Файл: Знакомство с учебником Русский язык. Наша речь и наш язык.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 169
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Женя как части речи.)
Упр. 129 (с. 61).
— Прочитайте задание.
— Как вы поняли, что нужно сделать? (Определить грамматические признаки местоимений.)
— Прочитайте первое местоимение, назовите его грамматические признаки. (Его — 3-е лицо, единственное число, родительный или винительный падеж.)
— Прочитайте второе местоимение, назовите его грамматические признаки. (Вам — 2-е лицо, множественное число, дательный падеж.)
(Далее работа в парах.)
Упр. 130(с. 62).
(Коллективное выполнение с комментированием.)
— Прочитайте слова из словаря.
— Что означают эти слова? Найдите их значение в толковом словаре.
— Какой буквой обозначается непроверяемый гласный звук в этих словах?
— Запишите слово победа в словарик, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.
— Подберите к слову победа однокоренные слова. (Победитель, победный, победоносный, побеждённый.)
— Подберите к слову солдат однокоренные слова. (Солдатский, солдатик, солдатушки, по-солдатски.)
— Составьте предложение, в котором встретились бы оба этих слова.
(На данном этапе урока можно использовать школьные словарики: орфографический, толково-этимологический, словарик трудностей русского языка.)
VIII. Рефлексия
— Составьте и запишите словосочетания. Укажите лицо, число и падеж местоимений.
Увидел (он, я, они); гулял с (вы, они, ты); думал о (она, ты, мы); удивился (мы, вы, они).
(Самопроверка по образцу на доске.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Что мы повторили?
— Кого бы вы могли похвалить сегодня?
Домашнее задание
Упр. 131 (с. 62).
_______________________________
Тема: Изменение по падежам личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. Правописание местоимений.
Цель:развивать умения склонять личные местоимения, определять лицо, число и падеж местоимений.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. - установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Три ученика читают получившиеся тексты.)
— Назовите местоимения, их лицо, число и падеж.
— Объясните написание слов с орфограммами.
(Один ученик выполняет на доске звуко-буквенный разбор слова кольцо.)
III. Актуализация знаний
— Спишите, вставьте пропущенные окончания имён существительных.
1) Близ рощ.., на пригорк.. стояли дачи. 2) От заморозк.. весной гибнет цвет яблон.., груш.., вишн.. . 3) В Сибир.., в долин., рек., вырос город сталевар... 4) Белка прыгала на ел., с ветк.. на ветк... 5) Он надоел и бабушк.. Анись.., и кур.., и собак...
(Проверка.)
— Как правильно написать падежные окончания имён существительных?
(Самооценка.)
IV. Самоопределение к деятельности
— Какими местоимениями можно заменить каждое из слов в первом предложении?
— Назовите их лицо, число и падеж.
— Как вы напишете местоимения с предлогами?
— Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в склонении и правописании личных местоимений, определении их грамматических признаков.)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 132(с. 63).
— Прочитайте текст.
— Из какого произведения взят этот отрывок? («Лягушка-путешественница».)
— Вставьте пропущенные слова.
— Прочитайте получившийся текст.
— Подберите синоним к слову превосходно. (Прекрасно.)
— Выполните письменные задания к упражнению.
— Устно составьте по рисунку свой рассказ. (Проверка. Заслушиваются два-три рассказа.)
Упр. 133(с. 63).
— Прочитайте задание.
— Составьте пословицы, запишите их.
— В чём смысл пословиц?
— Найдите в пословицах местоимения и подчеркните их. (Проверка. Фронтальная работа — разбор местоимений по образцу. Самооценка.)
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику
Упр. 135(с. 64).
— Прочитайте тексты.
— Понятно ли, о чём в них говорится?
(Нет.)
— Почему? (Местоимения употреблены неправильно.)
— Отредактируйте тексты. (Фронтальная работа.)
Варианты текстов
1. Началось классное собрание. Колю избрали председателем собрания, но он отказался.
2. Лосята увидели в лесу стог сена. Они подошли к нему и стали есть сено. Лосята были спокойны. Их охранял старый лось.
3. Белка веселилась. Она ловко прыгнула на ветку, и с ветки посыпался снег.
— Запишите один текст по выбору. (Взаимопроверка. Выполнение грамматических разборов. Два
ученика работают у доски.)
— Кто такой председатель? Найдите значение этого слова в толковом словаре.
— Запишите слово председатель в словарик, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
(На данном этапе урока можно использовать школьный орфографический словарик.)
VIII. Рефлексия Работа по учебнику
Упр. 134(с. 64).
(Самостоятельное выполнение. Фронтальная проверка.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что мы повторили сегодня на уроке?
— Чем полезен был для вас урок?
— За что вы можете похвалить себя?
— Что вас огорчило?
Домашнее задание
Упр. 136 (с. 64).
________________________________
Тема: Подробное изложение повествовательного текста
Цели: развивать умения определять тему текста, составлять план текста, определять главную мысль каждой части, передавать содержание текста с опорой на вопросы плана; развивать речь.
