Файл: Евгений Павлович Ильин Психология взрослости.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 346

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Евгений Павлович Ильин

Психология взрослости

Мастера психологии –

2012г.

Евгений Павлович Ильин

Психология взрослости

Введение

Раздел первый ПСИХОЛОГИЯ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА

Глава 1 Зрелый возраст как вершина развития личности

Глава 2 Что такое зрелость человека

Глава 3 Социально‑психологические аспекты зрелого возраста

Глава 4 Социальные функции взрослых: труд как ведущая деятельность

Глава 5 Социальные функции взрослых: создание семьи и выполнение обязанностей мужа и жены

Глава 6 Выполнение обязанностей отцов и матерей [18]

Глава 7 Социальная функция взрослых: осуществление политических и гражданских прав и обязанностей

Раздел второй ПОЗДНЯЯ ЗРЕЛОСТЬ, ИЛИ ПСИХОЛОГИЯ СТАРЕНИЯ

Глава 8 Старение как процесс

Глава 9 Здоровый образ жизни как профилактика старения

Раздел третий СТАРОСТЬ КАК ЭТАП ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

Глава 10 Характеристика старческого возраста

Глава 11 От чего зависит продолжительность жизни

Глава 12 Социально‑психологические аспекты старости

Приложение

Методики определения психологического и социального возраста

Методики определения личностной зрелости

Методики определения склонности к той или иной профессии

Методики изучения семейных отношений

Литература



В. Д. Альперович,

1998.

Работодатели тоже негативно смотрят на стареющих людей. Они полагают, что пожилые более забывчивы, медленно думают, с трудом воспринимают новую информацию и перемены, догматичны, ригидны в своих взглядах и установках, а потому работают менее эффективно. При этом физическая неспособность пожилых людей трудиться играет относительно небольшую роль, а наибольшую роль играет постоянное введение новых технологий, требующих непрерывного образования и тренировки, которые в меньшей мере доступны старым людям. Кроме того, большое число достаточно крепких старых работников ограничивает возможности трудоустройства для нового поколения. Следует учитывать и то, что в связи с общим повышением уровня образования опыт старых людей играет все меньшую роль.
Отсюда столь часто появляющиеся объявления: «на работу приглашаются лица моложе 50 лет», а лица предпенсионного и пенсионного возраста игнорируются. Например, по данным Госкомстата России (Россия в цифрах: Официальное издание. 1996 г.), в службы занятости страны обратились 166 тыс. пенсионеров (мизерный процент от общего числа пенсионеров), но только 31 тыс. из них были трудоустроены. Между прочим, в США по инициативе президента Р. Рейгана в 1978 г. был принят закон, в соответствии с которым запрещается дискриминация пожилых людей при приеме на работу по возрасту (до 70 лет).

Старость в сознании большинства людей прочно слилась с обликом немощного человека. Слова «старость» и «пожилые люди» несут в себе негативное семантическое значение, часто являясь синонимами слов «ущербный», «отживший», что отражается на самосознании стариков и отношении к ним более молодых слоев населения.

По данным опроса, проведенного Л. Пресняковой (2005), лишь 20 % из 1500 опрошенных готовы допустить, что в пожилом возрасте, как и в любом другом, есть свои преимущества, а абсолютное большинство (70 %) уверены, что у старости никаких преимуществ перед другими возрастами нет. Больше того, в ответах на открытый вопрос о том, с чем у них ассоциируется старость, почти четверть респондентов (23 %) говорили о болезнях, дряхлости, немощи (потеря здоровья; недееспособность; физическое угасание организма); почти столько же – о чувстве беспомощности, одиночестве, утрате интереса к жизни, негативных эмоциях, сопровождающих этот жизненный этап, о страхе смерти (безвыходность; безнадежность; страшное одиночество; безрадостность; безразличие; когда ничего не хочется; обида; разочарование; кладбище; мысли о смерти); каждого шестого респондента беспокоит материальная неустроенность (бедность; безденежье; нищета). В целом же негативно окрашенные ассоциации характерны для подавляющего большинства ответов респондентов, тогда как позитивные встречаются лишь в 7 % ответов (опыт, мудрость; любовь к внукам; покой и достаток; успокоение, гармония, размышления), а нейтральные – в 9 % (пенсия; преклонный возраст; подведение итогов; естественный процесс; морщины; седина).




...

