Файл: Лекции по общей психологии под редакцией Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой москва смысл 2000 А. Н. Леонтьев.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 310

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

465
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ
ЯВЛЕНИЯ
АФФЕКТЫ
Хорошенькая подготовка! Рядом с этим вам описывают симптом, то есть явле- ние объективное, которое показывает, что оно дезорганизует. Стало общим местом,
что аффект есть дезорганизация поведения. Позвольте, страх, читаю я, есть затормо- женное бегство. Ну, как раз бегство — это и есть, вероятно, адекватная реакция. Зна- чит, надо бежать. А страх демобилизует. Значит, ничего не получается. Что же полу- чилось? Чересполосица данных. И самое лучшее эклектическое решение для широких умов есть такое решение — он мобилизует, но и дезорганизует. Он направляет и уп- равляет биологически целесообразным образом, он же и парализует, мешает. Функ- ция какая-то странная. И это относится к положительным аффектам тоже.
Ведь в состоянии положительного аффекта поведение тоже в известном смысле дезорганизуется. Это не оптимальное поведение. Нужно, чтобы аффект перестал бы быть острым душевным волнением. Тогда рождается адекватное поведение. В момент аффекта поведение может дезорганизоваться, то есть стать неадекватным. А иногда и в смысле прямой дезорганизации двигательного поведения. Конечно, очень трогатель- но, что иногда от радости люди плачут. Впрочем, они плачут и от несчастья, правда?
Слезы радости мы отличаем от слез несчастья, но целесообразность этих слез очень трудно объяснить с точки зрения организации, повышения активации каких-то полез- ных механизмов. Ничего тут полезного нет. Скорее всего, этого рода явления, ярко окрашивающие всякий аффект у человека, нужно объяснять, пользуясь тем, что Дар- вин называл принципом зависимости от устройства органов, от наличных механизмов.
Они есть, они приходят в действие. Но не потому, что они целесообразны, а потому,
что они как бы задеваются. Это знаменитый последний принцип дарвиновской теории.
Очень мудрый принцип.
Но оказывается, функция есть, только не приспособительная. Скажем, на уровне животного она работает безотказно. На уровне человека тоже, только в сво- их формах. Это функция, которую я бы назвал функцией следообразования. Это фун- кция особого рода, которая выражается в том, что аффект накапливается, склады- вается, фиксируется в виде аффективного знака объектов или ситуаций, при этом фиксируется очень быстро (не нужно повторений), не так, как навыки (это особая вещь, особый род фиксаций). В начале нашего столетия был предложен специаль- ный термин для того, чтобы выделить эти особые следы, процесс следообразова- ния, производимый аффектом или аффектами. Он был предложен первоначально,
по-моему, Й.Брейером, затем перешел во фрейдовскую литературу, попал в рабо- ты Юнга. Словом, целый ряд авторов пользовался этим термином. Это так называе- мые аффективные комплексы. Или просто комплексы, как их стали называть даль- ше. Это опять условный термин. Надо проникнуть в смысл, в суть дела. А суть дела заключается вот в чем.
В результате аффекта, характеризующегося ситуацией, из которой, в сущнос- ти, уже поздно искать выход, из которой нет выхода (медведь уже налицо), создает- ся своеобразное настораживание по отношению к аффектогенной, возбуждающей аффект ситуации, то есть аффекты как бы метят данную ситуацию. И имеют законы своего распространения по общности ситуаций. То есть эти ситуации, хотя и в малой степени, и совершенно особенным, примитивным способом, могут образовывать ка- кие-то (впрочем очень конкретные) обобщения. Мы получаем предупреждение.
Итак, существует закон фиксации аффектов на ситуации, обстановке, на от- дельных элементах ситуации или отдельных элементах обстановки. Таким образом,
при возникновении этой обстановки, или сходной, или сходной частично аффект появляется вновь. Вернее, открываются барьеры в случае отрицательных аффектов или развертывается деятельность в этом направлении в случае положительных аффек-


