Файл: Знакомство с учебником Русский язык. Наша речь и наш язык.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 135

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Тишина в лесу. Грустно шелестит под ногами мягкий ковёр листвы. Воздух свежий и прозрачный. Вода в лесных ручьях чистая и холодная. Ещё зелёный стоит дуб, но вершины берёз уже оголились. (70 слов)

По И. Соколову-Микитову

Слово для справки: краснеет.

Грамматическое задание

1. Выписать предложение: вариант 1 — с однородными члена­ми, вариант 2 — сложное.

2. Разобрать слова по составу: вариант 1 —ранняя, подберёзови­ки, грустно, вариант 2 — холодная, подосиновики, медленно.

3. Сделать звуко-буквенный разбор слова: вариант 1 — поздний, вариант 2 — гриб.

4*. Найти в третьем предложении многозначное слово, соста­вить с ним словосочетания в разных значениях.

III. Подведение итогов урока

- Какие орфограммы встретились в тексте диктанта?

— В написании каких слов вы сомневались?

Домашнее задание

Задание 1 (с. 78) - индивидуально.


_____________________

Тема:Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Изменение по падежам имён существительных.

Цели: проанализировать и исправить ошибки, допущенные в контрольном диктанте; развивать умение выполнять работу над ошибками; актуализировать знания о склонении имён существи­тельных; формировать умения склонять имена существительные, определять падеж существительных.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и фор­мулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной фор­ме; анализ объектов с целью выделения их признаков; синтез; к. - инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;/). - постановка учебной задачи; определение последо­вательности промежуточных целей с учётом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных ха­рактеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала; л.ц— нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Анализ контрольного диктанта

III. Актуализация знаний


  1. Конференция(По заданию 1 (с. 78).

Учитель заранее готовит трибуну, бэйджи с именами для выступающих. Остальные ученики - оп­поненты и слушатели. Учитель выставляет на столы таблички «Президиум», «Оппоненты», объясняет роль каждой группы в конференции.

На доске плакат с правилами работы на конференции (можно слайд). Заслушиваются выступления докладчиков. Оппоненты задают вопросы. Выступающие получают дипломы участников конференции.)

2. Индивидуальный опрос(По заданию 4 (с. 78). Самооценка.)

IV. Самоопределение к деятельности

Работа по учебнику

- Прочитайте на с. 79 название раздела, который мы будем изучать.

— Прочитайте, что мы вспомним, что узнаем и чему научимся.

Упр.135 (с. 80).

— Прочитайте стихотворение выразительно.

— Что значит «склоняется»? (Изменяется по вопросам или по падежам.)

- В каком предложении стихотворения даны все формы изме­нения существительного весна! (В последнем предложении.)

— Почему изменялись окончания имени существительного весна?

— Поставьте вопрос к каждой форме падежа.

- Выполните письменное задание к упражнению.

- Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, какие падежи есть в русском языке, поупражняться в определении падежей имён существительных.)

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

- Прочитайте материал рубрики «Вспомните!».

— Что такое склонение?

— Сколько падежей в русском языке?

Упр. 136 (с. 81).

— Прочитайте.

— Перечислите названия падежей, падежные вопросы и слова, помогающие распознавать падежи.

— Почему у каждого падежа два падежных вопроса?

— В каких падежах есть одинаковые вопросы? (В именитель­ном и винительном падежах у неодушевлённых имён сущест­вительных, в родительном и винительном падежах у одушев­лённых имён существительных.)

— Вспомните, как сокращённо обозначают названия падежей.

— Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».

— Какие падежи называются косвенными?

— Какая форма является начальной для имени существитель­ного?

Упр. 137 (с. 81).(Устное склонение существительных.)

— Выполните письменные задания к упражнению. (Самопроверка. Два ученика читают записанные формы слов.Самооценка.)

— Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».

— Как образуются падежные формы имён существительных?

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику

Упр. 138 (с. 82).(Работа в парах. Учащиеся готовят сообщение по вопросам и заданиям упражнения. Проверка. Одна или две пары выступают у доски, класс дополняет и оценивает.)

Упр. 139 (с. 83).

— Прочитайте загадки.

— Отгадайте их. Проверьте себя по словам для справок.

— Как будем определять падеж имени существительного зем­ля? (Выделим словосочетание, поставим вопрос от главного слова к слову земля.)

— Определите падежную форму имени существительного зем­ля в каждом предложении.

— Прочитайте первое предложение. Какое оно — простое или сложное? (Сложное.)

— Найдите главные члены в каждом простом предложении.

— В каком падеже стоит подлежащее? (В именительном?)

— Спишите последнее предложение. Разберите его по членам предложения.

— В каком падеже употреблено слово земля в этом предложе­нии? (В предложном.)

