семье Мироновых. Маша Миронова была воспитана в исконно русских традициях и никогда не отступала от них. Когда Пётр Гринев предложил героине жениться без согласия родителей, Марья не согласилась, ведь нужно благословение отца и матери Гринева. Марья очень уважала семью Петра и не могла допустить мысли о венчании без их ведома. В этом отказе читается глубокая нравственность девушки, которая знала цену родительского слова. Такое уважение продиктовано атмосферой в доме Мироновых: люди уважали и любили друг друга, точно так же Марья хотела жить в доме мужа — без недомолвок и конфликтов. Перед нами пример идеальной семьи, построенной на принципах чести, достоинства, взаимоуважения и поддержки. Именно этот пример стал вести Марью по жизни.

  • А.С. Пушкин, «Станционный смотритель». В произведении Александра Пушкина «Станционный смотритель» важнейшей является тема семьи, в частности — вечная тема «отцов и детей». Главная героиня бросила отца и уехала в погоне за лучшей долей. Она даже не оставила ему записки, где она, что с ней будет? Старик-отец уже представил самое худшее и шел пешком в город, чтобы спасти дочь. Но оказалось, что она живет прекрасно, однако бедный папа в новую реальность уже не вписывается. Старика погнали прочь. Дуня, понимая, в каких сложных условиях живёт её отец, ни разу не приехала к нему. Заботясь лишь о своём личном счастье, девушка забыла о родном человеке, который всегда проявлял к ней заботу. Девушка смогла осознать в полной мере вину перед отцом только тогда, когда сама стала мамой. Осознав, что значит «быть родителем», Дуня стала более ответственной и заботливой. Но было слишком поздно. Пушкин напоминает читателю, что самой главной ценностью в жизни является семья. Необходимо всегда проявлять уважение и благодарность своим родителям, ведь они подарили нам жизнь. В противном случае мы останемся одни и с огромным грузом вины на душе.

  • А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Тема воспитания и семейных ценностей — одна из ключевых в романе Александра Пушкина «Евгений Онегин». Главными героями произведения являются Онегин и Ленский — два дворянина, которые получили разное воспитание. Воспитанием Онегина занимались французские гувернеры. Главный герой получил домашнее образование. Родители Онегина практически не уделяли времени своему сыну. Они даже не разговаривали с ним на родном русском языке, поэтому Евгению легче было говорить по-французски. Французский гувернер научил Онегина вести себя в светском обществе, однако он был не в силах привить ученику те добродетели, которые передают матери и отцы своим детям. Ленский, в отличие от Онегина, получил образование в любящей семье, а потом в университете. Когда он осиротел, то продолжил свое нравственное формирование в семье Лариных. Он общался с людьми, для которых не чужды были такие понятия, как любовь и дружба. Ленский отличался пылкостью и искренностью. В романе Пушкин показывает, как семейное воспитание влияет на формирование личности. Онегин не получил в детстве родительской заботы и ласки, ему не прививали семейные ценности. Поэтому главными чертами героя стали гордость, эгоизм и самолюбование. Александр Сергеевич говорит о важности семейного воспитания для формирования лучших качеств человека.


Человек и общество




  • М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Противостояние человека и общества можно заметить в произведении Михаила Лермонтова «Герой нашего времени». Автор наглядно показал, что может произойти с благородным человеком под воздействием агрессивной среды. Главным персонажем произведения является довольно незаурядный человек, фамилия которого Печорин. В отличие от окружения, главному герою присущи наблюдательность, аналитический ум, независимость характера. Печорин терпеть не может рутину и пошлость, которые так привычны в светских кругах. Он с презрением относится к свету, понимая, что большинству дворян нет дела до человеческого ума или сердца. Влияние такой среды на Печорина сильно, и, к сожалению, оно не является положительным. Светское общество превратило главного героя в равнодушного человека. Печорин замкнулся в своём внутреннем мире, став жестоким и эгоистичным. Таковы последствия дурного влияния со стороны окружения.