466
ЛЕКЦИЯ
48
МОТИВАЦИЯ
И
ЛИ
Ч
НОСТЬ

1   ...   41   42   43   44   45   46   47   48   ...   51

тов. Таким образом, хотя аффекты возникают постфактум, но они опережают что?
Дальнейший опыт! Поэтому когда некоторые наши исследователи предлагали термин
«аффективная метка», которую получает вещь или ситуация, мне показалось, что эта метка — термин меткий, хорошо характеризующий, в чем суть дела.
Вот это и есть один из законов, выражающих функцию аффекта. Аффекты как бы липнут на ситуацию, образуют ее метку, что особенно важно в условиях, когда инстинктивной реакции на данную ситуацию вообще не существует. Просто пото- му, что эта ситуация не может быть прямо объяснена чем-то заложенным в челове- ке, скажем, как внезапное падение с инстинктивной реакцией на это. В физичес- ком смысле падение.
Таким образом, функции остается предупредить эти случаи, но только в свое- образном выражении. Предупредительная функция через следообразование, через образование аффективных следов. Поэтому не нужно обязательно врожденных меха- низмов. Следообразование может быть на любом уровне, и это важно, — на социаль- ном уровне тоже. На уровне социальных отношений человека, на уровне общения с другими людьми, на любом уровне. В этом смысле исследование функции аффекта может быть приведено к исследованию функции аффективных комплексов, следов аффекта. Приведено — это не значит сведено. Приведено — это значит, что исследо- ванию можно придать форму, доступную для решения с помощью изучения следов аффекта. И это действительно делалось, делается, и эти исследования очень поучи- тельны. Я думаю, что могу пропустить изложение опытов; я только резюмирую.
Обратите внимание на то, что действие аффективных следов подчиняется двум, на первый взгляд противоположным, принципам. Принципу бдительности,
навязчивости этих следов, их, так сказать, постоянного вылезания по всякому по- воду, чтобы предупредить — «а не то ли это». И одновременно функции оберега- ния, которая выражается в торможении. Значит, навязчивость — торможение, то есть противоположная функция. Наконец, я хочу подчеркнуть один очень важный момент. Это аккумуляция, а не аккомодация в отношениях. Меня иногда спрашива- ют: почему вы настаиваете на принципе аккумуляции, то есть на том, что при каж- дом повторении аффективной ситуации соответствующий аффект увеличивается. В
аффектогенной ситуации привыкания, адаптации нет, а есть лишь аккумуляция аффектов. То есть аффекты работают по принципу сосуда, который в конце концов может переполниться и привести к катастрофе. Вот почему я настаиваю на аккуму- ляции. И дальше следуют примеры. Это простой способ аргументировать, самая про- стая аргументация в споре при случае: начинать приводить примеры. Примеры —

это очень хорошая вещь для аргументации мысли, и это очень коварная вещь для защиты или опровержения какого-нибудь научного положения. Примеров можно всегда набрать сколько угодно — таких и эдаких. Важно понять эти примеры. Мне,
например, говорят, что во многих ситуациях, которые связаны с физической угро- зой, не происходит никакого аккумулирования аффектов. И приводят иллюстрации.
И правильные. И я с ними должен согласиться. Но при этом упускается важнейший момент. Дело в том, что эта аккумуляция не происходит при том обязательном ус- ловии, если происходит развитие соответствующих возможностей деятельности че- ловека. Например, повышение ловкости в преодолении преграды. Вам понятно, о чем идет речь? Повторяется ситуация или не повторяется? Объективно повторяется.

