Файл: Книга принадлежит контакты владельца.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 204

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

188
Глава 2.4
Звонил работник государственной социальной службы. Местный департамент системы помощи умственно отсталым не нашел ни единой свободной койки во всем коннектикуте, сообщил он, и до конца праздников никто эту гору с места не сдвинет.
Чиновник понятия не имел, что же теперь делать с человеком, только что попавшим под его ответственность. Рик, сорок пять лет, умственно отсталый, перепуганный, ни- кому не нужный после того, как внезапно умер его отец, сидел в отделении неот- ложной помощи в больнице, где отцу делали несложную хирургическую операцию.
Может ли RHD сделать что-нибудь? Хоть что-нибудь?
Пол, глава юнита в коннектикуте, с ходу ничего придумать не смог. Он знал, что все койки RHD, скорее всего, заняты, точно так же, как и в государственных больни- цах. И тем не менее, несмотря на неопределенность, несмотря на праздник, несмотря на позднее время, Пол, не колеблясь, ответил: «Да, конечно, мы поможем». Он не был по долгу службы обязан принимать важные решения, но знал, что как юнит-директор
RHD располагает полномочиями и ответственностью, чтобы сделать хоть что-нибудь.
Пол… вспомнил, что работал с Риком несколько лет назад: “Рик мог вести себя агрессивно, бить людей и ломать вещи. <…> У него был двойной диагноз, он и от- ставал в развитии, и был психически болен. <…> Стало ясно, что Рик — это дей- ствительно сложный случай. Но я был уверен, что мои сотрудники и пациенты с ним справятся, особенно если подготовятся”. Через несколько часов после телефонного звонка от госчиновника Пол мобилизовал команду “Сансет-хауз”, одного из наших учреждений семейного типа. <…> команда “Сансет-хауз” предлагает услуги кругло- суточного ухода за умственно отсталыми людьми. И в ту же пятницу Мэри, медсестра
“Сансет-хауз”, связалась с лечащими врачами Рика и нашла способ доставить ре- цепты на его лекарства в “Сансет”. Не самая легкая задача! Трейси, администратор, организовала команду, быстро переоборудовавшую офисное помещение в палату.
Офис был очень мал, слишком мал для длительного пребывания, но в тех условиях он свое дело сделал. <…> У жителей дома было в тот день групповое мероприятие, и кассандра, помощник юнит-директора, воспользовалась этим случаем, чтобы рас- сказать о Рике и его горе из-за потери отца. кассандра и жители дома говорили, что дадут Рику временный приют в бывшем офисе, а в будущем, возможно, он и постоян- но будет жить в “Сансет-хауз”, если они смогут переделать гараж. Не всем это сразу понравилось, но постепенно, один житель дома за другим, все стали соглашаться, что помочь Рику — это очень важно. <…>
И в ту же самую пятницу, когда Полу позвонили, Рика переправили из больницы в “Сансет-хауз”. Один из сотрудников забрал его из больницы, и, когда Рик открыл входную дверь, все жители дома горячо поприветствовали его. Пол вспоминает: “Рик улыбнулся, потому что узнал меня, взглянул на улыбающиеся лица вокруг. «Это мой новый дом!» — радостно объявил он”.


