Файл: Знакомство с учебником Русский язык. Наша речь и наш язык.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 139

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(Женский род, предложный па­деж.)

— Как вы думаете, какие окончания будут у этих существи­тельных? Они одинаковые или разные? (Ответы детей.)

(Учитель дописывает окончания.) Бабушка рассказала мне о сестре и дочери.

— Что вы заметили? (Окончанияразные.)

— Почему у существительных одного рода в одном падеже разные окончания? (Наверное, у имён существительных есть ещё какой-то признак, по которому и различаются эти два слова и от которого зависит окончание.)

— Прочитайте название темы на с. 89 учебника.

— Объясните значение слова склонение.

— Подберите к нему однокоренные слова. (Склониться, по­клон, склонённый.)

— Что значит «имя существительное склоняется»? (Изменя­ется по падежам и числам.)

— Почему же склонения три? (Ответы детей.)

- Сформулируйте задачи урока. (Узнать, что такое склонение имён существительных, какие бывают группы склонений, как их отличить, научиться определять склонение имён сущест­вительных.)

V. Работа по теме урока Работа по учебнику

Упр. 153(с. 89).

- Просклоняйте письменно группы слов: первый ряд — 1, второй ряд — 2, третий ряд — 3.

(Три ученика работают у доски. Коллективная проверка.)

- Сравните окончания в каждой группе слов. Что вы замети­ли? (Окончания всех существительных, входящих в одну груп­пу, во всех падежах совпадают, но они отличаются от окон­чаний существительных двух других групп.)

- Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».

- Сколько групп склонений в русском языке? (Три.)

- Что для них характерно? (Они имеют одинаковые окончания при изменении по падежам.)

Упр. 154(с. 89). (Самостоятельная запись слов.)

- Какие слова вы записали: какого они рода, какие име­ют окончания, в каком числе употреблены? (Это су­ществительные мужского и женского рода с окончания­ми -а, -я в единственном числе.)

- Обратите внимание на то, что окончание пишется в сло­вах после твёрдых согласных, а окончание -я — после мяг­ких согласных.

- Прочитайте в рубрике «Обратите внимание!», какие имена существительные вы записали. (Это имена существитель­ные 1-го склонения.)

Упр. 155(с. 90).(Комментированное письмо.)

Примерные комментарии учащихся

Имя существительное юноша мужского рода, в именительном падеже единственного числа имеет окончание -а, значит, оно от­носится к 1-му склонению. И т. д.

- Прочитайте ниже сведения о языке.

- Какие имена существительные относятся к 1.
7му склоне­нию?

- Приведите свои примеры существительных 1-го склонения.

- Выполните звуко-буквенный разбор слова Илья. (Один ученик работает у доски.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику

Упр.156 (с. 90).

— Как вы думаете, однокоренные имена существительные всегда относятся к одному склонению? (Ответы детей.)

— Прочитайте первую пару слов. Это однокоренные слова?(Да.)

— Определите, относятся ли эти существительные к 1-му склонению. Докажите. (Существительное беседа женского рода с окончанием -а в именительном падеже единственного числа, поэтому оно относится к 1-му склонению, сущест­вительное собеседник мужского рода с нулевым окончанием, поэтому к 1-му склонению не относится.)

— Выполните задания.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают пары слов, называют существительные 1-го склонения. Самооценка.)

— Запишите в словарик слова беседа, беседовать, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

— Найдите значение слова беседа в толковом словаре.

— Подберите однокоренные слова к слову беседа, запиши­те их.

(На данном этапе урока можно использовать школьный ор­фографический словарик.)

VIII. Рефлексия Работа по карточкам

— Прочитайте пары слов с противоположным значением. Подчеркните существительные 1 -го склонения.

Быль — сказка, вред — польза, война — мир, грязь — чистота, работа — отдых, родина — чужбина, тишина — шум, тоска — веселье, нищета — бо­гатство, молодость — старость.

(Взаимопроверка.)

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что такое склонение?

— Назовите опорные слова для определения склонения имён существительных. (Именительный падеж, единственное чис­ло, род, окончание.)

— Сколько групп склонений в русском языке?

Домашнее задание

Задание из рабочей тетради (по выбору учителя).

_________________________


Тема: Падежные окончания имён существительных 1-го склонения.

Цели:развивать умение распознавать имена существительные 1-го склонения; провести наблюдения над изменением оконча­ний имён существительных 1-го склонения; учить проверять на­писание безударных окончаний ударными.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и фор­мулирование познавательной цели; анализ, сравнение, класси­фикация объектов по выделенным признакам; синтез; к. — ини­циативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержа­ния, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(Учитель читает группы слов, близких по значению, учащиеся выписывают существительные 1-го склонения.)

