Файл: Знакомство с учебником Русский язык. Наша речь и наш язык.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 140
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, составьте схему предложения. Укажите части речи.
— Какое слово в предложении употребляется только в форме множественного числа? Определите падеж этого имени существительного.
IV. Самоопределение к деятельности
— Рассмотрите таблицу.
— Определите, по какому признаку имена существительные распределены по двум группам. (У них разные падежные окончания.)
— Назовите начальную форму имён существительных в первом столбце. (Юноша, семья.)
— К какому склонению они относятся? (К 1-му.)
— Как вы определили? (Это существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я.)
— Назовите грамматические признаки второй группы слов. (Это имена существительные среднего и мужского рода в единственном числе.)
— Назовите их окончания в начальной форме. (В мужском роде окончание нулевое, в среднем роде окончание -о.)
- К какому склонению относятся эти существительные? (Ответы детей.)
- Проверьте свои предположения. Прочитайте тему урока на с. 93 учебника.
- Сформулируйте задачи урока. (Узнать, какие признаки имеют имена существительные 2-го склонения, научиться их распознавать.)
V. Работа по теме урока Работа по учебнику
Упр. 162(с. 93).
- Прочитайте пары слов.
- Чем похожи слова каждой пары? (Это однокоренные слова.)
- Чем они отличаются? (Они разного рода.)
- Выполните письменные задания к упражнению. (Комментированное письмо.)
- У каких существительных нулевое окончание? (У существительных мужского рода.)
- Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».
- Какие существительные мы записали при выполнении упражнения?
(Существительные 2-го склонения.)
Упр. 163(с. 93).
- Рассмотрите образец.
- Назовите грамматические признаки первого слова в паре. (Это имя существительное среднего рода, в единственном числе, 2-го склонения.)
- Докажите, что это существительное относится ко 2-му склонению. (Оно среднего рода, в начальной форме имеет окончание -о.)
- Что вы можете сказать о втором слове? (Это однокоренное слово.)
- Назовите грамматические признаки этого имени существительного. (Это имя существительное среднего рода, в единственном числе, 2-го склонения.)
- Докажите, что это существительное относится ко 2-му склонению. (Оно среднего рода, в начальной форме имеет окончание -е.)
(Комментированное письмо.)
- Какие слова проиллюстрированы? (Горох, телефон.)
- Что вы можете сказать об этих словах? (Это слова из словаря.)
- Подчеркните в них непроверяемые орфограммы.
- Разберите по составу слово горох.
- Что происходит с согласным звуком при образовании однокоренных слов? (Чередуются согласныех//ш.)
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
Упр. 164 (с. 94).
— Прочитайте стихотворение.
— Рассмотрите иллюстрацию к нему. Как называется этот жанр живописи? (Натюрморт.)
— Какие ещё слова выделены в стихотворении?
— Найдите в толковом словаре значение этих слов. (Сервиз — полный набор столовой или чайной посуды на определённое количество человек. Бутерброд — ломтик хлеба с маслом, сыром, колбасой и т. п.)
— Выполните письменные задания к упражнению.
(Самопроверка, самооценка. Далее несколько учеников зачитывают предложения с однородными членами, класс оценивает. На данном этапе урока можно использовать школьный толково-этимологический словарик.)
2. Выборочный словарный диктант
— Выпишите имена существительные: вариант 1 — 1-го склонения, вариант 2 — 2-го склонения.
Капуста, яблоко, помидор, ягода, морковь, картофель, кочан, огурец, крапива, огород, молоток, лопата, топор, воскресенье, машина, вагон, автобус, трамвай, корабль, капитан, неделя, ворона, соловей, дятел, корова, собака, человек, календарь.
(На данном этапе урока можно использовать сборник диктантов и проверочных работ: выборочные диктанты (с. 168, 176).)
VIII. Рефлексия Работа по карточкам
— Подчеркните имена существительные 2-го склонения, определите их падеж, род.
В магазине, на базаре
И в буфете, наконец,
Всюду, где бы ни бывали,
Вас встречает продавец.
Он продаст кефир старушке
И свисток озорнику,
Ленту яркую девчушке
И ватрушку толстяку.
Н. Кнушевицкая
(Самопроверка. Ответ дан на обратной стороне карточки.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Как определить имена существительные 2-го склонения?
Домашнее задание
Упр. 165 (с. 94).
Записать в словарик слово агроном, составить с ним предложение.
