Файл: Лекции по общей психологии под редакцией Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой москва смысл 2000 А. Н. Леонтьев.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 316
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
456
ЛЕКЦИЯ
47
МОТИВАЦИЯ
И
ЛИ
Ч
НОСТЬ
Кстати, я должен сделать замечание, или объяснение. Задача очень трудная. А
алгоритм решения до сих пор неизвестен. По крайней мере, его никто не пробовал сформулировать. А ситуация возникла такая же, как и в знаменитой задаче на четыре кубика. Она существует очень давно. Найдено, наконец, решение. Это такое решение,
что не всякому профессиональному математику, имеющему профессиональное мате- матическое образование, доступно для для полного понимания. И то еще скептики говорят, что она так и не решена. Это очень трудная задача. Здесь нет решения. Тут перед этим, года три тому назад, давали эту задачу Ленинградскому вычислительно- му центру, который, с помощью своей большой машины, пробовал эти алгоритмы подобрать, что-то программировать бесконечно. Ничего не вышло. Задача не решает- ся на машине. То есть, видите, это можно решить перебором. Перебор бесконечно длинный. Можно все решить перебором, если сто лет решать. Так что здесь эмпири- ческие правила есть некоторые. Даже есть, как это теперь модно говорить, некоторые эвристики, но нет того, что представляет собой настоящее описание решения. Ско- рее всего, наводящие, облегчающие какие-то шаги. Кстати, обратный путь не дает решения. Это прибавление шариков, а не вычитание.
Дальше шла следующая серия задач. Там описывается живой эксперимент с теоретическими отношениями. Очень трудная задача, которая решается одним спосо- бом — прилаживанием. Подобными, знаете, бывают головоломки китайского типа:
собрать фигуру из кусочков. Решение ее требовало приблизительно того же времени.
Вообще, там довольно занимательно были подобраны задачи. Опять перерыв. Ни од- ного случая возвращения. Потому что задача сама по себе, по своей природе, объек- тивно не познавательная.
Варьировали интересные задачи, варьировали эксперимент для того, чтобы еще и еще раз проверить правильность гипотезы и подтверждение. Группа разделилась на две части, причем в точном соответствии с предсказанием, основанном на кли- ническом заключении. Значит, казалось бы, сама методика оказалась валидной, если выражаться языком составителей тестов. Хороший тест для данных условий, для дан- ного контингента. Это ученики-десятиклассники, у части которых выработалось, а у части которых не выработалось познавательное отношение. Значит, критерий очень простой. Несовпадение вещественной цели и этой же цели, представленной в ее по- знавательном содержании. Познавательное содержание не открывается. Ясен или нет смысл всех этих экспериментов?
Можно ли идти по этому пути? Не знаю. Не могу вам сказать. Вообще, это один из путей, по которому к исследованию мотивов, их трансформаций, соотно- шения целей и мотивов мы можем пробовать идти. В какую сторону его можно раз- вивать, я действительно сказать вам не могу.
Я теперь резюмирую. Значит, мы пришли к представлению об очень сложной классификации мотивов, которую невозможно осуществить по одному какому-ни- будь основанию. По-видимому, есть ряд отношений. В частности, вот это отноше- ние, которое вы здесь видите, — порождение мотивов. Вот первый случай, мы ра- зобрали, — трансформация цели. Соответственно, меняется и место в сознании. Я
еще раз резюмирую. Есть мотивы не осознаваемые, есть мотивы, которые могут быть осознаны путем своеобразной работы, наконец, мотивы, проспективно сознавае- мые, которые по своему происхождению состоят в том, что они суть мотивы, кото- рые выступают прежде в виде целей, приобретающих самостоятельную побудитель- ную силу. Это, собственно, очень простое деление.
Тут возникает большая, сложная проблема соотношения того содержания со- знания, которое составляет круг понятий, значений, и тех содержаний сознания,
457
СМЫСЛООБРАЗУЮЩАЯ
ФУНКЦИЯ
МОТИВА
которые выражают собой отношение к знаемому, то есть смысл. Но, повторяю, это выходит за пределы темы мотивов. Это скорее относится к теме, которую можно было бы назвать «строение сознания». Я эту тему затрагивать в данном куске курса не буду. Если у вас возникнет потребность этим заняться, то, я думаю, после того как мы закончим этот раздел.
Вопрос: «Вы сказали, что большинство мотивов нами не осознаются, но мо- жет ли так быть, что если человек находится на достаточно высоком уровне, то он все-таки доходит до такого состояния, что практически все свои мотивы осознает.
Или это ему только кажется?»
Вопрос поставлен правильно. Что можно, о чем можно говорить с достаточной уверенностью? Ну, прежде всего, с достаточной уверенностью можно говорить о том, что в большинстве случаев актуальные мотивы не осознаются. Каков мотив ва- шего вопроса?
[«Не знаю. Так просто»]
1
1 ... 40 41 42 43 44 45 46 47 ... 51
Как, товарищи, это очевидно или нет?
[«А кто может судить, очевидно это или нет?»]
Обстоятельства дела. Я вам сейчас скажу, какой здесь путь. Посмотреть вооб- ще, склонны ли вы задавать вопросы. Вы ведь интересуетесь курсом или нет? А вот представьте себе, что вас упрекают в пассивности. Что вы мало выступаете на семи- нарах, себя не обнаруживаете. Решили — эх, надо исправляться. А ну, к случаю, за- дам некоторый вопрос. Может быть такое?
[«Это не мой случай»]
Так я же не навязываю вам своей интерпретации, я абстрактно рассматриваю.
Что можно сказать по одному акту? Бывает ли иллюзорно? Бывает. А можно расска- зать такой обыкновенный ординарный случай. Вы, наверное, слышали или читали в художественной литературе, что иногда возникновение чувства к женщине или к мужчине, влюбленность, сначала отмечается другими, потом самим субъектом. Ну,
это обычно, банально. Тривиальный случай. Итак, я стремлюсь попасть на спектакль.
У меня, очевидно, потребность посмотреть этот спектакль. Хитрый брат, сосед, друг,
приятель говорит: «Угу. Ну, там же будет такая-то! Все ясно, почему он стремится во что бы то ни стало получить билет». Есть мотив? Даже два. Какой является смыслооб- разующим и, вместе с тем, основным, движущим? По догадке окружающих — вто- рой. Ну, а можно проверить экспериментально. Представим себе, что телефонный звонок: никакой встречи не намечается. Как он будет действовать? Продолжать уси- лия или прекратит усилия? Вот вам и тест. Понятно? Теперь ясно, как может возник- нуть иллюзорное представление? Оно, собственно, не иллюзорная мотивация, а от- сутствие ясного отчета. Это не иллюзия, а неосознаваемость мотива. Товарищи, это бывает не только в этой сфере отношений.
Человек иногда рассуждает с другими, мотивируя свои поступки тем, что он ориентируется на выгодность какого-нибудь занятия. Потом оказывается, что он ли- шается этого занятия. И вдруг выясняется, что он лишается важнейшего содержа- ния своей жизни! И обнаруживается, что мотивы-то были гораздо более высокого уровня, чем он сам это понимал. Он понял это ретроспективно. Я вам говорил: ори- ентиры — эмоциональные знаки. Вот и получилось. Ему горько. Вот и народная муд- рость говорит: «Что имеем, не ценим. Потерявши — плачем». Бывает и не так. Быва- ет, и наоборот, человек обретает себя. И бывают такие жизненные ситуации, когда человек расцветает, что называется, как личность. Вследствие чего? Оказывается,
1
В квадратные скобки заключены реплики слушателей. — Ред.
458
ЛЕКЦИЯ
47
МОТИВАЦИЯ
И
ЛИ
Ч
НОСТЬ
что занятие-то найденное отвечает ему в высшей степени. Подчиненным, мало- значимым каким-то побуждениям? Нет, наоборот. Самым высоким. Вот так тоже бы- вает. Я привел один случай, а потом контрастный. Чтобы у вас не создавалось впе- чатление перекоса в какую-то одну сторону. И какое великолепное человеческое зрелище являют собой люди, которые у вас на глазах находят себя в деле. А только в деле можно найти себя. В деле в каком смысле? Не обязательно в механическом смысле. В человеческих отношениях, в различных сферах человеческой деятельнос- ти, правда? Вот мы тогда удивляемся и говорим: «Посмотрите, был такой не выда- ющийся ничем молодой человек. Вот попал на эту стезю, какой он теперь? Появи- лись и способности, и индивидуальность». Да, это динамика развития личности. Это вы меня загнали вашим вопросом в откладываемую проблему личности.
Ну, пожалуйста, еще вопросы. Вот я сейчас осознал мотив, по которому я с живым интересом, в силу чего я с интересом жду ваших вопросов. Мне очень хочется познакомиться с вами. Вы понимаете, это я все говорю. А мне хочется, чтобы вы немножко поговорили, хоть в вопросах. Пожалуйста.
<Вопрос неразборчив>
Очень хороший вопрос, прекрасный. У нас как раз есть время, чтобы спо- койно разобраться в этом вопросе. Вот давайте восстановим правду. Давайте вообще договариваться так. Мы всегда будем говорить правду. И вы, и я. Договорились? До- говорились. Ну вот, восстанавливаем правду по Фрейду. Главная правда по Фрейду заключается в том, что Фрейд тоже, как практик, имеющий общение с живыми людьми, как врач, имеет дело с нервнобольными, с раненными людьми, раненны- ми морально, психологически. У него, естественно, возник вопрос о мотивацион- ной сфере личности. И он поставил перед собой вопрос в такой форме: «Что самое главное, что движет человеком, где оно коренится?» Оно коренится, может быть,
в окружающем мире, в среде социальной, в требованиях общества? Нет, напротив.
Потому что он видел, как разыгрываются конфликты. Между чем и чем? И когда была выдвинута гипотеза, не очень новая, кстати говоря, — воскрешена была ги- потеза, что есть что-то, глубоко внутри человека коренящееся. И это внутри чело- века коренящееся — это мир биологических влечений. Можете это называть инстин- ктами. Все равно. Какое же из них самое-самое главное? Ну, конечно, жизненное влечение — это какое влечение? Это либидо. То есть это влечение сексуальное, по- ловое. Либидо — очень широкое понятие, надо вам сказать.
