Файл: Евгений Павлович Ильин Психология взрослости.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 329

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Евгений Павлович Ильин

Психология взрослости

Мастера психологии –

2012г.

Евгений Павлович Ильин

Психология взрослости

Введение

Раздел первый ПСИХОЛОГИЯ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА

Глава 1 Зрелый возраст как вершина развития личности

Глава 2 Что такое зрелость человека

Глава 3 Социально‑психологические аспекты зрелого возраста

Глава 4 Социальные функции взрослых: труд как ведущая деятельность

Глава 5 Социальные функции взрослых: создание семьи и выполнение обязанностей мужа и жены

Глава 6 Выполнение обязанностей отцов и матерей [18]

Глава 7 Социальная функция взрослых: осуществление политических и гражданских прав и обязанностей

Раздел второй ПОЗДНЯЯ ЗРЕЛОСТЬ, ИЛИ ПСИХОЛОГИЯ СТАРЕНИЯ

Глава 8 Старение как процесс

Глава 9 Здоровый образ жизни как профилактика старения

Раздел третий СТАРОСТЬ КАК ЭТАП ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

Глава 10 Характеристика старческого возраста

Глава 11 От чего зависит продолжительность жизни

Глава 12 Социально‑психологические аспекты старости

Приложение

Методики определения психологического и социального возраста

Методики определения личностной зрелости

Методики определения склонности к той или иной профессии

Методики изучения семейных отношений

Литература



Ю. В. Евсеенкова,

2005. С. 353.

Р. Мелоун и А. Гун (Malone, Guy, 1982) показали, что речь отца, обращенная к трехлетнему сыну, характеризовалась более частым употреблением повелительного наклонения и вопросов, требующих ответов «да» или «нет», в то время как речь матери была менее директивной и более приспособленной к восприятию ребенка.


...

Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы.

H. М. Карамзин
...

Отец – это биологическая необходимость, но социальная случайность.

Маргарет Мид

Было отмечено, что в присутствии матери отцы, играя с ребенком, говорили меньше, в особенности обращаясь к сыновьям (Stoneman, Brody, 1981).

Организовывают внешкольную активность своих детей намного больше матери. Именно они, как правило, записывают детей в кружки, поощряют общение с другими детьми. Матери считают социальную активность более важной для развития ребенка, чем отцы (Parke, O’Neil, 2000).


...

Материнская занятость оказывает позитивное влияние на детей и подростков, в особенности на дочерей; они более уверены в себе, получают в школе более высокие оценки и с большей вероятностью выбирают нетрадиционную карьеру в отличие от дочерей неработающих матерей (Caruso, 1996).

М. Палуди

, 2003. С. 153.

Мотивы общения подростков с родителями изучены С. В. Белохвостовой (1983). Наиболее значимым мотивом общения подростков с мамами (80 % ответов) является желание поделиться своим настроением, передать свои переживания. В общении с отцами этот мотив отмечен только 19 % подростков. Вторым по значимости (74 % ответов) мотивом общения с мамами является необходимость в регуляции с их стороны действий и поступков подростков. Подростки ориентированы на регулятивное общение с мамами в большей степени, чем с папами. В общении с последними этот мотив отмечен только в 24 % случаев.

В общении с отцами наиболее значимым оказался мотив «хочу узнать как можно больше нового и интересного» (84 % ответов). В общении с мамами этот мотив отмечен у 58 % опрошенных подростков.


...

И дети‑подростки, и их родители недовольны тем, как складываются их взаимоотношения. Отношения <…> в данный период имеют двойственную окраску. С одной стороны, подросток требует к себе отношения, как к взрослому человеку, а с другой – зачастую поступает, как ребенок. Родители ожидают от подростков «взрослых» поступков, но относятся к ним как к детям. Подростки, с одной стороны,
хотят быть самостоятельными и свободными, с другой – не умеют распорядиться своей свободой и боятся ответственности (ведь свобода и самостоятельность предполагают и ответственность). А родители хотят видеть своих детей самостоятельными и отвечающими за себя и свои поступки, но при этом боятся дать своим детям свободу.

В возрасте 13–15 лет ребенок, физически все еще оставаясь зависимым от родителей, эмоционально хочет отделиться от них. Стремясь к отделению, ребенок часто использует для этого бунт, он пытается рвать связи со своей семьей, но это не приносит удовлетворения ни ему, ни его родителям. Ребенок хочет в этот момент своей жизни чувствовать себя эмоционально отдельно взрослым, но при этом нуждается в родительской поддержке и защите. Родители же, желая видеть своего подростка взрослым, боятся «утратить» своего ребенка и пытаются всячески сохранить его зависимость от себя.

Именно двойственность в отношениях родителей к детям подросткового возраста, и подростков к родителям, делает их сложными, труднопереносимыми и заставляет и тех и других искать пути разрешения конфликта «отцы и дети».

