Файл: Знакомство с учебником Русский язык. Наша речь и наш язык.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 130
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
_
____________________
Тема: Состав слова. Значимые части слова (повторение)
Цели:актуализировать знания о значимых частях слова, их роли; развивать умение распознавать однокоренные слова и значимые части в слове.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; подведение под понятие; построение логической цепи рассуждений; доказательство; к. - инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. - постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. - установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Чтение и анализ творческих работ.)
III. Актуализация знаний
— Вставьте пропущенные слова и запишите фразеологизмы.
• Выйти сухим из... (воды);
• выносить сор из... (избы);
сапожник без... (сапог);
• биться как рыба об... (лёд);
• лежачего не... (бьют);
• лучше... (поздно), чем никогда;
• положа руку на... (сердце).
— Подчеркните орфограммы в словах.
IV. Самоопределение к деятельности
— Какие однокоренные слова встретились в этих фразеологизмах? (Сапожник, без сапог.)
— Как образовалось слово сапожник? (С помощью суффикса -ник.)
— Какая ещё часть слова служит для образования новых слов? (Приставка.)
— Назовите значимые части слова. (Приставка, корень, суффикс, окончание.)
— Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, из каких значимых частей состоят слова, какую роль играет в слове каждая из этих частей, научиться разбирать слова по составу, распознавать однокоренные слова.)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр.77 (с. 51).
— Прочитайте. Из какой сказки взят этот отрывок? (Из «Сказке о царе Салтане...».)
— Назовите группы однокоренных слов, встретившихся в тексте. (Корабельщики, кораблик, корабль; пристань, пристать.)
— Докажите, что это однокоренные слова.
(Они имеют общий смысл и общую часть.)
— Объясните значение групп однокоренных слов по толковому словарю.
— Можно ли назвать слова пристань — (с) пристани однокоренными? (Нет, это формы одного и того же слова.)
— Выполните письменные задания к упражнению.
— Запишите в словарик слово корабль, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.
— Составьте предложение с этим словом.
(На данном этапе урока можно использовать школьные словарики: орфографический, толково-этимологический, словарик трудностей русского языка.)
Упр. 78 (с. 51).
— Прочитайте задание.
— Как распознать однокоренные слова? (Сначала необходимо найти слова, имеющие общую часть.)
— Можно ли, например, назвать однокоренными слова гора и гореть (Нет, они не похожи по смыслу.)
— Назовите однокоренные слова к слову ночь.
— Назовите однокоренные слова к слову пять. (И т. д.)
— Сколько получилось групп однокоренных слов? (Пять.) (Самостоятельное выполнение письменных заданий по рядам:
первый ряд записывает слова с корнями -ночь-, -верх-; второй — с корнями -свет-, -грусть; третий — с корнями -ред-, -пять-.) (Самопроверка, самооценка.)
— Какие орфограммы вы встретили в однокоренных словах? (Безударные гласные, парные согласные, непроизносимые согласные.)
— Назовите в каждой группе проверочное слово.
— Сделайте вывод: как пишется корень в однокоренных словах? (Одинаково.)
— Какими частями речи могут быть однокоренные слова? (Разными.)
(Далее самостоятельное выполнение грамматических разборов. Два ученика работают у доски. Проверка.)
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику
Упр.79 (с. 52).(Работа в парах. Учащиеся составляют рассказ по таблице, дополняют его своими примерами. Проверка. Две-три пары выступают с сообщениями, класс оценивает.)Упр. 80 (с. 52).(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка, самооценка.)
VIII. Рефлексия Работа по карточкам
- Прочитайте стихотворение. Выпишите однокоренные слова, разберите их по составу.
Двор весь заснеженный ярко блестит.
Снежная крепость в нём смехом звенит.
Лепит снежки детвора день-деньской.
Хвалятся крыши каймой снеговой.
С новой метёлкой стоит снеговик.
Снега излишки увёз грузовик.
К ёлке готовим снежинки, фигурки,
Ставим спектакль мы весёлой Снегурке.
