Файл: Знакомство с учебником Русский язык. Наша речь и наш язык.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 170
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Гляжу — через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребёнок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Вот она какая — кукушка! (119 слов)
Грамматическое задание
1. Выписать из текста местоимения, указать их лицо, число и падеж.
2. Распределить слова по группам и записать в два столбика. Для, он, по, её, от, за, вы, нам, у, тебе.
3. Списать, вставить подходящие по смыслу местоимения.
В субботу ... пошли в парк. Деревья стояли в пёстром наряде. На ... были красные, жёлтые, оранжевые листья. ... встал под деревом. На ... дождём посыпались осенние листья.
(Можно использовать КИМы: контрольный диктант (с. 82); сборник диктантов и проверочных работ: контрольные диктанты (с. 225-226).)
III. Подведение итогов урока
— Какие орфограммы встретились в тексте диктанта?
— В написании каких слов вы сомневались?
_____________________________
Тема: Значение глаголов в языке и речи. Роль глаголов в предложении.
Цели: актуализировать знания об обобщённом лексическом значении глаголов, их роли в языке; развивать умения распознавать глаголы, объяснять их значение.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ, сравнение, классификация объектов по выделеннымпризнакам; синтез; подведение под понятие; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
— Спишите, обозначьте знакомые орфограммы.
Каждый день папа возит Илью и Марьяну в школу. Широкая дорога идёт степью. Кругом раздолье. Конь Вьюнок бежит рысью.
Дети с радостью едут в школу. В классе их ждут друзья. Там любимая учительница Татьяна Васильевна. Там важное дело — ученье.
(Фронтальная проверка, самооценка.)
III. Самоопределение к деятельности
— Послушайте стихотворение. Догадайтесь, о какой части речи в нём говорится.
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт.
Вышивает, или пашет,
Или забивает гол.
Варит, жарит, моет, чистит —
Всё расскажет нам... (глагол).
А. Югов
— Что вы можете рассказать о глаголе?
— Сформулируйте задачи урока. (Повторить всё, что нам известно о глаголе.)
IV. Работа по теме урока Работа по учебнику
Упр. 139 (с. 68).
— Прочитайте стихотворение.
— О каком времени года рассказывает автор? (О весне.)
— Найдите в тексте глаголы.
— По каким признакам вы их нашли?
— Запишите глаголы.
— На какие две группы можно их разделить? (В прошедшем и будущем времени.)
— Выполните грамматические разборы, указанные в упражнении.
(Два ученика работают у доски.)
Упр. 140 (с. 68).
— Прочитайте задание.
— Назовите глаголы, относящиеся к каждой из тематических групп.
— Запишите глаголы, обозначающие движение.
Дополнительное задание: составить сложное предложение
с любыми из этих глаголов.
Упр. 141 (с. 68-69). (Коллективное выполнение.)
— Каким членом предложения является глагол1 (Сказуемым.)
— Выполните разбор слова пою как части речи. (Один ученик работает у доски.)
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр. 142 (с. 69).
— Рассмотрите рисунок.
— Прочитайте задание.
— Какие глаголы вы будете использовать?
— Составьте рассказ устно.
(Проверка. Заслушиваются два-три рассказа.)
Упр. 143 (с. 69).
— Прочитайте предложения.
— Что интересного вы заметили? (В предложении есть слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разное значение и относятся к разным частям речи.)
— По каким признакам можно различить части речи? (По вопросам и обобщённому лексическому значению.)
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)
— Назовите глаголы, которые вы подчеркнули. Докажите, что это глаголы.
VII. Рефлексия Работа по учебнику
Упр. 144 (с. 70).
(Самостоятельное выполнение. Фронтальная проверка.)
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Что мы повторили сегодня на уроке?
— Как распознать глаголы среди других частей речи?
Домашнее задание
Упр. 145 (с. 70).
Записать в словарик слова гореть, сверкать, составить с ними предложения.
_______________________________
Тема: Грамматические признаки глагола. Время глаголов (настоящее, прошедшее, будущее).
Цели:актуализировать знания об изменении глаголов по временам; развивать умения определять время глаголов и изменять глаголы по временам.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; выдвижение гипотез и их обоснование; к. - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. - постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Обсуждение устных вопросов к упражнению.)
— Назовите глаголы единственного числа, множественного числа.
— Объясните написание слов с орфограммами.
(Один ученик выполняет на доске разбор предложения по членам.)
