Файл: Знакомство с учебником Русский язык. Наша речь и наш язык.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 162
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(Они употреблены в одном и том же роде и падеже.)
III. Актуализация знаний
— Прочитайте.
Перед дач..й, под дом.., к учительниц.., поветк.., на крыш., избушк.., в Сибир.., на велосипед.., по ине.., занёс подруг.., от радост...
— Какую орфограмму мы будем повторять? (Безударные падежные окончания имён существительных.)
— Каким алгоритмом вы будете пользоваться, чтобы правильно написать безударные окончания имён существительных?
— Спишите, вставьте пропущенные окончания. (Проверка по образцу.)
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте предложение.
Игрушечн.. машинка проехала через больш.. лужу.
— Определите род и падеж имён существительных. На какой вопрос они отвечают? (Оба существительных женского рода, отвечают на вопрос что? Существительное машинка употреблено в именительном падеже, а существительное (через) лужу — в винительном.)
— Определите род и падеж имён прилагательных, которые от них зависят. На какие вопросы они отвечают? (Прилагательное игрушечная употреблено в женском роде, в именительном падеже, отвечает на вопрос какая?Прилагательное большую употреблено в женском роде, в винительном падеже, отвечает на вопрос какую?)
- Какие окончания будут у этих имён прилагательных? Почему? (Ответы детей.)
— Сформулируйте задачи урока. (Научитьсяразличать именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода, правильно писать падежные окончания этих имён прилагательных.)
V. Работа по теме урока Работа по учебнику
— Вернёмся к таблице на с. 29. В каких падежах прилагательные женского рода имеют окончания, отличные от окончаний в остальных падежах? (В именительном и винительном.)
Упр. 61 (с. 30).
— Рассмотрите схемы.
— На какой вопрос отвечают имена прилагательные в именительном падеже? Какие окончания они имеют? Приведите примеры.
— На какой вопрос отвечают имена прилагательные в винительном падеже? Какие окончания они имеют? Приведите примеры.
Упр. 60 (с. 30).
— Прочитайте.
— В каком падеже употреблены имена прилагательные с пропущенными окончаниями? Докажите. (В именительном падеже, так как они поясняют имена существительные — подлежащие.)
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Один ученик выполняет на доске разбор предложения по членам.)
VI.
Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику
Упр. 62 (с. 30).
— Прочитайте стихотворение выразительно.
— Что хотел сказать поэт этими строками? (Как красива и как дорога ему Родина — Россия.)
— Назовите орфограммы в словах с пропущенными буквами. Объясните их написание.
— Спишите стихотворение. Обозначьте орфограммы в словах.
(Взаимопроверка, взаимооценка. Далее самостоятельное выполнение грамматических разборов. Два ученика работают на откидной доске. Проверка.)
VIII. Рефлексия Работа по учебнику
Упр. 63 (с. 31).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
- Как вы определяли окончания имён прилагательных?
- Почему окончания имён прилагательных в винительном падеже разные? (Они употреблены в разном роде.)
- Назовите имена прилагательные женского рода. Какие окончания они имеют?
(Один ученик выполняет на доске разбор слова солнце как части речи.)
- Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
- Чему вы научились сегодня на уроке?
- Где могут пригодиться эти умения?
Домашнее задание
Упр. 64 (с. 31).
_____________________________
Тема: Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Родительный, дательный, творительный, предложный падежи.
Цели:развивать умение определять падеж имён прилагательных женского рода; учить правильно писать окончания имён прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах.
Формируемые УУД:п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте предложения, которые вы составили.
(Два ученика выполняют на доске грамматические разборы.)
III. Актуализация знаний
— Выпишите слова с удвоенными согласными, подчеркните их.
Шо(с, сс)е, пре(с, сс)а, во(к, кк)зал, угро(з, зз)а, те(р, рр)а(с, сс)а, кру(ж, жж)ится, ли(п, пп)овая а(л, лл)ея, гри(б, бб).
(Проверка. Один ученик читает слова, которые он выписал, класс проверяет. Если слово названо неверно, учащиеся один раз хлопают в ладоши.)
— Отгадайте загадки, запишите отгадки.
Во мне две к, не забывайте!
Таким, как я, всегда бывайте!
Я точный, чистый и опрятный,
Иным же словом — ... (аккуратный).
В конце двойную л пиши,
А как зовут меня — реши:
Без мастера гранёным стал
Блестящий, правильный... (кристалл).