189
Стремление к целостности (Общая практика)
“Иногда, — вспоминает Пол, — вы понимаете, что сделали нечто хорошее. И вот в тот самый день мы точно сделали что-то хорошее”»
5
Фишман развивает мысль дальше, уточняя, каким образом предпосылки, лежащие в основе работы RHD, создали культуру, внутренние процессы и механизмы принятия решений, позволяющих совершаться вот таким ежедневным чудесам.
«История Рика прекрасно иллюстрирует жизненно важную связь ценностей RHD и принципа делегирования полномочий. Наша первая фундаментальная предпосыл- ка — все люди имеют равную человеческую ценность — побудила нас позаботиться, чтобы с уважением предложить Рику помощь в его отчаянном положении. Наша вто- рая предпосылка — все люди добры, пока не доказали обратного, — позволила мест- ному юнит-директору вместе с госчиновниками решить проблему быстро и без фор- мальностей. Мы полагались на порядочность госслужащих и ожидали, что в будущем они покроют наши расходы (и нам действительно заплатили). Наша третья предпо- сылка — не существует единого правильного способа решать корпоративные пробле- мы — обеспечила гибкость подхода, необходимую во всем, что мы делаем. Если бы мы решали проблему Рика из центрального офиса, у нас для принятия действительно мудрого решения не хватило бы информации ни о Рике, ни о возможностях местного отделения компании. Мы не смогли бы избежать задержек как раз тогда, когда надо спешить, или неправильных шагов, а те ввергли бы Рика в еще большее отчаяние и доставили бы еще больше неудобств нашему клиенту — государственной социаль- ной службе. кроме того, персонал “Сансет-хауз” чувствовал бы, что ему очень не- кстати навязали пациента, что не способствует хорошей работе. <…>
Сотрудники RHD ничем не отличаются от сотрудников любой другой корпорации, наделение полномочиями не делает людей совершенными. <…> Мы лишь постоянно делаем то, что, по нашим ощущениям, мы призваны делать, — распоряжаться статусом, властью и деньгами в соответствии с нашими основополагающими предпосылками»
6
Самоуправление принципиально важно, чтобы осуществлялась удивительная за- бота сотрудников RHD о людях. Им необходима полная свобода действий, чтобы мгно- венно решить, как лучше помочь тем, кто поручен их ответственности. Но не менее важна и другая составляющая — безопасная и доверительная рабочая среда, и органи- зация сумела создать ее в своих юнитах и в компании в целом. Это позволяет сотруд- никам во всей полноте и глубине ощутить счастье заботы о других.
Для любой организации непросто создать среду, где люди смогут, не опасаясь, открыть себя другим целиком и полностью. Тем более это сложно сделать RHD, чьи


190
Глава 2.4
сотрудники изо дня в день имеют дело с людьми с психически больными людьми, ал- коголиками, бывшими заключенными, умственно отсталыми, бездомными. В этом непростом окружении, где легко вспыхивает как вербальное, так и физическое наси- лие, организация создала и поддерживает безопасную и доверительную среду общения на рабочем месте.
Основополагающие характеристики безопасной среды общения
Роберт Фишман вместе с женой написали книгу об RHD и ее внутренних процессах.
В предисловии он упоминает, что с самого детства чувствовал желание создать прин- ципиально новый тип работы.
«Много раз по вечерам я слушал, как ссорятся мои родители, и пытался понять, по- чему они это делают снова и снова. Мои усилия и их результаты сформировали мое мышление и мою профессиональную деятельность на пятьдесят лет вперед.
Ссоры моих родителей всегда происходили по одному шаблону. Мать настаивала, что она права, а отец не прав и вообще он плохой. когда ссора достигала определен- ной точки, отец, немногословный человек, в гневе выскакивал из квартиры, постоян- но демонстрируя матери, что может бросить ее — и меня.
Мне тогда было одиннадцать лет, я понимал, что ни мать, ни отец не правы и они оба совсем не плохие. Я не мог встать ни на чью сторону. Позже мое внимание при- влекло то, как ссорились мои друзья. И я понял, что их жалобы по большей части лег- ко объяснимы. Проблема в том, как именно они спорили. Еще не зная этого, я стал работать примирителем. <…> Оглядываясь назад, я вижу, что сделал тогда еще один шаг в работе длиною в жизнь — пониманию человеческих взаимоотношений и поис- ку лучших путей разрешения конфликта. <…>
Никто из моих учителей в колледже и аспирантуре, кажется, не представлял себе, что такое здоровые человеческие отношения. Они, разумеется, учили меня всему тому, что связано с отношениями, но по большей части я изучал враждебные связи и способы обрести безопасность, которыми люди пытаются сохранить себя по- среди войны, ими же и развязанной. Но большинство людей не находили вообще никаких способов выхода из ситуации. Почему? Мне это было очень интересно. <…>
На работе я подчинялся руководителям, верившим, что абсолютно правильно подхо- дят к возникающим на работе проблемам. Они не сомневались. Чтобы их любимые решения всегда срабатывали, они вели себя как тираны. Зачем? Никакого видимого смысла это не имело.
Очень медленно и постепенно стали вырисовываться некоторые ответы. Я знал, что мне нужно любить и быть любимым (как и всем нам), и я знал, что я хочу вести других на поиски иных, лучших способов совместной работы. <…> Организация RHD


