Файл: Знакомство с учебником Русский язык. Наша речь и наш язык.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 169

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Женя как ча­сти речи.)

Упр. 129 (с. 61).

— Прочитайте задание.

— Как вы поняли, что нужно сделать? (Определить граммати­ческие признаки местоимений.)

— Прочитайте первое местоимение, назовите его граммати­ческие признаки. (Его — 3-е лицо, единственное число, роди­тельный или винительный падеж.)

— Прочитайте второе местоимение, назовите его граммати­ческие признаки. (Вам — 2-е лицо, множественное число, дательный падеж.)

(Далее работа в парах.)

Упр. 130(с. 62).

(Коллективное выполнение с комментированием.)

— Прочитайте слова из словаря.

— Что означают эти слова? Найдите их значение в толковом словаре.

— Какой буквой обозначается непроверяемый гласный звук в этих словах?

— Запишите слово победа в словарик, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

— Подберите к слову победа однокоренные слова. (Победи­тель, победный, победоносный, побеждённый.)

— Подберите к слову солдат однокоренные слова. (Солдат­ский, солдатик, солдатушки, по-солдатски.)

— Составьте предложение, в котором встретились бы оба этих слова.

(На данном этапе урока можно использовать школьные сло­варики: орфографический, толково-этимологический, словарик трудностей русского языка.)

VIII. Рефлексия

— Составьте и запишите словосочетания. Укажите лицо, чис­ло и падеж местоимений.

Увидел (он, я, они); гулял с (вы, они, ты); думал о (она, ты, мы); удивился (мы, вы, они).

(Самопроверка по образцу на доске.)

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Что мы повторили?

— Кого бы вы могли похвалить сегодня?

Домашнее задание

Упр. 131 (с. 62).

_______________________________

Тема: Изменение по падежам личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. Правописание местоимений.

Цель:развивать умения склонять личные местоимения, опре­делять лицо, число и падеж местоимений.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и фор­мулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной фор­ме; анализ объектов с целью выделения их признаков; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в со­ответствии с задачами и условиями коммуникации;
р. — поста­новка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. - установление связи между целью учебной дея­тельности и её мотивом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Три ученика читают получившиеся тексты.)

— Назовите местоимения, их лицо, число и падеж.

— Объясните написание слов с орфограммами.

(Один ученик выполняет на доске звуко-буквенный разбор слова кольцо.)

III. Актуализация знаний

— Спишите, вставьте пропущенные окончания имён сущест­вительных.

1) Близ рощ.., на пригорк.. стояли дачи. 2) От заморозк.. весной гибнет цвет яблон.., груш.., вишн.. . 3) В Сибир.., в долин., рек., вырос город сталевар... 4) Белка прыгала на ел., с ветк.. на ветк... 5) Он надоел и бабушк.. Анись.., и кур.., и собак...

(Проверка.)

— Как правильно написать падежные окончания имён суще­ствительных?

(Самооценка.)

IV. Самоопределение к деятельности

— Какими местоимениями можно заменить каждое из слов в первом предложении?

— Назовите их лицо, число и падеж.

— Как вы напишете местоимения с предлогами?

— Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в склонении и правописании личных местоимений, определении их грамма­тических признаков.)

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 132(с. 63).

— Прочитайте текст.

— Из какого произведения взят этот отрывок? («Лягушка-пу­тешественница».)

— Вставьте пропущенные слова.

— Прочитайте получившийся текст.

— Подберите синоним к слову превосходно. (Прекрасно.)

— Выполните письменные задания к упражнению.

— Устно составьте по рисунку свой рассказ. (Проверка. Заслушиваются два-три рассказа.)

Упр. 133(с. 63).

— Прочитайте задание.

— Составьте пословицы, запишите их.

— В чём смысл пословиц?

— Найдите в пословицах местоимения и подчеркните их. (Проверка. Фронтальная работа — разбор местоимений по об­разцу. Самооценка.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику

Упр. 135(с. 64).

— Прочитайте тексты.

— Понятно ли, о чём в них говорится?
(Нет.)

— Почему? (Местоимения употреблены неправильно.)

— Отредактируйте тексты. (Фронтальная работа.)

Варианты текстов

1. Началось классное собрание. Колю избрали председателем собра­ния, но он отказался.