Он на вокзалах есть всегда,
К нему подходят поезда.
Двойную р содержит он
И называется... (перрон).
Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через две к.
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я... (хоккей).
На большие расстояния
Мчится он без опоздания.
Пишется в конце две с,
Называется... (экспресс).
IV. Самоопределение к деятельности
— Среди слов-отгадок найдите имя прилагательное. (Аккуратный.)
— Составьте словосочетание, в котором это имя прилагательное было бы употреблено в женском роде.
— Просклоняйте его.
— В каких падежах имя прилагательное имеет одинаковое окончание? (В родительном, дательном, творительном и предложном.)
— Сформулируйте задачи урока. (Научиться различать имена прилагательные женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах и правильно писать окончания таких имён прилагательных.)
V. Работа по теме урока Работа по учебнику
Упр.65 (с. 32).
— Рассмотрите схему.
— На какие вопросы отвечают имена прилагательные в родительном, дательном, творительном и предложном падежах? Какие окончания они имеют?
— Прочитайте словосочетания, определите падеж: имён прилагательных. Какие окончания они имеют?
— Запишите словосочетания, допишите окончания, выделите их.
Упр.66 (с. 32).
— Прочитайте стихотворение выразительно.
— Подберите синоним кслову необъятный. (Очень большой, огромный.)
— Прочитайте четверостишие орфографическим способом. Назовите орфограммы в словах.
— Расскажите четверостишие друг другу в парах. (Письмо по памяти, выполнение задания, разбор предложения по членам. Самопроверка по учебнику, самооценка.)
Упр.67 (с. 32).
(Самостоятельное выполнение. Три ученика работают на откидной доске. Проверка, самооценка.)
— Составьте предложение с одним из этих словосочетаний.
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику
Упр.68 (с. 33).
(Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу, самооценка. Один ученик выполняет на доске разбор предложения по членам.)
Упр.69 (с. 33).
(Работа в парах по вопросам и заданиям упражнения.)
— Какой вывод вы сделали? (Окончание -ой имеют имена прилагательные мужского рода в именительном и винительном падежах и имена прилагательные женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах.)
Упр.70 (с. 33).
— Прочитайте.
— Что означают выделенные слова? (Почтовый вагон — железнодорожный вагон, специально предназначенный для перевозки почтовых отправлений, их обработки в пути и обмена в пунктах остановки. Беспокойный характер — заботливый, неугомонный, хлопотливый, деятельный.)
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают словосочетания, называют окончание прилагательного и его падеж.)
— На какие группы можно разделить эти словосочетания? (Имена прилагательные мужского и женского рода.)
— Запишите в словарик слово вагон, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.
— Прочитайте значение этого слова в толковом словаре.
— Подберите к слову вагон однокоренные слова.
— Назовите фразеологизм со словом вагон. Объясните его значение. (Вагон и маленькая тележка — очень много, более чем достаточно.)
(На данном этапе урока можно использовать школьные словарики: орфографический, толково-этимологический.)
VIII. Рефлексия
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Чему вы научились сегодня на уроке?
— За что вы можете похвалить себя?
— Что у вас пока не очень хорошо получается?
Домашнее задание
Задание из рабочей тетради (по выбору учителя).
______________________________
Тема: Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Винительный и творительный падежи.
Цель:развивать умения определять падеж имён прилагательных, правильно писать падежные окончания имён прилагательных женского рода.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; к. - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
- Прочитайте.
(Текст записан на откидной доске.)
Мороз и солнце. День чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелестный. А. Пушкин
- Назовите орфограммы в словах.
- Как проверить непроизносимые согласные в корне? (Учитель закрывает текст.)
- Запишите текст по памяти.
- Подчеркните непроизносимые согласные в корне слов. (Самопроверка, самооценка.)
- Замените словом с непроизносимым согласным. Нечестный (бессовестный), любящий повелевать (властный), унылый
(грустный), постоянно завидующий (завистливый), знаменитый (известный), способный причинить вред (опасный), не письменный (устный). люди одного возраста (сверстники).
- Какое слово может быть лишним? (Опасный - нет непроизносимого согласного.)
III. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте словосочетания.
На солнечн.. полянку, извилист., тропой, в зимн.. стужу, с грусти., вестью, пушист., белку, за каменн.. оградой, точн.. копию.
— Чем похожи словосочетания? (Имена существительные и имена прилагательные женского рода.)
