Файл: Знакомство с учебником Русский язык. Наша речь и наш язык.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 163
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
— На какие вопросы отвечают имена прилагательные в винительном падеже? Какие окончания они будут иметь? Почему?
— На какие вопросы отвечают имена прилагательные в творительном падеже? Какие окончания они будут иметь? Почему?
— Сформулируйте задачи урока. (Научиться распознавать имена прилагательные в винительном и творительном падежах, правильно писать окончания этих имён прилагательных.)
IV. Работа по теме урока Работа по учебнику
Упр. 71 (с. 34).
(Устная работа по заданиям упражнения.)
Упр. 72 (с. 34).
— Прочитайте.
— Определите падеж имён прилагательных.
— Назовите словосочетания с именами прилагательными в винительном падеже. Какие окончания они имеют? (Влажную землю, вешнюю красу.)
— Назовите словосочетания с именами прилагательными в творительном падеже. Какие окончания в них выделили? (Дорожкою лесною, узкою межой.)
— Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка. Один ученик выполняет на доске разбор
предложения по членам.)
Упр. 73 (с. 34). (Устная работа по вопросам и заданиям упражнения.)
— Сделайте вывод: где и для чего в творительном падеже употребляются окончания -ою, -ею? (В поэтических произведениях для создания благозвучия, мелодики произведения.)
Упр. 74 (с. 35).
— Прочитайте поэтические строки.
— Какой вариант окончаний вы выберете? Почему? (Жёлтою резьбой, грустью тёмною.)
— Запишите полученные варианты строк.
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала Предупредительный диктант
(См.: КИМы, предупредительный диктант (с. 75).)
VII. Рефлексия
— Составьте и запишите словосочетания по схемам.
1) Сущ. + прил. ж. р. в Т. п.;
2) сущ. + прил. ж. р. в В. п.;
3) сущ. + прил. ж. р. в Д. п.
(Взаимопроверка.)
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Чему вы научились сегодня на уроке?
— Какое задание было самым интересным?
— За что вы можете похвалить себя?
Домашнее задание
Упр. 75 (с. 35).
______________________________
Тема: Правописание имён прилагательных женского рода в единственном числе.
Цель:развивать умения определять падеж имён прилагательных, правильно писать падежные окончания имён прилагательных.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Объясните значение выделенных слов.
— Назовите падеж и окончания имён прилагательных.
— Какое имя прилагательное вы разобрали как часть речи? (Три ученика на доске выполняют разбор разных прилагательных, один ученик выполняет звуко-буквенный разбор слова заря.)
— Как вы разобрали последнее предложение?
III. Актуализация знаний
— Найдите в тексте домашнего упражнения слово с парным согласным в корне. (Узкие.)
— Как проверить написание парных согласных в корне?
— Спишите, вставьте пропущенные буквы.
Ша..кадашу..ка —
Вот и весь Мишу..ка.
(Проверка. Учащиеся объясняют написание слов, называют проверочные слова.)
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте предложения.
Шалтай-Болтай ел большой ложкой. Шалтай-Болтай ел большую ложку.
— Чем отличаются эти предложения? (Падежом имён прилагательных и существительных и смыслом.)
— Сделайте вывод: для чего нужно уметь правильно писать падежные окончания имён существительных и имён прилагательных?
— Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в правописании падежных окончаний имён существительных и имён прилагательных.)
V. Работа по теме урока
— Спишите, вставьте пропущенные окончания имён прилагательных.
Ещё дуют холодн.. ветры
И наносят утренни морозы,
Только что на проталинах весенн..
Показались ранн.. цветочки,
Как из чудн.. царства восков..,
Из душист., келейки медов..
Вылетала перв.. пчёлка,
Полетела по ранн.. цветочкам
О краен., весне поразведать.
А. Пушкин
— Прочитайте стихотворение выразительно. Какую картину помогли описать имена прилагательные?
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала Объяснительный диктант
Зимняя ночь в лесу
По стволам и сучьям деревьев постукивает мороз. Хлопьями летит мягкий иней. В тёмном высоком небе зажглись звёзды.
Тихо в зимнем лесу. Но и в морозные ночи идёт скрытая жизнь.
Вот хрустнула в чаще мёрзлая ветка. Это пробегал под деревьями заяц-беляк. Вот по гладкому снегу бежит хорёк за мышкой. Над сугробами пролетают совы. Как сказочный часовой, уселся на голом сучке головастый серый совёнок. В ночной темноте он хорошо видит, как идёт в зимнем лесу скрытая от людей жизнь.
Грамматическое задание: указать падеж имён прилагательных, выделить в них окончания.
(На данном этапе урока можно использовать КИМы: объяснительный диктант (с. 76); сборник диктантов и проверочных работ: предупредительные и объяснительные диктанты (с. 206-207).)