191
Стремление к целостности (Общая практика)
возникла и развивалась как эксперимент. Теперь, 36 лет спустя, я могу уверенно сказать: эксперимент этот состоял в том, чтобы научиться создавать здоровое сооб- щество на рабочем месте»
7
Создание безопасной и спокойной атмосферы начинается с сосредоточения внима- ния каждого на словах и действиях, могущих как создавать, так и уничтожать безопас- ную среду общения. К сожалению, как подчеркивает Боб Фишман, нас не учат такому в школе. В Бирюзовых организациях тратят много времени и энергии на обучение каждо- го сотрудника определенному количеству основополагающих принципов, обеспечиваю- щих здоровое и продуктивное сотрудничество. Некоторые из организаций, описанных в этой книге, пришли к тому, что зафиксировали фундаментальные правила в специ- альном документе. Компания RHD, например, внедрила за годы своей работы изящный и точный «Билль о правах и обязанностях сотрудников и клиентов» (Bill of Rights and
Responsibilities for Employees and Consumers). Первые два параграфа разъясняют цель ор- ганизации — создание на рабочем месте безопасной среды общения и конструктивного управления конфликтом и гневом (следующие параграфы посвящены самоуправлению). исходный пункт: конфликта избежать нельзя, а вот враждебного поведения — можно.
«корпорация выбрала в качестве основы деятельности несколько основных предпо- сылок. Одна из них гласит, что существует множество “правильных” способов или пу- тей принятия решения, поскольку не существует одной “истинной” или “абсолютной” реальности. каждый человек в некоторой ситуации имеет свое собственное видение реальности, свое собственное мнение насчет того, какой образ действий самый эф- фективный. Эта предпосылка позволяет нам понять, что конфликт неизбежен и что люди на работе обязательно будут не соглашаться друг с другом. Но в то время как конфликт и различия (или разногласия) ожидаемы, вспышки гнева или иные вра- ждебные выражения неприемлемы. Члену сообщества RHD важно уметь:
а) отделять себя от своего собственного желания быть “правым”, чтобы услышать и оценить по достоинству взгляды на реальность и мнения остальных;
б) различать мысли (то, что происходит у вас в голове) и поведение (то, что вы де- лаете или говорите)»
8
Далее в документе подробно описываются пять неприемлемых выражений вра- ждебности. Первое — унижающая речь и поведение — описано следующим образом:
«Унижающая речь и поведение включает любое вербальное или невербальное пове- дение, воспринимаемое кем-то как подрывающее его самоуважение, предполагаю- щее, что его человеческая ценность ниже, чем у других.


192
Глава 2.4
Такое поведение включает обидные слова, насмешки, сарказм или иные дей- ствия, принижающие достоинство человека, и не исчерпывается этим списком. Уни- жение человека такими физическими проявлениями, как закатывание глаз во время чьей-либо речи, или подобной мимикой или жестами отрицает важность человека как члена сообщества и также неприемлемо. Любой, кто столкнулся с враждебным поведе- нием, имеет право и обязанность вынести его на рассмотрение как проблему»
9
Другие выражения враждебности — «негативные замечания о третьем лице»,
«угроза оставить без помощи», «опровержение иного видения реальности», «угрозы или вспышки гнева» — описаны столь же точно.
Основополагающие принципы выводят разделяемые всеми ценности
на следующий уровень. Они описывают образ мысли и поведение,
могущие как создавать, так и уничтожать безопасную и здоровую среду
общения на работе.
В Зеленых организациях первыми стали создавать культуру, основанную на раз- деленных всеми ценностях, в той или иной форме включающих честность, уважение и открытость. Детализированные фундаментальные принципы Бирюзовых организа- ций по существу вывели идею разделяемых всеми ценностей на новый уровень. RHD — далеко не первая организация, выработавшая подобный и подробный «Билль о правах и обязанностях». Morning Star создала документы под названием «Видение организа- ции» (Organizational Vision), «Принципы коллеги» и «Заявление об общей философии бизнеса» (Statement of General Business Philosophy). В FAVI есть свои карточки (fiches), в холакратии — конституция. Эти кодексы дают представление о концепции безопас- ной и продуктивной среды общения на рабочем месте. Они снабжают сотрудников тер- минами, с помощью которых можно описывать здоровые взаимоотношения, и прово- дят четкие границы между рекомендуемым и неприемлемым поведением.
Процессы, побуждающие к дискуссиям о ценностях и фундаментальных принципах
Разумеется, чтобы ценности стали живой жизнью организации, нужно нечто большее, чем документ. Многие участники этого исследования решили начать с самого начала: в рамках программы адаптации к новому месту работы все новые сотрудники приглаша- ются принять участие в семинаре, посвященном ценностям компании и фундаменталь- ным принципам ее работы. Так в организации создается общий язык и общие ориентиры.