  • Н.С. Лесков, «Левша». Рассказ Лескова «Левша» наглядно демонстрирует, к каким последствиям может привести равнодушие к талантливому человеку со стороны общества. Главный герой — изобретатель с очень богатым внутренним миром и широкой душой. Это простой русский мастер, прозвище которого — Левша. Подковав блоху, персонаж показал свой невероятный талант. Однако никто по достоинству не оценил его мастерство, кроме иностранцев. Они предложили ему остаться в Англии и работать на хороших условиях, но патриотичный Левша отказался и вернулся домой, желая развивать свою страну. Вместо уважения и внимания герой получил грубость и безразличие. О нем все забыли. Вельможи просто использовали его, чтобы похвалиться перед царем, а реальное положение умельца их не волновало. Гениальный изобретатель умер в больнице для нищих, никто так и не помог ему. Таков удел одаренного человека в толпе, которая не отличается ни благодарностью, ни дальновидностью. Безразличие людей друг к другу — вот корень социальных зол.

  • М. Горький, «Старуха Изергиль». Многие талантливые люди не могут найти общего языка с обществом, ведь людям свойственны такие пороки, как зависть, безответственность и желание насолить ближнему. Главными героем рассказа Горького «Старуха Изергиль» является Данко. Помогая соплеменникам выйти из леса, Данко жертвует собственной жизнью ради спасения людей. К сожалению, общество не оценило по достоинству подвиг главного героя. Юноша слышал со всех сторон только ропот и угрозы, хотя больше его для племени никто не сделал. Лидеру достались не лавры почета, а упреки. Однако именно в обществе бесстрашный Данко сумел реализовать собственный потенциал. Под влиянием племени происходило формирование личности Данко. Ради благополучия соплеменников Данко пожертвовал своей жизнью, совершив огромный подвиг. Но не получил признания, потому что люди завидовали его силе и были слишком слабы, чтобы признать свою неспособности идти за вождем. Вот почему общество отвергает лучших своих представителей.

  • М. Горький, «Старуха Изергиль». Порой общество отталкивает людей по вполне обоснованным причинам. Если они нарушают границы дозволенного, их приходится изгонять из общего дома. Но жизнь личности вне окружения невозможна. Об этом говорит Горький в своем рассказе. Человек, рождённый от союза женщины с орлом, не желает принимать законы племени. Ларра не способен к социализации. Он отказался от всех общественных правил и устоев, что привело к его изгнанию из племени. Находясь вне социума, герой окончательно утратил человеческие качества. Изгнание — худшее наказание для человека, которое может привести к его духовной смерти. Без социального взаимодействия невозможна полноценная жизнь индивидуума.

  • А.И. Куприн, «Олеся». Проблема взаимодействия человека и общества остро поставлена в произведении Куприна «Олеся». Главная героиня попала в сети общественных предрассудков. Девушка живёт в лесу, занимаясь сбором лечебных трав и индивидуальным хозяйством. Крестьяне считают Олесю настоящей ведьмой, потому что она знает секреты лекарственных трав и даже проявляет экстрасенсорные способности. Однако ничего плохого девушка им не сделала. Главная героиня всего лишь сильно отличается от окружения, за что её презирают. Ради возлюбленного Олеся готова сблизиться с обществом. Девушка, набравшись смелости, покидает свой уединенный край и отправляется в церковь. Однако окружение не принимает героиню. Толпа безжалостно накинулась на Олесю и сильно избила её. Попытка стать частью общества чуть не стоила жизни главной героине. Вот почему конфликт большинства с меньшинством вечен: всегда найдется несоответствие взглядов, которое приведет к вражде.

  • М. Горький, «На дне». Люди не могут жить вне общества. Если судьба забрасывает их за рамки социальных связей и контактов, то их личность разрушается постепенно. В произведении Горького «На дне» главные герои — жители ночлежки, которые опустились на дно жизни. Такие люди оторваны от социума. Каждый из них выдвигает свои истины, пытаясь найти свое жизненное предназначение. Так, по мнению Сатина, к людям ни в коем случае нельзя проявлять жалость, ведь они могут привыкнуть к состраданию. Сатин считает, что человек должен сам справиться со своими проблемами. Лука является антиподом Сатина. Он старается утешить жителей ночлежного дома, внушив им надежду на счастливое будущее. По мнению героя, лучше сладкая ложь, чем горькая правда. Автор показывает, что обман не может привести к положительным последствиям, ведь человек будет жить только приятными иллюзиями. Но обе философии никак не влияют на положение других обитателей ночлежки: они не меняют свою жизнь, даже несмотря на усилия Луки и критику Сатина. Горький наглядно показал, как деградирует личность человека, оказавшегося на социальном дне. В своём произведении писатель доказал мысль, что жизнь человека невозможна в условиях изоляции от общества.