Грэхем и Бейкер (Graham, Baker, 1989) изучали две группы канадцев: группу пожилых людей (средний возраст 67 лет) и группу молодых – студентов. Участников просили определить у воображаемых людей разных возрастов соответствующий им социальный статус. Исследователи обнаружили, что в обеих группах самый низкий социальный статус был определен для детей, затем он возрастал в соответствии с периодами взросления человека: подростковый, 20 лет, 30 лет и т. д., после чего снова начиналось снижение, так что статус 80‑летнего человека определялся как у 5–летнего. В последующем исследовании Гарстка и др. (Gartska et al., 2004) было показано, что это явление имеет более разрушительный характер, чем это может показаться на первый взгляд. Дети, переживая подобное отношение, как правило, не чувствуют себя ущемленными, потому что понимают, что это положение временное и они (в буквальном смысле) вырастут из него, тогда как для пожилых такое состояние оказывается постоянным.

Я. Стюарт‑Гамильтон

, 2010. С. 176.

Аналогично и мнение многих специалистов, имеющих дело с пожилыми людьми, врачей и медсестер, социальных работников и педагогов, геронтологов, психологов и психиатров: старым помогать бесполезно. Зная это, многие пожилые интериоризируют эти стереотипы, снижают собственную самооценку, боятся выдать свой возраст, когда обращаются за помощью. Это заметил еще А. П. Чехов, в рассказе которого «Мужики» читаем: «Бабка любила лечиться и часто ездила в больницу, где говорила, что ей не семьдесят, а пятьдесят восемь лет; она полагала, что если доктор узнает ее настоящие годы, то не станет ее лечить и скажет, что ей впору умирать, а не лечиться». [43]

Пожилые люди пытаются завладеть вниманием окружающих за счет своих «болячек», и жалобы на болезни в пожилом возрасте являются чуть ли не главной темой общения. От 30 до 50 % постоянных посетителей поликлиник – лица старого возраста. Они потребляют большое количество всевозможных лекарств, тогда как известно, что почти каждое второе заболевание у них имеет психосоматическое происхождение и требует вмешательства психотерапевта, а не врача. Однако многие пожилые люди, по сути, являются мнимыми больными, и их органические болезни – это следствие неудовлетворенных амбиций, ложных установок
, эмоциональных стрессов.


...

Анекдот в тему

– Этот психотерапевт творит чудеса. Он буквально за пять минут вылечил мою жену.

– Каким образом?

– Сказал, что все болезни – симптом приближающейся старости.

Впрочем, отношение людей к пожилым может зависеть от возраста респондентов и от зависимости их жизненного благополучия от пожилых. На эту мысль наводят данные, полученные М. И. Постниковой (2010, 2011). Опросив подростков, она выявила, что в их глазах пожилые выглядят как заботливые (67 % ответов), уважающие других людей (67 % ответов), опекающие (58 %), трудолюбивые (58 %), справедливые (50 %), культурно развитые (50 %), веселые (42 %), общительные (42 %), ответственные (42 %), болезненные (42 %). Как видим, картина получилась не столь мрачная, как в других исследованиях.

Один из основоположников экзистенциализма К. Ясперс считал старость благоприятным и естественным периодом жизни, поэтому ее не нужно бояться, у нее есть свои преимущества. Хотя в старости способности угасают, но их заменяют обширные богатства накопленного опыта; сдержанность, житейская упорядоченность, самообладание, которые придают духовному существованию оттенок чего‑то приглушенного, незыблемого. Человек физически слаб и не может, как прежде, предаваться радостям плоти, но он свободен от их диктата, а это поможет избавиться от суеты, в которой проходило его предыдущее существование. Старик скован телесно, но в то же время свободен от телесности, более духовен. Если человек в старости достиг мудрости – он добр, терпим и снисходителен к слабостям других, потому что уже ни с кем не соперничает, «насыщен жизнью». К. Ясперс подчеркивал, что свойственные юности качества сменяются памятливостью зрелого возраста и возможным катарсисом старости. «Старость может быть прекрасной», – писал К. Ясперс.

В. Э. Чудновский тоже отмечает, что пожилому возрасту, как и другим периодам развития, присущи не только недостатки, но и позитивные качества, облегчающие задачу адаптации к старости. Это наличие огромного жизненного опыта и умение «прочитать» на этой основе будущие события; «неторопливая мудрость», основанная на опыте прошлых ошибок и достижений; приобретенные знания и профессиональное мастерство; моральная поддержка и уважение со стороны родных
, близких, друзей; определенная стрессоустойчивость, иммунитет, приобретенный в результате многих жизненных передряг, конфликтных ситуаций, трудностей и т. д. (1997. С. 199). Но самым главным «резервом пожилого человека», по мнению В. Э. Чудновского, является «сформированная в процессе его жизни личность, ее направленность, ее принципы и установки, ее способность к преобразованию обстоятельств и себя» (1997. С. 200).