— На какие группы их можно разделить? (Словосочетания в винительном падеже и словосочетания в творительном падеже.)
III. Актуализация знаний
— Прочитайте.
Перед дач..й, под дом.., к учительниц.., поветк.., на крыш., избушк.., в Сибир.., на велосипед.., по ине.., занёс подруг.., от радост...
— Какую орфограмму мы будем повторять? (Безударные падежные окончания имён существительных.)
— Каким алгоритмом вы будете пользоваться, чтобы правильно написать безударные окончания имён существительных?
— Спишите, вставьте пропущенные окончания. (Проверка по образцу.)
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте предложение.
Игрушечн.. машинка проехала через больш.. лужу.
— Определите род и падеж имён существительных. На какой вопрос они отвечают? (Оба существительных женского рода, отвечают на вопрос что? Существительное машинка употреблено в именительном падеже, а существительное (через) лужу — в винительном.)
— Определите род и падеж имён прилагательных, которые от них зависят. На какие вопросы они отвечают? (Прилагательное игрушечная употреблено в женском роде, в именительном падеже, отвечает на вопрос какая?Прилагательное большую употреблено в женском роде, в винительном падеже, отвечает на вопрос какую?)
- Какие окончания будут у этих имён прилагательных? Почему? (Ответы детей.)
— Сформулируйте задачи урока. (Научитьсяразличать именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода, правильно писать падежные окончания этих имён прилагательных.)
V. Работа по теме урока Работа по учебнику
— Вернёмся к таблице на с. 29. В каких падежах прилагательные женского рода имеют окончания, отличные от окончаний в остальных падежах? (В именительном и винительном.)
Упр. 61 (с. 30).
— Рассмотрите схемы.
— На какой вопрос отвечают имена прилагательные в именительном падеже? Какие окончания они имеют? Приведите примеры.
— На какой вопрос отвечают имена прилагательные в винительном падеже? Какие окончания они имеют? Приведите примеры.
Упр. 60 (с. 30).
— Прочитайте.
— В каком падеже употреблены имена прилагательные с пропущенными окончаниями? Докажите. (В именительном падеже, так как они поясняют имена существительные — подлежащие.)
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Один ученик выполняет на доске разбор предложения по членам.)
VI.
Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику
Упр. 62 (с. 30).
— Прочитайте стихотворение выразительно.
— Что хотел сказать поэт этими строками? (Как красива и как дорога ему Родина — Россия.)
— Назовите орфограммы в словах с пропущенными буквами. Объясните их написание.
— Спишите стихотворение. Обозначьте орфограммы в словах.
(Взаимопроверка, взаимооценка. Далее самостоятельное выполнение грамматических разборов. Два ученика работают на откидной доске. Проверка.)
VIII. Рефлексия Работа по учебнику
Упр. 63 (с. 31).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
- Как вы определяли окончания имён прилагательных?
- Почему окончания имён прилагательных в винительном падеже разные? (Они употреблены в разном роде.)
- Назовите имена прилагательные женского рода. Какие окончания они имеют?
(Один ученик выполняет на доске разбор слова солнце как части речи.)
- Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
- Чему вы научились сегодня на уроке?
- Где могут пригодиться эти умения?
Домашнее задание
Упр. 64 (с. 31).
_____________________________
Тема: Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Родительный, дательный, творительный, предложный падежи.
Цели:развивать умение определять падеж имён прилагательных женского рода; учить правильно писать окончания имён прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах.
Формируемые УУД:п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте предложения, которые вы составили.
(Два ученика выполняют на доске грамматические разборы.)
III. Актуализация знаний
— Выпишите слова с удвоенными согласными, подчеркните их.
Шо(с, сс)е, пре(с, сс)а, во(к, кк)зал, угро(з, зз)а, те(р, рр)а(с, сс)а, кру(ж, жж)ится, ли(п, пп)овая а(л, лл)ея, гри(б, бб).
(Проверка. Один ученик читает слова, которые он выписал, класс проверяет. Если слово названо неверно, учащиеся один раз хлопают в ладоши.)
— Отгадайте загадки, запишите отгадки.
Во мне две к, не забывайте!
Таким, как я, всегда бывайте!
Я точный, чистый и опрятный,
Иным же словом — ... (аккуратный).
В конце двойную л пиши,
А как зовут меня — реши:
Без мастера гранёным стал
Блестящий, правильный... (кристалл).
Он на вокзалах есть всегда,
К нему подходят поезда.
Двойную р содержит он
И называется... (перрон).
Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через две к.
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я... (хоккей).
На большие расстояния
Мчится он без опоздания.
Пишется в конце две с,
Называется... (экспресс).
IV. Самоопределение к деятельности
— Среди слов-отгадок найдите имя прилагательное. (Аккуратный.)
— Составьте словосочетание, в котором это имя прилагательное было бы употреблено в женском роде.
— Просклоняйте его.
— В каких падежах имя прилагательное имеет одинаковое окончание? (В родительном, дательном, творительном и предложном.)
— Сформулируйте задачи урока. (Научиться различать имена прилагательные женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах и правильно писать окончания таких имён прилагательных.)
V. Работа по теме урока Работа по учебнику
Упр.65 (с. 32).
— Рассмотрите схему.
— На какие вопросы отвечают имена прилагательные в родительном, дательном, творительном и предложном падежах? Какие окончания они имеют?
— Прочитайте словосочетания, определите падеж: имён прилагательных. Какие окончания они имеют?
— Запишите словосочетания, допишите окончания, выделите их.
Упр.66 (с. 32).
— Прочитайте стихотворение выразительно.
— Подберите синоним кслову необъятный. (Очень большой, огромный.)
— Прочитайте четверостишие орфографическим способом. Назовите орфограммы в словах.
— Расскажите четверостишие друг другу в парах. (Письмо по памяти, выполнение задания, разбор предложения по членам. Самопроверка по учебнику, самооценка.)
Упр.67 (с. 32).
(Самостоятельное выполнение. Три ученика работают на откидной доске. Проверка, самооценка.)
— Составьте предложение с одним из этих словосочетаний.
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику
Упр.68 (с. 33).
(Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу, самооценка. Один ученик выполняет на доске разбор предложения по членам.)
Упр.69 (с. 33).
(Работа в парах по вопросам и заданиям упражнения.)
— Какой вывод вы сделали? (Окончание -ой имеют имена прилагательные мужского рода в именительном и винительном падежах и имена прилагательные женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах.)
Упр.70 (с. 33).
— Прочитайте.
— Что означают выделенные слова? (Почтовый вагон — железнодорожный вагон, специально предназначенный для перевозки почтовых отправлений, их обработки в пути и обмена в пунктах остановки. Беспокойный характер — заботливый, неугомонный, хлопотливый, деятельный.)
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают словосочетания, называют окончание прилагательного и его падеж.)
— На какие группы можно разделить эти словосочетания? (Имена прилагательные мужского и женского рода.)
— Запишите в словарик слово вагон, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.
— Прочитайте значение этого слова в толковом словаре.
— Подберите к слову вагон однокоренные слова.
— Назовите фразеологизм со словом вагон. Объясните его значение. (Вагон и маленькая тележка — очень много, более чем достаточно.)
(На данном этапе урока можно использовать школьные словарики: орфографический, толково-этимологический.)
VIII. Рефлексия
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Чему вы научились сегодня на уроке?
— За что вы можете похвалить себя?
— Что у вас пока не очень хорошо получается?
Домашнее задание
Задание из рабочей тетради (по выбору учителя).
______________________________
Тема: Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Винительный и творительный падежи.
Цель:развивать умения определять падеж имён прилагательных, правильно писать падежные окончания имён прилагательных женского рода.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; к. - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
- Прочитайте.
(Текст записан на откидной доске.)
Мороз и солнце. День чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелестный. А. Пушкин
- Назовите орфограммы в словах.
- Как проверить непроизносимые согласные в корне? (Учитель закрывает текст.)
- Запишите текст по памяти.
- Подчеркните непроизносимые согласные в корне слов. (Самопроверка, самооценка.)
- Замените словом с непроизносимым согласным. Нечестный (бессовестный), любящий повелевать (властный), унылый
(грустный), постоянно завидующий (завистливый), знаменитый (известный), способный причинить вред (опасный), не письменный (устный). люди одного возраста (сверстники).
- Какое слово может быть лишним? (Опасный - нет непроизносимого согласного.)
III. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте словосочетания.
На солнечн.. полянку, извилист., тропой, в зимн.. стужу, с грусти., вестью, пушист., белку, за каменн.. оградой, точн.. копию.
— Чем похожи словосочетания? (Имена существительные и имена прилагательные женского рода.)
— На какие группы их можно разделить? (Словосочетания в винительном падеже и словосочетания в творительном падеже.)