Файл: Евгений Павлович Ильин Психология взрослости.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 267

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Евгений Павлович Ильин

Психология взрослости

Мастера психологии –

2012г.

Евгений Павлович Ильин

Психология взрослости

Введение

Раздел первый ПСИХОЛОГИЯ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА

Глава 1 Зрелый возраст как вершина развития личности

Глава 2 Что такое зрелость человека

Глава 3 Социально‑психологические аспекты зрелого возраста

Глава 4 Социальные функции взрослых: труд как ведущая деятельность

Глава 5 Социальные функции взрослых: создание семьи и выполнение обязанностей мужа и жены

Глава 6 Выполнение обязанностей отцов и матерей [18]

Глава 7 Социальная функция взрослых: осуществление политических и гражданских прав и обязанностей

Раздел второй ПОЗДНЯЯ ЗРЕЛОСТЬ, ИЛИ ПСИХОЛОГИЯ СТАРЕНИЯ

Глава 8 Старение как процесс

Глава 9 Здоровый образ жизни как профилактика старения

Раздел третий СТАРОСТЬ КАК ЭТАП ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

Глава 10 Характеристика старческого возраста

Глава 11 От чего зависит продолжительность жизни

Глава 12 Социально‑психологические аспекты старости

Приложение

Методики определения психологического и социального возраста

Методики определения личностной зрелости

Методики определения склонности к той или иной профессии

Методики изучения семейных отношений

Литература



Соединение вместе в одной семье детей, которые друг с другом незнакомы и не чувствуют устойчивости своего положения, может создать огромные трудности. Они не всегда разделяют радость новых супругов. Так, есть смешанные семьи с «твоими детьми», «моими детьми» и «нашими детьми». Подобная ситуация чревата особыми проблемами, и алгоритм их решения уже известен: важно не то – возникнет или нет напряжение в семье, а то, с чем оно связано и как с ним справиться. Эта большая творческая задача для новой супружеской пары. Время, терпение и способность жить, не будучи любимым (по крайней мере в первое время), здесь крайне важны. Почему, в конце концов, ребенок должен автоматически полюбить приемного родителя и почему приемный родитель должен автоматически полюбить чужого ребенка?

Новые супруги должны осознавать, что нужно быть откровенными друг с другом и с детьми. Не стоит требовать от них притворства. Каждый может и должен быть честным.

Исследований, посвященных проблемам мачехи в семье, практически нет, хотя эта ситуация более известна в области брачно‑семейных отношений. Вспомним народные сказки: «Морозко», «Золушка» и др., в которых присутствуют злая мачеха и безвольный отец.

Дети должны затратить много душевных сил, чтобы урегулировать отношения с отцом, который женился на другой женщине и воспитывает других детей. Когда между детьми и отцом существует много невыясненного, подобная ситуация порождает у ребенка комплекс неполноценности, всевозможные вопросы, ревность и т. д. Многие дети часто не общаются со своими отцами, женившимися повторно, потому что они и их новые семьи не готовы, да и не знают как включить старших детей в семью.

Девочкам труднее сформировать хорошие отношения с отчимом, чем мальчикам (Hetherington, 1992). Возможно, это связано с тем, что после развода у девочки складываются более теплые отношения с матерью и она рассматривает появление отчима как вторжение в их отношения. У мальчиков часто бывают конфликтные отношения с мачехами.

Трудности, поджидающие супругов во втором браке, зависят и от возраста детей. Если дети еще маленькие (не старше двух‑трех лет), прошлая жизнь, может быть, не окажет на них такого сильного влияния, какое она оказывает на более старших. Если дети уже взрослые, то новый брак на них может не повлиять. Если семейные дела вовлекают детей в денежные, имущественные и тому подобные проблемы, здесь важно достичь взаимных соглашений, иначе старшие дети могут сопротивляться новому браку родителя.

5.13. Психологические особенности гражданских браков [17]

Под наименованием «гражданский брак» в нашей стране имеют в виду незарегистрированное сожительство, между тем терминологически это является неверным, поскольку именно законный, юридически оформленный брак и есть гражданский, что и фиксирует запись акта гражданского состояния.

Для вступления в гражданский брак могут иметь место социально‑экономические причины: жилищные проблемы, вопросы прописки, возможность получения детского пособия в качестве матери‑одиночки и пр. Однако имеются и чисто психологические причины. Вступающие в незарегистрированное сожительство руководствуются разными мотивами в зависимости от типа такого вида браков: формальные кратковременные и глубокие длительные. При первом типе («пробный брак») совместная жизнь длится недолго: или заключается брак, или отношения прерываются. Второй тип (длительный при глубоких отношениях) отличается от настоящего брака только отсутствием правового оформления, рождение детей в этих гражданских браках часто приветствуется.


...

