Файл: Знакомство с учебником Русский язык. Наша речь и наш язык.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 138
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
VII. Рефлексия Работа по карточкам
— Подчеркните имена существительные в предложном падеже.
С давних времён люди мечтали о полётах в космос. В сказках, в песнях, в мечтах человек давно побывал и на Луне, и на Солнце, и на далёких звёздах. И вот в 1961 году Юрий Гагарин на корабле «Восток» впервые побывал в космосе.
(Самопроверка. Ответ дан на обратной стороне карточки.)
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— По каким признакам можно распознать имена существительные в предложном падеже?
— С каким ещё падежом могут употребляться предлоги на, в, о?
— По каким признакам можно определить творительный падеж?
— Назовите общие предлоги для винительного и творительного падежей.
Домашнее задание
Упр. 150 (с. 87).
Записать в словарик слово аллея, составить с ним предложение.
_______________________
Тема: Повторение сведений о падежах и приёмах их распознавания. Несклоняемые имена существительные
Цели:развивать умение определять падеж имён существительных; повторить понятие несклоняемые имена существительные.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания(Учащиеся по цепочке читают словосочетания, называют падеж имён существительных.)
— Как вы разобрали первое предложение?
- Какие слова из словаря вы записали? Назовите орфограммы в этих словах.
— Прочитайте предложения, которые вы составили с этими словами.
III. Актуализация знаний
Выборочный диктант
— Выпишите слова со стечением согласных, подчеркните орфограммы. Подберите проверочные слова.
Легко и радостно играет в сердце кровь.
Желания кипят, я снова счастлив, молод...
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись...
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
Царь Салтан за стол честной
Сел с царицей молодой.
А. Пушкин
Поздняя осень. Грачи улетели.
Лес обнажился. Поля опустели.
Только не сжата полоска одна.
Грустную думу наводит она.
Н. Некрасов
Ненастный день потух; ненастной ночи мгла
По небу стелется одеждою свинцовой...
А. Пушкин
(Один ученик работает на откидной доске.)
— Выполните звуко-буквенный разбор слова солнце.
— Разберите по составу слово окрестных.
— Разберите слово (в) сердце как часть речи.
(Три ученика выполняют грамматические разборы на откидной доске. Коллективная проверка, самооценка.)
IV. Самоопределение к деятельности
— Послушайте стихотворение.
Весенние падежи
Всё пробудилось ото сна:
По миру шествует весна.
Как будто расцветаем мы,
Почувствовав приход весны.
И захотелось выйти мне
Навстречу молодой весне.
В листве зелёной утону
И в этом обвиню весну.
Природа дышит лишь одной
Неповторимою весной.
Скворец, присевший на сосне,
Горланит песни о весне.
Другим об этом расскажи,
И повторишь ты падежи.
Н. Ключкина
— Какое слово изменяется в стихотворении? (Весна.)
— Как изменяется слово весна! (По падежам.)
(Учитель ещё раз медленно читает стихотворение, учащиеся выписывают словосочетания с существительным весна, определяют его падеж.)
— Что вы узнали о падежах русского языка?
— Какими способами можно определить падеж имён существительных?
— Какие падежи имеют одинаковые вопросы?
— Как их различить?
— Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, какие падежи есть в русском языке, на какие вопросы отвечают имена существительные во всех падежах, поупражняться в определении падежа имён существительных.)
V. Работа по теме урока Работа по учебнику
— Прочитайте материал рубрики «Страничка для любознательных» на с. 88.
— Что интересного вы узнали о падежах русского языка?
— Как вы думаете, почему именительный падеж является самым частотным? (Подлежащее в предложении находится в именительном падеже.)
— Повторим всё, что нам известно о падежах русского языка, по таблице на с. 82.
— Как в предложении определить падеж имени существительного? (Найти слово, от которого зависит имя существительное, поставить от него вопрос, по падежному вопросу и предлогу определить падеж:.)
— Назовите падежные вопросы.
— Какие смысловые вопросы имеют падежи?
— Какой падеж имеет смысловой вопрос откуда?
