Файл: "Семья, общество, Отечество в жизни человека" для подготовки к итоговому сочинению.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Аргументы на тему: "Семья, общество, Отечество в жизни человека" для подготовки к итоговому сочинению

Аргумент по роману И.А. Гончарова «Обломов» (любовь к людям, гуманизм, лишний человек в обществе)

Аргумент по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (двойственность натуры, одиночество)

Аргумент по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» (идеал семьи)

Аргумент по повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой» (связь времен, род, место человека в природе)

Аргумент по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (век нынешний и век минувший)

Аргумент по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» (отрицание истории, авторитетов, устоявшихся социальных норм)

Аргумент по рассказу А.П. Чехова «Ионыч» (влияние времени на человека)

Аргумент по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» (чувство прекрасного, патриотизм, положительные качества личности)

Аргумент по пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад» (отношение людей к переменам)

Аргумент по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (личность и общество)

Аргумент по повести Н.В. Гоголя «Шинель» (равнодушие общества к человеку)

Аргумент по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (человек и общество, причины конфликтов)

Аргумент по роману Ч.Т. Айтматова «И дольше века длится день» (связь времен, ответственность человечества перед потомками, опасность беспамятства, роль памяти)

Аргумент по книге О. Берггольц «Стихи о себе» (память о войне)

Аргумент по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (люди в эпоху перемен, уроки истории)

Аргумент по роману А.Н. Толстого «Пётр Первый» (время перемен)

Семья, род; семейные ценности и традиции

Человек и общество

Родина, государство, гражданская позиция человека

Аргументы на тему "Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека" для итогового сочинения

Аргумент по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» (любовь как путь самопознания, роль любви в жизни человека, влияние любви на характер человека)

Аргумент по повести Н.В. Гоголя «Шинель» (цель в жизни)

Аргумент по поэме Гомера «Илиада» (выбор жизненного пути)

Аргумент по повести Ф.М. Достоевского «Записки из Мёртвого дома» (свобода и ответственность, причины преступлений, жестокость)

Аргумент по повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» (доброта, отношение к людям, отношение к любви)

Аргумент "Тема дружбы в лирике Пушкина"

Аргумент по роману И.А. Гончарова «Обломов» (гармония, душевное равновесие)

Аргумент по рассказу О. Генри «Мишурный блеск» (бесцельное существование, нравственные ценности, тщеславие)

Л.Н. Толстой (эгоизм)

Аргумент по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (борьба добра со злом)

Аргумент по рассказу И.А. Бунина «Слепой» (доброта, единение, жизненные ценности)

Аргумент по пьесе М. Горького «На дне» (мечта)

Аргумент по рассказу И.А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» (человечность в трудные времена)

Внутренний мир человека и его личностные качества

Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом

Познание человеком самого себя

Свобода человека и ее ограничения

Аргументы на тему «Природа и культура в жизни человека» для итогового сочинения

Наука и человек

Искусство и человек


Свобода человека и ее ограничения




  • М. Горький, «На дне». Свобода человека ограничена его волей: то, что он не может себе позволить, ему не под силу. Это доказывает пример из пьесы Горького. Все жители ночлежки — люди крайне апатичные и отчаявшиеся. Они по привычке или из-за обиды винят общество в своих бедах, но главная их проблема — они сами. Никто из бедняков не желает работать честно, все ищут легкие пути или спасительные иллюзии. Например, Актер всегда оправдывает себя, ищет жалости, но пить не бросает. Настя придумывает великую любовь, но так и продает себя за деньги. Пепел мечтает о новой жизни, но продолжает воровать, связывая свои надежды с Наташей, как будто от нее все зависит. Сатин играет и пьет, отрицая труд как таковой. Каждый герой может начать все сначала и обрести себя, но ни у кого нет воли к свободе. Люди ограничены ленью и апатией.

  • И.А. Гончаров, «Обломов». Человек находится в рабстве у своих пороков. Они и сдерживают его развитие. Это доказывает пример Обломова. Илья Ильич мечтает о светлом будущем, но не покидает дивана. Он не работает, не встречается с друзьями, не интересуется искусством или наукой. Все, что требует малейших усилий, недоступно Обломову, потому что он слишком ленив. На момент начала романа ему уже больше 30 лет, а он еще ничего не достиг в жизни. При этом у него все есть, чтобы реализоваться в работе, обществе и семье. Но все его движения скованы апатией. Герой стал заложником своей бездеятельности. Его свобода была разменяна на покой и праздность.

  • М.Ю. Лермонтов, «Мцыри». Жизнь без свободы теряет весь свой смысл. Это доказывает пример из поэмы Лермонтова. Мцыри был пленен еще в детстве. Война на Кавказе лишила его крова, родных и даже выбора судьбы. Он оказался в монастыре не по своей воле, но ему навязали путь послушника и монаха. Не принимая чужой устав, Мцыри бежит из своей тюрьмы. Три дня на свободе кажутся ему единственной реальностью. За это время он прожил целую жизнь, полную приключений, счастья, борьбы. Только этот период он и считал своим подлинным опытом. Мцыри променял прозябание в монастыре на три дня полноценного существования. Дорогой ценой он купил независимость, но только она и придала его жизни смысл.

  • А.С. Пушкин, «Дубровский». Свободу человека ограничивает его морально-нравственный кодекс. В этом мы убеждаемся, анализируя поведение героини книги. Марья любила Владимира и не хотела выходить замуж за Верейского. Этот брак по расчету навязал ей отец. Но она не могла бежать до того, пока не испробовала все способы убедить Троекурова в ненужности этого союза. Все мольбы дочери оказались напрасны. Троекуров намеренно перенес дату венчания, чтобы Владимир не успел помешать им. Но как только Марья стала женой Верейского перед Богом, она уже не могла уйти от супруга, как бы ни хотела. Она не убежала с возлюбленным. Ее свобода отныне была ограничена святым обетом. Мораль всегда препятствует вседозволенности и ограничивает человека в действиях.

  • Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо». Свобода человека ограничена морально-нравственными установками его времени. Так, Некрасов в своей знаменитой поэме пишет: «Еще ты в семействе — раба, Но мать уже вольного сына!». Он охарактеризовал положение женщины после отмены крепостного права. Несмотря на реформы в государстве, девушки по-прежнему во всем зависели от своих отцов, а потом мужей и свекров. Их удел — поклоняться каждому домочадцу, который сильнее и старше их. Зачастую их смирением пользовались, их покорностью злоупотребляли. Например, та же Матрена вынуждена была сносить обиды от свекрови, золовки, приказчика и даже побои от мужа. Увы, в ту эпоху положение женщины было зависимым, потому что уровень общественного сознания еще не достиг высот гуманизма, справедливости и эмпатии. Так что свобода человека во многом зависит от исторического контекста.




Аргументы на тему «Природа и культура в жизни человека» для итогового сочинения




  • Б.Л. Васильев, «Не стреляйте в белых лебедей». Природа нуждается в заботе и охране человека, ведь она представляет собой естественную среду нашего обитания, без которой нам просто не выжить. Это доказывает пример из повести Васильева. Федор Бурьянов, будучи ответственным лицом в заповеднике, ничего не предпринимал для его сохранения. Напротив, он всячески разорял его для своих нужд и нажил немалое состояние на браконьерстве. И его поступки не прошли бесследно: экология леса пришла в упадок. Теперь «лебяжье озеро» было пустым и названию не соответствовало. А вековые липы погибли просто потому, что Федор содрал с них всю кору ради денег. Небрежное и безответственное отношение к природе ведет к оскудению края и ухудшению жизни на Земле.

  • А.П. Чехов, «Крыжовник». Многие люди не интересуются экологией и совершенно напрасно. Эта проблема касается нас всех. Уже не один век об этом пишут известнейшие авторы. Например, Чехов в своем рассказе говорит об ужасающем состоянии имения, которое купил главный герой. Река возле дома имела «кофейный цвет» из-за неприятного соседства с заводами. Тогда никто не следил за выбросами отходов, поэтому Николай Иванович долго и безуспешно судился с местными дельцами, не получая никакой отдачи. Из-за промышленных выбросов ни воздух, ни вода, ни почва в этом районе не могли быть безопасными для человека. Но всеобщее равнодушие привело к тому, что люди стали его главными жертвами. Природа — это наш дом, мы должны его охранять, иначе жить нам будет негде.

  • Е.И. Носов, «Кукла». Прогресс порой очень болезненно сказывается на экологическом состоянии природы. Эту тему поднял Евгений Носов в рассказе «Кукла». Рассказчик встретил давнего друга, но заправские рыбаки уже не могли найти места, чтобы поудить рыбу. Если раньше здесь царило изобилие, то теперь речи обмелели и заросли тиной. Вместо исконных обитателей водоемов герои увидели лишь бутылки, пластик и другой мусор. Удобрения с полей попали в воду и способствовали феноменальному распространению тины. Теперь экосистема реки была разрушена. На ее восстановления уйдут годы. Вот к чему ведет равнодушие к природе и безответственность людей.

  • М.А. Булгаков, «Собачье сердце». Вмешательство прогресса в естественные процессы природы может привести человечество к настоящей катастрофе. Это доказывает пример из книги Булгакова. Профессор Преображенский хотел провести эксперимент и создать из собаки человека. Но он упустил главное — человечность. Ее не пересадить и не ампутировать. Ее можно только воспитать в семье и обществе, когда личность проходит все стадии становления. А Шариков так и не смог наверстать упущенное. Он лишь внешне напоминал человека, а в душе и сознании остался на самой низшей ступени. Осознав провал, ученый все вернул на свои места и прекратил вмешиваться в естественный ход вещей. Ведь мы не должны воевать и соперничать с природой, как ребенок не должен идти против матери и отца.

  • В.Г. Распутин, «Прощание с Матерой». Человек часто потребительски относится к природе и не замечает, как теряет свой дом. Именно так произошло в произведении Распутина. Власти решили создать гидроэлектростанцию, а для нее нужна была плотина. Для сооружения этого комплекса они решили пожертвовать целым островом, где веками развивалась жизнь: росли деревья, обитали животные, жили люди. Деревню тут же стали расселять, а мнения жителей даже не спрашивали. Старики лишались не только домов, но и погоста, где они оставляли близких, памяти о родной земле и своей семье. Но самое страшное, что никто не эвакуировал леса, поля, животных и птиц. Их всех обрекли на вымирание ради иллюзорных целей. Сегодня многие объекты в тех местах уже не нужны (как, например, знаменитый БАМ), но экологические потери будут восполняться столетиями.

  • А.И. Куприн, «Олеся». Человек может жить в гармонии с природой и пользоваться ее мудростью. Она способна научить нас нравственности, свободе, любви. Доказательство мы находим на страницах повести Куприна. Олеся выросла в уединении на лоне природы. Никто не учил ее, кроме бабушки, старой знахарки. Почти все свои знания и умения Олеся подчерпнула из кладезя окружающего мира. В лесу она знала все травы и плоды, умела лечить людей и даже обладала экстрасенсорными способностями, опираясь на природное чутье. Героиня стала гармоничной и свободной личностью, в отличие от деревенских жителей, которые во всем ориентировались на предрассудки и суеверия. Этот пример заставляет нас задуматься о том, что все лучшее в человеке — от его матери-природы. Она дает нам мудрость, нравственный закон и силу подлинного чувства.



Наука и человек




  • М.А. Булгаков, «Звездная сыпь». Наука дает человеку ответы на главные вопросы, а наше нежелание в ней разбираться порой приводит к трагическим последствиям. В этом мы убеждаемся на страницах рассказа. Молодой врач поражен нежеланием деревенских жителей лечиться от сифилиса. Они попросту не верят ему и хотят лишь избавиться от симптомов. Никто не может признать, что заразился «нехорошей болезнью» и принес заразу в дом. Отсталость и незнание очевидных научных истин привели к настоящей эпидемии. Лишь настойчивость и энтузиазм врача убедили некоторых пациентов бороться до конца и избавиться от недуга. Видно, наука может спасти людей от серьезных проблем, но надо дать ей возможность это сделать, борясь с ленью, невежеством и устаревшими суевериями.

