Файл: Знакомство с учебником Русский язык. Наша речь и наш язык.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 164

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и фор­мулирование познавательной цели; поиск и выделение необхо­димой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; к. - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с за­дачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержа­ния, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Учащиеся по цепочке объясняют написание падежных окон­чаний имён прилагательных.)

— Объясните лексическое значение выделенных словосоче­таний.

— Назовите лишнее словосочетание в каждой группе. Объяс­ните свой выбор. (Алюминиевая кастрюля в женском роде, волнистой лентой — в женском роде, о весеннем празднике в мужском роде.)

(Два ученика выполняют на доске разбор слов как частей речи.)

III. Актуализация знаний

— Спишите. Обозначьте все изученные орфограммы в словах, объясните их написание.

Белые чайки над синей волной,

Быстрые рыбки в воде голубой...

Белое облако в небе плывёт,

Словно в далёкий зовёт нас полёт.

IV. Самоопределение к деятельности

— Выпишите из текста все словосочетания с прилагательным зелёный.

Зеленеют все опушки,

Зеленеет пруд.

А зелёные лягушки

Песенку поют.

Ёлка — сноп зелёных свечек,

Мох — зелёный пол.

И зелёненький кузнечик

Песенку завёл...

Над зелёной крышей дома

Спит зелёный дуб.

Два зелёненькие гнома

Сели между труб.

И, сорвав зелёный листик,

Шепчет младший гном:

«Видишь? рыжий гимназистик

Ходит под окном.

Отчего он не зелёный?

Май теперь ведь... май!»

Старший гном зевает сонно:

«Цыц! не приставай».

С. Чёрный

— На какие две группы можно разделить все словосочетания? (С прилагательными в единственном числе и во множественном.)

— На какие вопросы отвечают имена прилагательные во мно­жественном числе? Назовите их окончания.

— Как проверить написание окончаний имён прилагательных во множественном числе? (Ответы детей.)

— Сформулируйте задачи урока.
(Научиться определять падеж имён прилагательных во множественном числе, правильно пи­сать окончания таких прилагательных.)

V. Работа по теме урока Работа по учебнику

Упр. 80 (с. 38).

— Рассмотрите таблицу.

— Назовите падежные вопросы имён прилагательных во мно­жественном числе.

— В каких падежах вопросы одинаковые?

— Чем различаются падежные вопросы имён прилагательных во множественном числе в женском и мужском роде? (Они не различаются.)

— Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».

— Как изменяются имена прилагательные во множественном числе?

Упр. 81 (с. 38).

— Просклоняйте словосочетания: вариант 1 — весенние голубые цветы, вариант 2 — весёлые неуклюжие медвежата.

— Сравните в парах, во всех ли падежах окончания имён при­лагательных совпадают.

Упр. 82 (с. 39).

— Прочитайте загадку выразительно. О чём она? Назовите отгадку. (Салют.)

— Как можно озаглавить текст? («Сказочный куст», «Небыва­лые цветы».)

— Найдите синонимы к указанным словам. (Красный — пун­цовый, бирюзовый — голубой, тёмный — чёрный, жёлтый золотой, невиданный небывалый.)

— Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка. Один ученик выполняет на доске разбор

слова чёрной как части речи. Взаимооценка.)

— Запишите в словарик слова салют, ракета, поставьте уда­рение, подчеркните орфограммы.

— Объясните значение слова салют с помощью толкового словаря.

— Подберите к слову салют однокоренные слова. (Салюто­вать, салютный.)

— Прочитайте в толковом словаре значение слова ракета.

— Подберите к слову ракета однокоренные слова. (Ракетный, ракетчик, ракетница.)

— Попробуйте составить предложение, в которое бы вошли оба этих слова.

(На данном этапе урока можно использовать школьные сло­варики: орфографический, толково-этимологический.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала Свободный диктант

(См.: КИМы, свободный диктант (с. 77).)

VIII. Рефлексия Работа по карточкам

— Вставьте пропущенные окончания имён прилагательных.

