Файл: Евгений Павлович Ильин Психология взрослости.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 303

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Евгений Павлович Ильин

Психология взрослости

Мастера психологии –

2012г.

Евгений Павлович Ильин

Психология взрослости

Введение

Раздел первый ПСИХОЛОГИЯ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА

Глава 1 Зрелый возраст как вершина развития личности

Глава 2 Что такое зрелость человека

Глава 3 Социально‑психологические аспекты зрелого возраста

Глава 4 Социальные функции взрослых: труд как ведущая деятельность

Глава 5 Социальные функции взрослых: создание семьи и выполнение обязанностей мужа и жены

Глава 6 Выполнение обязанностей отцов и матерей [18]

Глава 7 Социальная функция взрослых: осуществление политических и гражданских прав и обязанностей

Раздел второй ПОЗДНЯЯ ЗРЕЛОСТЬ, ИЛИ ПСИХОЛОГИЯ СТАРЕНИЯ

Глава 8 Старение как процесс

Глава 9 Здоровый образ жизни как профилактика старения

Раздел третий СТАРОСТЬ КАК ЭТАП ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

Глава 10 Характеристика старческого возраста

Глава 11 От чего зависит продолжительность жизни

Глава 12 Социально‑психологические аспекты старости

Приложение

Методики определения психологического и социального возраста

Методики определения личностной зрелости

Методики определения склонности к той или иной профессии

Методики изучения семейных отношений

Литература

...

Результаты опроса Всероссийского центра исследований общественного мнения (ВЦИОМ) показали, что большинство москвичей – 63 % – женятся и выходят замуж из желания быть с любимым человеком в законном браке. Женщины называют эту причину чаще – в 70 % случаев, по сравнению с 54 % у мужчин, однако около 18 % москвичек и 30 % москвичей признались, что вступают в брак по расчету.

Для мужчин важной причиной для заключения брака также является продолжение рода. Ее назвали 42 % респондентов. Опрос среди женщин показывает, что ради продолжения рода выходят замуж 27 % из них; 6 % женщин и 27 % мужчин назвали в качестве причины создания семьи боязнь одиночества и желание иметь стабильную старость.

Брак как психологическое отношение, по Юнгу (1995), имеет ряд особенностей:

1) цель и содержание брака выступают как осознание бессознательных мотивов и влияний;

2) неизбежность создания счастливого брака через превращение бессознательных мотивов в осознаваемые;

3) возможность установления психологических отношений в браке только во второй половине жизни;

4) взгляд на конфликтную атмосферу как непременное предусловие осознавания.

К. Г. Юнг пишет о том, что молодому человеку дана возможность неполного понимания как других, так и самого себя, поэтому он не может быть удовлетворительно осведомлен о мотивах других людей, в том числе и о своих собственных. В большинстве случаев он поступает под влиянием бессознательных установок. Бессознательные установки, по Юнгу, имеют как личностную, так и всеобщую природу. Прежде всего это мотивы, вызванные родительским влиянием. В этом смысле для молодого человека определяющим является отношение к матери, а для девушки – к отцу. В первую очередь это степень связанности с родителями, которая бессознательно влияет на выбор супруга, поощряя или затрудняя его. Сознательная любовь к отцу или матери способствует выбору супруга, сходного с отцом или матерью.

Юнг полагает, что если инстинкт не изуродован, то выбор супруга может оставаться свободным от этих влияний, но все же они – раньше или позже – станут ощутимыми помехами. По Юнгу, инстинктивный выбор является наилучшим с точки зрения поддержания рода, но он отмечает, что с психологической точки зрения такой брак не всегда бывает счастливым, так как между инстинктивной и индивидуально развитой личностью зачастую имеется большая разница.


Женитьба – это дорогая плата за бесплатно выстиранные носки.

А. Б. Добрович (цит. по Л. Б. Шнейдер, 2000) выделена большая группа конкретных мотивов, побуждающих человека вступать в брак:

• обоюдное актерство, когда молодые люди играют романтические роли;

• общность интересов, когда совпадение интересов, общее увлечение принимают за родство душ;

• уязвленное самолюбие, которое побуждает достичь «заветного» любой ценой, стимулирует азарт и жажду победы через обладание «непокорным»;

• ловушка неполноценности, в которой сливаются воедино установка благодарности и ощущение реализации «последнего шанса»;

• интимная удача, когда успех в сексуальных отношениях сводится к предвосхищению хорошего брака;

• взаимная легкодоступность, что очень привлекает в добрачных отношениях;

• жалость, она же в вариантах вины, долга, воспринимается как «собственная доблесть» и позволяет играть на сцене жизни весьма благородную роль;

• порядочность, когда брак стимулируется мнением ближайшего окружения и ответственностью перед ним; [11]

• выгода, когда человек обретает посредством такого союза пристанище, финансовое и материальное благополучие;

• месть, когда выбор партнера и вступление в брак совершают «назло обидчику»;

• боязнь одиночества, когда брачный союз выступает в роли спасения от своих проблем, от самого себя, от страха будущей жизни.