Мы не скучаем пока по весне,
Но вот подснежники видим во сне.
(Коллективная проверка.)
- Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
- Из каких значимых частей состоят слова?
- Дайте определение каждой из них.
- Какую работу они выполняют в слове?
Домашнее задание
Выучить определения частей слова (с. 52), упр. 81 (с. 53).
___________________
Тема: Состав слова. Значимые части слова. Роль окончаний в слове. Разбор слова по составу.
Цели: развивать умения распознавать однокоренные слова, определять значимые части в слове, выполнять словообразовательный анализ слов; уточнить представление об окончании и его роли в слове; совершенствовать навыки правописания родовых окончаний прилагательных.
Формируемые УУД: п. - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; моделирование; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте пары слов. Докажите, что это однокоренные слова.
- Как образовались выделенные слова?
— Объясните правописание слов с орфограммами. (Два ученика выполняют на доске разбор слов по составу.)
III. Актуализация знаний
- Подберите к данным существительным подходящие по смыслу имена прилагательные с непроизносимыми согласными, а к прилагательным — имена существительные с непроизносимыми согласными.
Писатель, небо, крутая, цветы, горячее, человек, весёлый, час, сильное, сельская.
IV. Работа по теме урока
1. Игра «Доскажи словечко»
Знает наша детвора:
Прятки — лучшая... (игра).
Всех ребят хотим собрать,
В прятки будем мы... (играть).
Наш щенок такой шалун,
Забияка и... (игрун).
Мой котёнок шаловливый
Очень ласковый,... (игривый).
У малышки погремушка,
Очень шумная... (игрушка).
— Прочитайте слова, которые вы записали. Как они называются?
— Найдите общую часть родственных слов. Как она называется?
— С помощью каких значимых частей образовались эти слова?
— Какие ещё значимые части слова вы знаете? Дайте их определения.
— Как найти корень в слове?
— Как определить, являются ли слова однокоренными?
-
Работа по учебнику
Упр.82 (с. 53). (Работа в парах. Далее коллективное обсуждение.)
— Все ли слова, в которых выделена общая часть -вод- являются однокоренными?
— На сколько групп можно разделить эти слова? (Па две.)
— Назовите слова, образованные от слова вода. (Вода, водоворот, водопровод.)
— Назовите слова, образованные от слова водить.
(Самостоятельное выполнение письменных заданий: программный уровень — б, уровень повышенной сложности — а. Коллективная проверка, самооценка.)
Упр.83 (с. 54).— Прочитайте предложения выразительно.
— Найдите слова, которые употреблены в переносном значении. (Осень ходит, осень развешивает, хрустальные паутины, убирает в золото.)
— Найдите в предложениях грамматические основы.
— Назовите в каждом предложении однородные члены.
— Выполните письменные задания к упражнению.
— Какие окончания вы выделили в словах первого предложения?
— Какую роль играют окончания в словосочетании и предложении?
— Назовите части слова хрустальные.
Дополнительное задание: соотнести схемы с предложениями,составить к каждой схеме своё предложение. О, О. О, О, О. (Взаимопроверка, самооценка.)
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр.84 (с. 54).— Прочитайте.
— Какая значимая часть слова служит для связи слов в словосочетании и предложении? (Окончание.)
— Как проверить окончание имени прилагательного? (По имени существительному.)
— Выполните задания.
— Прочитайте словосочетания. Объясните правописание окончаний имён прилагательных.
(Самооценка.)
VII. Рефлексия
Работа по карточкам
- Прочитайте стихотворение. Выпишите однокоренные слова, выделите в них корень
В лес позвал друзей Антон,
Там лесник построил дом.
На лесной в цветах опушке
Новая с резьбой избушка.
Лесоруб спилил для дома
Крепких лиственничных брёвен.
Лесовоз доставил к месту.
Мы смотрели с интересом.
Показал лесник лесок,
Что подходит для досок,
Где растут тетрадки, книжки
И игрушки ребятишкам
Под травинкой пел сверчок