Файл: "Семья, общество, Отечество в жизни человека" для подготовки к итоговому сочинению.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Аргументы на тему: "Семья, общество, Отечество в жизни человека" для подготовки к итоговому сочинению

Аргумент по роману И.А. Гончарова «Обломов» (любовь к людям, гуманизм, лишний человек в обществе)

Аргумент по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (двойственность натуры, одиночество)

Аргумент по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» (идеал семьи)

Аргумент по повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой» (связь времен, род, место человека в природе)

Аргумент по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (век нынешний и век минувший)

Аргумент по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» (отрицание истории, авторитетов, устоявшихся социальных норм)

Аргумент по рассказу А.П. Чехова «Ионыч» (влияние времени на человека)

Аргумент по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» (чувство прекрасного, патриотизм, положительные качества личности)

Аргумент по пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад» (отношение людей к переменам)

Аргумент по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (личность и общество)

Аргумент по повести Н.В. Гоголя «Шинель» (равнодушие общества к человеку)

Аргумент по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (человек и общество, причины конфликтов)

Аргумент по роману Ч.Т. Айтматова «И дольше века длится день» (связь времен, ответственность человечества перед потомками, опасность беспамятства, роль памяти)

Аргумент по книге О. Берггольц «Стихи о себе» (память о войне)

Аргумент по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (люди в эпоху перемен, уроки истории)

Аргумент по роману А.Н. Толстого «Пётр Первый» (время перемен)

Семья, род; семейные ценности и традиции

Человек и общество

Родина, государство, гражданская позиция человека

Аргументы на тему "Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека" для итогового сочинения

Аргумент по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» (любовь как путь самопознания, роль любви в жизни человека, влияние любви на характер человека)

Аргумент по повести Н.В. Гоголя «Шинель» (цель в жизни)

Аргумент по поэме Гомера «Илиада» (выбор жизненного пути)

Аргумент по повести Ф.М. Достоевского «Записки из Мёртвого дома» (свобода и ответственность, причины преступлений, жестокость)

Аргумент по повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» (доброта, отношение к людям, отношение к любви)

Аргумент "Тема дружбы в лирике Пушкина"

Аргумент по роману И.А. Гончарова «Обломов» (гармония, душевное равновесие)

Аргумент по рассказу О. Генри «Мишурный блеск» (бесцельное существование, нравственные ценности, тщеславие)

Л.Н. Толстой (эгоизм)

Аргумент по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (борьба добра со злом)

Аргумент по рассказу И.А. Бунина «Слепой» (доброта, единение, жизненные ценности)

Аргумент по пьесе М. Горького «На дне» (мечта)

Аргумент по рассказу И.А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» (человечность в трудные времена)

Внутренний мир человека и его личностные качества

Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом

Познание человеком самого себя

Свобода человека и ее ограничения

Аргументы на тему «Природа и культура в жизни человека» для итогового сочинения

Наука и человек

Искусство и человек



Штольц понимает трудности именно такого восприятия жизни и поэтому «был внутренне горд и счастлив всякий раз, когда ему случалось заметить кривизну на своём пути и сделать прямой шаг». Штольц никогда не жил в мире воображения и мечты, в его душе не было места загадочному, он всё стремился подвергнуть анализу опыта и практической истины. Во всём, даже у порога тайны, он «ожидал появления закона, а с ним и ключа к ней».

Он сформировал свой идеал бытия и стремлений человека и упрямо отстаивал его. Штольц не устаёт повторять, что «нормальное назначение человека – прожить четыре времени года, то есть четыре возраста, без скачков и донести сосуд жизни до последнего дня, не пролив ни одной капли напрасно, и что ровное и медленное горение лучше бурных пожаров, какая бы поэзия ни пылала в них». Именно так осознав назначение человека, он стремится сам исполнить его, хотя и не надеется достичь полного успеха, «потому что это очень трудно».
Аргумент по пьесе А.Н. Островского «Свои люди – сочтёмся» (отсутствие нравственных принципов, лицемерие, неблагодарность, жадность, цель и средства, воспитание, потребительское отношение к людям)
Подхалюзин Лазарь Елизарыч – герой пьесы А. Н. Островского «Свои люди – сочтёмся». Со слов Большова известно, что тот мальчишкой взял его в свой дом «лавки подметать». Будучи «на руку не чист», он потихоньку поворовывал у хозяина, тайно мечтая выбиться в люди и завести своё дело. И ему это удалось: постепенно Подхалюзин сумел-таки собрать капиталец. Такую науку приобретения он усвоил, имея перед глазами пример Большова, который сквозь пальцы смотрел на проделки Лазаря (по опыту зная, что честных торговцев не бывает) и наконец сделал его главным приказчиком.

