Файл: Знакомство с учебником Русский язык. Наша речь и наш язык.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 144

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТемаИменительный и винительный падежи имён существительных.

Цели:актуализировать знания об именительном и винитель­ном падежах; познакомить со способами различения имён суще­ствительных в именительном и винительном падежах.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и форму­лирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями ком­муникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание ка­чества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее лич­ностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Как проверить безударные падежные окончания выделен­ных существительных?

III. Актуализация знаний

Словарный диктант

Шестнадцать учеников, килограмм яблок, столичный вокзал, адрес товарища, двадцатый год, гость издалека, календарь путешественника, пассажирский вагон, прекрасный пейзаж, портрет директора, хозяй­ственный человек, справа от шоссе, беседа по телефону.

(Взаимопроверка, самооценка.)

— Разберите слово столичный по составу.

— Разберите слово (по) телефону как часть речи. (Два ученика работают у доски.)

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте предложения.

Корабль вошёл в порт. Капитан поднялся на корабль.

— Что общего в этих предложениях? (Слово корабль.)

— На какой вопрос отвечает слово корабль в первом предло­жении?

— Определите его падеж.

— На какой вопрос отвечает слово корабль во втором предло­жении?

— Определите его падеж.(Учитель выставляет карточки с названиями падежей.)


- Послушайте сказку.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И было у него 6 сыновей. Жили они дружно, весело, то и дело бьы слышен смех и шутки. Больше всех веселились близнецы Винительный и Именитель­ный падежи. Они очень любили разыгрывать придворных, потому что их часто путали и не могли различить.

— Можете ли вы объяснить, почему их не могли различить? (Они имеют одинаковый вопрос что?)

— Сформулируйте задачу урока. (Научиться распознавать имена существительные в именительном и винительном па­дежах.)

V. Работа по теме урока

1. Наблюдения над признаками именительного и винительного падежей

— Научим придворных различать близнецов. С чего мы начнём наше исследование? (Разберём предложения по членам.)

(Два ученика выполняют разбор предложений у доски, осталь­ные - в тетрадях. Коллективная проверка.)

— Какой вывод вы сделали? (В первом предложении слово ко­рабль главный член предложения, во втором второсте­пенный.)

— В каком падеже стоит существительное, которое является главным членом предложения? (В именительном.)

— В каком падеже стоит существительное, которое является второстепенным членом предложения? (В винительном.)

- Как связано существительное корабль с главным словом во втором предложении? (С помощью предлога.)

— Имеет ли предлоги существительное в именительном паде­же? (Нет, не имеет.)

(Учитель выставляет карточки.)

Без предлогов

Имеет предлоги

  1. Работа по учебнику

Упр. 185 (с. 105).

— Сравните наше исследование с выводом в таблице на с. 105 учебника.

— В каком склонении и у каких имён существительных окон­чания в данных падежах одинаковые? (У неодушевлённых имён существительных 2-го склонения и у имён существи­тельных 3-го склонения.)

— В каком склонении и у каких существительных оконча­ния в данных падежах разные? (У имён существительных 1-го склонения и у одушевлённых имён существительных.)

Упр. 186(с. 105).(Устный разбор предложений по членам, определение падежа существительных. Запись четверостишия по памяти. Самопро­верка по учебнику. Далее самостоятельный разбор слова ночь как части речи. Взаимопроверка, самооценка.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику


Упр. 187 (с. 106).(Коллективное выполнение.)

— Сделайте вывод: какие существительные в именительном и винительном падежах имеют разные окончания? (Имена существительные 1-го склонения и одушевлённые имена суще­ствительные 2-го склонения.)

Упр. 189 (с. 106—107) — программный уровень.(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по це­почке читают словосочетания. Самооценка.)

Упр. 188 (с. 106) — уровень повышенной сложности.(Самостоятельное выполнение. Проверка, самооценка.)

VIII. Рефлексия Работа по карточкам

— Укажите падеж имён существительных.

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад — дорога промерзает,

Журча ещё бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл...

А. Пушкин

(Взаимопроверка.)

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Как различить имена существительные в именительном и винительном падежах?

— У каких существительных окончания в винительном и име­нительном падежах одинаковы, а у каких различны?

— Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?

— Что показалось вам трудным?

Домашнее задание

Упр. 190 (с. 107).

_________________

Тема: Падежные окончания имён существительных в родительном падеже.

Цели:закреплять знание признаков родительного падежа имён существительных; формировать умение определять безудар­ные падежные окончания имён существительных в родительном падеже.

Формируемые УУД: п. - самостоятельное выделение и фор­мулирование познавательной цели; выбор наиболее эффек­тивных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности; выдвижение гипотез и их обоснование; к. — умение с достаточ­ной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ходурока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте предложения, которые вы составили.

Варианты предложений

Бабушка надела пальто и шапку и вышла на улицу. Девочка одела брата и сестрёнку. Девочка надела на брата и сестрёнку пальто и шапку. Девочка помогла надеть брату и сестрёнке пальто. И т. д.


— Сделайте вывод об употреблении слов одеть и надеть.

III. Актуализация знаний

1. Коллективная работа

— Прочитайте стихотворение.

Осень туча тормошила,

Ряску прятала в река,

Паутинка просушила

На берёзовый сучок.

Сто опята уговорила,

Усадила на пенёк

И на радость подарила

Щедрый солнышко денёк.

Р. Дерикот

— Что вас удивило? (Слова в предложении не связаны друг с другом.)

— Как связываются слова в предложении? (При помощи пред­логов, окончаний.)

— Исправьте текст, запишите.(Один ученик работает у доски. Самопроверка.)

2. Индивидуальная работа по карточкам

— Укажите падеж имён существительных в предложениях из басен И.А. Крылова.

1) Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела. 2) Однажды Лебедь, Рак и Щука везти с поклажей воз взялись. 3) Поклажа бы для них каза­лась и легка, да Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

IV. Самоопределение к деятельности

(На доске записана тема: «Правописание окончаний суще­ствительных в ... падеже». Часть названия закрыта. Учитель вы­ставляет карточки, учащиеся рассматривают и комментируют их содержание.)

Кого? Чего? Где? Куда? Откуда?

От, до, из, у, без, для, около, вокруг, после, кроме

Значение: указывают на лицо или предмет, которому принадлежит другой предмет; на материал, из которого сделан предмет; место со­вершения действия

Роль в предложении: второстепенный член


1-е склонение:

-и,

-ы

2-е склонение:

-а,

-я

3-е склонение:

-и




— На какой падеж указывают сведения на карточках? (На ро­дительный падеж.)

— На какой карточке записаны сведения, которые нами ещё недостаточно хорошо изучены и требуют исследования? (На последней карточке.)

— В чём состоит трудность при определении падежных окон­чаний существительных? (Надежные окончания бывают ударные и безударные.)

— Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с правилами правописания окончаний существительных 1,2 и 3-го склоне­ния в родительном падеже.)

V
. Работа по теме урока

1. Наблюдения над правописанием окончаний имён существи­тельных в родительном падеже

(Работа в группах.)

— Запишите данные слова в родительном падеже, определите их склонение, выделите и сравните окончания.

Первая группа: белка, земля, вода. Втораягруппа: поле, конь, окно. Третья группа: степь, тетрадь.

— Сделайте вывод. (Имена существительные 1-го склонения в родительном падеже имеют окончания -и, -ы, 2-го склоне­ния — -а, -я, 3-го склонения —и.)

(Учитель записывает результаты исследования на доске в виде таблицы.)

Родительный падеж

1-е склонение

2-е склонение

3-е склонение




белки

поля

степи




земли

коня

тетради




воды

окна




— В написании окончаний каких слов вы не сомневались? Почему? (Земли, коня, степи в этих словах окончания ударные.)

— А как поступить, если окончание безударное? (Существует два способа проверки: 1) определить падеж: склонение существительного и вспомнить ударное окончание существительного этого склонения в родительном падеже; 2) подобрать суще­ствительное того же склонения в том же падеже с ударным окончанием.)

  1. Работа по учебнику

Упр. 191 (с. 107).

— Рассмотрите таблицу.

— Расскажите по таблице, что вы знаете о родительном па­деже.

— Каким способом проверены окончания имён существитель­ных в таблице?

— Объясните написание окончаний в предложении.

— Почему окончания различны?

Упр. 192 (с. 108).(Самостоятельное выполнение. Коллективная проверка, взаи­мооценка.)

Упр. 193 (с. 108).

— Прочитайте.

— Из какого произведения эти строки? (Из стихотворения СВ. Михалкова «А что у вас?».)

(Комментированное письмо.)

— Имена существительные какого склонения в родительном падеже имеют окончание -и? (1-го и 3-го склонения.)

— От чего зависит выбор окончания