Формируемые УУД: п. — осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — составление плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте стихотворение выразительно.
— Какова его основная мысль?
(Запись текста под диктовку. Самопроверка по учебнику, самооценка.)
III. Работа по теме урока
Упр. 138(с. 65).
— Прочитайте текст.
— Определите тип текста. (Повествование с элементами описания.)
— Назовите его тему и основную мысль. (Внимание и благодарность к родным, близким, знакомым приносят радость тому, кто благодарит, и тому, кого благодарят, кому оказывают внимание.)
— Озаглавьте текст. («Мимоза».)
2. Обсуждение структуры текста, орфографическая подготовка
— На сколько частей можно разделить текст? (На четыре.)
— О чём говорится в первой части? (Витя увидел веточки мимозы.)
— Как автор говорит о веточках?
— Обратите внимание на то, как написана дата 8 Марта.
— Назовите опорные слова в первой части.
— Объясните написание окончаний прилагательных, безударных гласных в словах.
— О чём говорится во второй части? (Витя подарил маме открытку.)
— Прочитайте текст поздравительной открытки.
— Как ответила мама на поздравление сына?
— Назовите опорные слова во второй части.
— Объясните написание слов с орфограммами в корне и окончании.
— О чём говорится в третьей части? (Витя подарил Лене Поповой три веточки мимозы.)
— Назовите опорные слова в третьей части.
— О чём говорится в четвёртой части? (Никто из девочек, кроме Лены, не получил подарка в этот день.)
— Как автор называет мимозы в этой части? Уместно ли использование местоимения они в третьем предложении?
— Обратите внимание на повторение слова такие. С какой целью автор несколько раз употребляет это слово?
— Почему Лене казалось, что в цветах отражается солнце?
— Назовите опорные слова в четвёртой части.
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
1. Пересказ текста
2. Работа над изложением
(Написание изложения. Самопроверка, редактирование текста.)
VI. Подведение итогов урока
— Понравился ли вам текст, с которым мы работали?
— Чему учит этот текст?
— Какие затруднения вы испытывали при написании изложения?
Домашнее задание
Упр. 137 (с. 65).
Упр. 138 (с. 65) — выполнить разбор слова (перед) Леной как части речи.
___________________________________
Тема: Контрольный диктант по теме «Местоимение»
Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Местоимение».
Формируемые УУД: п. — выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; л. - установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
Контрольный диктант
Лесной голосок
Всолнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Я её слышал много раз. Но никогда не видел, какая она из себя.
Увидеть её оказалось совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а она — от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот играть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчок: поищи получше. А она уже совсем близко кукует.
Упр. 129 (с. 61).
— Прочитайте задание.
— Как вы поняли, что нужно сделать? (Определить грамматические признаки местоимений.)
— Прочитайте первое местоимение, назовите его грамматические признаки. (Его — 3-е лицо, единственное число, родительный или винительный падеж.)
— Прочитайте второе местоимение, назовите его грамматические признаки. (Вам — 2-е лицо, множественное число, дательный падеж.)
(Далее работа в парах.)
Упр. 130(с. 62).
(Коллективное выполнение с комментированием.)
— Прочитайте слова из словаря.
— Что означают эти слова? Найдите их значение в толковом словаре.
— Какой буквой обозначается непроверяемый гласный звук в этих словах?
— Запишите слово победа в словарик, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.
— Подберите к слову победа однокоренные слова. (Победитель, победный, победоносный, побеждённый.)
— Подберите к слову солдат однокоренные слова. (Солдатский, солдатик, солдатушки, по-солдатски.)
— Составьте предложение, в котором встретились бы оба этих слова.
(На данном этапе урока можно использовать школьные словарики: орфографический, толково-этимологический, словарик трудностей русского языка.)
VIII. Рефлексия
— Составьте и запишите словосочетания. Укажите лицо, число и падеж местоимений.
Увидел (он, я, они); гулял с (вы, они, ты); думал о (она, ты, мы); удивился (мы, вы, они).
(Самопроверка по образцу на доске.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Что мы повторили?
— Кого бы вы могли похвалить сегодня?
Домашнее задание
Упр. 131 (с. 62).
_______________________________
Тема: Изменение по падежам личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. Правописание местоимений.
Цель:развивать умения склонять личные местоимения, определять лицо, число и падеж местоимений.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. - установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Три ученика читают получившиеся тексты.)
— Назовите местоимения, их лицо, число и падеж.
— Объясните написание слов с орфограммами.
(Один ученик выполняет на доске звуко-буквенный разбор слова кольцо.)
III. Актуализация знаний
— Спишите, вставьте пропущенные окончания имён существительных.
1) Близ рощ.., на пригорк.. стояли дачи. 2) От заморозк.. весной гибнет цвет яблон.., груш.., вишн.. . 3) В Сибир.., в долин., рек., вырос город сталевар... 4) Белка прыгала на ел., с ветк.. на ветк... 5) Он надоел и бабушк.. Анись.., и кур.., и собак...
(Проверка.)
— Как правильно написать падежные окончания имён существительных?
(Самооценка.)
IV. Самоопределение к деятельности
— Какими местоимениями можно заменить каждое из слов в первом предложении?
— Назовите их лицо, число и падеж.
— Как вы напишете местоимения с предлогами?
— Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в склонении и правописании личных местоимений, определении их грамматических признаков.)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 132(с. 63).
— Прочитайте текст.
— Из какого произведения взят этот отрывок? («Лягушка-путешественница».)
— Вставьте пропущенные слова.
— Прочитайте получившийся текст.
— Подберите синоним к слову превосходно. (Прекрасно.)
— Выполните письменные задания к упражнению.
— Устно составьте по рисунку свой рассказ. (Проверка. Заслушиваются два-три рассказа.)
Упр. 133(с. 63).
— Прочитайте задание.
— Составьте пословицы, запишите их.
— В чём смысл пословиц?
— Найдите в пословицах местоимения и подчеркните их. (Проверка. Фронтальная работа — разбор местоимений по образцу. Самооценка.)
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику
Упр. 135(с. 64).
— Прочитайте тексты.
— Понятно ли, о чём в них говорится?
(Нет.)
— Почему? (Местоимения употреблены неправильно.)
— Отредактируйте тексты. (Фронтальная работа.)
Варианты текстов
1. Началось классное собрание. Колю избрали председателем собрания, но он отказался.
2. Лосята увидели в лесу стог сена. Они подошли к нему и стали есть сено. Лосята были спокойны. Их охранял старый лось.
3. Белка веселилась. Она ловко прыгнула на ветку, и с ветки посыпался снег.
— Запишите один текст по выбору. (Взаимопроверка. Выполнение грамматических разборов. Два
ученика работают у доски.)
— Кто такой председатель? Найдите значение этого слова в толковом словаре.
— Запишите слово председатель в словарик, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
(На данном этапе урока можно использовать школьный орфографический словарик.)
VIII. Рефлексия Работа по учебнику
Упр. 134(с. 64).
(Самостоятельное выполнение. Фронтальная проверка.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что мы повторили сегодня на уроке?
— Чем полезен был для вас урок?
— За что вы можете похвалить себя?
— Что вас огорчило?
Домашнее задание
Упр. 136 (с. 64).
________________________________
Тема: Подробное изложение повествовательного текста
Цели: развивать умения определять тему текста, составлять план текста, определять главную мысль каждой части, передавать содержание текста с опорой на вопросы плана; развивать речь.
Формируемые УУД: п. — осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — составление плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте стихотворение выразительно.
— Какова его основная мысль?
(Запись текста под диктовку. Самопроверка по учебнику, самооценка.)
III. Работа по теме урока
-
Знакомство с текстом, беседа по содержанию
Упр. 138(с. 65).
— Прочитайте текст.
— Определите тип текста. (Повествование с элементами описания.)
— Назовите его тему и основную мысль. (Внимание и благодарность к родным, близким, знакомым приносят радость тому, кто благодарит, и тому, кого благодарят, кому оказывают внимание.)
— Озаглавьте текст. («Мимоза».)
2. Обсуждение структуры текста, орфографическая подготовка
— На сколько частей можно разделить текст? (На четыре.)
— О чём говорится в первой части? (Витя увидел веточки мимозы.)
— Как автор говорит о веточках?
— Обратите внимание на то, как написана дата 8 Марта.
— Назовите опорные слова в первой части.
— Объясните написание окончаний прилагательных, безударных гласных в словах.
— О чём говорится во второй части? (Витя подарил маме открытку.)
— Прочитайте текст поздравительной открытки.
— Как ответила мама на поздравление сына?
— Назовите опорные слова во второй части.
— Объясните написание слов с орфограммами в корне и окончании.
— О чём говорится в третьей части? (Витя подарил Лене Поповой три веточки мимозы.)
— Назовите опорные слова в третьей части.
— О чём говорится в четвёртой части? (Никто из девочек, кроме Лены, не получил подарка в этот день.)
— Как автор называет мимозы в этой части? Уместно ли использование местоимения они в третьем предложении?
— Обратите внимание на повторение слова такие. С какой целью автор несколько раз употребляет это слово?
— Почему Лене казалось, что в цветах отражается солнце?
— Назовите опорные слова в четвёртой части.
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
1. Пересказ текста
2. Работа над изложением
(Написание изложения. Самопроверка, редактирование текста.)
VI. Подведение итогов урока
— Понравился ли вам текст, с которым мы работали?
— Чему учит этот текст?
— Какие затруднения вы испытывали при написании изложения?
Домашнее задание
Упр. 137 (с. 65).
Упр. 138 (с. 65) — выполнить разбор слова (перед) Леной как части речи.
___________________________________
Тема: Контрольный диктант по теме «Местоимение»
Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Местоимение».
Формируемые УУД: п. — выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; л. - установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
Контрольный диктант
Лесной голосок
Всолнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Я её слышал много раз. Но никогда не видел, какая она из себя.
Увидеть её оказалось совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а она — от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот играть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчок: поищи получше. А она уже совсем близко кукует.