Подхалюзин органично вписался в мир «своих людей» и вполне соответствовал принятым в нём представлениям об уме и морали. Почтительностью, лицемерием, притворным смирением и усердием Подхалюзин добился особого расположения у Большова, используя в разговоре понятные тому категории («душа», «совесть», «чувство», «сердце») и заверяя, что всего этого у него, Подхалюзина, в избытке: и «совесть знает», и «душу имеет», и «чувствовать может». Узнав о намерении хозяина обмануть кредиторов, Подхалюзин тотчас задумал свою аферу. Ловко играя на тщеславии и самоуверенности Большова, он практически подтолкнул его к решению объявиться несостоятельным и своими руками всё (капитал и имущество) отдать ему, приказчику. «Уж вы во мне-то не сумневайтесь», – заверяет Лазарь Самсона Силыча.


Подхалюзин искренен только тогда, когда с восхищением говорит об Олимпиаде Самсоновне. Но и она ему нужна, чтобы добиться успеха: во-первых, заполучив её в жены, он становится полновластным хозяином лавок и денег тестя, а во-вторых, более образованная, чем он сам, Липочка помогаем ему самоутвердиться, подняться на уровень выше.

Став хозяином положения, Подхалюзин не скрывает своего презрения к тем, с чьей помощью он совершил прыжок на более высокую социальную и материальную ступень. Деньги Большова, приобретённые неправедно, но на «законных основаниях», Подхалюзин считает своими и дорожит каждой копейкой.

Приход Большова из долговой ямы нарушает его душевный мир. Подхалюзин «мягко стелет словами», но платить кредиторам отказывается. И все же усвоенная с детства (не без влияния Большова) «торговая наука», закоснелость в мошенничестве дают трещину. Ему становится «жаль тятеньку, ей-богу, жаль». На мгновение просыпается в Подхалюзине живое чувство жалости, но это именно мгновение: «жаль тятеньку», но денег «жальче». «Я, тятенька, не могу-с! Видит Бог, не могу-с! ... Я вот торговлей завожусь, домишко отделал... Об детях подумать надо... Вы, тятенька, извольте рассудить: нынче без капитала нельзя-е, без капиталу-то не много наторгуешь».

Все дальнейшие действия Подхалюзина показали, как быстро и прочно он утверждается в мире коммерции. При этом он олицетворяет и новый тип купца, действия которого опираются на формальное уважение закона, на понимание юридической силы документа и при этом – на полную свободу от нравственных принципов, от устных обещаний и не подтверждённых на бумаге сделок.

Островский писал позднее, что взгляд на жизнь кажется ему в этой комедии «молодым и слишком жестоким». В этой «жестокости» взгляда нет приговора человеку, но есть строгая справедливость моральной оценки главного героя.

Аргумент по рассказу О. Генри «Мишурный блеск» (бесцельное существование, нравственные ценности, тщеславие)


Название рассказа «Мишурный блеск» определяет его идейное содержание. В центре внимания автора два героя: бедный молодой человек Тауэрс Чендлер и богатая девушка Мэриан. Главный герой Тауэрс Чендлер, откладывая каждую неделю по одному доллару, в конце каждой десятой, надевая маску состоятельного джентльмена, проводит вечер в свое удовольствие. В один из таких вечеров он встречает скромно одетую девушку. Тогда он решает выдать себя за богача, который ничем не занят. Он мечтает о внимании, ведь только один раз в 70 дней он становится не только зрителем, но и экспонатом: «Взгляды – сияющие, угрюмые, любопытные, восхищенные, вызывающие, манящие – были обращены на него, ибо его наряд и вид выдавали в нем поклонника часа веселья и удовольствий».