Т. Ю. Королева,

2002. С. 224–226.

Если отцы часто общаются со своими маленькими детьми, они превращаются для них в важную ролевую модель и в последующие годы детства. У отцов, которые недосягаемы для маленьких детей, позднее могут возникнуть трудности в налаживании с ними прочных эмоциональных связей. Есть вероятность того, что они будут негативно влиять на ребенка, когда тот станет старше (Ricks, 1985). Показано, например, что одинокие женщины (не вышедшие замуж) обнаруживают тесную корреляцию между отношением к отцу и к противоположному полу. Это может означать, что не сложившиеся в детстве отношения дочери с отцом приводят к ее одиночеству во взрослой жизни вследствие имеющегося у нее отрицательного отношения к мужскому полу и сексу (Г. Н. Казанцева, 2001).


...

В исследовании В. Фтенакиса (Fthenakis, 1998) была выявлена прямая корреляция между вовлеченностью отца в воспитание и когнитивными достижениями их сыновей. В. Фтенакис объясняет это тем, что отец дает пример практического и действенного решения различных проблемных ситуаций, причем вовлеченность в жизнь ребенка предполагает еще и эмоциональное участие, и именно потому, что отец в этом случае дает пример мужского подхода к решению проблем, его влияние не так заметно на девочках. Обследование более 20 тысяч американских семей (Becker, 1991), показало, что дети, отцы которых вовлечены в процесс их образования (например, посещают родительские собрания), чаще получают высшие баллы, больше любят школу, реже остаются на второй год.


Ю. В. Борисенко,

2007. С. 170.

Хотя игра с отцом не способствует формированию особых навыков, дети играют с ним с удовольствием и всегда хотят продолжения. Чем больше отцы играют с детьми, тем более важными в жизни детей они становятся, тем больше дети ценят их мнение, перенимают их взгляды и установки, т. е. отцы становятся моделью, на которую дети будут ориентироваться (White, Woollett, 2000). Это противоречит точке зрения Ж.‑П. Сартра, который считал, что «хороших отцов не бывает – таков закон», и полагал, что свободными и талантливыми становятся лишь те мужчины, над которыми никогда не довлела тяжелая длань отца.

Несмотря на то что роли матери и отца в воспитании детей частично совпадают, отцы вносят свой особенный вклад в развитие своих детей. Так, отцы продолжают влиять на взаимоотношения детей со сверстниками уже после того, как матери перестают оказывать какое‑либо влияние. Хотя отцы проводят со своими детьми меньше времени, именно общение с ними важно для когнитивного и социального развития ребенка (Parke, O’Neil, 2000).


...

Как отмечает Б. И. Кочубей, в настоящее время роль мужчины во многих семьях сведена если не к нулю, то к минимуму. С одной стороны, он утратил прежний авторитет, с другой – лишившись патриархальной высоты и недоступности, он сплошь и рядом не стал ближе к детям. Не так уж мало семей, где отец – просто «чужой среди своих». По данным социологических исследований, проведенных в конце 1980‑х гг., роль отца в воспитании детей сводилась к минимуму. Отцы в 1,5 раза реже, чем матери, контролировали учебу детей в школе, в 1,5–4 раза реже, чем матери, обсуждали с детьми учебные дела, книги, взаимоотношения с товарищами, моду, телепередачи, планы на будущее, выбор профессии, особенности характера детей и пр. Соответственно на вопрос: «Кто является для тебя наибольшим авторитетом?» лишь 5–9 % школьников 8‑10‑х классов ответили, что отец, и 17–19 % назвали мать. С матерью были более откровенны, чем с отцом, как мальчики, так и девочки. Она чаще становилась образцом для подражания. На нее хотели быть похожими 28 % вильнюсских, 26,5 % московских и 19,4 % бакинских школьников, а на отца соответственно 10,6, 8,8 и 8,9 % (Отец в современной семье. Вильнюс, 1988).

Большинство детей утверждают, что мама их любит больше, чем папа, и при конфликтах в семье дети принимают сторону матери, а папы чаще играют с детьми, участвуют в семейных развлечениях, учат их постоять за себя, заступаются за детей.

По данным опроса детей С. В. Овчинниковой, в 60 % случаев главой семьи все же признается отец, в 20 % случаев – мать и только в 10 % детьми названы равные права.


В случаях затруднений, указывают подростки, они чаще обращаются к матери. Вообще, по степени близости к ребенку первой в семье идет мать (60 %), затем отец (35 %), бабушка занимает третью позицию (20 %) и только затем отмечается близость детей друг к другу (15 %).

Л. Б. Шнейдер,

2000.