VIII. Рефлексия
— Спишите, употребив имена прилагательные, данные в скобках, в нужной форме. Укажите падеж имён прилагательных.
Море смеялось под (лёгкий) порывом (знойный) ветра. Оно улыбалось (голубое) небу. С (весёлый) плеском носились волны. Они сбрасывали на песок (белая) пену. Она таяла на (горячий) песке. Чайки лениво качались на волнах.
(Проверка.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что мы закрепляли сегодня на уроке?
— С какими заданиями вы легко справились?
— Что пока ещё не очень хорошо получается?
Домашнее задание
Упр. 76 (с. 36).
________________________________
Тема: Правописание имён прилагательных во множественном числе.
Цели: проанализировать и исправить ошибки, допущенные в изложении; развивать умение выполнять работу над ошибками; отрабатывать навыки правописания падежных окончаний имён прилагательных.
Формируемые УУД: п. — выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока Работа по учебнику
Упр. 78 (с. 37).
— Прочитайте задание. Скажите, что нужно сделать в упражнении.
— Прочитайте предложения.
— Найдите вступление.
— Какие предложения раскрывают основную мысль текста?
— Какое предложение будет заключительным?
— Прочитайте текст, который у нас получился.
— Объясните написание слов с выделенными орфограммами.
— Как можно озаглавить текст?
— Запишите текст и заголовок.
— Выполните разбор слова сельдяным как части речи.
— Прочитайте слова из словаря внизу страницы. К какой тематической группе они относятся? (Посуда.)
— Запишите их в словарик, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
— Составьте предложение, в которое вошли бы все эти слова.
(На данном этапе урока можно использовать школьные словарики: орфографический, толково-этимологический, словарик трудностей русского языка.)
III. Рефлексия
— Найдите в тексте упр. 78 имена прилагательные. Укажите их падеж, выделите окончания.
(Взаимопроверка.)
— Оцените свою работу на уроке.
IV. Подведение итогов урока
— Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?
V. Домашнее задание
Упр. 79 (с. 37).
______________________________
Тема: Сочинение по репродукции картины Н.К.Рериха «Заморские гости».
Цель:развивать умения определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника, передавать своё отношение к картине.
Формируемые УУД: п. — осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; к. - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — составление плана и последовательности действий; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Оборудование: портрет Н.К. Рериха, репродукция картины «Заморские гости».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте предложения, которые у вас получились.
— Можно ли их назвать текстом?
— Назовите тему этого текста.
— Как его можно озаглавить?
— Назовите имена прилагательные, их окончания и падеж.
III. Работа по теме урока
1. Рассказ учителя о Н.К. Рерихе
Николай Константинович Рерих родился 9 октября 1874 г. в Петербурге. В 1883 г. Николай Рерих сдал вступительные экзамены в одну из лучших и дорогих частных школ Санкт-Петербурга - гимназию Карла фон Мая. Экзамены были сданы с такой лёгкостью, что фон Май воскликнул: «Будет профессором!» Среди разнообразных увлечений Николая были рисование, география, история, археология, коллекционирование минералов, верховая езда, охота.
В 1893 г. Николай Рерих поступил в Петербургскую Академию художеств, где учился у А. И. Куинджи. Одновременно Николай поступил на юридический факультет в университет (окончил в 1898 г.), прослушал курс историко-филологического факультета.
С весны 1918г. художник жил за рубежом, побывал во многих странах.
Н.К. Рерих - автор более 7000 картин, объединённых в тематические циклы и серии. Среди живописных работ Рериха -монгольская, тибетская, гималайская серии горных пейзажей, символические композиции.
2. Работа по учебнику
Упр. 84 (с. 40).
— Прочитайте текст.
— О каком художнике вы прочитали? Что вы о нём узнали?
— Что ещё вы знаете об этом человеке?
— Выполните задания к упражнению.
(Проверка. Два ученика выполняют на доске грамматические разборы.)
IV. Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику
Упр. 85 (с. 40).
— Прочитайте задание.
— Рассмотрите картину.
— Что на ней изображено?
— Какое настроение создаёт картина?
— Прочитайте текст.
— Какие вопросы у вас возникли?
— Какие чувства, мысли пробудила в вас картина? (Написание сочинения на черновике.)
V. Рефлексия
(Чтение и анализ нескольких сочинений.)
— Оцените свою работу на уроке.
VI. Подведение итогов урока
— О жизни какого художника вы сегодня узнали?
— Что вам запомнилось из его биографии?
— Возникло ли у вас желание познакомиться с другими картинами художника?
Домашнее задание
Переписать сочинение на чистовик. Познакомиться с другими картинами Н.К. Рериха. Упр. 85 (с. 40) — выполнить разбор слов как частей речи.
________________________________
Тема: Склонение имён прилагательных во множественном числе. Именительный и винительный падежи.
Цели: развивать умение определять падеж имён прилагательных; учить правильно писать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе.