Файл: Знакомство с учебником Русский язык. Наша речь и наш язык.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 137

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


— Найдите грамматическую основу в каждом простом пред­ложении. (Роняет лес, сребрит мороз, проглянет день и скро­ется.)

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)

— В чём трудность определения падежа выделенных имён су­ществительных?

— Выполните звуко-буквенный разбор слова край. (Один ученик работает у доски.)

Упр. 142(с. 84).

— Прочитайте задание.

— Составьте предложения устно. Назовите падеж существи­тельных.

— Запишите свои предложения. Укажите падеж существительных. (Взаимопроверка, взаимооценка.)

— Прочитайте формы слов в винительном и родительном па­дежах, данные в рубрике «Говори правильно!».

— Как правильно произносить эти слова?

— Составьте с ними словосочетания.

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику

Упр. 143(с. 85).

— Прочитайте.

— Составьте пословицы. Объясните их смысл.

— Поставьте вопросы к именам существительным.

— Определите падеж имён существительных. (Запись предложений с комментированием.) Примерные комментарии учащихся

Без терпенья нет ученья. Нет (чего?) ученья. Существительное ученья стоит в родительном падеже. Это можно определить по во­просу и вспомогательному слову нет. Нет ученья (без чего 7) без терпенья. Существительное терпенья стоит в родительном падеже. Это можно определить по вопросу и предлогу без. И т. д.

— Сделайте вывод: по каким признакам можно узнать суще­ствительные в родительном падеже? (По вопросу чего?, с по­мощью слова-помощника, по предлогам.)

VIII. Рефлексия Работа по карточкам

— Укажите падеж имён существительных.

1) Река начинается с ручейка. 2) Труднее спуститься с дерева, чем влезть на него. 3) Вместе можно сдвинуть с места любое дело. 4) Плясать под чужую дудку. 5) Пока трава подрастёт, много воды утечёт. 6) Помень­ше слов, побольше дел. 7) Правда дороже золота.

(Самопроверка. Ответы даны на обратной стороне карточки.)

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Какими способами можно определить падеж имён сущест­вительных?

— Как узнать падеж имени существительного, если оно отве­чает на вопрос что ?

— По каким признакам можно узнать имя существительное в родительном падеже?

Домашнее задание

Подготовиться к словарному диктанту.

_____________________________

Тема: Различение имён существительных, употреблённых в именительном, родительном, винительном падежах.


Цель:развивать умение распознавать одушевлённые имена существительные в родительном и винительном падежах, имена существительные в дательном падеже.

Формируемые УУД: п. - самостоятельное выделение и форму­лирование познавательной цели; анализ, сравнение, классифи­кация объектов по выделенным признакам; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство; к. — умение с до­статочной полнотой и точностью выражать свои мысли в соот­ветствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с за­данным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения мате­риала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Словарный диктант

Справа, налево, одиннадцать, аккуратно, медленно, горизонт, билет, пожалуйста, багаж, вокзал, вчера, пассажир, вагон, железная дорога, пре­красный, пейзаж, впереди, человек, завтра, каникулы.

(Один ученик работает на откидной доске. Взаимопроверка, самооценка.)

III. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте предложения.

Хлеб-соль кушай, а хозяина слушай! Без хозяина дом плачет.

— Определите падеж выделенных существительных.

— В чём трудность определения падежа этих существитель­ных? (Они имеют одинаковые окончания, отвечают на один и тот же вопрос, являются второстепенными членами пред­ложения, но при этом в первом случае падеж винительный, а во втором —родительный.)

— Как же следует рассуждать в этом случае? Воспользуйтесь таблицей на с. 82 учебника. (Во втором предложении су­ществительное отвечает на вопрос кого? и употребляется с предлогом без, значит, падеж родительный. В первом пред­ложении определяем падеж по вопросам: слушай (кого ? что ?) хозяина — винительный.)

— Сформулируйте задачи урока. (Научиться различать оду­шевлённые имена существительные в родительном и вини­тельном падежах.)

IV. Работа по теме урока Работа по учебнику

Упр. 144 (с. 85).


— Прочитайте пословицы.

— Объясните их смысл.

— Какими способами можно определить падеж выделенных существительных? (По предлогам, вопросам, вспомогатель­ному слову.)

(Учащиеся по цепочке выделяют словосочетания из предло­жений, определяют падеж существительных.)

Упр. 145 (с. 85).

— Прочитайте задание.

— Вспомните по таблице на с. 82, что мы знаем о дательном падеже имён существительных.(Комментированное письмо.)

— Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».

— Какое значение может иметь падежная форма имён суще­ствительных дательного падежа?

— Сделайте вывод: как определить имена существительные в дательном падеже? (Имена существительные в дательном падеже отвечают на вопросы кому? чему?, могут иметь предлоги к, по, к ним можно поставить вспомогательное слово дать.)

— Запишите в словарик слова телефон, телепередача, поставь­те ударение, подчеркните орфограммы.

— Найдите в толковом словаре слово телефон. Какие значения имеет это слово?