— Какие предлоги употребляются с каждым из падежей?
— Какую роль играют в предложении имена существительные в каждом падеже?
— Какие падежи имеют одинаковые вопросы? Как их отличить?
Упр. 151 (с. 88).
— Прочитайте стихотворение.
— Чем различаются глаголы одел и надел! Когда употребляют каждый из них?
— Какое слово в стихотворении изменяется по падежам? (Пальто.)
— Что происходит с окончанием в этом слове? (Оно не изменяется.)
— Как называются такие слова в русском языке? (Несклоняемые существительные.)
— Определите падеж слова пальто в каждом случае. Как вы это будете делать? (Найдём слово, с которым связано это имя существительное, поставим вопрос.)
— Прочитайте материал рубрики «Вспомните!».
— Как определить падеж несклоняемых существительных?
— Приведите примеры несклоняемых существительных.
— О чём нужно помнить, чтобы избежать ошибок в их употреблении?
— Выполните звуко-буквенный разбор слова пальто. (Один ученик работает у доски.)
Упр. 152(с. 88).(Самостоятельное выполнение. Коллективная проверка, самооценка.)
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
— Спишите. Укажите падеж выделенных существительных.
Однажды я рано встал и отправился на рыбалку. Луг был не золотой, а зелёный. Я пошёл и отыскал одуванчик. Он сжал свои лепестки, как пальцы. Утром взошло солнце, одуванчик раскрыл свои ладони. (По М. Пришвину)
— Составьте словосочетания с данными существительными, употребив их в указанном падеже.
Пассажир (Р. п.), товарищ (Р. п.), корабль (Д. п.), телефон (Д. п.), багаж (Т. п.), календарь (Т. п.), человек (П. п.), вокзал (П. п.).
(Коллективная проверка, взаимооценка.)
VIII. Рефлексия
Работа с перфокартами
— Определите падеж выделенных существительных, отметьте ответ в таблице.
1) Разноцветное коромысло над рекой повисло. 2) Длинной шеей я верчу, груз тяжёлый подхвачу. 3) Над избушкой висит хлеба краюшка. 4) Вьётся верёвка, на конце - головка. 5) Бегут по дорожке доски да ножки. 6) Чёрный конь скачет в огонь. 7) На пяти проводах отдыхает стаяптах. 8) В тесной избушке ткут холсты старушки. 9) В воде купался, а сух остался.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
И. п. | | | | | | | | + | |
Р. п. | | | + | | | | + | | |
Д. п. | | | | | + | | | | |
В. п. | | + | | | | + | | | |
Т.п. | + | | | | | | | | |
П. п. | | | | + | | | | | + |
(Взаимопроверка.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Как определить падеж имён существительных в предложении?
— Какие имена существительные называются несклоняемыми?
Домашнее задание
Сделать карточку: составить и записать шесть словосочетаний с существительными в разных падежах. На обратной стороне карточки написать ответы — указать падеж существительных.
_______________________
Тема: Три склонения имён существительных. 1-е склонение имён существительных.
Цели:дать общее представление о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе; познакомить с признаками имён существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные 1 -го склонения.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; синтез; подведение под понятие, выведение следствий; к. - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания(Учащиеся обмениваются карточками, определяют падеж имён существительных в словосочетаниях. Взаимооценка.)
III. Актуализация знаний
— Спишите, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Выделите в словах приставки, подчеркните предлоги.
Где з..муют бабочки?
(На)ступили х.лодные ..сенние дни. Ноч..ю моро.. (по)крыл лужи первым ле..ком. Куда пропали в.хёлые бабочки? Одни (за)летели (в)са-рай. Там они (за)п..лзли в ст..нные щели и (за)снули. Другие укрылись (в)кучах сухих лист..ев (на)лесных полянках.
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте предложение. Бабушка рассказала мне о сестр.. и дочер...
— Найдите в предложении однородные члены. (О сестре и дочери.)
— Каким членом предложения они являются? (Второстепенным членом предложения.)
— Какой частью речи они выражены? (Это имена существительные.)
— Определите их род, падеж.