Бел.. ромашки на лугу зелен.., Выросли ромашки под зелен., клёном. На ромашках беленые, бабочки сидят, Усиками тонк.. тихонько шевелят.

Ярк.. звёзды на небе ночн.., Звёздн.. свой свет они нам посылают. Радостно нам, что светло всё кругом, Но звёзды холодн.. не согревают...

(Самопроверка по образцу.)


— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Какое задание вам больше всего понравилось выполнять?

— Какие трудности вы испытывали?

Домашнее задание

Упр. 83 (с. 39).

______________________________


Тема: Склонение имён прилагательных во множественном числе. Именительный и винительный падежи.

Цель: учить распознавать имена прилагательные множествен­ного числа в именительном и винительном падежах, правильно писать окончания таких имён прилагательных.

Формируемые УУД: п. - самостоятельное выделение и форму­лирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; преобразование модели с целью выявления общих законов, опре­деляющих данную предметную область; к. - умение с достаточ­ной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержа­ния, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Чтение и анализ сочинений.)

— О каких картинах Н.К. Рериха вы узнали? Чем они вам по­нравились? О чём заставили вас задуматься? (Ответы детей.)

(Два ученика выполняют на доске разбор слов как частей речи.)

III. Актуализация знаний

— Прочитайте стихотворение выразительно.

В шёлковое платье, в белую панамку

Нарядили дети смешную обезьянку

И в игре весёлой провели весь день —

Прыгать и смеяться было им не лень.

— Назовите орфограммы, которые встретились в тексте.

— Назовите слова с мягким знаком. (Платье, обезьянку, день, лень.)

— На какие две группы их можно разделить? (Смягким знаком — показателем мягкости и разделительным мягким знаком.)

— Когда нужно писать разделительный мягкий знак? (В корне слов или после корня перед буквами е, ё, ю, я, и.)

Выборочный диктант


— Выпишите слова с разделительным мягким знаком.

Целый день лежит тюлень,

И лежать ему не лень.

Жаль, тюленье прилежанье

Не пример для подражанья.

Б. Заходер

Громко у резных ворот

Резвый конь копытом бьёт.

У лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том.

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

И с каждой осенью я расцветаю вновь.

Здоровью моему полезен русский холод.

А. Пушкин

Всей семьёй идут гулять

Ночью вдоль дорожек

Ёж-отец, ежиха-мать

И ребёнок-ёжик.

С. Маршак

Льют холодные дожди,

Стучат в окно безрадостно-напрасно.

(Проверка. Один ученик читает слова, остальные проверяют. Если слово названо неверно, учащиеся один раз хлопают в ладоши.)

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте предложение.

Младшие школьники обвязали нежные стволы молодых деревьев еловыми ветками.

— Как вы думаете, для чего они это делали? (Чтобы грызуны: зайцы и мыши — не обгрызали кору деревьев.)

— Найдите в предложении имя прилагательное в именитель­ном падеже.

— Почему задание вызвало затруднение? (В предложении два имени прилагательных отвечают на вопрос именительного падежа какие?и имеют окончания -ые, -ие.)

— В каком ещё падеже, кроме именительного, имена прила­гательные множественного числа могут отвечать на вопрос какие?и иметь окончания -ые, -ие? (В винительном.)

— Как определить падеж в этом случае? (Имя прилагатель­ное, которое относится к подлежащему (школьники), стоит в именительном падеже, а имя прилагательное, которое отно­сится ко второстепенному члену (стволы), — в винительном.)

— Сформулируйте задачи урока. (Научиться различать имена прилагательные множественного числа в именительном и ви­нительном падежах, правильно писать окончания таких имён прилагательных.)

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр.86 (с. 41).

— Рассмотрите схемы.

— Сравните вопросы и окончания именительного и винитель­ного падежей.

— Сделайте вывод. (Имена прилагательные множественного числа, относящиеся к неодушевлённым именам существитель­ным, в винительном падеже отвечают натот же вопрос, что и имена прилагательные множественного числа в именитель­ном падеже, и имеют такие же окончания.)