Файл: Знакомство с учебником Русский язык. Наша речь и наш язык.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 162

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(Они употреблены в одном и том же роде и падеже.)

III. Актуализация знаний

— Прочитайте.

Перед дач..й, под дом.., к учительниц.., поветк.., на крыш., избушк.., в Сибир.., на велосипед.., по ине.., занёс подруг.., от радост...

— Какую орфограмму мы будем повторять? (Безударные па­дежные окончания имён существительных.)

— Каким алгоритмом вы будете пользоваться, чтобы правиль­но написать безударные окончания имён существительных?

— Спишите, вставьте пропущенные окончания. (Проверка по образцу.)

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте предложение.

Игрушечн.. машинка проехала через больш.. лужу.

— Определите род и падеж имён существительных. На какой вопрос они отвечают? (Оба существительных женского рода, отвечают на вопрос что? Существительное машинка упо­треблено в именительном падеже, а существительное (через) лужу — в винительном.)

— Определите род и падеж имён прилагательных, которые от них зависят. На какие вопросы они отвечают? (Прила­гательное игрушечная употреблено в женском роде, в имени­тельном падеже, отвечает на вопрос какая?Прилагательное большую употреблено в женском роде, в винительном падеже, отвечает на вопрос какую?)

- Какие окончания будут у этих имён прилагательных? По­чему? (Ответы детей.)

— Сформулируйте задачи урока. (Научитьсяразличать имени­тельный и винительный падежи имён прилагательных жен­ского рода, правильно писать падежные окончания этих имён прилагательных.)

V. Работа по теме урока Работа по учебнику

— Вернёмся к таблице на с. 29. В каких падежах прилага­тельные женского рода имеют окончания, отличные от окончаний в остальных падежах? (В именительном и винительном.)

Упр. 61 (с. 30).

— Рассмотрите схемы.

— На какой вопрос отвечают имена прилагательные в имени­тельном падеже? Какие окончания они имеют? Приведите примеры.

— На какой вопрос отвечают имена прилагательные в вини­тельном падеже? Какие окончания они имеют? Приведите примеры.

Упр. 60 (с. 30).

— Прочитайте.

— В каком падеже употреблены имена прилагательные с про­пущенными окончаниями? Докажите. (В именительном па­деже, так как они поясняют имена существительные под­лежащие.)

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Один ученик выполняет на доске разбор предло­жения по членам.)

VI.
Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику

Упр. 62 (с. 30).

— Прочитайте стихотворение выразительно.

— Что хотел сказать поэт этими строками? (Как красива и как дорога ему Родина Россия.)

— Назовите орфограммы в словах с пропущенными буквами. Объясните их написание.

— Спишите стихотворение. Обозначьте орфограммы в словах.

(Взаимопроверка, взаимооценка. Далее самостоятельное вы­полнение грамматических разборов. Два ученика работают на от­кидной доске. Проверка.)

VIII. Рефлексия Работа по учебнику

Упр. 63 (с. 31).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

- Как вы определяли окончания имён прилагательных?

- Почему окончания имён прилагательных в винительном падеже разные? (Они употреблены в разном роде.)

- Назовите имена прилагательные женского рода. Какие окончания они имеют?

(Один ученик выполняет на доске разбор слова солнце как ча­сти речи.)

- Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

- Чему вы научились сегодня на уроке?

- Где могут пригодиться эти умения?

Домашнее задание

Упр. 64 (с. 31).

_____________________________

Тема: Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Родительный, дательный, творительный, предложный падежи.

Цели:развивать умение определять падеж имён прилагатель­ных женского рода; учить правильно писать окончания имён прилагательных женского рода в родительном, дательном, тво­рительном и предложном падежах.

Формируемые УУД:п. — самостоятельное выделение и фор­мулирование познавательной цели; поиск и выделение необхо­димой информации; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; к. — инициативное сотрудничество с учи­телем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-эти­ческое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личност­ных ценностей.

Ход урока

I. Организационный момент


II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте предложения, которые вы составили.

(Два ученика выполняют на доске грамматические разборы.)

III. Актуализация знаний

— Выпишите слова с удвоенными согласными, подчеркни­те их.

Шо(с, сс)е, пре(с, сс)а, во(к, кк)зал, угро(з, зз)а, те(р, рр)а(с, сс)а, кру(ж, жж)ится, ли(п, пп)овая а(л, лл)ея, гри(б, бб).

(Проверка. Один ученик читает слова, которые он выписал, класс проверяет. Если слово названо неверно, учащиеся один раз хлопают в ладоши.)

— Отгадайте загадки, запишите отгадки.

Во мне две к, не забывайте!

Таким, как я, всегда бывайте!

Я точный, чистый и опрятный,

Иным же словом — ... (аккуратный).

В конце двойную л пиши,

А как зовут меня — реши:

Без мастера гранёным стал

Блестящий, правильный... (кристалл).

