Файл: Педагогика и психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 397

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

196 0
Виды ощущений
Существуют различные подходы к классификации ощущений. Первичная классификация исходит из типа рецептора, т.е. классификация по модальности.
Модальность – качественная характеристика ощуще- ний и восприятий, указывающая на их принадлежность
определенным органам чувств.
Различают ощущения:
• зрительные,
• слуховые,
• обонятельные,
• кожные,
• вкусовые.
Однако существуют ощущения, которые не связа- ны с какой-либо определенной модальностью. Такие ощущения называют интермодальные. К ним относят- ся, например, вибрационная чувствительность. Ощуще-
ния вибрации – чувствительность к колебаниям, вызы- ваемым движущимся телом, переходная форма между тактильной (кожной) и слуховой чувствительностью.
Еще одна классификация ощущений была предло- жена английским физиологом Чарльзом Шерингтоном
(1857–1952). В зависимости от места расположения рецеп-
торов он разделил ощущения на три основных типа:
• интероцептивные,
• проприоцептивные;
• экстероцептивные.
Интероцептивные ощущения – сигнализируют о со- стоянии внутренних процессов организма, возникают благодаря рецепторам, находящимся на стенках вну- тренних органов (желудка, кишечника, сердца и т.д).
Это наиболее древняя и элементарная группа ощуще- ний, относится к числу наименее осознаваемых. Часто их называют органическими ощущениями, к ним отно- сят ощущения боли.

197
Проприоцептивные ощущения – передают сигналы о положении тела в пространстве и составляют основу движений человека, играя решающую роль в их регу- ляции. Они включают: ощущения равновесия (стати-
ческие), а также двигательные (кинестетические) ощуще- ния. Периферические рецепторы проприоцептивной чувствительности находятся в мышцах, суставах, сухо- жилиях, связках.
Экстероцептивные ощущения – доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой. К ним относятся зрительные, слуховые, обоня- тельные, кожные, вкусовые ощущения. В свою очередь, группу экстероцептивных ощущений принято условно разделять на две подгруппы:
контактные ощущения – вызываются непосредствен-
ным воздействием объекта на органы чувств (вкус и ося-
зание);
дистантные ощущения – отражают качества объек- тов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств (слух и зрение).
Следует отметить, что обоняние, по мнению мно- гих авторов, занимает промежуточное положение меж- ду контактными и дистантными ощущениями.
0
Свойства ощущений
Разные виды ощущений характеризуются общими для них свойствами. К таким свойствам относятся каче-
ство, интенсивность, продолжительность и пространствен-
ная локализация.
Качество – это свойство ощущения, которое отлича- ет его от других. Так слуховые ощущения отличаются по тембру, высоте, громкости; зрительные – по насыщен- ности, цветовому фону и т. п.
Интенсивность – это количественная характери- стика ощущений, она определяется силой действую-


198
щего раздражителя и функциональным состоянием ре цептора.
Продолжительность ощущений есть его временная ха- рактеристика, она зависит от продолжительности дей- ствия раздражителя.
Пространственная локализация раздражителя озна- чает, что любой образ ощущения имеет элементы про- странственного расположения раздражителя. Цвет, свет, звук соотносятся с источником. Тактильные, бо- левые, температурные ощущения – с той частью тела, которая вызывает данное ощущение.
0
Общие закономерности ощущений
Психологическую характеристику зависимости между интенсивностью ощущений и силой раздражите- ля выражает понятие порога чувствительности.
Нижний абсолютный порог – та наименьшая сила раз- дражителя, которая, действуя на анализатор, вызывает едва заметное ощущение, характеризует остроту чув- ствительности анализатора. Чем ниже порог, тем выше чувствительность, и наоборот.
Верхний абсолютный порог – та самая сила раздражи- теля, при которой еще существует ощущение данного вида. Минимально увеличить силу действующего раз- дражителя, который вызывает едва заметные разли- чия между ощущениями, называется порогом чувстви-
тельности различения (например, в жизни мы замечаем изменения в освещенности, увеличении или уменьше- нии звука).
Адаптация или приспособление – это изменение чув- ствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя. Можно различать три разновидности этого явления.
1. Адаптация как полное исчезновение ощущений в процессе продолжительного действия раздражителя
(например, неприятный запах).