1) Сторона, бок, поверхность.

2) Осадок, гуща, муть.

3) Печаль, тоска, горе.

4) Ограда, забор, изгородь.

5) Веселье, радость, потеха.

6) Бой, сражение, баталия.

7) Ошибка, недочёт, оплошность.

8) Миг, секунда, мгновение.

9) Встреча, приём, свидание.

10) Отвага, храбрость, бесстрашие.

11) Юноша, мальчик, парень.

(Самопроверка.)

— Выделите окончания существительных 1-го склонения, определите род.

— Подчеркните орфограммы в словах. Назовите проверочные слова.

— Сделайте звуко-буквенный разбор слова юноша.

— Разберите по составу слово ограда.

(Два ученика выполняют грамматические разборы на откид­ной доске.)

III. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте словосочетания.

Быстрая река — интересная книга, берег рек.. — страница книг.., плыть по рек.. — читать по книг.., войти в рек.. — смотрю в книг.., туман над рек.. — заинтересовался книг.., построили на рек.. — найти в книг...

— Что вы можете сказать о существительных
река и книга ? (Это существительные 1-го склонения.)

— Докажите. (Они женского рода, в именительном падеже един­ственного числа (первая пара словосочетаний) имеют окон­чание -а.)

— Как определить, какое окончание следует писать? (Ответыдетей.)

— Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в распо­знавании имён существительных 1-го склонения, научиться правильно писать их падежные окончания.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 157(с. 90-91).(Работа в парах. Далее коллективное обсуждение.)

— Какие имена существительные 1 -го склонения вы нашли в тексте загадок? (Песчинка, землю, из воды, звездой, ладош­ку, водой.)

— Назовите окончания в этих словах.

— Можно ли по этим окончаниям определить склонение? (Нет, они употреблены в косвенных формах.)

— Как вы определили склонение? (По их начальной форме.)

Упр. 158(с. 91).

— Рассмотрите таблицу.

— Прочитайте, какие слова просклоняли в таблице.

— Обратите внимание на ударение. На какую часть слова оно падает?

— Как пишутся ударные и безударные окончания?

— Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».

— Как пишутся ударные и безударные окончания 1-го скло­нения в одном и том же падеже? (Одинаково.)

— Значит, как можно проверить безударное окончание? (По ударным падежным окончаниям.)

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 159 (с. 92).(Коллективное выполнение с комментированием.)

Упр. 160(с. 92).

— Прочитайте стихотворение выразительно.

— Назовите в стихотворении эпитеты, сравнения.

— Какие чувства выражает автор стихотворения по отно­шению к оленёнку? Как вы это определили? (Автор упо­требляет слова с уменьшительно-ласкательными суффик­сами.)

— Объясните написание слов с пропущенными буквами.

— Определите склонение и падеж выделенных имён сущест­вительных.

— Выполните письменные задания к упражнению. (Самопроверка.)

— Назовите части слов серебристой, оленёнок. (Самооценка.)

VII. Рефлексия Работа по карточкам

— Определите падеж имён существительных. Пользуясь таб­лицей, вставьте пропущенные буквы в окончания имён существительных 1-го склонения.

Одуванчик

Одуванчик у дорожк..

в пышной шапк..,

с длинной ножк..й.


Я нашла его в лесу,

но с собой не унесу:

лишь возьму его в букет,

дунет ветер — шапк.. нет.

Л. Аграчёва

(Взаимопроверка.)

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Что такое склонение?

— Как определить склонение имени существительного в кос­венной форме?

— Расскажите, какие существительные относятся к 1-му скло­нению. Приведите примеры.

— Как пишутся ударные и безударные падежные окончания существительных?

— Как проверить безударные окончания?

Домашнее задание

Задание из рабочей тетради (по выбору учителя).

______________________________

Тема: 2-е склонение имён существительных. Признаки имён существительных 2-го склонения.

Цели: познакомить с признаками имён существительных 2-го склонения; формировать умение распознавать имена существи­тельные 2-го склонения.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и форму­лирование познавательной цели; моделирование; анализ, сравне­ние, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие, выведение следствий; построение логи­ческой цепи рассуждений; доказательство; к. — умение с достаточ­ной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания(Чтение и анализ сочинений.)

— С какими картинами А.А. Пластова вы познакомились дома?

— Какая из них вам больше всего понравилась? Почему?

III. Актуализация знаний

Письмо по памяти

Лежат на качелях два жёлтых листка,

И ветер качели качает слегка.

(Взаимопроверка по образцу на доске, самооценка.)

— Подчеркните орфограммы в словах.

— Выпишите однокоренные слова и запишите ещё два слова с этим корнем.

— Подчеркните грамматические основы