А для субъекта?
Так позвольте, я же встречаю ее более вооруженным субъектом. Она уже не та. Попросту говоря, один раз я встречаюсь с медведем с глазу на глаз. Он неожи- данно оказался в лесу, идет на меня — и я испугался. Но я так испугался, что в

467
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ
ЯВЛЕНИЯ
АФФЕКТЫ
следующий раз взял с собой рогатину. Теперь он тоже выйдет на меня, а я меньше испугался, у меня в руках рогатина, я вооружен. Та ситуация или не та? Не та. Это не привыкание, это изменилась ситуация. А теперь я вооружен вовсе не рогатиной,
а огнестрельным оружием, нарезным охотничьим спортивным ружьем. Тогда я ра- дуюсь, что наконец-то его обнаружил, если не запрещен отстрел медведей в дан- ное время и в данном районе. Ну и отлично, у меня противоположное эмоциональ- ное переживание! Это повторение? Так не надо делать этой ошибки! Примеры вас сбили. Мне говорят о спортсменах, привыкающих к головоломным вещам, и о цир- ковых акробатах, которые делают всякие трюки. Сначала боятся, потом привыкают.
Они делаются мастерами. И ситуация, которая для публики одна и та же, — она для них самих иная. Он вооружил себя. Может быть и аффект, и аффективный знак получила ситуация, но он изменился, идет процесс, идет прогресс. А вот когда ничего не меняется, а ситуация повторяется, — тогда аккумуляция. Мы тупо в по- рядке эксперимента повторяли очень часто прыжки с парашютом — аккумуляция.
Человек начинает заниматься парашютным спортом. И затягивает прыжки, и совер- шенствует с помощью действий со стропами точность приземления. Аккумуляция будет в этих условиях? Нет! Вам понятна моя мысль? Поэтому я могу привести раз- ные примеры. Для дальнейшего анализа их невозможно примирить. Это просто раз- ное. Просто мы недостаточно анализируем ситуацию.
Поэтому у меня есть все основания настаивать: аккумуляция, а не аккомода- ция. Я опускаю все интересные данные, которые мы имеем в отношении аффек- тивных следов. С их настораживающей, тормозящей, то есть как бы образующей барьеры функцией, обратной значению положительных аффектов, которая умеет ве- ликолепно окрашивать ситуацию, то есть тоже метить их своим знаком, правда? И
во втором, положительном случае мы можем наблюдать тоже замечательную транс- формацию, бурно протекающих эмоциональных процессов, аффектов положитель- ных в гораздо более важное для человеческой личности, значит, для самого челове- ка. В безаффективное, послеаффективное переживание того же самого события, той же самой ситуации.
Когда говорят об эмоциях, любят вводить категорию «счастье». Это старая тра- диция. Даже выдумали однажды нечто вроде меры счастья — один исследователь на- звал эту единицу счастья густией. Так вот, оказывается, что повышение числа густий в переживании счастья, длительности этого переживания, пожалуй, при положи- тельных аффектах увеличивается. Здесь происходит какое-то положительное измене- ние. И наконец я, в связи с аффектами, только упомяну, что если у нас не получа- ется постоянная аккумуляция аффектов (в некоторых ситуациях она ведь бывает),
если все-таки она не всегда происходит, так это потому, что есть какие-то способы угашения или уничтожения этой аккумуляции, или ее остановки. И эти способы в современной психологии получили тоже свое наименование. Термин выдумали, вер- нее, это старый термин, но он получил второе рождение именно в сфере исследова- ния аффектов. Это «канализация» аффективных процессов. То есть как бы проделыва- ние, прокладывание путей для вытекания этих аккумулированных аффектов. Вернее,
аффектов, аккумулированных к следам.
На этом основана даже терапия. Иногда ее называют по-другому, катартичес- кой терапией, терапией изживания страстей, изживания этих аффективных следов.
Но иногда это применяется и в воспитательных целях. Например, существует возник- шая лет тридцать тому назад игровая терапия. Она была распространена в англосак- сонских странах, то есть в Англии и в Соединенных Штатах Америки. Это для подро- стков в порядке воспитательной меры. Эта практика имеет несколько форм. Первая,