Тогда возникает вопрос. Какова же судьба этого влечения? И тогда выясняет- ся, что судьба этого и подобных им влечений, для фрейдистов, Адлера, например,
состоит в том, что это влечение пытается реализовать себя и наталкивается на мас- су преград, которые создает наша культура, общество. В результате разыгрывается динамика, которая выражается в том, что эти влечения подавляются, а вместе с тем проявляются. Только каким способом? Не в своих формах. Сублимация, симво- лизация. А в конечном счете, если вы поскребете, пойдете в глубину, то вы приде- те к этим простым обыкновенным биологическим влечениям. Вот это копание, уход в глубину, поиск тайны человеческой сущности в глубинных биологических ее ос- нованиях, и характеризует фрейдизм и всю глубинную психологию. Если сопоста- вить с этим все то, что я говорил о потребностях, то есть о тех же влечениях, фак- тически о мотивах, о сознавании мотивов, то я бы сказал, что это приблизительно наоборот. Не вполне наоборот, не механически наоборот, но с обратными знаками.
Крупнейший советский психолог, сделавший первые шаги в развитии исто- рического подхода к человеку, человеческой психике (я имею в виду Выготского),
459
СМЫСЛООБРАЗУЮЩАЯ
ФУНКЦИЯ
МОТИВА
когда перед ним возник вопрос, о котором мы сейчас говорим, отвечал так: «Наша психология, — говорил он, возглавляя новую психологическую школу, — не глу- бинная, а вершинная»
1
. То есть он показал противоположность этого движения.
Вот давайте сейчас разберемся, какова судьба этой потребности, влечений,
другими словами. Помните основной тезис? Потребности находят себя, свое содер- жание во внешнем мире. А еще грубее? Потребности человека производятся обще- ством, потому что производятся предметом. Идеальные потребности, высшие по- требности — идеальным предметом. Чтобы иметь потребность знания, нужно, чтобы было накоплено научное знание, правда? Тогда могут быть периодические научные интересы. Короче говоря, словами Карла Маркса, чтобы развилось музыкальное ухо,
музыкальный слух, нужно иметь музыку. Но музыку производят, правда? Оно со- здается, это творение человечества, это аккумулированное, накопленное богатство музыки. То же самое с сознанием. Что же есть сознание: инстанция, оказывающая давление или формирующая, движущая, развивающая? Движущая, развивающая.
Что такое осознание мотивов? Их возвышение, а не подавление! Вам понятно? Что выше — мотивы неосознаваемые или сознаваемые? Сознаваемые. Значит, не против развития мотивационной сферы работает, собственно говоря, сознание. А куда? В
сторону развития, расширения, совершенствования. Значит, выходит, глубинная психология устремляет свой взор в глубину, назад, в эволюцию. Правильно?
Историческая психология, усвоившая исторический подход к человеческой психике и к человеческому сознанию, смотрит куда? Проспективно, в будущее. Вот я тут с вами говорил насчет того, что смотреть вперед — значит смотреть, какова судьба потребностей, их возвышение, а не становление. Вот они возвышаются над природой. Это неизбежно, это их судьба. Как подойти к актуальным проблемам? Да ведь их нельзя понять иначе, как подойдя к ним с известной перспективой пози- тивного развития.
Та же самая история с эмоциями. Очень популярна концепция вырождения эмоций. Идеал англичанина-колонизатора, на лице которого не изображаются ни- какие чувства. Каменное лицо. Торжествующего над теми народностям, дикарями,
которые, наоборот, очень экспрессивны и живут полной эмоциональной жизнью.
Идеал здесь в падении эмоциональной чувствительности, в бездушности известной,
во владении собой, этими эмоциями. Ну, прямо наоборот, говорим мы. Вопрос заключается в том, чтобы увидеть будущее развитие эмоциональной жизни. Не инво- люция, а эволюция. Опять по отношению к глубинным теориям этот вопрос решает- ся противоположно. Это не просто перевернутая кверху ногами композиция. Это пе- ревернутая в каком-то другом смысле. Совсем с другой точки зрения прочитанная.
Фрейдизм — интересный? Интересный. Там есть правда какая-то? Есть. Толь- ко хорошо она понята или извращенно понята? А вот понята она извращенно. Поэ- тому я за вклад Фрейда и против фрейдизма как теоретического обобщения этого вклада. Правда, я немножко против и этого вклада. Ну, просто потому, что очень важное и ценное, что есть у Фрейда, было описано до Фрейда. Теми же самыми учениками Шарко, вместе с которыми он работал в Сальпетриере, из которого он и вышел. Вот один из крупнейших психопатологов, занимавшийся пограничными случаями, современник Фрейда и соученик его по клинике Шарко, так сказать, од- нокашник, Пьер Жане, очень остро критиковал Фрейда как раз за то, что Фрейд представлял некоторые капитальные факты как им открытые, в то время как они были, вообще говоря, уже описаны. Ошибочные действия, целый ряд других вещей.
1
См.: Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. Т.1. С.166.