Файл: Знакомство с учебником Русский язык. Наша речь и наш язык.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 143

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-а, -я

(Взаимопроверка.)

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Назовите признаки трёх типов склонения имён существи­тельных.

— Расскажите алгоритм определения склонения.

Домашнее задание

Упр. 179 (с. 101).

_____________________

Тема: Урок развития речи.

Цели: совершенствовать умения определять тему текста, тип текста, озаглавливать текст, передавать содержание текста с опо­рой на план, устанавливать связь между предложениями; разви­вать речь.

Формируемые УУД: п. - осознанное и произвольное построе­ние речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — составление плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержа­ния, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Назовите имена существительные, которые встретились в тексте, их падеж и склонение.

(Один ученик выполняет на доске разбор предложения по членам.)

III. Актуализация знаний

Работа в группах по карточкам

— Запишите слова в три столбика в зависимости от вида ор­фограмм.

Кричит, вокруг, гнездо, криком, знак, клювом, зелёный, клюв, те­лом, гнёзд, ядовит, птичке, ползёт, близко, в воздухе, скала, узкая, зна­ком, змея.

— Какие группы у вас получились? (Слова с безударными глас­ными в корне слова, слова с парными согласными в корне слова, слова с безударными падежными окончаниями.)

— Объясните правописание слов с безударными гласными и парными согласными в корне.

(Учащиеся по цепочке называют проверочные слова.)

— Как проверить написание слов третьей группы? (Словом с ударным окончанием этого же склонения в этом оке падеже?)

— Приведите примеры. (Клювом — слоном, телом окном, птичке — земле, в воздухе — в коне.)

IV. Самоопределение к деятельности


— Отгадайте загадку, и вы узнаете, о ком мы будем писать се­годня изложение.

Деревья лечит день-деньской.

По веткам, по стволам лазучит.

Деревьям всё же много лучше,

Когда несёт им непокой.

В дупле прописаны они...

Заботой живы... (поползни).

V. Работа по теме урока

1. Знакомство с текстом, беседа по содержанию

Упр. 180 (с. 101).(Учащиеся самостоятельно читают текст про себя. Затем один ученик с хорошими навыками чтения читает выразительно вслух.)

— Определите тип текста. (Повествование.)

— О ком говорится в тексте? Какова его тема?

— Что вы знаете о поползнях? Послушайте статью об этой птице.

(Учитель читает отрывок статьи «Поползень» из школьного словарика «Птицы России» (с. 58—59).)

— Как вы поняли, почему птица так называется?

— Какая птица по размеру?

— Почему такая маленькая птичка так отважно сражалась со змеёй?

— Что вы можете сказать о родителях-поползнях?

2. Составление плана текста

— На сколько частей разделили текст?

— О чём говорится в каждой части?

— Определите главную мысль каждой части, озаглавьте их.

Примерный план

1. Тревога.

2. Опасность.

3. Отважная птичка.

3. Лексическая работа

— Что такое ущелье? Найдите значение слова в толковом словаре. (Узкая и глубокая, с извилистыми склонами долина, расселина в горах.)

— Почему птица называется «скалистый поползень»? (Он гнез­дится на скалах.)

— Как называется ядовитая змея?

— Рассмотрите иллюстрацию к тексту в учебнике. Опишите змею.

— Как вы понимаете выражение зашёлся криком!

— Как вы понимаете выражение крутится юлой? (Ведёт себя беспокойно, суетится, мечется туда-сюда.)

— Как автор показывает, что опасность уже совсем близко? (Тело змеи изогнулось вопросительным знаком, она пригото­вилась схватить добычу.)

— Почему Н. Сладков называет произошедшее дальше чудом? (Маленький поползень смог победить змею.)

— Как это случилось? (Он ударил змею в голову всем тельцем.)

4. Пересказ текста по плану

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

1.
Орфографическая подготовка

— Найдите группу однокоренных слов. (Поползень, ползёт, заползёт.)

— Какая орфограмма корня в этом слове требует проверки? (Безударный гласный в корне слова.)

— Какие ещё слова с этой орфограммой встретились в тексте? (Скала, змея, гнездо, ядовитая, зелёное и т. д.)

— Какие слова с этой орфограммой мы проверили в начале урока?

— Выпишите слова с непроверяемыми написаниями.

2. Анализ предложений текста

— Объясните постановку запятых в последней части текста.

3. Работа над изложением

(Учащиеся самостоятельно готовятся к изложению, пользуясь памяткой 2, затем пишут изложение по плану. Самопроверка, ре­дактирование текста.)

VIII. Подведение итогов урока

— Какие умения мы закрепляли при написании изложения?

— Какие орфограммы встретились в тексте?

— Кто доволен своей работой?

— Какие затруднения вы испытывали?

— Что интересного вы узнали из текста?

Домашнее задание

Задание из рабочей тетради (по выбору учителя).

__________________

Тема: Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Обобщение знаний об именах существительных трёх склонений.

Цели:проанализировать и исправить ошибки, допущенные в изложении; познакомить с таблицей падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3-го склонения единственного чис­ла и способами проверки безударных падежных окончаний имён существительных.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и форму­лирование познавательной цели; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ, сравнение, классификация объ­ектов по выделенным признакам; синтез; к. — умение с достаточ­ной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; оценивание качества и уровня усвоения мате­риала; л. - установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Анализ изложения

(Анализ правильности передачи содержания текста, соблюде­ния его структуры. Индивидуальная работа над речевыми, грам­матическими и орфографическими ошибками.)

III. Актуализация знанийПисьмо по памяти


Снежная сказка

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки,

В снежном переулке,

Звонко носятся снежки,

Режут лёд снегурки.

С. Погореловский

(Взаимопроверка, самооценка.)

— Выпишите однокоренные слова, разберите их по составу.

— Укажите части речи.

— Выполните звуко-буквенный разбор слова снежки. (Три ученика работают у доски. Коллективная проверка.)

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте словосочетания.

Вспоминать о лет.., пригодится в жизн.., учиться грамот.., прийти с подарк.., появились на неб.., прожить до старост.., сидеть на скамейк.., идти пол...

— На какие группы можно разделить эти словосочетания? (С именами существительными 1, 2 и 3-го склонения.)— Назовите окончания имён существительных.

— Как проверить безударные падежные окончания имён су­ществительных?

— Сформулируйте задачи урока. (Обобщить знания о правопи­сании падежных окончаний имён существительных и способах их проверки.)

V. Работа по теме урока Работа по учебнику

Упр. 181(с. 102-103).

— Рассмотрите таблицу.

— Назовите окончания существительных 1,2 и 3-го склонения в начальной форме.

— Сравните окончания существительных в косвенных паде­жах. В каких падежах существительные имеют одинаковые окончания? (В родительном падеже одинаковые окончания имеют существительные 1-го и 3-го склонения. В предложном падеже — 1-го и 2-го склонения.)

— Прочитайте, какие слова надо просклонять. Какие из этих слов имеют ударные окончания? безударные окончания?— Как пишутся ударные и безударные окончания?

— Просклоняйте существительные 1-го склонения.

(Учащиеся по цепочке склоняют существительные змея и чай­ка, сравнивая окончания с окончаниями в таблице. Аналогичная работа проводится с существительными 2-го и 3-го склонения.)

— Какой вывод вы можете сделать? (Ударные и безударные па­дежные окончания существительных пишутся одинаково.)

Упр. 182 (с. 103).

— Прочитайте, как называется таблица.

— Сколько способов проверки здесь представлено?

— Проанализируем первый способ. Прочитайте алгоритм. Что значит «вспомнить окончание»? (Надо выучить окончания по таблице и вспоминать их.)

— Прочитайте примеры. Приведите свои примеры.

— Познакомьтесь со вторым способом.Сколько шагов в этом алгоритме? (Два шага: определить скло­нение, подставить слово с ударным окончанием)


— Дайте оценку способов проверки безударных падежных окончаний существительных. Какой способ удобнее? Ка­ким вам пользоваться легче?

— Прочитайте предложения.

— Обоснуйте правильность написания окончаний по алгоритму.

— Разберите предложение по членам. (Самопроверка.)

— Прочитайте сведения о языке на с. 104.

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику

— Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».

— Сколько способов проверки безударных падежных оконча­ний существительных существует?

Упр. 184 (с. 104).

— Прочитайте первое предложение.

— Разберите его по членам предложения.

— Что вы можете сказать о выделенных словах? (Это однород­ные члены предложения.)

— Как вы это определили? (Они отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову.)

— Определите падеж выделенных существительных в первом предложении. (Листья (чего?) клёна, липы, тополя, берёзки.)

— Как вы думаете, одинаковыми ли будут окончания этих су­ществительных? (Нет.)

— От чего зависит окончание? (От типа склонения этих суще­ствительных.)

— Определите окончания существительных, пользуясь алго­ритмом.

(Комментированное письмо. Второе предложение учащиеся записывают самостоятельно. Взаимопроверка, самооценка.)

VIII. Рефлексия Работа по карточкам

— Спишите, употребив слова, данные в скобках, в нужном падеже. Выделите окончания существительных.

1) На (ветка, сирень) распевал соловей. 2) На (крыша, дом) прыгали воробьи. 3) Самолёт кружил над (озеро, деревня, лес). 4) По (поляна) вьётся узкой (ленточка) тропинка к лесной (опушка).(Взаимопроверка.)

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Как нужно действовать, чтобы узнать,..какую букву писать в безударном падежном окончании имени существительного?

— Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?

Домашнее задание

Упр. 183 (с. 103).

_____________________