  • М.А. Булгаков, «Роковые яйца». Наука делает нашу жизнь лучше, но при безответственном подходе может сильно навредить нам. Об этом напоминает М.А. Булгаков. Профессор Персиков в его произведении создал луч, многократно усиливающий естественные процессы, определяющие облик и поведение живого существа. Но ученому не дали доработать свое начинание. Чиновники перехватили инициативу и дали колхозному руководителю Рокку испробовать ноу-хау. А тот перепутал яйца и подверг увеличению змей, аллигаторов и других рептилий, а вовсе не куриц. Эти существа появились на свет агрессивными и прожорливыми. Нападение монстров разрушило город и привело к массовым жертвам. Таковы итоги неправильного и безответственного прогресса, который привел к всеобщему разорению.

  • Е.И. Замятин, «Мы». Наука может стать смертоносным оружием в руках тиранов. Об этом нас предупреждает Е. Замятин в своей антиутопии. Герои стали заложниками новой системы, где человеческая личность низведена до положения винтика в общей машине. Все люди лишены индивидуальности, личной жизни, семьи, права выбора своей судьбы. Их окружают машины, которым и уподобляются «нумера». Технологии пошли не на пользу обществу будущего, а во вред, ведь использовались в целях слежки и тотального контроля за населением. Новые виды оружия и пыточных приспособлений запугивали тех, кто еще хотел что-то изменить. Увы, наука без этического императива может уничтожить тот мир, который мы все любим. Ведь технику можно направить против человека.

  • М.А. Шолохов, «Поднятая целина». Говоря о значении науки в жизни человека, нельзя не вспомнить о романе Шолохова. Герои смогли существенно поднять экономические показатели сельского труда благодаря трактору и другим новшествам. Если раньше крестьяне не могли себе позволить покупку машины, то после объединения в колхоз они сделали это и ускорили процесс заготовок в разы. Это высвобождение времени привело к тому, что люди стали больше сил направлять на саморазвитие и досуг. В деревне открыла «Изба-читальня», люди начали выходить за рамки своей матрицы и раскрывать свой потенциал в других областях. Например, Макар изучил иностранный язык, а Варя решила поступать в училище. Технологии помогают нам перейти на новый уровень жизни и повысить эффективность труда.

  • А.Р. Беляев, «Человек-амфибия». Технологии и наука необходимы человечеству в борьбе с несовершенством его природы. Ведь мы часто сталкиваемся с болезнями, травмами и другими недугами, которые можно побороть лишь умом и мастерством. Жаль, что не все это понимают. Вот и труд доктора Сальватора не оценили по достоинству. Узнав о чудесном исцелении и особых способностях Ихтиандра, люди поспешили осудить его и посадить за решетку. Подумать только: человек спас ребенка от неминуемой гибели, защищал от расправы годами, а получил за это лишь осуждение! Эти события стали ответом на вопрос, почему уникальные достижения врача не стали палочкой-выручалочкой для многих других больных? Доктор знал, что его методы общество принять не готово. Отсталость людей приводит к тому, что полезные открытия вводятся в обиход годами. А люди платят за это жизнями.

  • А. И Б. Стругацкие, «Шесть спичек». Научные достижения нужны человечеству, но не стоит забывать об опасности гонки за прогрессом. Эту проблему затронули в своем рассказе братья Стругацкие. Комлин разработал методику, многократно усиливающую способности людей. Но свой эксперимент он поставил на себе, ни у кого не спрашивая, никого не ставя в известность. Сначала ученый стал удивлять всех новыми навыками и знаниями. Его память, ловкость, мышление развивались со стремительностью пули. Но у каждого прорыва есть изнаночная сторона. Ее-то Комлин и не увидел. Он довел себя до такого состояния, что получил травмы и оказался в больнице. Чудом он не погиб и не лишился рассудка. Его пример должен стать назиданием для всех нас: в погоне за открытиями важно помнить о ценности человеческой жизни и ее приоритете в любых поисках.