— Какие слова из словаря вы записали? Назовите орфограммы в этих словах.
— Прочитайте предложения, которые вы составили с этими словами.
III. Актуализация знаний
— Прочитайте слова.
Су..ота, ре..ька, кро..ка, чу..кие, ка..ир, завя..ка, шо..е, па..ажир, при-чё..ка, тситория, про..ка, ба..ейн, шу..ка.
— На какие две группы их можно разделить? (Слова с парными согласными в корне и слова с удвоенными согласными.)
— Как проверить слова первой группы? (Изменить их так, чтобы после сомнительного согласного стоял гласный звук.)
— Как проверить слова второй группы? (Никак. Написание этих слов нужно запомнить.)
— Запишите слова группами. Допишите в каждую группу ещё по три слова.
(Фронтальная проверка, самооценка.)
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте предложения.
Кассир продал пассажиру билет на поезд. Кассир продаёт пассажиру билет на поезд. Кассир продаст пассажиру билет на поезд.
— Чем похожи предложения? Чем они отличаются? (В предложениях говорится об одном и том же. Но в первом случае описывается действие, которое уже произошло, во втором — действие, которое происходит в данный момент, в третьем — действие, которое будет происходить.)
— Форма какого слова изменяется при этом? (Глагола.)
— Что изменяется у глагола? (Время.)
— Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, как глаголы изменяются по временам, научиться определять время глаголов, употреблять временные формы глаголов.)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 146 (с. 71).
— Прочитайте стихотворение выразительно.
— Объясните значение слова навострили. (Приготовились к действию.)
(Далее работа по вопросам и заданиям учебника.)
— Сделайте вывод: на какие два признака, нужно обращать внимание при определении времени глаголов? (На смысловой (какое действие обозначает глагол) и формально-грамматический (на какой вопрос отвечает глагол).)
— Выполните звуко-буквенный разбор слова вьюга. (Один ученик работает у доски.)
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
— Спишите текст.
Речушка замёрзла. На быстрине над полыньёй поднимается пар. Речка дышит. От её холодного дыхания вырастут на закраинах льда белые венчики цветов.
— Подчеркните грамматическую основу в каждом предложении.
— Какой частью речи выражено подлежащее?
— Какой частью речи выражено сказуемое?
— Определите время глаголов.
— Какие два признака вы использовали для определения времени глаголов?
VIII. Рефлексия
— Запишите глаголы в три столбика в зависимости от времени.
Буря мглою небо кроет...
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
А. Пушкин
Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел.
Сверху солнышко печёт,
А внизу река течёт.
В этой речке утром рано
Утонули два барана.
С. Михалков
В игре её конный не словит,
В беде не сробеет — спасёт:
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдёт!
Н. Некрасов
(Проверка по образцу.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что мы повторили сегодня на уроке?
— Что нового вы узнали?
— Какое задание было интересно выполнять?
— Кто сегодня на уроке был самым активным?
Домашнее задание
(Задание на карточках.)
— Выпишите глаголы из стихотворения, укажите их время.
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко,
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несёт
На торжествующем хребте
Поднятый ею лёд!
Ещё древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен, и душист.
Е. Баратынский
______________________________
Тема: Неопределённая форма глагола
Цели: расширять представления об особенностях неопределённой формы глагола; развивать умения распознавать глаголы в неопределённой форме, ставить вопросы к ним.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; подведение под понятие; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
- Какие глаголы в настоящем времени вы выписали?
- Какие глаголы в прошедшем времени вы выписали?
- Какие глаголы в будущем времени вы выписали? (Таких глаголов в стихотворении нет.)
III. Актуализация знаний
Письмо по памяти
Явсегда со светом дружен.
Если солнышко в окне,
Я от зеркала, от лужи
Пробегаю по стене. (Солнечный зайчик.) (Самопроверка, самооценка.)
IV. Самоопределение к деятельности
— Послушайте стихотворение. Найдите в нём глаголы.
Не мешайте мне мечтать!
Чтоб мешок конфет достать,
Развернуть, жевать, сосать,
Чавкать, чмокать, уплетать,
Долго-долго не глотать,
Наслаждаться, смаковать.
Мне не надо в рот смотреть!
Совесть надобно иметь!
Так могу я подавиться
И на месте умереть!
Т. Рик «Здравствуй, дядюшка Глагол»
— На какие вопросы отвечают глаголы в этом стихотворении? (Что делать ? Что сделать ?)