В расхожих житейских представлениях бытует мнение, что в такой брак вступают обычно более молодые и более образованные. Однако это не совсем верно. Исследования показывают, что в развитых странах около 25 % пар, состоящих в незарегистрированном сожительстве, имеют детей в возрасте до 14 лет.

Неженатые пары – явление достаточно распространенное в современном индустриальном и урбанизированном мире. В 1980‑х гг. около 3 % населения США составляли такие пары, а опыт такого сожительства в течение не менее 6 месяцев имели около 30 % американцев. В Дании и Швеции уже в середине 1970‑х гг. примерно 30 % незамужних женщин в возрасте от 20 до 24 лет жили вместе с мужчинами. Поэтому небрачный союз в этой возрастной группе встречается чаще, чем формальный брак. В большинстве других европейских стран в этот же период только 10–12 % в этой возрастной группе находились в сожительстве, но в дальнейшем число неженатых, живущих совместно, также возросло. Это относится прежде всего к большим городам и их окрестностям: в Париже в 1980 г. менее половины всех живущих вместе гетеросексуальных пар состояли в зарегистрированном браке, среди пар с мужчинами в возрасте 35 лет и ниже, если они не имели детей, только около половины были расписаны. В ФРГ в 1985 г. примерно около миллиона пар вели так называемую «несупружескую семейную жизнь» (Р. Зидер. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVII–XX в.). М., 1997).


Нормативная действенность законных браков отступает шаг за шагом. В Швеции добрачное сожительство является уже признанным социальным институтом. Почти все супружеские пары перед браком жили некоторое время вместе. Женятся только по традиции. С браком ни в коей мере не связывают общественную санкцию на сексуальные отношения пары. Брак утрачивает значение узаконивающего сексуальные отношения пары гражданского акта. Аналогичная ситуация в Дании. Здесь совместному проживанию спустя некоторое время также придается законный характер путем заключения брака. Основная масса внебрачных первых родов приходится на женщин, которые живут в аналогичных браку союзах. Более 98 % этих женщин все‑таки выходят замуж, когда ребенок подрастает. Часть женщин последовательно вступает в несколько неоформленных браком союзов. При этом «пробный брак» практически переходит в «последовательную полигамию», что, однако, не исключает некоторых надежд на более длительные отношения.

В случаях незарегистрированного сожительства установка на брак не исчезает; 90 % женщин и мужчин, состоящих в таких отношениях, собирались вступить в брак, но необязательно с этим партнером. Вероятно, за этим кроется неуверенность человека, связанная с перенесенной психологической травмой (факт измены, потери любимого человека, смерть, вероломство, интимная неудача, обман и др.) или страхом, связанным с возможностью ее неотвратимого наступления и соответственно ее ожиданием.

Л. Б. Шнейдер

, 2000.

Какие же доводы «за» приводят сторонники незарегистрированного сожительства?

Первый: такая форма отношений представляет собой «тренинг» определенного типа («пробный брак»).

Второй: в случаях незарегистрированного сожительства происходит апробация сил и совместимости; правда, совсем не обязательно, что, заключив официальный брак, пары будут лучше контактировать друг с другом и получать большее удовлетворение от супружества, чем те, кто до вступления в брак вместе не проживал (Demaris, Leslie, 1984).

Третий: в таких вариантах сожительства более свободные отношения, отсутствует принуждение (в случае ссор у партнеров исчезает аргументация типа: «Ты зачем на мне женился?» или: «Ты мне жена, наконец?»), исчезает «эффект собственника», который порождается в многочисленных аспектах после печати в паспорте.

Четвертый: незарегистрированное сожительство обеспечивает больше духовности и удовлетворенности в отношениях.

Л. Б. Шнейдер отмечает, что, согласно исследованиям, такого рода опыт совместной жизни на среднестатистическом уровне влияния на успешность последующего брака не оказывает, т. е. можно и «тренироваться», и «совмещаться», но никакой гарантии на будущее нет. Рассуждения о большей свободе и духовности в случаях незарегистрированного сожительства также не очень убедительны: известны и негативные, и позитивные варианты развития отношений.


В современной науке, отмечает Л. Б. Шнейдер, описаны особенности людей, склонных к незарегистрированному сожительству. Их обобщенный психологический портрет характеризуется более либеральными установками, меньшей религиозностью, высокой степенью андрогенности, низкими школьными успехами в период детства и отрочества, меньшей социальной успешностью, однако, как правило, эти люди происходят из весьма успешных семей.


...