По данным социологических опросов, проведенных в нашей стране в 1980‑х гг., материальную обеспеченность как мотив брака назвали всего 3,1 % женщин, тогда как общность взглядов, интересов – около 30, любовь – около 50 % (В. Т. Лисовский, 1986). В начале XXI в. произошли некоторые изменения в мотивах вступления в брак (табл. 5.2). Любовь называют уже почти в два раза реже, снизился и такой показатель, как общность взглядов и интересов (А. М. Швец с соавт., 2006).

Таблица 5.2. Мотивы вступления в брак, количество случаев, % (180 пар)


О. В. Митина и В. Ф. Петренко (2000) выявили брачные предпочтения российских и американских женщин (рис. 5.1). Наиболее предпочтительным для российских женщин (в основном это были москвички) является брак с человеком более высокого социального статуса или с простым человеком, хорошим хозяином, живущим «земными» проблемами. За этими выборами, отмечают авторы, просматривается желание найти в браке безопасность, стабильность, гарантированный уровень жизни. Для американок наиболее предпочтителен муж‑бизнесмен, хотя велика доля женщин, хотевших иметь мужа более высокого социального статуса.


Потребности, удовлетворяемые в браке. Взаимоотношения супругов во многом определяются тем, насколько их брак позволяет удовлетворять потребности и цели каждого. Среди этих потребностей и целей все авторы выделяют коммуникативные: потребность в общении, в теплых, сердечных межличностных отношениях. Взгляд на то, что дает семья с точки зрения удовлетворения коммуникативных потребностей, у женщин и мужчин, по данным Л. А. Коростылевой (2000), практически одинаковый: 1) служит опорой в трудную минуту; 2) избавляет от одиночества; 3) приносит счастье материнства и отцовства. Однако для женщин в удовлетворении коммуникативных потребностей характерны и некоторые особенности.

Так, У. Харли (1992) показано, что у женщин основными потребностями, реализуемыми в браке, являются: 1) романтическая атмосфера в семье, нежность, проявляемая мужем; 2) потребность в общении (возможность поговорить с мужем обо всем, что случилось за день); 3) честность и открытость в отношениях с мужем. Мужчины надеются удовлетворить в браке такую коммуникативную потребность, как моральная поддержка со стороны жены.

Сходные данные получены Т. В. Андреевой и Т. Ю. Пипченко (2000): у женщин ведущими потребностями‑ожиданиями от мужей были следующие: 1) проявление нежности и заботы; 2) искренность и открытость в отношениях с мужем;

3) потребность в общении.


Рис. 5.1. Брачные предпочтения российских и американских женщин. Вопросы: 1 – выйти замуж за человека более высокого социального статуса; 2 – выйти замуж за простого человека, хорошего хозяина, живущего «земными» проблемами; 3 – выйти замуж за человека другой национальности; 4 – выйти замуж за любимого человека с очень низкими доходами без перспективы их увеличить; 5 – выйти замуж за бизнесмена; 6 – выйти замуж за человека, посвятившего свою жизнь науке; 7 – выйти замуж за человека искусства (музыканта, поэта, артиста); 8 – выйти замуж за иностранца и уехать жить за границу; 9 – выйти замуж за военнослужащего; 10 – выйти замуж за политического деятеля; 11 – выйти замуж за рабочего; 12 – находиться на содержании у состоятельного мужчины
; 13 – выйти замуж за «звезду» (спорта, эстрады, кино); 14 – выйти замуж без любви, по расчету; 15 – выйти замуж за фермера; 16 – выйти замуж за человека другой расы; 17 – не выходить замуж, полагая, что лучше прожить жизнь одной; 18 – выйти замуж за глубоко религиозного человека; 19 – выйти замуж за представителя криминальных структур

Мужчины меньше были склонны анализировать и осознавать свои потребности, связанные с браком. Молодые мужчины указывали на потребность в моральной поддержке. Потребность в совместном проведении отдыха с женой ими не отмечалась. Как показали А. М. Швец с соавторами (2006), наиболее часто удовлетворенность браком в благополучных семьях наблюдается при мотиве вступления в брак «общность взглядов и интересов» и «любовь и секс».