_______________________
Тема: Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.
Цели:отрабатывать умение распознавать имена существительные 1 -го и 2-го склонения; познакомить с системой окончаний имён существительных 2-го склонения; развивать умение проверять написание безударных окончаний ударными.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Назовите имена существительные 2-го склонения в начальной форме.
— Как вы поняли первое предложение стихотворения? Кто такой агроном?
— Назовите орфограммы в этом слове.
— Прочитайте предложение, которое вы составили с этим словом.
III. Актуализация знаний
— Спишите, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Подчеркните орфограммы. Укажите падеж имён существительных. Подчеркните имена существительные 2-го
склонения.
(Над)р..кой, (н..)кл..нясь,
Что-то ш..пчет к..мыш..,
А кругом (по)п..лям
Непробудная тиш...
И. Суриков
(Взаимопроверка, самооценка.)
- Какова роль мягкого знака в словах этого предложения? (Обозначает мягкость согласного, указывает на род имени существительного.)
- Запишите два слова на тот случай употребления мягкого который отсутствует в словах этого предложения.(Разделительный мягкий знак: вьюга, крылья.)
IV. Самоопределение к деятельности
Прочитайте.
1-е скл 2-е скл.
Папа лето
волка платье
трава огонь
Миша дороге
- Что вы заметили? (В первом столбике ошибочно записано слово окна, во втором — дороге.) Выделите окончания в этих словах.
- В чём Причина ошибок? (Склонение имени существительного определяется по начальной форме.) Назовите слова с безударными окончаниями.
- Как проверить правописание безударных окончаний? (По ударному окончанию в этом же падеже.)
— Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в распознавании существительных 1-го и 2-го склонения, научиться писать безударные падежные окончания существительных 2-го склонения.)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 166(с. 95).
— Рассмотрите таблицу.
— Какое слово в таблице имеет ударное окончание?
— Какие слова имеют безударные окончания?
— Прочитайте слова в каждом падеже, назовите окончания.
— Как пишутся ударные и безударные окончания?
— В каких падежах в словах 2-го склонения окончания одинаковы!?
— Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!» нас. 96.
— Как проверить безударные падежные окончания имён существительных? (По ударным окончаниям имён существительных 2-го склонения в этом же падеже.)
Упр. 167(с. 96).(В упражнении допущена неточность: оба слова имеют ударные падежные окончания. Следует предложить учащимся вспомнить птиц России, в названиях которых будут безударные окончания (ястреб, коршун, лебедь и т. д.), и просклонять эти слова, а проверить окончания с помощью слов, данных в упражнении. Два ученика работают у доски. Коллективная проверка, самооценка. На данном этапе урока можно использовать школьный словарик «Птицы России»)
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
1. Осложнённый словарный диктант
(Учитель называет лексическое значение слов, учащиеся определяют слова и записывают их в два столбика: имена существительные 1 -го и 2-го склонения. Два ученика работают на откидной доске.)
1) Профессия человека, который знает законы земледелия. (Агроном.)
2) Упакованные в дорогу вещи. (Багаж.)
3) Периодическое печатное издание в виде больших листов. (Газета.)
4) Общее название изделий из тяжёлого металла. (Железо.)
5) Здание для обслуживания пассажиров на железнодорожной станции. (Вокзал.)
6) Книгохранилище. (Библиотека.)
7) Совокупность предметов, необходимых в быту. (Хозяйство.)
8) То же, что и разговор. (Беседа.)
9) Крупное морское судно. (Корабль.)
10) Обилие материальных ценностей. (Богатство.)
11) Сооружение в виде ряда ступеней для подъёма и спуска. (Лестница.)
(Коллективная проверка. Учащиеся, работавшие у доски, объясняют, по каким признакам определили тип склонения имён существительных.)
2. Проверочная работа
VIII. Рефлексия Графический диктант
(Учитель читает словосочетания, учащиеся записывают только окончания имён существительных.)
Вылечить лекарством, учится в институте, птенец ястреба, писать о мужестве, гордиться городом, плыть морем, прощаться с летом.
(Самопроверка по образцу на доске.)
- Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
- Чему вы научились сегодня на уроке?
- Как проверить безударные падежные окончания имён существительных?
Домашнее задание
Упр. 168 (с. 96).
___________________________
— Какое слово в предложении употребляется только в форме множественного числа? Определите падеж этого имени существительного.