По мнению исследователей (Fthenakis, 1998), взаимодействие с отцом положительно влияет на когнитивное развитие детей. Кроме того, отец играет важнейшую роль в усвоении детьми моральных норм, дисциплинирует детей, ставя определенные рамки поведения, одобряя за одни поступки и наказывая за другие, т. е. является проводником общественных норм и ценностей (Barth, 1999). Доказано также влияние отца на развитие различных личностных характеристик ребенка, в том числе на его полоролевую идентификацию (О. Г. Калина, А. Б. Холмогорова, 2011).


...

Одно из самых важных открытий современной психологии родительства (Lamb, 2004) сводится к тому, что материнское и отцовское влияния на детей не столько альтернативны, сколько кооперативны и дополняют друг друга.

Во‑первых, вопреки предположениям многих психологов, различия между отцами и матерями менее важны, чем сходства, а механизмы их воздействия на детей одни и те же. Исследователи социализации убеждаются, что тепло, заботливость и близость одинаково благотворны для ребенка независимо от того, практикует ли их отец или мать.

Во‑вторых, индивидуальные свойства отцов, будь то маскулинность, интеллект или эмоциональное тепло, влияют на формирование ребенка значительно меньше, нежели свойства их взаимоотношений с детьми. Дети, у которых сложились надежные, поддерживающие, взаимные и эмоциональные отношения с родителями, имеют значительно больше шансов стать психически благополучными, чем те, у кого отношения с родителями, будь то мать или отец, холодные. Количество времени, проводимого отцами с детьми, менее важно, чем то, что они в это время делают и как эти отцовско‑детские отношения воспринимаются другими значимыми людьми в их среде.

В‑третьих, общий семейный контекст часто столь же важен, как и индивидуальные отношения внутри семьи. Вне этого контекста обсуждать отцовское влияние на детей невозможно. Супружеская гармония – постоянный спутник хорошей психологической адаптации ребенка, а конфликты и ссоры – корреляты психологического неблагополучия.

В‑четвертых, отцы играют в семье множественные роли, и отцовский успех в каждой из них влияет на психологическое благополучие их детей.


В‑пятых, природа отцовских влияний может существенно зависеть от индивидуальных и культурных ценностей. Классический пример – гендерные стереотипы. Если культура утверждает полярные каноны маскулинности и фемининности, требуется один тип воспитания, а если она считает мужские и женские роли гибкими и подвижными – другой. Как не существует одинаковых отцов, так не существует единой отцовской роли, к которой все отцы обязаны стремиться. Разные мужчины выполняют отцовские функции по‑разному. Папы всякие нужны, папы всякие важны.

И. С. Кон,

2007.

Выявлено (О. Б. Чиркова, 2000), что отец играет более важную роль в формировании ответственности у ребенка, чем мать. Происходит это, очевидно, потому, что отцы, придающие большое значение самостоятельности, предоставляют подросткам возможность отвечать за свои действия, с большим уважением, чем матери, относятся к стремлению подростков к независимости. Вследствие этого у подростков меньше конфликтов с отцами (Grotevant, Cooper, 1985). Интересен, однако, тот факт, что для подростков с высоким уровнем ответственности более значимы их отношения с матерью, а для подростков с низким уровнем ответственности – отношения с отцом.

Отцы предпочитают физические наказания, а матери – непрямые или психологические воздействия как на сыновей, так и на дочерей (Margolin, Patterson, 1975).

Разнонаправленное воспитание детей отцом и матерью проявляется и в том, что отец учит ребенка тому что, а мать – тому как, отец учит ребенка быть кем‑то, а мать – кем‑то для кого‑то (Д. Н. Исаев, В. Е. Каган, 1979).


...

– Пап, а почему Луна больше звезд?

– А кто его знает…

– А почему солнце такое яркое?

– А кто его знает…

– Пап, может, ты устал?

– Нет, нет, сынок, ты спрашивай, кто же тебе еще, кроме отца, все объяснит?

К. Кларк‑Стюарт (Clarke‑Stewart, 1978) обнаружила, что влияние матери на ребенка носит обычно непосредственный характер, тогда как отец влияет на малыша часто опосредованно через мать.

При определении своего профессионального пути (выборе вуза) дети чаще советуются с матерью, чем с отцом: соответственно в 40 и 23,7 % (Светлакова В. П., Токмакова М. А., 2001). Однако на выбор сыновьями и дочерями творческих и технических профессий чаще оказывает влияние отец, а на выбор гуманитарных профессий – мать.


...

Несмотря на то что, по мнению большинства авторов, у детей обоего пола первичной идентификацией является идентификация с матерью, также имеются следующие данные: уже в течение первых двух лет жизни у мальчиков развивается устойчивая привязанность к отцу, в случае если отец заботится о сыне (Biller, 1971). Мальчики и девочки, чьи