— Спишите ещё две любые загадки. Укажите падеж сущест­вительного земля в каждой из них.(Проверка.)

VIII. Рефлексия Работа по карточкам

— Определите падеж существительного правда в каждом пред­ложении.

1) Кто за правду горой, тот настоящий герой. 2) Кто правдой живёт, тот честным слывёт. 3) Без правды не житьё, а горе. 4) Правде всюду должно быть место. 5) Правда шутки не любит. 6) В правде наша сила.(Самопроверка. Ответы даны на обратной стороне карточки.)

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что такое склонение имён существительных?

— Как определить падеж имени существительного?

Домашнее задание

Упр. 140 (с. 83).

______________________


Тема:Признаки падежных форм имён существительных.

Цели:развивать умение распознавать падежи имён сущест­вительных по вопросам, предлогам, роли в предложении; учить распознавать неодушевлённые имена существительные в имени­тельном, родительном и винительном падежах.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и фор­мулирование познавательной цели; анализ, сравнение, класси­фикация объектов по выделенным признакам; синтез; построе­ние логической цепи рассуждений; доказательство; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в со­ответствии с задачами и условиями коммуникаций; р. — поста­новка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания(Учащиеся по цепочке объясняют правописание слов с орфо­граммами, называют падеж имён существительных. Два ученика выполняют на доске грамматические разборы.)

III. Актуализация знаний

- Как называются слова, образованные путём соединения двух корней? (Сложные слова.)

- Какие буквы соединяют корни? (Соединительные о, е.)

- Отгадайте загадки, запишите отгадки. Выделите в словах-отгадках корни, подчеркните соединительные гласные.

Мощный с гор бежит поток,

Образовывая сток,

И вода здесь так шумит,

Что в округе гул стоит. (Водопад.)

Раз в горах я побывал,

Видел там камней обвал.

Перевал весь завалило.

Отгадай, что это было. (Камнепад.)

Шумит река, сильна, грозна,

Большие льдины крушит.

Как широка! Зимой она

Была в три раза уже. (Ледоход.)

Бежит конь вороной,

Много тащит за собой. (Паровоз.)

Как по небу с севера

Плыла лебедь серая,

Плыла лебедь сытая,

Вниз кидала-сыпала

На поля-озерушки

Белый пух да перышки. (Снегопад.)

(Взаимопроверка.)

IV. Самоопределение к деятельности

- Послушайте стихотворение из книги Татьяны Рик «Здрав­ствуйте, Имя Существительное!».

Поворот судьбы удивительный:


Изучаем мы падеж именительный,

И винительный падеж надо знать,

От именительного отличать.

— Как вы думаете, почему надо различать именительный и ви­нительный падежи? (У них есть одинаковый вопрос что?)

— Что вы знаете об именительном падеже? (Имена существи­тельные в именительном падеже отвечают на вопросы кто? что?,в предложении являются подлежащими.)

— Почему именительный падеж мог получить такое название? (Ответы детей.)

Он используется для наименования предмета.

— Назовите вопросы винительного падежа.

— Почему этот падеж мог получить такое название? (Ответы детей.)

Оказывается, объект действия, обозначенный именем суще­ствительным в винительном падеже, является причиной, вызы­вающей само действие.

— Прочитайте предложение. Лёд сковал деревенский пруд.

— Поставьте вопросы к именам существительным. ((Что ?) лёд, (что?) пруд.)

— Назовите грамматические признаки этих имён существи­тельных. (Эти имена существительные мужского рода, не­одушевлённые.)

— Определите падеж имён существительных. (Ответы детей.)

— В чём состоит трудность определения падежа этих имён су­ществительных? (Они отвечают на один и тот же вопрос, стоят в начальной форме.)

— Как определить падеж в этом случае?

(После обсуждения учащиеся приходят к выводу, что надо определить, какое из слов является в предложении подлежащим. Это существительное в именительном падеже. А существительное, которое является второстепенным членом, употреблено в вини­тельном падеже.)

— Какие ещё падежи имеют одинаковые вопросы? (Роди­тельный и винительный падежи одушевлённых имён сущест­вительных имеют вопрос кого?)

— Сформулируйте задачи урока. (Научиться различать имена существительные в именительном, родительном и винитель­ном падежах.)

V. Работа по теме урока Работа по учебнику

— Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!» на с. 84.

— Чем отличаются имена существительные в именительном и винительном падежах?

(Учитель уточняет, что винительный падеж может иметь и другие значения: указывать на место (ехать за край), время (пойти в среду) и др.)

Упр. 141(с. 84).

— Прочитайте поэтические строки выразительно.

— Сколько здесь предложений? (Одно.)

— Какое это предложение? (Сложное.)

— Прочитайте, из каких простых предложений оно состоит.