Файл: Евгений Павлович Ильин Психология взрослости.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 361

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Евгений Павлович Ильин

Психология взрослости

Мастера психологии –

2012г.

Евгений Павлович Ильин

Психология взрослости

Введение

Раздел первый ПСИХОЛОГИЯ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА

Глава 1 Зрелый возраст как вершина развития личности

Глава 2 Что такое зрелость человека

Глава 3 Социально‑психологические аспекты зрелого возраста

Глава 4 Социальные функции взрослых: труд как ведущая деятельность

Глава 5 Социальные функции взрослых: создание семьи и выполнение обязанностей мужа и жены

Глава 6 Выполнение обязанностей отцов и матерей [18]

Глава 7 Социальная функция взрослых: осуществление политических и гражданских прав и обязанностей

Раздел второй ПОЗДНЯЯ ЗРЕЛОСТЬ, ИЛИ ПСИХОЛОГИЯ СТАРЕНИЯ

Глава 8 Старение как процесс

Глава 9 Здоровый образ жизни как профилактика старения

Раздел третий СТАРОСТЬ КАК ЭТАП ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

Глава 10 Характеристика старческого возраста

Глава 11 От чего зависит продолжительность жизни

Глава 12 Социально‑психологические аспекты старости

Приложение

Методики определения психологического и социального возраста

Методики определения личностной зрелости

Методики определения склонности к той или иной профессии

Методики изучения семейных отношений

Литература

отказалась от работы, которая не позволяла бы мне проводить достаточно времени со своей семьей».

Г. Крайг, Д. Бокум,

2004. С. 638–639.

Е. Ф. Молевич с соавторами (1997) показано, что около половины опрошенных горожанок считают работу и семью важными для себя в равной степени. При этом 25 % предпринимательниц‑руководителей считают, что работа для них важнее, чем семья, и только 13 % отдают предпочтение семье. Чуть больше ориентированы на семью женщины – руководители организаций (22,5 %). В остальных группах семья как сфера реализации основных жизненных интересов явно преобладает.



...

Некоторые исследователи считают, что типичная для женщин нашей страны ситуация «двух волов» – в профессиональной деятельности и в быту, когда работа по дому подобна «второй смене» – столь критическая, что может быть воспринята как пример гендерного неравенства (Т. К. Арефьева, 2000; Н. Л. Вислова, 2000; Т. М. Демиденко, 2000). При этом они приводят следующие причины такого положения:

1. Представление о том, что женщина прежде всего домохозяйка, хранительница домашнего очага, имеет в патриархальной культуре очень глубокие корни. Большинство женщин усваивают эту норму с детства как часть осознания своей «женственности», т. е. гендерной роли.

2. Следование традиционным гендерным ролям приводит ко многим формам различий между мужчинами и женщинами. Оба пола физически способны научиться готовить пищу или печатать на машинке, однако в большинстве обществ считается, что эти занятия должны выполнять женщины. Как заметила американский антрополог М. Мид, «мужчины могут стряпать, ткать, одевать кукол или охотиться на колибри, но если такие занятия считаются мужскими, то все общество, и мужчины и женщины, признают их важными. Если то же самое делают женщины, то такие занятия объявляются менее существенными».

3. Социолог Т. Парсонс утверждает, что разделение труда между полами в семье оправдывается тем, что женщины биологически более приспособлены к заботе о других. Поэтому их участь – материнство и «экспрессивная» роль.

4. «Домохозяйство» стало ассоциироваться преимущественно с женщинами лишь после начала индустриализации, когда место работы и место жительства оказались разнесенными в пространстве. Сложилось своего рода новое разделение труда, при котором мужчины смогли посвятить себя преимущественно оплачиваемой работе благодаря тому, что женщины избавили их от большей части домашних обязанностей. Когда мужчины «ушли из дома», домашнее хозяйство стало преимущественно «потребительским», а не «производящим». Заботы о его поддержании легли на тех, кто не работает, – точнее, на тех, чей труд «невидим», не считается таковым.


Домашняя работа, как правило, не оплачивается и не считается «настоящей работой». Лишь в 70‑х гг. XX столетия она стала рассматриваться социологами именно как работа, столь же необходимая для функционирования социума, как и общественное производство. Подсчитано, что объем домашней работы равен трети ежегодного валового продукта во всем мире, хотя такая работа никак не оплачивается и считается, что женщина «не работает». В то же время домашняя работа воспринимается женщинами не как «времяпрепровождение», но именно как работа.

П. И. Дынин,

2003. С. 300–301.