И мужчины, и женщины, связанные отношениями совместного проживания, чаще изменяют своим партнерам, чем супруги (Blumstein, Schwartz, 1983). Это обстоятельство может вносить большое напряжение в отношения, о чем сообщают гетеросексуальные пары, поддерживающие подобные контакты, в сравнении с супружескими парами (Kurdek, Schmitt, 1986). Согласно одному исследованию (Almo, 1978), такие пары редко открыто поднимают вопрос о верности, хотя оба партнера могут испытывать глубокие чувства по отношению друг к другу. Перед тем как съехаться, большинство пар принимают определенные, пусть и негласные, обязательства по отношению друг к другу.

Г. Крайг, В. Бокум,

2004. С. 617.

Опросы в Австрии показали, что совместная жизнь без свидетельства о браке как «пробный брак» признается в широких слоях населения. Однако, судя по всему, большинство населения отклоняет окончательную замену брака «свободным сожительством». Скорее это связано не с нравственными установками на такие браки, а с интересами детей, рождающихся в таких браках.

5.14. Добровольное одиночество

Хотя большинство взрослых сохраняют установку на брак, однако число людей, думающих иначе, растет во всех развитых странах. Эту категорию составляют люди, которые никогда не состояли в браке. Особенно ярко это проявляется в больших городах, где социальная инфраструктура облегчает одинокое существование благодаря развитой сети услуг и технической помощи.

По данным Р. Зидера, проведенный в 1978 г. в ФРГ опрос показал, что примерно 18 % всех неженатых лиц кажется привлекательным остаться «в принципе самостоятельными и независимыми». В 1981 г. в рамках одного из исследований молодежи 13 % молодых респондентов ответили, что не хотят жениться; 57 % российских девушек и лишь 5 % шведских считают, что замужество необходимо для женщины. Возможность никогда не выйти замуж беспокоит только 3 % шведских девушек и 28 % россиянок. Одной из причин установки на холостую жизнь является опыт молодых людей, вынесенный из родных семей, наблюдений за супружескими проблемами и конфликтами на протяжении их детства.



...

Человек, живущий одиноко, существует только наполовину.

П. Буаст

Причины, которые, по мнению Л. Б. Шнейдер, приводят к решению оставаться одиноким, – это:

1) рост образования женщины, что порой резко меняет ее взгляды на представления о самореализации; она жаждет и ищет возможности состояться в профессиональной сфере, в сфере духовных исканий, в области серьезных увлечений – эти установки «уводят» современную городскую женщину от обременяющих, по ее мнению, семейных уз. Кроме того, получение образования, иногда весьма солидного, требует времени, при этом женщина пропускает детородный период;

2) высокая смертность мужского населения, в том числе в результате аварий, убийств, военных действий, приводит к тому, что какое‑то количество женщин все равно останется в безбрачном состоянии. Следствием этого является рост числа женщин, которые изначально отказываются участвовать «в погоне» за брачными партнерами;

3) распространенная в некоторых слоях населения точка зрения, что экономически легче прожить одному. Выгоды от психологического комфорта проживания в семье перекрываются издержками социально‑экономического положения дел в семейной политике.

Женщины переносят одиночество значительно легче, чем мужчины: образовательный уровень, профессиональная карьера, психическое здоровье, домашний быт одиноких женщин выше (лучше), чем у одиноких мужчин. Правда, установка на одиночество может и не быть пожизненной. Отмечается, что у женщин она может измениться в 30–35 лет, у мужчин в 40–45 лет, когда предпринимаются лихорадочные попытки «добыть» партнера и обрести спутника/спутницу жизни.


...

НЕКОТОРЫЕ ПРЕДПОЧИТАЮТ ОДИНОЧЕСТВО

Многие одинокие женщины отмечали, что они верят в то, что если останутся одинокими, то это поможет им сделать карьеру (Betz, 1993). Исследования доказывают, что у одиноких женщин, как правило, выше уровень образования, социальный статус и заработки, чем у женщин, которые вышли замуж, проходя обучение или закончив последний курс института. Одинокие женщины среднего возраста считают себя более независимыми и настойчивыми, чем замужние женщины, и придают большую ценность достижениям и личностному росту (Etaugh, 1993).

В обществе сохраняются устойчивые стереотипные представления об одиноких женщинах (Chasteen, 1994). Клэр Ито и ее коллеги (Etaugh, Malstrem, 1981; Etaugh, Petroski, 1985; Etaugh, Stern, 1984), например, указывали, что одинокие женщины средних лет считаются в обществе менее общительными и обаятельными, хуже приспособленными и менее привлекательными, чем замужние того же возраста. Распространено представление, что выбор в пользу одинокого образа жизни делает не сама женщина, а это определяется теми обстоятельствами, что мужчины ею не интересуются. Такое мнение формируется в обществе, вероятно, за счет скрытой угрозы маскулинному доминированию, особенно если учесть, что одинокие женщины в состоянии позаботиться сами о себе (Etaugh, 1993) <…> Подобные социальные суждения могут снизить самооценку женщин и их Я‑концепцию.