199 2. Адаптация как полное исчезновение под влияни- ем действия сильного раздражителя (например, погру- жение в холодную воду).
3. Адаптация как повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя (например, в слуховом анализаторе – адаптация к тишине).
Взаимодействие ощущений – изменение чувствитель- ности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств. Например, слабые вкусовые ощущения повышают зрительную чувствительность. Взаимодей- ствие ощущений проявляется в явлениях сенсибилиза- ции и синестезии.
Сенсибилизация (от лат. – чувствительность) – по- вышение чувствительности нервных центров под влиянием воздействия раздражителя. Например, по- теря зрения или слуха компенсируется развитием других видов чувствительности. Сенсибилизация мо- жет развиться не только путем применения побоч- ных раздражителей, но и путем упражнений. Так, у музыкантов развивается высокая слуховая чувстви- тельность, у дегустаторов – обонятельные и вкусовые ощущения .
Синестезия – это возникновение под влиянием раз- дражения некоторого анализатора ощущения, харак- терного для другого анализатора. Так, например, при взаимодействии звуковых раздражителей у человека могут возникать зрительные образы.
0
Восприятие и его механизмы
Само понятие «восприятие» многозначно и нужно различать три аспекта:
Восприятие – познавательный психический процесс
целостного отражения предметов и явлений окружающе- го мира, непосредственно действующих на органы чувств в данный момент.


200
Восприятие – субъективный образ предмета, явле- ния или процесса, непосредственно воздействующего на органы чувств (перцептивный образ).
Восприятие –процесс формирования перцептив- ного образа или система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств (перцептивная деятельность).
Итак, понятие «восприятие» неоднозначно. Под восприятием можно понимать: процесс перцепции, перцептивный образ или перцептивную деятельность.
0
Физиологические механизмы
Для того чтобы восприятие стало возможным, не- обходима деятельность целой системы анализаторов.
Необходима сложная аналитико-синтетическая дея- тельность мозговых отделов анализаторов. Анализ обе- спечивает выделение объекта из общего фона. Затем на основе анализа осуществляется синтез всех свойств объектов в целостный образ. Например, для осмыслен- ного восприятия речи, т.е. для ее понимания, необходи- мо сначала разделить речь на отдельные фразы, слова.
В то же время, в процессе восприятия речи одновремен- но с анализом имеет место и синтез. Благодаря этому мы воспринимаем не отдельные разрозненные звуки, а слова и фразы.
Для того чтобы в процессе восприятия сформиро- вался целостный образ предмета, необходимы два вида нервных связей:
Внутрианализаторные связи – в пределах одного ана- лизатора, наблюдаются при воздействии на организм раздражителей одной модальности.
Межанализаторные связи – между разными анализа- торами, например, при восприятии цветка, устанавли- ваются связи между зрительным, обонятельным, осяза- тельным анализатором.

201
Таким образом, физиологической основой воспри- ятия является деятельность нескольких анализаторов и система внутри и межанализаторных нервных связей.
Какова же роль восприятия в жизни человека? Вы- деляют две функции восприятия:
отражательная – обеспечивает распознавание предметов и явлений окружающего мира;
регулятивная – обеспечивает регуляцию поведе- ния и деятельности в соответствии с объективными ус ловиями среды и субъективными потребностями че- ловека.
0
Виды восприятия
По типу анализатора (по модальности) различают восприятие:
• зрительное,
• слуховое,
• осязательное,
• обонятельное,
• вкусовое.
По характеру активности и включенности че- ловека:
произвольное (преднамеренное) восприятие – связано с постановкой определенной задачи, цели; характери- зуется целенаправленностью, плавностью и систематично-
стью;
непроизвольное (непреднамеренное) восприятие – вос- приятие без намерения, без постановки цели; часто яв- ляется компонентом какой-то другой деятельности.
По характеру и продолжительности:
симультанное восприятие – одномоментное, обоб- щенное, целостное восприятие;
сукцессивное восприятие – развернутое во времени, поэтапное наблюдение.
По форме существования материи:
восприятие пространства – отражение простран-