IV. Самоопределение к деятельности
— Рассмотрите таблицу.
И. п. | юноша, семья | дождь, лето |
Р. п. | юноши, семьи | дождя, лета |
Д. п. | юноше, семье | дождю, лету |
В. п. | юношу, семью | дождь, лето |
Т.п. | юношей, семьёй | дождём, летом |
П. п. | о юноше, о семье | о дожде, о лете |
— Определите, по какому признаку имена существительные распределены по двум группам. (У них разные падежные окончания.)
— Назовите начальную форму имён существительных в первом столбце. (Юноша, семья.)
— К какому склонению они относятся? (К 1-му.)
— Как вы определили? (Это существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я.)
— Назовите грамматические признаки второй группы слов. (Это имена существительные среднего и мужского рода в единственном числе.)
— Назовите их окончания в начальной форме. (В мужском роде окончание нулевое, в среднем роде окончание -о.)
- К какому склонению относятся эти существительные? (Ответы детей.)
- Проверьте свои предположения. Прочитайте тему урока на с. 93 учебника.
- Сформулируйте задачи урока. (Узнать, какие признаки имеют имена существительные 2-го склонения, научиться их распознавать.)
V. Работа по теме урока Работа по учебнику
Упр. 162(с. 93).
- Прочитайте пары слов.
- Чем похожи слова каждой пары? (Это однокоренные слова.)
- Чем они отличаются? (Они разного рода.)
- Выполните письменные задания к упражнению. (Комментированное письмо.)
- У каких существительных нулевое окончание? (У существительных мужского рода.)
- Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».
- Какие существительные мы записали при выполнении упражнения?
(Существительные 2-го склонения.)
Упр. 163(с. 93).
- Рассмотрите образец.
- Назовите грамматические признаки первого слова в паре. (Это имя существительное среднего рода, в единственном числе, 2-го склонения.)
- Докажите, что это существительное относится ко 2-му склонению. (Оно среднего рода, в начальной форме имеет окончание -о.)
- Что вы можете сказать о втором слове? (Это однокоренное слово.)
- Назовите грамматические признаки этого имени существительного. (Это имя существительное среднего рода, в единственном числе, 2-го склонения.)
- Докажите, что это существительное относится ко 2-му склонению. (Оно среднего рода, в начальной форме имеет окончание -е.)
(Комментированное письмо.)
- Какие слова проиллюстрированы? (Горох, телефон.)
- Что вы можете сказать об этих словах? (Это слова из словаря.)
- Подчеркните в них непроверяемые орфограммы.
- Разберите по составу слово горох.
- Что происходит с согласным звуком при образовании однокоренных слов? (Чередуются согласныех//ш.)
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
-
Работа по учебнику
Упр. 164 (с. 94).
— Прочитайте стихотворение.
— Рассмотрите иллюстрацию к нему. Как называется этот жанр живописи? (Натюрморт.)
— Какие ещё слова выделены в стихотворении?
— Найдите в толковом словаре значение этих слов. (Сервиз — полный набор столовой или чайной посуды на определённое количество человек. Бутерброд — ломтик хлеба с маслом, сыром, колбасой и т. п.)
— Выполните письменные задания к упражнению.
(Самопроверка, самооценка. Далее несколько учеников зачитывают предложения с однородными членами, класс оценивает. На данном этапе урока можно использовать школьный толково-этимологический словарик.)
2. Выборочный словарный диктант
— Выпишите имена существительные: вариант 1 — 1-го склонения, вариант 2 — 2-го склонения.
Капуста, яблоко, помидор, ягода, морковь, картофель, кочан, огурец, крапива, огород, молоток, лопата, топор, воскресенье, машина, вагон, автобус, трамвай, корабль, капитан, неделя, ворона, соловей, дятел, корова, собака, человек, календарь.
(На данном этапе урока можно использовать сборник диктантов и проверочных работ: выборочные диктанты (с. 168, 176).)
VIII. Рефлексия Работа по карточкам
— Подчеркните имена существительные 2-го склонения, определите их падеж, род.
В магазине, на базаре
И в буфете, наконец,
Всюду, где бы ни бывали,
Вас встречает продавец.
Он продаст кефир старушке
И свисток озорнику,
Ленту яркую девчушке
И ватрушку толстяку.
Н. Кнушевицкая
(Самопроверка. Ответ дан на обратной стороне карточки.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Как определить имена существительные 2-го склонения?
