Файл: Знакомство с учебником Русский язык. Наша речь и наш язык.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 172
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
— Что такое свитер?
— Проверьте, правильно ли вы объяснили значение слова, по толковому словарю учебника.
— Запишите это слово в словарик, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.
(Следует обратить внимание учащихся на произношение слова: сви[т]ер. На данном этапе урока можно использовать школьные словарики: орфографический, словарик трудностей русского языка.)
— Выполните письменные задания к упражнению. (Фронтальная проверка. Два ученика выполняют на доске
грамматические разборы. Самооценка.)
Упр. 160(с. 78).
— Прочитайте стихотворение.
— О каком времени года в нём говорится? (О весне.)
— Какие приметы весны описывает автор?
— Какие буквы нужно написать на месте пропусков? Почему?
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка по образцу. Один ученик выполняет на доске звуко-буквенный разбор слова тают.)
— Запишите в словарик слово везде, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.
— Прочитайте, что означает это слово, в толковом словаре.
— Составьте предложение со словом везде.
(На данном этапе урока можно использовать школьный орфографический словарик.)
— Прочитайте материал рубрики «Страничка для любознательных» нас. 78.
— Что интересного вы узнали о глаголах?
— Как вы понимаете высказывание А. Югова?
VIII. Рефлексия
— Образуйте временные формы глаголов: вариант 1 — писать, написать, вариант 2 —лепить, слепить.
(Проверка.)
— Всегда ли можно образовать три формы времени?
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Чему вы научились?
— Какие задания вызвали у вас затруднения?
Домашнее задание
Упр. 161 (с. 78).
__________________________
Тема: Письменное изложение по самостоятельно составленному плану.
Цели:развивать умения определять тему текста, составлять план текста, определять главную мысль каждой части, передавать содержание текста с опорой на вопросы плана; развивать речь.
Формируемые УУД: п. — осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; рефлексия способов и условий действия, контроль и
оценка процесса и результатов деятельности; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — составление плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; л. - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте текст, который у вас получился.
— Почему автор употребил много глаголов прошедшего времени? (Чтобы показать быстроту действия.)
— Назовите глаголы, которые помогли передать стремительность действия.
III. Работа по теме урока
-
Знакомство с текстом, беседа по содержанию
Упр. 162(с. 79).
— Прочитайте текст.
— Определите тип текста. (Повествование.)
— Назовите его тему. (Как учитель помог перезимовать уточке.)
— Какова основная мысль текста? (Дикие животные должны жить в природе.)
2. Составление цитатного плана, лексическая работа
— Сколько частей в тексте? (Четыре.)
— Как найти границы частей? (Они соответствуют абзацам.)
— Прочитайте первую часть. Что в этой части главное? (Уучителя Николая Дмитриевича всю зиму жила раненая уточка. Он её лечил.)
— Объясните значение словосочетаний приволок с речки, привыкли друг к другу.
— Выберите предложение, которое может стать пунктом плана. (Учитель и Утя привыкли друг к другу.)
— Прочитайте вторую часть. Что в этой части главное? (Пришла весна. Уточка стала проситься на волю.)
— Что такое полынья?
— Объясните значение словосочетаний уточка заволновалась, проситься на волю.
— Выберите предложение, которое может стать пунктом плана. (Уточка заволновалась.)
— Прочитайте третью часть. Что в этой части главное? (Николай Дмитриевич попрощался с уточкой и отпустил её на волю.)
— Объясните значение словосочетаний вынес на волю, пришла разлука, махнул руками снизу вверх, сильно кинул.
— Выберите предложение, которое может стать пунктом плана. (Пришла разлука.)
— Прочитайте четвёртую часть. Что в этой части главное? (Уточкарадуется весне и воле.)
— Объясните значение выражения твоя весна пришла.
— Выберите предложение, которое может стать пунктом плана. (Живи теперь на воле.)
3. Орфографическая подготовка, анализ предложений текста
— Найдите в тексте знакомые орфограммы.
— Объясните постановку знаков препинания в тексте.
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
1. Пересказ текста
2. Работа над изложением
(Написание изложения. Самопроверка, редактирование текста.)
VI. Подведение итогов урока
— Понравился ли вам текст, с которым мы работали?
— Какие выводы вы сделали для себя?
— Какие трудности вы испытывали при написании изложения?
Домашнее задание
Записать в словарик слова сверху, снизу, составить с ними предложения.
____________________________________
Тема: Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Формы лица и числа глаголов.
Цели: проанализировать и исправить ошибки, допущенные в изложении; развивать умение выполнять работу над ошибками; познакомить с изменением глаголов по лицам и числам; формировать умение спрягать глаголы в настоящем и будущем времени.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Анализ изложения
(Анализ правильности передачи содержания текста, соблюдения его структуры. Индивидуальная работа над речевыми, грамматическими и орфографическими ошибками.)
III. Проверка домашнего задания
— Какие слова из словаря вы записали?
— Прочитайте предложения, которые вы составили с этими словами.
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте тему урока.
— Какое новое слово вам встретилось? Какие вопросы вы хотели бы задать?
— Сформулируйте задачи урока. (Узнать, что такое спряжение, как спрягаются глаголы.)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 163(с. 80).
(Коллективное выполнение с комментированием. Учащиеся по цепочке называют пропущенные местоимения, определяют их лицо, записывают предложения.)
— Что вы заметили? (Форма глагола меняется в зависимости от того, с каким местоимением он употреблён.)
— Какой можно сделать вывод? (Глаголы изменяются по лицам.)
— Как определить лицо глагола? (По местоимению.)
— В каком времени употреблены глаголы? (В настоящем.)
— Определите число глаголов.
— Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».
— На какие вопросы, поставленные в начале урока, вы уже можете ответить?
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику
Упр. 164 (с. 81).
(Устная работа по вопросам и заданиям упражнения.)
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— Что называется спряжением глагола?
Упр. 165 (с. 81).
— Прочитайте задание.
— Как вы будете действовать? (Проспрягаем каждый глагол и понаблюдаем, как меняются окончания.)
(Работа в парах. Проверка.)
— К какому выводу вы пришли? (Глагол в прошедшем времени рассказал не спрягается, так как его окончания не меняются.)
VIII. Рефлексия
— Подставьте к глаголам местоимения, определите их лицо и число, выделите окончания.
... идёт, ... побежим, ... смеются, ... думаешь, ... делали, ... пишу, ... рисуете,... простят.
— У всех ли глаголов вы смогли определить лицо? (Нет, не определили у глагола делали.)
— Почему? (Это глагол прошедшего времени.) (Проверка по образцу.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— На какие вопросы мы сегодня ответили?
Домашнее задание
Упр. 166 (с. 82).
_______________________________
Тема: Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Формы лица и числа глаголов.
Цель:формировать умения спрягать глаголы в настоящем и будущем времени, определять лицо и число глаголов.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимойинформации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; выдвижение гипотез и их обоснование; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Самоопределение к деятельности
— Определите лицо глаголов гуляю, гуляет, погуляют.
— Как вы определяли лицо? (По личным местоимениям, которые можно подставить к глаголам, по окончаниям.)
— Сформулируйте задачи урока. (Научиться определять лицо и число глаголов по местоимениям и личным окончаниям.)
III. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 167(с. 82).
(Коллективное выполнение. Два ученика работают у доски.)
— Как можно определить лицо и число глаголов?
— Проверьте, правильный ли вывод вы сделали. Прочитайте сведения о языке.
Упр. 168 (с. 82-83).
(Самостоятельное выполнение. Два ученика работают на откидной доске. Проверка, самооценка.)
— Как вы определяли лицо и число глаголов?
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику