Файл: Знакомство с учебником Русский язык. Наша речь и наш язык.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 154
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Упр. 272 (с. 140).
- Прочитайте.
- Составьте предложения.
- Прочитайте текст, который у вас получился.
- Озаглавьте текст.
- Выполните письменные задания к упражнению.
(Один ученик выполняет на доске звуко-буквенный разбор слова ночь. Самопроверка, самооценка.)
VIII. Рефлексия Запись под диктовку
(Один ученик работает у доски.)
Среди зарослей, на дорогах, перед каникулами, ближе к окнам, в дальних странах, по верхушкам деревьев, за продуктами, сказка о братьях, полёты к звёздам, доволен успехами.
(Проверка. Ученик у доски объясняет написание слов с орфограммами, остальные проверяют его работу и свою.)
- Оцените свою работу на уроке.
(На данном этапе урока можно использовать КИМы: тест 6 (с. 28—31), проверочная работа (с. 73-75).)
IX. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Какое задание вам было интересно выполнять?
Домашнее задание
Упр. 271 (с. 140).
___________________________________
Тема: Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.
Цели: совершенствовать умения определять тему текста, тип текста, озаглавливать текст, передавать содержание текста с опорой на план, устанавливать связь между предложениями; развивать речь.
Формируемые УУД: п. - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — составление плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Учащиеся по цепочке объясняют написание слов с орфограммами, называют окончания имён существительных. Три ученика выполняют на доске разбор слов как частей речи.)
— Как вы озаглавили текст?
III. Актуализация знаний
Работа в группах по карточкам
— Запищите слова в три столбика, вставьте пропущенные буквы.
Ж..льцы, в ворот..х, ..ставили, возвр..тились, з..горелись, к перил..м, к..рмить, п..сматривал, припаев, гл..за, ..тправились.
— Что общего в словах? (Это слова с безударными гласными.)
В каких частях слова встречается орфограмма? (В приставке, в корне, в окончании.) Объясните способы проверки слов.
IV. Самоопределение к деятельности
Послушайте стихотворение, определите его тему. Постарайтесь догадаться, о чём мы будем писать изложение.
В садике, у оврага,
Люди стоят, судачат:
— Глядите, плачет собака!
— Собака, собака плачет!
Я придвигаюсь ближе,
У глаз по колючей шёрстке
(Собака, а вот поди же!)
От слёз пролегли бороздки.
Смотрит скулящим взглядом,
Ушами поводит тонко.
Катятся слёзы градом,
Частые, как у ребёнка.
Не позабудет, кто видел,
Как рёбра ходят поджаро...
Кто её так обидел?
За что ей такая кара?
Собака нам не расскажет,
Забудется, успокоясь.
Но горе собачье ляжет
Пятном
На людскую совесть.
Л. Татъяничева
- О чём это стихотворение? (Об отношениях собак и людей.)
- Какие строки, на ваш взгляд, определяют главную мысль стихотворения? («Но горе собачье ляжет пятном на людскую совесть».)
V. Работа по теме урока
1. Знакомство с текстом, беседа по содержанию
Упр. 273 (с. 141).(Учащиеся самостоятельно читают текст про себя. Затем один ученик с хорошими навыками чтения читает выразительно вслух.)
- Определите тип текста. (Повествование.)
- О ком говорится в тексте? Какова его тема?
- Что вас особенно заинтересовало в повествовании?
- Как называется собака в рассказе? (Боксёр.)
- Найдите значение слова в словаре. Сколько в русском языке слов с таким значением?
(Учитель показывает фотографию собаки породы боксёр.)
— Что вы знаете об этой породе собак?
— Какова главная мысль рассказа?
— Как можно озаглавить текст?
2. Составление плана текста
— На сколько частей разделили текст?
— О чём говорится в каждой части?
— Определите главную мысль каждой части, озаглавьте их.
Примерный план
1. Остался один.
2. Друг пришёл на помощь.
3. Вместе.
4. До скорой встречи.
3. Лексическая работа
— Что означает выражение не сводит глаз! (Собака смотрела на ворота не отрываясь. Она ждала друга.)
— Как вы понимаете выражение загорелись радостью? (Пёс был счастлив, это было видно по его глазам.)
— Что означает слово припасы ? (Продукты, заготовленные заранее, про запас.)
— Какие слова говорят нам о том, что боксёр был очень голодный? (Ел с жадностью.)
— Почему автор в третьем предложении повторяет слово ел? (Автор показывает, что пёс ел не отрываясь, был голоден.)
— Обратите внимание на слова: «Ел и посматривал на Костю». Что значит «посматривал»? (Смотрел периодически, ел и смотрел.)
— В каком предложении выражена главная мысль этой части? Прочитайте. (Сколько благодарности было в глазах собаки!)
— Куда отправились друзья после обеда?
— Каким словом можно заменить местоимение они? (Друзья.)
— Прочитайте последнее предложение в тексте. Как вы понимаете его смысл? Как это предложение можно соотнести со словами из сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Мы всегда будем в ответе за тех, кого приручили»? (Ответы детей.)
4. Пересказ текста по плану
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
1. Орфографическая подготовка
— Найдите в тексте слова с безударными падежными окончаниями, объясните их правописание.
- Найдите существительные во множественном числе, определите падеж, назовите окончания. (С ворот, в воротах, к перилам, припасы, в глазах, глазами.)
- Найдите в тексте слова с проверяемыми орфограммами корня.
(Учащиеся по цепочке называют слова и подбирают проверочные слова.)
- Выпишите в тетрадь слова с непроверяемыми орфограммами.
2. Анализ предложений текста
- Объясните постановку запятых в предложениях текста. (Учащиеся по цепочке выходят к доске, читают предложения, составляют схемы.)
3. Работа над изложением
(Учащиеся самостоятельно готовятся к изложению, пользуясь памяткой 2, затем пишут изложение по плану. Самопроверка, репетирование текста.)
VIII. Подведение итогов урока
- Какие умения мы закрепляли при написании изложения?
- Какие орфограммы встретились в тексте?
_______________________
Тема: Контрольный диктант № 2 по теме «Падежные окончания имён существительных »
Цель: проверить знания , умения и навыки по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе».
Формируемые УУД: п.-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; к.-владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р.-сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; л.-установление связимежду целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
I.Организационный момент
II.Работа по теме урока
Контрольный диктант № 2 по теме «Падежные окончания имён существительных »
Редкая гостья
Ребята жили в деревне недалеко от леса. На лесной опушке под ёлкой они устроили птичью столовую. Ветки ели защищали кормушку от вьюги. Пищу для птиц дети заготавливали ещё с осени. Сегодня ребята шли узкой тропинкой навестить друзей. На скатерти снегов видны лисьи, заячьи, птичьи следы. Инеем украсил мороз берёзку. В домике уже завтракала синичка. Из чащи летела к кормушке стайка щеглов. Вдруг на верхушке ёлки появилась белка. Зверёк огляделся и спрыгнул на птичий домик. Редкая гостья ловко стала объедать ягодки с кисти рябинки.
Задания: (по выбору учителя)
1.разобрать третье предложение по членам предложения (подчеркнуть главные члены, выписать словосочетания, после каждого имени существительного в словосочетании указать склонение и падеж);
2.над каждым именем существительным в единственном числе указать падеж ( во втором предложении)
3.выписать по одному имени существительному каждого типа склонения сначала в той форме, в которой дано это существительное в предложении, затем в начальной форме.
III.Подведение итогов урока
- Какие орфограммы встретились в тексте диктанта?
- В написании каких слов вы сомневались?
_____________________________
Тема: Повторение и обобщение знаний по разделу «Имя существительное». Проект «Говорите правильно»
Цели:проанализировать и исправить ошибки, допущенные в изложении; развивать умение выполнять работу над ошибками; обобщить знания о правописании безударных падежных окончаний имён существительных.
Формируемые УУД: п. — структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия
Ходурока
I. Организационныймомент
II. Проверкадомашнегозадания
(Учащиеся по цепочке объясняют написание слов с орфограммами (задания 1, 2). Конкурс на лучшее сочинение (задание 4).)
III. Самоопределение к деятельности
— Решите весёлую задачку и определите тему проекта, над созданием которого мы начнём сегодня работать.
У рыбов нет зубов,
У рыбей нет зубей
Или у рыб нет зуб?
— Как сказать правильно? (Урыб нет зубов.)
— Какова же тема нашего проекта? (Употребление множественного числа имён существительных.)
— Что вы будете исследовать в своих проектах? (Формы множественного числа имён существительных.)
— Откройте учебник на с. 144. Прочитайте название проекта.
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику Задания 1, 2 (с. 144).
— Прочитайте задания.