2. Лосята увидели в лесу стог сена. Они подошли к нему и стали есть сено. Лосята были спокойны. Их охранял старый лось.

3. Белка веселилась. Она ловко прыгнула на ветку, и с ветки посы­пался снег.

— Запишите один текст по выбору. (Взаимопроверка. Выполнение грамматических разборов. Два

ученика работают у доски.)

— Кто такой председатель? Найдите значение этого слова в толковом словаре.

— Запишите слово председатель в словарик, поставьте ударе­ние, подчеркните орфограммы.

(На данном этапе урока можно использовать школьный ор­фографический словарик.)

VIII. Рефлексия Работа по учебнику

Упр. 134(с. 64).

(Самостоятельное выполнение. Фронтальная проверка.)

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что мы повторили сегодня на уроке?

— Чем полезен был для вас урок?

— За что вы можете похвалить себя?

— Что вас огорчило?

Домашнее задание

Упр. 136 (с. 64).

________________________________


Тема: Подробное изложение повествовательного текста

Цели: развивать умения определять тему текста, составлять план текста, определять главную мысль каждой части, передавать содержание текста с опорой на вопросы плана; развивать речь.

Формируемые УУД: п. — осознанное и произвольное построе­ние речевого высказывания в устной и письменной форме; смыс­ловое чтение; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — составление плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержа­ния, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте стихотворение выразительно.

— Какова его основная мысль?

(Запись текста под диктовку. Самопроверка по учебнику, са­мооценка.)

III. Работа по теме урока

  1. Знакомство с текстом, беседа по содержанию

Упр. 138(с. 65).

— Прочитайте текст.

— Определите тип текста. (Повествование с элементами опи­сания.)

— Назовите его тему и основную мысль. (Внимание и благодар­ность к родным, близким, знакомым приносят радость тому, кто благодарит, и тому, кого благодарят, кому оказывают внимание.)

— Озаглавьте текст. («Мимоза».)

2. Обсуждение структуры текста, орфографическая подготовка

— На сколько частей можно разделить текст? (На четыре.)

— О чём говорится в первой части? (Витя увидел веточки ми­мозы.)

— Как автор говорит о веточках?

— Обратите внимание на то, как написана дата 8 Марта.

— Назовите опорные слова в первой части.

— Объясните написание окончаний прилагательных, безудар­ных гласных в словах.

— О чём говорится во второй части? (Витя подарил маме от­крытку.)

— Прочитайте текст поздравительной открытки.

— Как ответила мама на поздравление сына?

— Назовите опорные слова во второй части.


— Объясните написание слов с орфограммами в корне и окон­чании.

— О чём говорится в третьей части? (Витя подарил Лене Попо­вой три веточки мимозы.)

— Назовите опорные слова в третьей части.

— О чём говорится в четвёртой части? (Никто из девочек, кро­ме Лены, не получил подарка в этот день.)

— Как автор называет мимозы в этой части? Уместно ли ис­пользование местоимения они в третьем предложении?

— Обратите внимание на повторение слова такие. С какой целью автор несколько раз употребляет это слово?

— Почему Лене казалось, что в цветах отражается солнце?

— Назовите опорные слова в четвёртой части.

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

1. Пересказ текста

2. Работа над изложением

(Написание изложения. Самопроверка, редактирование текста.)

VI. Подведение итогов урока

— Понравился ли вам текст, с которым мы работали?

— Чему учит этот текст?

— Какие затруднения вы испытывали при написании изло­жения?

Домашнее задание

Упр. 137 (с. 65).

Упр. 138 (с. 65) — выполнить разбор слова (перед) Леной как части речи.

___________________________________

Тема: Контрольный диктант по теме «Местоимение»

Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Место­имение».

Формируемые УУД: п. — выбор наиболее эффективных спо­собов решения задач в зависимости от конкретных условий; ре­флексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматически­ми и синтаксическими нормами родного языка; р. — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; л. - установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока

Контрольный диктант

Лесной голосок

Всолнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышал­ся знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Я её слышал много раз. Но никогда не видел, какая она из себя.

Увидеть её оказалось совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а она — от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот играть: я спря­чусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчок: поищи получше. А она уже совсем близко кукует.