С распределением обязанностей в семье, когда муж зарабатывает деньги, а жена занимается домашним хозяйством и детьми, согласны 41 % женщин. Лишь 13 % женщин признали это ненормальным явлением. Для них работа является ценностью, от которой они не хотели бы отказываться. Среди предпринимателей таких женщин 20 %, но и среди них три четверти считают, что ситуация, когда женщина ограничивает свои функции домашним хозяйством, приемлема. Это свидетельствует о том, что патриархальность сознания характерна для всех статусных групп российских женщин. Однако тот факт, что подавляющее число женщин (85 %) признает нормой патриархальную семью, скорее всего, свидетельствует о том, что их заявления во многом носят декларативный характер.

Так, только 32 % женщин согласились бы оставить работу и целиком посвятить себя семье, если бы имели достаточную материальную обеспеченность (среди них есть и такие, кто работает, «чтобы развеять скуку», иметь общение с людьми, которые нравятся), а еще 25 % согласны бросить работу при определенных обстоятельствах, но с некоторым сожалением. Наконец, 42 % женщин не согласились бы бросить работу (среди предпринимательниц таких больше – 60 %, а среди малоквалифицированных работниц значительно меньше – 18 %).

Занятость женщин работой вне дома зависит от наличия детей, их возраста, наличия мужа и его взгляда на устройство семьи (рис. 5.3).


Рис. 5.3. Количество работающих женщин США в зависимости от семейных факторов, %. I – женщины с детьми младше 3 лет; II – матери, имеющие детей дошкольного возраста; III – замужние женщины, имеющие детей до 18 лет; IV – разведенные женщины с детьми


По данным Е. Ф. Молевич с соавторами, женщины, имеющие детей, склонны считать семью более важной, чем те, кто не имеет детей. Так, 65 % молодых жен, имеющих детей, считают предпочтительным для себя не работать и заботиться о семье. Такого же мнения придерживается 81 % их мужей (Т. А. Гурко, 1996). Работе отдают предпочтение преимущественно те женщины, которые считают свою профессию престижной.



...

Впервые о проблеме домашних хозяек заговорили в США, где в послевоенные годы 80 % женщин, выходя замуж, автоматически становились домохозяйками. В вышедшей в 1963 г. книге Б. Фриден «Мистика женственности» стереотип женщины из популярных журналов и радиопередач сопоставлялся с результатами опроса типичных американских домашних хозяек. Оказалось, что материальное благополучие домашних хозяек из среднего класса не компенсировало женщинам, в большинстве своем получившим образование в колледже, отсутствие психологического комфорта, чувства неудовлетворенностью жизнью (Frieden, 1963).

В 1970‑х гг. произошел пересмотр сложившихся стереотипов, в это время в средствах массовой информации появился образ энергичной, преуспевающей профессионалки, сохраняющей при этом привлекательность и очарование. К 1980‑м гг. существенно уменьшился престиж замужней домашней хозяйки с детьми (Leslie, Leslie, 1980). Несмотря на это, от 10 до 20 % женщин в разных странах все же предпочитали быть «домашними женами».

В России начиная с 1990‑х гг. девушки стали чаще говорить об отказе от собственной карьеры в пользу удачного замужества и возможности не работать. Но этот выбор несет с собой новые проблемы. Исследования в США показали, что, в то время как часть женщин находит удовлетворение в роли домохозяйки, в целом удовлетворенность жизнью, включая самооценку и чувство собственной значимости, выше у работающих женщин. Годы, посвященные только заботам о семье, лишают женщину ощущения самостоятельности и компетентности, приводят, как правило, к потере собственного Я, нередко к алкоголизации, психическим и сексуальным расстройствам, суициду.

В России с 1990‑х гг. нарастание агрессивных форм борьбы в бизнесе и в политике проявляется в новой волне переподчинения женщины мужчине в семьях бизнесменов. В настоящее время типичен конфликт, когда мужчины в семьях предпринимателей жестко заявляют о своих правах, а женщины стремятся реализовать стереотипы семейной жизни, свойственные советскому периоду.

Наше исследование семейных проблем жен предпринимателей (как работающих, так и неработающих) в возрасте от 22 до 47 лет показало, что их основными ценностями‑целями являются: здоровье, любовь, материально обеспеченная жизнь, уверенность в себе. Счастливая семейная жизнь занимала промежуточный седьмой ранг. Отвергалось творчество, познание, счастье других, удовольствия. Удовлетворенность браком оказалась достаточно низкой. Она коррелирует с такими инструментальными ценностями, как исполнительность, терпимость, отрицательно – с эффективностью в делах <…>