Тогда в героя словно «вселилось безумие Манхэттена, бешенство суеты и тщеславия, бацилла хвастовства, чума дешевенького позерства». Он почувствовал себя словно на сцене и решил сыграть роль богатого светского повесы и гурмана, и «никакие ангелы-хранители не могли помешать ему исполнить ее».

Он начал врать Мэриан о несуществующих клубах и банкетах, гольфе и верховой езде, псарнях и котильонах и поездках за границу и многом другом. Это был его звездный час, и только «раз или два чистое золото ее сердца засияло перед ним сквозь туман самомнения, застлавшего ему глаза», когда она высказала мысль о том, что описанный им образ жизни «пустой и бесцельный».

Но Чендлера невозможно было остановить, и он продолжил: «Мы, бездельники, и есть самые работящие люди на земле». Признаться в обмане он не мог, ведь «костюм обязывал» вести себя определенным образом. Сделав костюм своим идолом, герой поставил его выше духовных ценностей.

Кажется, что манифест О. Генри направлен против бездельников и праздных людей, «вся жизнь которых проходит между гостиной и клубом», и учит тому, что цель в жизни должна быть у каждого, однако проблематика рассказа гораздо шире, чем может показаться на первый взгляд. Перед читателями возникает образ человека, который запутался, заблудился, еще не нашел свой путь и не познал истинные ценности.


Излюбленный прием О. Генри – антитеза. Контраст героев заключен не только в разнице их социального положения, но и в разнице их ценностных ориентиров. Парадоксально, но именно в уста богатой девушки вложены представления автора об истинных жизненных ценностях. В конце рассказа она делится с сестрой своими представлениями об идеальном спутнике жизни, которого она бы смогла полюбить, другими словами, рисует нравственный образец человека: «Я хочу, чтобы у моего любимого были ласковые синие глаза, чтобы он честно и почтительно относился к бедным девушкам, чтобы он был красив и добр и не превращал любовь в забаву. Но я смогу полюбить его, только если у него будет ясное стремление, цель в жизни, полезная работа. Пусть он будет самым последним бедняком; я не посмотрю на это, я все сделаю, чтобы помочь ему добиться своего. Но, сестрица, милая, нас окружают люди праздные, бездельники, вся жизнь которых проходит между гостиной и клубом, — а такого человека я не смогу полюбить, даже если у него синие глаза и он почтительно относится к бедным девушкам, с которыми знакомится на улице». Но представления Мэриан о жизни оторваны от реальности. Она мечтает выйти замуж за честного, работящего человека, предполагая, что все мужчины из ее окружения ведут праздный образ жизни и не подходят под ее описание. Героиня не ценит своего положения, а окружающих людей считает бездельниками. Она не понимает, что жизнь сложнее, чем кажется. Стоит отметить, что она сама в вечер встречи с Чендлером бегала к портной сказать, чтобы она вместо розовой прошивки поставили лиловую. Ее представления о жизни оторваны от реальности, ведь она не работает, не знает, что такое нужда.

Каждый из героев надевает маску по своей воле, но не ради чего-то высокого, а ради развлечения. Чендлер самостоятельно погружает себя в 69 дней мрака: ходит в плохоньком костюме и питается бутербродами и пивом у себя в комнатушке. Он не может наслаждаться своей жизнью и работой, являясь подлинным сыном великого города мишурного блеска. Один вечер, освещенный огнями Бродвея, возмещает ему множество вечеров, проведенных во мраке.


Оба героя до конца не понимают ценности жизни, своего положения, однако ситуация Чендлера страшнее. «Костюм» обязывает его врать и притворяться, он не является хозяином своей жизни.

О. Генри при помощи приема антитезы показывает, что независимо от материального положения моральные нормы и нравственные ценности остаются неизменными. Читатель понимает, что деньги не приносят счастье ни одному из героев, что мишурный блеск часто может пустить пыль в глаза и укрыть истину от человека, что чистое сердце и искренняя доброта важнее всего. Такова авторская позиция, но этой позиции не придерживается ни один из героев произведения. Мэриан, как и Чендлер, оказалась способной увидеть лишь костюм героя, не оценив по достоинству его доброту и участие. Чендлер не смог отказаться от тщеславия даже ради прекрасной девушки, которая могла бы наполнить его жизнь подлинным смыслом.