Файл: Педагогика и психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 401

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

186

сравнительный, при котором одни и те же психоло- гические особенности изучаются у разных групп людей, выводы делаются на основе сравнения групп;

лонгитюдный, при котором происходит многократ-
ное обследование одних и тех же людей на протяжении
длительного времени;

комплексный метод предполагает изучение психо- логических явлений с использованием разных приемов и методов, в том числе и с привлечением измеритель- ных средств других наук.
Эмпирические методы
(сбора данных) позволяют получить непосредственные данные, характеризующие психику и личность человека (например, данные о пси- хических процессах, темпераменте, характере):

наблюдение,

эксперимент (лабораторный, естественный, кон- статирующий, формирующий),

беседа,

интервью,

анкетирование и др.
методы обработки данных
, среди которых при- меняются методы математической статистики (количе-
ственные) и методы качественного описания и анализа данных (выделение типов, уровней, построение клас- сификаций);
методы интерпретации данных
позволяют при- дать исследованию содержательный смысл, т.е. пере- вести полученные в ходе диагностики и обработки данные с языка математики на язык психологии. К ним относят :

генетический, предполагающий выделение фаз, стадий, критических моментов развития;

структурный, определяющий структурные связи между характеристиками личности.

187
Таким образом, для решения научно-исследо- вательских задач в психологии используются специаль- ные научные методы. Одни из них позволяют органи- зовать исследование, другие – собрать эмпирические данные, третьи – обработать, четвертые – проинтер- претировать полученные результаты.
Альтернативную классификацию методов предло- жил В.Н. Дружинин. Он выделил три класса методов:
1) эмпирические, при которых осуществляется внеш- нее реальное взаимодействие субъекта и объекта ис- следования; 2) теоретические, при которых субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (пред- метом исследования); 3) интерпретации и описания, при которых субъект «внешне» взаимодействует со знаково-символическими представлениями объекта.
Особого внимания заслуживают теоретические мето- ды психологического исследования: 1) дедуктивный, иначе — метод восхождения от общего к частному, от абстрактного к конкретному; 2) индуктивный — метод обобщения фактов, восхождения от частного к обще- му; 3) моделирования — метод конкретизации метода аналогий, умозаключений от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного объекта берется более простой или доступный для исследования. Результатом использования первого метода являются теории, зако- ны, второго — индуктивные гипотезы, закономерности, классификации, систематизации, третьего — модели объекта, процесса, состояния.
В.Н. Дружинин является автором еще одного подхо- да к классификации эмпирических методов психологи- ческого исследования. Он располагает все психологиче- ские эмпирические методы в двумерном пространстве, оси которого обозначают два специфических признака психологического исследования: 1) наличие или отсут-


188
ствие взаимодействия между испытуемым и исследо- вателем или же интенсивность этого взаимодействия.
Взаимодействие максимально в клиническом экс- перименте и минимально при самонаблюдении (когда исследователь и испытуемый – одно лицо); 2) объек- тивированность и субъективированность процедуры.
Крайними вариантами являются тестирование (или измерение) и «чистое» понимание поведения другого человека путем «вчувствования», эмпатии, сопережива- ния, личностной интерпретации его действий.
Эти два специфических признака, разделяющие психологические методы на типы, можно охарактеризо- вать следующим образом: первый признак образует ось
«два субъекта – один субъект» или «внешний диалог – внутренний диалог», а второй – образует ось «внешние средства – внутренние средства» или «измерение – ин- терпретация». В секторах, образованных этими осями, можно расположить основные психологические эмпи- рические методы (рис. 25).
Рис. 25. Эмпирические методы исследования
по В.Н. Дружинину
0
Сущность, функции психики
Психика представляет собой сложный и много- гранный феномен. Проанализировав все существую-

189
щие определения в психологии, можно выделить три ее основные характеристики.
Свойство живой высокоорганизованной материи
(мозга) отражать объективную действительность.
Высшая форма взаимосвязи живых существ с пред- метным миром, выраженная в их способности реализо- вать свои побуждения и действовать на основе инфор- мации о нем.
Система процессов и состояний взаимоперехода объективных и субъективных атрибутов бытия живого существа.
Итак, во-первых, возможность существования пси- хики обусловлена наличием специфических органов –
мозга и нервной системы.
Во-вторых, живая материя, получая информацию об окружающем мире, способна создавать его психический образ (субъективный и не-
материальный
), который с определенной мерой точ- ности является копией материальных объектов реаль-
ного мира.
В-третьих, получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой
регуляции
внутренней среды организма и формирова-
ния поведения
, что дает возможность живым организ- мам относительно длительно существовать в постоянно изменяющейся среде обитания.
В нашем мире существует огромное количество жи- вых существ, обладающих определенными психически- ми способностями, но все они отличаются друг от друга по уровню развития психики:
Раздражимость
– элементарная способность реа- гировать избирательно на воздействие внешней среды.
Проявляется в реакции на биологически значимые факторы
(свет, прикосновение и т.д.).
чувствительность
– общая способность к ощуще-
ниям – объективный критерий возникновения психики. Спо-


190
собность реагировать не только на биологически зна- чимые, но и на биологически нейтральные раздражители до непосредственного контакта с ним.
Поведение –
сложный комплекс реакций живого организма на воздействие внешней среды; адаптив-
ное взаимодействие со средой, опосредованное психической и двигательной активностью. Самое сложное поведение наблюдается у человека, что обусловлено наличием со- знания.
Сознание –
высший уровень психического отраже- ния и регуляции, предполагающий способность форми- ровать мотивированное (осознанное), и целенаправлен- ное поведение.
Таким образом, можно выделить четыре уровня развития психики живых существ: раздражимость, чув- ствительность, поведение, сознание. Высшим уровнем развития психики – сознанием обладает только человек.
Проявления психики столь многогранны, что одно- значно определить функции психики очень сложно. Пси- хика играет важную роль в процессе взаимодействия человека и окружающей среды. С этой точки зрения можно выделить три основные функции психики:

отражение окружающей действительности;

регуляция поведения и деятельности;

осознание человеком своего места в окружающем мире.
Все эти функции связаны между собой и являются элементами интегративной функции психики, которая заключается в обеспечении адаптации человека и дру- гих живых существ к условиям окружающей среды.
0
Структура психики
Все психические явления в зависимости от содер- жания, длительности и особенностей можно разделить на три класса:

191

психические процессы;

психические состояния;

психические свойства личности.
Психические процессы
– это первичные регулято- ры поведения человека, они обладают такими динами- ческими характеристиками, как длительность и устойчи-
вость. Психические процессы могут быть разделены на три группы:

познавательные (ощущение, восприятие, пред- ставление, память, воображение, мышление, речь, вни- мание.);

эмоциональные (эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс);

волевые (принятие решений, преодоление труд- ностей, борьба мотивов, управление своим поведением);

иногда выделяют неосознаваемые процессы, ко- торые протекают в бессознательном и не контролиру- ются сознанием.
Психические процессы взаимосвязаны между со- бой и выступают в качестве основных факторов для формирования психических состояний человека.
Психические состояния
характеризуют состояние психики в целом и обладают свойствами устойчивости,
длительности, направленности и интенсивности. В то же время влияют на течение и результат психических про- цессов и могут способствовать деятельности или тор- мозить ее. К психическим состояниям относят такие явления, как подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние.
Психические свойства личности
– наиболее су- щественные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уро- вень деятельности и поведения человека, характеризу- ются устойчивостью и постоянством. К ним, как правило,