— Что общего у слов телефон и телепередача!

— Придумайте и запишите другие слова с частью теле-. (Те­леоператор, телеграф, телеграмма, телевизор и т. д.)

— Составьте и запишите предложение со словом телефон. (На данном этапе урока можно использовать школьный ор­фографический словарик.)

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 146 (с. 86).(Самостоятельное выполнение. Проверка. Один ученик чита­ет предложения, называет падеж выделенных слов.)

— Какие существительные отвечают на вопрос куда?(На по­лянку, к земле, под листики.)

— В каком падеже они употреблены? (Они употреблены в раз­ных падежах.)

— Как вы определили падеж? (По падежному вопросу и пред­логу.)

— Что значит «лезть на глаза»? (Стремиться быть замеченным, привлекать к себе чьё-либо внимание.)

— Что значит «сесть на корточки»? (Сесть, согнув ноги в коле­нях и держась на носках.)

— Назовите части слова кувшинчик.

VII. Рефлексия Работа по карточкам

— Укажите падеж выделенных имён существительных.

1) Без труда не вытянешь и рыбку из пруда. 2) Дыма без огня не бы­вает. 3) Зайца ноги носят, волка зубы кормят. 4) Живём, хлеб жуём. 5) По работе и мастера знать. 6) От добра добра не ищут.

(Самопроверка. Ответы даны на обратной стороне карточки.)


— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Как различить существительные в винительном и родитель­ном падежах?

— Какие падежи имеют одинаковый смысловой вопрос куда?

— Как различить падежные формы в этом случае?

Домашнее задание

Задание из рабочей тетради (по выбору учителя).

_______________________

Тема: Различение имён существительных, употреблённых в предложном падеже.

Цель:развивать умения распознавать имена существительные в творительном, винительном и предложном падежах, различать падежные формы имён существительных, имеющих одинаковые предлоги.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и форму­лирование познавательной цели; анализ, сравнение, классифи­кация объектов по выделенным признакам; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уров­ня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный мораль­ный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Письмо по памяти

Медь откликается звоном. Дерево -

шумом зелёным.

Корочка хлеба — хрустом.

Дождик — летом грустным.

Буря-рёвом и воем. Время —

башенным боем.

О.Дриз

— Выполните звуко-буквенный разбор слова медь.

— Разберите слово звоном как часть речи.

III. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте словосочетания.

Играю с товарищем, пишу на доске, мечтаю о собаке, рисую каран­дашом, спрятался в комнате, увлёкся книгой, прочитал в журнале.

— На какие две группы их можно разделить? (Словосочета­ния с именами существительными в творительном падеже и словосочетания с именами существительными в предложном падеже.)

— По каким признакам вы определили падеж существительных?

— Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить признаки имён существительных в творительном и предложном падежах, поупражняться в распознавании таких существительных.)

IV. Работа по теме урока Работа по учебнику

Упр.147 (с. 86).

— Прочитайте стихотворение.


— Как его можно озаглавить?

— Назовите словосочетания с выделенными словами. По­ставьте вопрос от главного слова к зависимому. (Зябнет (за чем?где?) за окошком, машет (чем?) ладошкой, проща­ется (перед чем?когда?) перед зимой.)

— В каком падеже употреблены существительные в этих сло­восочетаниях? (В творительном падеже.)

— Какие значения имеет творительный падеж в этих сло­восочетаниях? (Указывает на предмет, которым соверша­ется действие (ладошкой), на место совершения действия (за окошком), на время совершения действия (перед зимой).)

Творительный падеж в русском языке может, иметь и другие значения: обозначать исполнителя (творца) действия (картина написана художником, здание построено архитектором); указывать на предмет, с которым совершается (творится) действие (играл с братом, разговаривал с учителем) и т. д.

— Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка. Два ученика выполняют на доске грамма­тические разборы. Самооценка.)

— Выполните задание повышенной сложности.

Упр. 148(с. 87).

— Прочитайте словосочетания. Что вы заметили? (Существи­тельные имеют одинаковые предлоги.)

— Вспомните, с какими падежами могут употребляться такие предлоги. Обратитесь к таблице на с. 82.

— Как будем определять падеж существительных в этих сло­восочетаниях? (По падежному вопросу.)(Комментированное письмо.)

— Подчеркните орфограммы в словах.

— Составьте и запишите предложение с любым словосочетанием.

— Сделайте вывод: как распознать существительное в твори­тельном падеже?

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 149(с. 87).

— Прочитайте стихотворение.

— Какие сравнения употребил автор? С какой целью он их употребил?

— Вспомните, как распознать имена существительные в пред­ложном падеже. Обратитесь к таблице на с. 82.

— Почему предложный падеж получил такое название? (Он не употребляется без предлога.)

— Раньше этот падеж назывался местным. Почему, как вы думаете? (Он имел значение места.)

— Какие ещё значения имеет предложный падеж? (Времени, а также предмета, о котором идёт речь.)

— Спишите стихотворение. Укажите падеж имён существи­тельных.

(Коллективная проверка.)

— Разберите по составу слово полосатая.