202
ственных форм вещей, их величины, формы располо- жения относительно друг друга и направления.
Восприятие размера предметов определяется величи- ной их изображения на сетчатке глаза и удаленностью от глаз наблюдателя. Распознавание удаленности пред- метов осуществляется посредством двух механизмов: аккомадации и конвергенции.
Аккомодация – изменение кривизны хрусталика гла- за в зависимости от удаленности объекта.
Конвергенция – сведение зрительных осей глаз на каком-либо объекте или в одной точке зрительного пространства.
Восприятие глубины – зрительное восприятие мира в трех измерениях, обеспечивается бинокулярным
зрением.
Восприятие формы предметов – осуществляется с по- мощью зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов.
Восприятие времени – это отражение длительности,
скорости и последовательности явлений действительно- сти. В основе восприятия времени находится ритмиче- ская смена возбуждения и торможения в больших полу- шариях головного мозга. Часто механизм восприятия человеком времени связывают с биологическим часами.
Восприятие движения – это отражение изменений положения предмета в пространстве и во времени (от- ражение направления и скорости). Обеспечивается соот- ветсвующими движениями глаз, отделением объекта от фона и совместной работой нескольких анализаторов
(чаще зрения и кинестезии).
По объекту восприятия:
• восприятие предметов,
• восприятие речи,
• восприятие человека,

203
• восприятие музыки,
• восприятие ситуаций и т.п.
Так, восприятие человека человеком – процесс пси- хологического познания людьми друг друга в условиях непосредственного общения. Существуют механизмы восприятия другого человека: идентификация, соци- альная рефлексия, эмпатия, стереотипизация.
Кроме рассмотренных классификаций некоторые ученые выделяют бессознательное (подпороговое) восприя-
тие – феномен, когда информация преодолевает физио- логический порог, но не достигает порога осознанного восприятия.
Свойства восприятия. К основным свойствам вос- приятия относятся: предметность, целостность, струк- турность, константность, осмысленность, избиратель- ность, апперцепция.
Предметность восприятия – способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов (проявляется в выделении воспринимаемо- го предмета из фона, например, ваза на темном фоне).
Целостность восприятия – особенность восприятия, заключающаяся в отражении объектов в совокупности из свойств. Восприятие дает целостный образ предметов.
Структурность – свойство, позволяющее воспри- нимать структуру предметов и явления в совокупности их устойчивых связей и отношений. Мы узнаем различ- ные объекты благодаря устойчивой структуре их при- знаков.
Осмысленность – проявляется в осознании предмета восприятия. Перцептивные образы всегда имеют опре- деленное смысловое значение.
Константность – свойство восприятия воспроизво- дить предмет относительно постоянным образом при изменении условий его восприятия.


204
Избирательность – в любой момент времени мы вос- принимаем отчетливо и осознанно только один пред- мет или группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего вос- приятия и не отражаются в сознании.
Апперцепция – зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека, от особен- ностей его личности и прошлого опыта.
Вопросы для самопроверки
1. Из каких отделов состоит анализатор?
2. Какие существуют пороги ощущений?
3. Раскройте сущность адаптации и охарактеризуйте ее виды.
4. Чем обусловлено явление последовательного образа ?
5. В чем сущность сенсибилизации и синестезии?
6. Что является аппаратом зрительного рецептора дневного и ночного времени?
7. Какое явление имеет место, когда длительно воз- действующий неприятный запах перестает ощущаться?
8. Можно ли рассматривать восприятие как сумму ощущений?
9. Какие перцептивные действия выделяют в процес- се восприятия?
10. Что понимается под наблюдением и какие требо- вания нужно учитывать при формировании наблюдатель- ности у учащихся?
11. Объясните, почему у других заметить ошибку лег- че, чем у себя? Почему ошибки рекомендуется исправлять красным карандашом?
12. Чем обеспечивается объемность восприятия предметов ?

205 13. Каковы особенности восприятия времени в зави- симости от содержания деятельности?
14. Какие требования с точки зрения психологии вос- приятия необходимо предъявлять к наглядным пособиям и их показу
Практические задания
Задание № 1. Из предложенных слов выберите те, ко- торые характеризуют природу ощущений человека.
Субъективность, первичность, отражение, чувствен- ный образ, раздражимость, познавательный процесс, живое созерцание, избирательное отражение, рефлек- торность, материальность, объективность, вторичность, информативность, абстрактность, предметность, свой- ство мозга.
Задание № 2. Из перечисленных понятий постройте ло- гический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим.
Ощущение, психика, осязание, познание, отражение, чувственный образ.
Задание № 3. Выберите правильный ответ из предло- женных вариантов.
1. Разговаривая по телефону, мы слышим не все звуки, но понимаем всю фразу благодаря следующему свойству восприятия: а) осмысленности; б) константности; в) предметности; г) целостности; д) структурности.
2. При виде незнакомого предмета мы пытаемся уло- вить в нем сходство со знакомыми нам объектами, отне-