192
относят: темперамент, направленность, способности, характер.
Итак, структура психики образована психически- ми процессами, состояниями и свойствами личности.
Качественные особенности и уровень развития психи- ческих свойств, особенности протекания психических процессов и наиболее характерные для человека психи- ческие состояния определяют неповторимость и инди- видуальность каждого человека.
Вопросы для самопроверки
1. Раскройте этапы становления психологии как науки .
2. Каково место психологии в системе наук?
3. Раскройте структуру современной психологии?
4. Какие отрасли фундаментальной психологии вы знаете?
5. Какова сущность метода исследования и научного метода исследования в психологии?
6. Какие классификации научных методов исследова- ния в психологии вы знаете? Раскройте их.
7. В чем заключается сущность психики как основ- ного предмета психологии?
8. Каковы основные функции психики?
9. Раскройте уровни развития психики.
10. Какие классы включены в структуру психики?
11. Раскройте сущность и особенности психических процессов в структуре психики.
12. Чем отличаются психические состояния?
13. Каковы особенности психических свойств лич- ности?

193
Практические задания
З
адание 1. Подготовьте информационный проект,
раскрывающий сущность методов исследования в пси хо- логии.
Задание 2. Составьте конспект подходов к пониманию того, кому присуща психика (антропопсихизм, панпси- хизм, биопсихизм, нейропсихизм, позиции А.Н. Леонтье- ва и К.К. Платонова).

194
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   17

Тема 2.2. Сенсорно-перцептивные процессы
0
Ощущения: понятие, функции, свойства и
закономерности
Ощущение
– процесс отражения отдельных свойств предметов объективного мира, возникающий при непо-
средственном воздействии их на органы чувств. Это про- цесс первичной обработки информации, свойственный и животным, и человеку.
Выделяют следующие функции ощущений:
• сигнальная – уведомление организма о жизненно важных объектах или свойствах окружающего мира;
• отражательная – построение субъективного об- раза свойства, необходимого для ориентировки в мире;
• регулятивная – адаптация в окружающем мире, ре- гулирование поведения и деятельности.
0
Физиологические механизмы ощущений
Человек и животные способны ощущать благодаря особой деятельности мозга, а точнее, благодаря специ- альным нервным устройствам – анализаторам.
Анализатор – это сложный комплекс анатомических
структур, обеспечивающий восприятие и анализ ин- формации о явлениях, происходящих в окружающей
среде и (или) внутри самого организма, и формирующий специфические для данного анализатора ощущения.
Каждый анализатор состоит из трех частей:
• периферический отдел (рецептор);
• проводящие нервные пути;
• корковые отделы (нервный центр).
Рецепторы – специализированные нервные клетки, воспринимающие и преобразующие раздражения из внешней или внутренней среды и передающие инфор- мацию о действующем раздражителе в нервную систему.

195
После того, как физическая энергия раздражителя преобразована рецепторами в электрические импуль- сы, их нужно доставить в мозг. Эту функцию выполняют проводящие нервные пути.
Проводящие нервные пути – группы нервных волокон, которые характеризуются общностью строения и функ- ций и связывают различные отделы нервной системы и мозга.
Афферентные (чувствительные) нервные пути – пере- дают импульсы от рецепторов, воспринимающих инфор- мацию из внешнего мира и внутренней среды организ- ма, в головной мозг.
Эфферентные (двигательные) нервные пути – пере- дают импульсы от структур головного мозга к эффекто-
рам – исполнительным органам (мышцам или железам).
Таким образом, электрический сигнал движется от рецепторов по проводящим путям, пока не достиг- нет коры головного мозга.
Корковые отделы – центральные отделы анализато- ров, осуществляют переработку нервных импульсов, при- ходящих из периферических отделов. В результате чего возникает осознанное переживание ощущения.
Таким образом, к возникновению ощущения приво- дит работа всего анализатора в целом, всех его состав- ных частей. Стимул (или раздражитель) возбуждает какой-либо из рецепторов. Клетки рецептора произво- дят первичный анализ и кодируют сигнал, преобразуя его в электрический импульс. Затем закодированный сигнал, передается по проводящим нервным путям в корковые отделы анализатора, которые находятся в головном мозге. Здесь происходит окончательное рас- познавание сигнала и возникает ощущение (зритель- ное, слуховое и др.).