Взгляд на то, что дает семья, у женщин и мужчин, по данным Л. А. Коростылевой (2000), практически одинаковый.

Женщины:

1) служит опорой в трудную минуту;

2) избавляет от одиночества;

3) приносит счастье материнства;

4) упорядочивает интимную жизнь;

5) налаживает быт, режим питания.

Мужчины:

1) служит опорой в трудную минуту;

2) избавляет от одиночества;

3) налаживает быт, режим питания;

4) приносит счастье отцовства;

5) упорядочивает интимную жизнь.

Неудачи мужчин и женщин в строительстве семьи обусловлены, считает У. Харли (1992), незнанием потребностей друг друга, а постоянная неудовлетворенность хотя бы одной из потребностей приводит к внебрачным связям. Он выделил по пять основных потребностей для мужей и жен, исполнения которых супруги ожидают друг от друга. У мужчин это: 1) половое удовлетворение; 2) спутник по отдыху; 3) привлекательность жены; 4) ведение домашнего хозяйства; 5) моральная поддержка женой. У женщин основными потребностями являются: 1) романтическая атмосфера в семье, нежность, проявляемая мужем; 2) потребность в общении (возможность поговорить с мужем обо всем, что случилось за день); 3) честность и открытость в отношениях с мужем; 4) финансовая поддержка отца семейства; 5) посвященность семье (роль отца). Возрастные особенности. Т. В. Андреева и Т. Ю. Пипченко (2000) выявили, что в различные периоды зрелости имеются значительные различия в потребностях‑ожиданиях.

У женщин в возрасте 20–30 лет ведущие потребности‑ожидания от мужей следующие: 1) проявление нежности и заботы; 2) половое удовлетворение; 3) искренность и открытость в отношениях с мужем; 4) финансовая поддержка; 5) потребность в общении. Часть опрошенных подчеркивала важность физической защиты со стороны мужа, чувство безопасности.


Для 30‑40‑летних женщин значимость потребностей несколько меняется: 1) искренность и открытость; 2) посвященность семье и воспитанию детей; 3) финансовая поддержка; 4) проявление нежности; 5) потребность в общении.

Для 40‑50‑летних женщин важными являются следующие потребности: 1) посвященность семье и детям; 2) помощь по дому; 3) финансовая поддержка; 4) нежность; 5) искренность в отношениях.

Женщины 50–60 лет главными считали: 1) финансовую поддержку; 2) помощь мужа по дому; 3) посвященность семье; 4) искренность и открытость; 5) нежность.

Мужчины меньше были склонны анализировать и осознавать свои потребности, связанные с браком. Молодыми мужчинами отмечались такие потребности, как сексуальная и моральная поддержка. Потребности в совместном проведении отдыха с женой и в ее привлекательной внешности не отмечались.

Сложность удовлетворения потребности в сохранении собственного Я состоит в том, что в глазах каждого из супругов собственное Я выглядит значительно привлекательнее, чем Я другого. Кроме того, гендерные ожидания мужчин и женщин могут расходиться. Например, А. А. Тагановой (2002) было выявлено, что девушки в описании своего идеала женщины дают характеристики, относящиеся к доминированию, а юноши – характеристики подчиняющегося поведения.
5.3. Выбор партнера по браку

В зависимости от мотивов создания семьи происходит и выбор партнера по браку. При этом выбор осуществляется с учетом представлений человека о том, каким должен быть супруг.

Стереотипные представления о муже и жене в зависимости от того, кто их описывает – мужчина или женщина, можно найти в художественной литературе. По этому поводу интересное исследование провел В. Е. Семенов (1973), проанализировавший литературные произведения о любви и браке. Оказалось, что в зависимости от пола автора меняется видение им семейной жизни. Авторы‑мужчины воссоздают в своих произведениях стереотипный образ мужа как яркой, оригинальной, творческой личности, а жены – как скромной, заботливой подруги, не блещущей своими способностями. Жена не способна разделить высокие интересы и занятия мужа, а если и живет его интересами, то лишь в роли помощницы, секретаря. В свою очередь, женщины‑писательницы создают эмансипированный образ жены, более яркой и творческой, чем ее заурядный, самоуспокоенный и самодовольный муж. Брак в их описании обычно неудачен и кончается разводом. Такое описание супругов отражает бытующее до сих пор представление о семье, строящейся по типу патриархата.