Он на вокзалах есть всегда,

К нему подходят поезда.

Двойную р содержит он

И называется... (перрон).

Загадка эта нелегка:

Пишусь всегда через две к.

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я... (хоккей).

На большие расстояния

Мчится он без опоздания.

Пишется в конце две с,

Называется... (экспресс).

IV. Самоопределение к деятельности

— Среди слов-отгадок найдите имя прилагательное. (Акку­ратный.)

— Составьте словосочетание, в котором это имя прилагатель­ное было бы употреблено в женском роде.

— Просклоняйте его.

— В каких падежах имя прилагательное имеет одинаковое окончание? (В родительном, дательном, творительном и предложном.)

— Сформулируйте задачи урока. (Научиться различать имена прилагательные женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах и правильно писать окончания таких имён прилагательных.)

V. Работа по теме урока Работа по учебнику

Упр.65 (с. 32).

— Рассмотрите схему.

— На какие вопросы отвечают имена прилагательные в роди­тельном, дательном, творительном и предложном падежах? Какие окончания они имеют?

— Прочитайте словосочетания, определите падеж: имён при­лагательных. Какие окончания они имеют?

— Запишите словосочетания, допишите окончания, выделите их.

Упр.66 (с. 32).

— Прочитайте стихотворение выразительно.

— Подберите синоним кслову необъятный. (Очень большой, огромный.)

— Прочитайте четверостишие орфографическим способом. Назовите орфограммы в словах.


— Расскажите четверостишие друг другу в парах. (Письмо по памяти, выполнение задания, разбор предложе­ния по членам. Самопроверка по учебнику, самооценка.)

Упр.67 (с. 32).

(Самостоятельное выполнение. Три ученика работают на от­кидной доске. Проверка, самооценка.)

— Составьте предложение с одним из этих словосочетаний.

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику

Упр.68 (с. 33).

(Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу, само­оценка. Один ученик выполняет на доске разбор предложения по членам.)

Упр.69 (с. 33).

(Работа в парах по вопросам и заданиям упражнения.)

— Какой вывод вы сделали? (Окончание -ой имеют имена при­лагательные мужского рода в именительном и винительном падежах и имена прилагательные женского рода в родитель­ном, дательном, творительном и предложном падежах.)

Упр.70 (с. 33).

— Прочитайте.

— Что означают выделенные слова? (Почтовый вагон же­лезнодорожный вагон, специально предназначенный для пере­возки почтовых отправлений, их обработки в пути и обмена в пунктах остановки. Беспокойный характер заботливый, неугомонный, хлопотливый, деятельный.)

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают словосочетания, на­зывают окончание прилагательного и его падеж.)

— На какие группы можно разделить эти словосочетания? (Имена прилагательные мужского и женского рода.)

— Запишите в словарик слово вагон, поставьте ударение, под­черкните орфограмму.

— Прочитайте значение этого слова в толковом словаре.

— Подберите к слову вагон однокоренные слова.

— Назовите фразеологизм со словом вагон. Объясните его зна­чение. (Вагон и маленькая тележка — очень много, более чем достаточно.)

(На данном этапе урока можно использовать школьные сло­варики: орфографический, толково-этимологический.)

VIII. Рефлексия

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Чему вы научились сегодня на уроке?

— За что вы можете похвалить себя?

— Что у вас пока не очень хорошо получается?

Домашнее задание

Задание из рабочей тетради (по выбору учителя).
______________________________


Тема: Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Винительный и творительный падежи.

Цель:развивать умения определять падеж имён прилагатель­ных, правильно писать падежные окончания имён прилагатель­ных женского рода.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и форму­лирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным призна­кам; синтез; к. - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение спо­соба действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. - нравственно-этиче­ское оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее лич­ностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

- Прочитайте.

(Текст записан на откидной доске.)

Мороз и солнце. День чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелестный. А. Пушкин

- Назовите орфограммы в словах.

- Как проверить непроизносимые согласные в корне? (Учитель закрывает текст.)

- Запишите текст по памяти.

- Подчеркните непроизносимые согласные в корне слов. (Самопроверка, самооценка.)

- Замените словом с непроизносимым согласным. Нечестный (бессовестный), любящий повелевать (властный), унылый

(грустный), постоянно завидующий (завистливый), знаменитый (извест­ный), способный причинить вред (опасный), не письменный (устный). люди одного возраста (сверстники).

- Какое слово может быть лишним? (Опасный - нет непроиз­носимого согласного.)

III. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте словосочетания.

На солнечн.. полянку, извилист., тропой, в зимн.. стужу, с грусти., вестью, пушист., белку, за каменн.. оградой, точн.. копию.

— Чем похожи словосочетания? (Имена существительные и имена прилагательные женского рода.)

— На какие группы их можно разделить? (Словосочетания в винительном падеже и словосочетания в творительном па­деже.)