Домашнее задание
Упр. 165 (с. 94).
Записать в словарик слово агроном, составить с ним предложение.
_______________________
Тема: Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.
Цели:отрабатывать умение распознавать имена существительные 1 -го и 2-го склонения; познакомить с системой окончаний имён существительных 2-го склонения; развивать умение проверять написание безударных окончаний ударными.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Назовите имена существительные 2-го склонения в начальной форме.
— Как вы поняли первое предложение стихотворения? Кто такой агроном?
— Назовите орфограммы в этом слове.
— Прочитайте предложение, которое вы составили с этим словом.
III. Актуализация знаний
— Спишите, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Подчеркните орфограммы. Укажите падеж имён существительных. Подчеркните имена существительные 2-го
склонения.
(Над)р..кой, (н..)кл..нясь,
Что-то ш..пчет к..мыш..,
А кругом (по)п..лям
Непробудная тиш...
И. Суриков
(Взаимопроверка, самооценка.)
- Какова роль мягкого знака в словах этого предложения? (Обозначает мягкость согласного, указывает на род имени существительного.)
- Запишите два слова на тот случай употребления мягкого который отсутствует в словах этого предложения.(Разделительный мягкий знак: вьюга, крылья.)
IV. Самоопределение к деятельности
Прочитайте.
1-е скл 2-е скл.
Папа лето
волка платье
трава огонь
Миша дороге
- Что вы заметили? (В первом столбике ошибочно записано слово окна, во втором — дороге.) Выделите окончания в этих словах.
- В чём Причина ошибок? (Склонение имени существительного определяется по начальной форме.) Назовите слова с безударными окончаниями.
- Как проверить правописание безударных окончаний? (По ударному окончанию в этом же падеже.)
— Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в распознавании существительных 1-го и 2-го склонения, научиться писать безударные падежные окончания существительных 2-го склонения.)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 166(с. 95).
— Рассмотрите таблицу.
— Какое слово в таблице имеет ударное окончание?
— Какие слова имеют безударные окончания?
— Прочитайте слова в каждом падеже, назовите окончания.
— Как пишутся ударные и безударные окончания?
— В каких падежах в словах 2-го склонения окончания одинаковы!?
— Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!» нас. 96.
— Как проверить безударные падежные окончания имён существительных? (По ударным окончаниям имён существительных 2-го склонения в этом же падеже.)
Упр. 167(с. 96).(В упражнении допущена неточность: оба слова имеют ударные падежные окончания. Следует предложить учащимся вспомнить птиц России, в названиях которых будут безударные окончания (ястреб, коршун, лебедь и т. д.), и просклонять эти слова, а проверить окончания с помощью слов, данных в упражнении. Два ученика работают у доски. Коллективная проверка, самооценка. На данном этапе урока можно использовать школьный словарик «Птицы России»)
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
1. Осложнённый словарный диктант
(Учитель называет лексическое значение слов, учащиеся определяют слова и записывают их в два столбика: имена существительные 1 -го и 2-го склонения. Два ученика работают на откидной доске.)
1) Профессия человека, который знает законы земледелия. (Агроном.)
2) Упакованные в дорогу вещи. (Багаж.)
3) Периодическое печатное издание в виде больших листов. (Газета.)
4) Общее название изделий из тяжёлого металла. (Железо.)
5) Здание для обслуживания пассажиров на железнодорожной станции. (Вокзал.)
6) Книгохранилище. (Библиотека.)
7) Совокупность предметов, необходимых в быту. (Хозяйство.)
8) То же, что и разговор. (Беседа.)
9) Крупное морское судно. (Корабль.)
10) Обилие материальных ценностей. (Богатство.)
11) Сооружение в виде ряда ступеней для подъёма и спуска. (Лестница.)
(Коллективная проверка. Учащиеся, работавшие у доски, объясняют, по каким признакам определили тип склонения имён существительных.)
2. Проверочная работа
VIII. Рефлексия Графический диктант
(Учитель читает словосочетания, учащиеся записывают только окончания имён существительных.)
Вылечить лекарством, учится в институте, птенец ястреба, писать о мужестве, гордиться городом, плыть морем, прощаться с летом.
(Самопроверка по образцу на доске.)
- Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
- Чему вы научились сегодня на уроке?
- Как проверить безударные падежные окончания имён существительных?
Домашнее задание
Упр. 168 (с. 96).
___________________________