468
ЛЕКЦИЯ
48
МОТИВАЦИЯ
И
ЛИ
Ч
НОСТЬ
очень наивная, это игра, детская ролевая игра, в которой подростку представлялась возможность в игре, в игровых действиях изживать что-то, то есть открывать как бы клапан своей аффективности. Другая форма, более прямая, насколько я знаю, имеет американское происхождение. Это своеобразный, тоже воспитательный, терапевти- ческий прием, который заключается в следующем. Подростку говорят: вот теперь —
круши, бей, делай что хочешь. Вот в это время, в этом помещении. Бушуют аффек- ты, понятно? Действительно, происходит деструктивная, выражаясь академическим языком, деятельность. А для того все и рассчитано, чтобы деструкция была, разру- шение. Изживание этих аффектов. Я предоставляю вам, товарищи, судить о нормаль- ной, разумной, такого рода эксплуатации наукой с огромным трудом накопленных фактов, о тщательном исследовании жизни аффективных комплексов.
Я могу высказать личное мнение. Я думаю, что и изживание в играх, и изжи- вание в этом бушующем аффекте, деструкции на самом деле выполняет другую, тай- ную функцию, которая, впрочем, по своим, внешне кажущимся эффектам похожа на ожидаемую канализацию, освобождение от груза аффективных следов. Потому что если уж вас спровоцировали на то, чтобы бушевала ваша деструктивная работа, то,
конечно, в результате этого бушевания вы так или иначе сникнете, правда, по са- мым элементарным, простым основаниям. Что же касается аффектов, все-таки лич- ностных образований, что с ними делается в результате таких приемов — это еще очень большой вопрос. Я, конечно, ответа не даю. Очень интересно, но вместе с тем попытки катартического метода, метода изживания, метода игр, метода, наконец,
неограниченного действия, агрессивного прежде всего, то, что приковывает к себе внимание воспитателей, — эти все приемы, представьте, парадоксально имеют под собой одно психологическое, дополнительное и неожиданное основание, состоящее в том, что имеется своеобразное отношение аффекта к сознанию и личности челове- ка, к самому субъекту.
Это отношение, если говорить очень коротко, состоит в том, что для субъек- та, для Я, аффекты всегда выступают не как то, что является моим, а как то, что происходит со мной. Понятно? То есть возникает известное отношение к самим аф- фективным переживаниям. Я говорю не «во мне чувство любви», я говорю «мое чув- ство любви», правда? Но я говорю и «меня охватил гнев», правда? То есть со мной что-то произошло. Во мне что-то. У меня есть отношение к аффекту. И это открывает еще одну страницу в проблемах аффектов и в понимании их функций, их жизненной роли, места в жизни. Они, оказывается, могут становиться и реально становятся объектом управления: учитесь властвовать собою. Правда, по-видимому, техника уп- равления аффектами является всегда очень косвенной, идет с помощью своеобраз- ной тактики. Есть такая психотехника управления аффектами. Психотехника в смысле
Станиславского, а не в смысле психологии труда. Это и отвлечение внимания от аф- фектогенной ситуации, это и замещение невозможного действия, неадекватного,
каким-то другим.
Если непонятно, о чем я говорю, я укажу на некоторые явления, которые я при этом разумею. Для пояснения мысли, для иллюстрации. Кто не знает, что легче прыг- нуть свернувшись, верно? Это управление? Управление. Вот так зажмурился и прыг- нул. Косвенное управление? Косвенное. Кто не знает, что когда трудно вытерпеть что- нибудь, то иногда говорят: «еще просчитаю до ста» или: «еще пройду сто шагов» — и отсчитывают аккуратно сто шагов. Если нужно дальше двигаться, наперекор аффекту,
говорят — «ну, еще пятьдесят» и так до достижения конечного результата. Иногда по- лучается. Иногда срывается. В очень интересном изложении Толстого, перед Бородино очень было страшно солдатам — кто смотрит на повозку, которая где-то накреняется