Файл: Знакомство с учебником Русский язык. Наша речь и наш язык.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 135
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тишина в лесу. Грустно шелестит под ногами мягкий ковёр листвы. Воздух свежий и прозрачный. Вода в лесных ручьях чистая и холодная. Ещё зелёный стоит дуб, но вершины берёз уже оголились. (70 слов)
По И. Соколову-Микитову
Слово для справки: краснеет.
Грамматическое задание
1. Выписать предложение: вариант 1 — с однородными членами, вариант 2 — сложное.
2. Разобрать слова по составу: вариант 1 —ранняя, подберёзовики, грустно, вариант 2 — холодная, подосиновики, медленно.
3. Сделать звуко-буквенный разбор слова: вариант 1 — поздний, вариант 2 — гриб.
4*. Найти в третьем предложении многозначное слово, составить с ним словосочетания в разных значениях.
III. Подведение итогов урока
- Какие орфограммы встретились в тексте диктанта?
— В написании каких слов вы сомневались?
Домашнее задание
Задание 1 (с. 78) - индивидуально.
_____________________
Тема:Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Изменение по падежам имён существительных.
Цели: проанализировать и исправить ошибки, допущенные в контрольном диктанте; развивать умение выполнять работу над ошибками; актуализировать знания о склонении имён существительных; формировать умения склонять имена существительные, определять падеж существительных.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков; синтез; к. - инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;/). - постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала; л.ц— нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Анализ контрольного диктанта
III. Актуализация знаний
-
Конференция(По заданию 1 (с. 78).
Учитель заранее готовит трибуну, бэйджи с именами для выступающих. Остальные ученики - оппоненты и слушатели. Учитель выставляет на столы таблички «Президиум», «Оппоненты», объясняет роль каждой группы в конференции.
На доске плакат с правилами работы на конференции (можно слайд). Заслушиваются выступления докладчиков. Оппоненты задают вопросы. Выступающие получают дипломы участников конференции.)
2. Индивидуальный опрос(По заданию 4 (с. 78). Самооценка.)
IV. Самоопределение к деятельности
Работа по учебнику
- Прочитайте на с. 79 название раздела, который мы будем изучать.
— Прочитайте, что мы вспомним, что узнаем и чему научимся.
Упр.135 (с. 80).
— Прочитайте стихотворение выразительно.
— Что значит «склоняется»? (Изменяется по вопросам или по падежам.)
- В каком предложении стихотворения даны все формы изменения существительного весна! (В последнем предложении.)
— Почему изменялись окончания имени существительного весна?
— Поставьте вопрос к каждой форме падежа.
- Выполните письменное задание к упражнению.
- Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, какие падежи есть в русском языке, поупражняться в определении падежей имён существительных.)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
- Прочитайте материал рубрики «Вспомните!».
— Что такое склонение?
— Сколько падежей в русском языке?
Упр. 136 (с. 81).
— Прочитайте.
— Перечислите названия падежей, падежные вопросы и слова, помогающие распознавать падежи.
— Почему у каждого падежа два падежных вопроса?
— В каких падежах есть одинаковые вопросы? (В именительном и винительном падежах у неодушевлённых имён существительных, в родительном и винительном падежах у одушевлённых имён существительных.)
— Вспомните, как сокращённо обозначают названия падежей.
— Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».
— Какие падежи называются косвенными?
— Какая форма является начальной для имени существительного?
Упр. 137 (с. 81).(Устное склонение существительных.)
— Выполните письменные задания к упражнению. (Самопроверка. Два ученика читают записанные формы слов.Самооценка.)
— Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».
— Как образуются падежные формы имён существительных?
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 138 (с. 82).(Работа в парах. Учащиеся готовят сообщение по вопросам и заданиям упражнения. Проверка. Одна или две пары выступают у доски, класс дополняет и оценивает.)
Упр. 139 (с. 83).
— Прочитайте загадки.
— Отгадайте их. Проверьте себя по словам для справок.
— Как будем определять падеж имени существительного земля? (Выделим словосочетание, поставим вопрос от главного слова к слову земля.)
— Определите падежную форму имени существительного земля в каждом предложении.
— Прочитайте первое предложение. Какое оно — простое или сложное? (Сложное.)
— Найдите главные члены в каждом простом предложении.
— В каком падеже стоит подлежащее? (В именительном?)
— Спишите последнее предложение. Разберите его по членам предложения.
— В каком падеже употреблено слово земля в этом предложении? (В предложном.)
— Спишите ещё две любые загадки. Укажите падеж существительного земля в каждой из них.(Проверка.)
VIII. Рефлексия Работа по карточкам
— Определите падеж существительного правда в каждом предложении.
1) Кто за правду горой, тот настоящий герой. 2) Кто правдой живёт, тот честным слывёт. 3) Без правды не житьё, а горе. 4) Правде всюду должно быть место. 5) Правда шутки не любит. 6) В правде наша сила.(Самопроверка. Ответы даны на обратной стороне карточки.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что такое склонение имён существительных?
— Как определить падеж имени существительного?
Домашнее задание
Упр. 140 (с. 83).
______________________
Тема:Признаки падежных форм имён существительных.
Цели:развивать умение распознавать падежи имён существительных по вопросам, предлогам, роли в предложении; учить распознавать неодушевлённые имена существительные в именительном, родительном и винительном падежах.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникаций; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания(Учащиеся по цепочке объясняют правописание слов с орфограммами, называют падеж имён существительных. Два ученика выполняют на доске грамматические разборы.)
III. Актуализация знаний
- Как называются слова, образованные путём соединения двух корней? (Сложные слова.)
- Какие буквы соединяют корни? (Соединительные о, е.)
- Отгадайте загадки, запишите отгадки. Выделите в словах-отгадках корни, подчеркните соединительные гласные.
Мощный с гор бежит поток,
Образовывая сток,
И вода здесь так шумит,
Что в округе гул стоит. (Водопад.)
Раз в горах я побывал,
Видел там камней обвал.
Перевал весь завалило.
Отгадай, что это было. (Камнепад.)
Шумит река, сильна, грозна,
Большие льдины крушит.
Как широка! Зимой она
Была в три раза уже. (Ледоход.)
Бежит конь вороной,
Много тащит за собой. (Паровоз.)
Как по небу с севера
Плыла лебедь серая,
Плыла лебедь сытая,
Вниз кидала-сыпала
На поля-озерушки
Белый пух да перышки. (Снегопад.)
(Взаимопроверка.)
IV. Самоопределение к деятельности
- Послушайте стихотворение из книги Татьяны Рик «Здравствуйте, Имя Существительное!».
Поворот судьбы удивительный:
Изучаем мы падеж именительный,
И винительный падеж надо знать,
От именительного отличать.
— Как вы думаете, почему надо различать именительный и винительный падежи? (У них есть одинаковый вопрос что?)
— Что вы знаете об именительном падеже? (Имена существительные в именительном падеже отвечают на вопросы кто? что?,в предложении являются подлежащими.)
— Почему именительный падеж мог получить такое название? (Ответы детей.)
Он используется для наименования предмета.
— Назовите вопросы винительного падежа.
— Почему этот падеж мог получить такое название? (Ответы детей.)
Оказывается, объект действия, обозначенный именем существительным в винительном падеже, является причиной, вызывающей само действие.
— Прочитайте предложение. Лёд сковал деревенский пруд.
— Поставьте вопросы к именам существительным. ((Что ?) лёд, (что?) пруд.)
— Назовите грамматические признаки этих имён существительных. (Эти имена существительные мужского рода, неодушевлённые.)
— Определите падеж имён существительных. (Ответы детей.)
— В чём состоит трудность определения падежа этих имён существительных? (Они отвечают на один и тот же вопрос, стоят в начальной форме.)
— Как определить падеж в этом случае?
(После обсуждения учащиеся приходят к выводу, что надо определить, какое из слов является в предложении подлежащим. Это существительное в именительном падеже. А существительное, которое является второстепенным членом, употреблено в винительном падеже.)
— Какие ещё падежи имеют одинаковые вопросы? (Родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных имеют вопрос кого?)
— Сформулируйте задачи урока. (Научиться различать имена существительные в именительном, родительном и винительном падежах.)
V. Работа по теме урока Работа по учебнику
— Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!» на с. 84.
— Чем отличаются имена существительные в именительном и винительном падежах?
(Учитель уточняет, что винительный падеж может иметь и другие значения: указывать на место (ехать за край), время (пойти в среду) и др.)
Упр. 141(с. 84).
— Прочитайте поэтические строки выразительно.
— Сколько здесь предложений? (Одно.)
— Какое это предложение? (Сложное.)
— Прочитайте, из каких простых предложений оно состоит.