Файл: Знакомство с учебником Русский язык. Наша речь и наш язык.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 272
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: Лексическое значение слова. Сочинение по репродукции картины И.И.Шишкина «Рожь».
Цель:развивать умения определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника, передавать своё отношение к картине.
Формируемые УУД: п. — осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — составление плана и последовательности действий; сличение способа действия и его результата с заданнымэталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Оборудование: портрет И.И. Шишкина, репродукция картины «Рожь».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Как называются слова, придающие тексту особую выразительность? (Эпитеты.)
— Какие эпитеты употреблены в этой зарисовке?
— Назовите синонимы к выделенным словам. (Лоснилась — блестела, отсвечивала (о гладкой поверхности); там и сям — кое-где.)
III. Работа по теме урока
1. Рассказ учителя об И.И. Шишкине
Иван Иванович Шишкин родился 25 января 1832 г. в городе Елабуге в купеческой семье.
В 12 лет по настоянию отца был определён в 1-ю казанскую гимназию. Полного курса так и не закончил.
В 1852 г. перебрался в Москву и поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. После окончания курса талантливому студенту посоветовали продолжить образование в Петербурге в Академии художеств.
Преподаватели сразу отметили склонность Шишкина к пейзажной живописи. Уже в первый год пребывания в академии ему была присуждена малая серебряная медаль за работу «Вид в окрестностях Петербурга». В 1858 г. художник получил большую серебряную медаль за картину «Вид на острове Валааме».
Вскоре И.И. Шишкину было присуждено звание академика. С этого времени начался наиболее плодотворный период творчества живописца. Были созданы картины «Рубка леса», «Рожь», «Сосны, освещенные солнцем», «Утро в сосновом лесу», «Корабельная роща» и многие другие.
Шишкин активно работал на пленэре, нередко совершал с художественной целью путешествия по России. Он почти ежегодно выставлял свои произведения — сначала в академии, а потом, после того как было учреждено Товарищество передвижных художественных выставок, на этих экспозициях.
Умер И. И. Шишкин 20 марта 1898 г. в Петербурге.
Упр. 278 (с. 129).
— Рассмотрите картину.
— Прочитайте текст.
— Какое впечатление произвела картина на И. Долгополова?
— Какие сравнения он использует для описания картины?
— В чём вы согласны с автором?
— В чём не согласны?
(Далее беседа по вопросам упражнения.)
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
(Написание сочинения на черновике.)
VI. Рефлексия
(Чтение и анализ нескольких сочинений.)
— Оцените свою работу на уроке.
VII. Подведение итогов урока
— О каком художнике вы сегодня узнали?
— Что вам запомнилось из его биографии?
— Возникло ли у вас желание познакомиться с другими картинами художника?
Домашнее задание
Переписать сочинение на чистовик.
Упр. 278 (с. 129) — выполнить грамматические разборы.
________________________
Тема: Состав слова
Цели: закреплять знания о составе слова, о значимых частях слова; развивать умения разбирать слова по составу, подбирать к словам однокоренные слова.
Формируемые УУД: п. - структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности; к. — инициативное , сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; выделениеи осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Чтение и анализ сочинений.)
— С какими ещё картинами И.И. Шишкина вы познакомились?
— Что вы о них узнали?
— Какая картина вам особенно запомнилась? Почему? (Два ученика выполняют на доске грамматические разборы.)
III. Актуализация знаний
— Прочитайте текст.
Солнечные лучи залили ярк.. свет., весь двор.
Повела курица своих дет., во двор. Один из них был странный. У него были коротк.. ножки и широк., носик. Ходил он медленно, переваливался с ножк.. на ножку. Заметил малыш воду и прямо в неё кинулся. Курица крич.., крыль.. маш... Молоденьк.. петушок с испугу вытянул шейку и первый раз в жизни заорал хрипл., голоск... Но малыш не утонул. Он плавал легко, быстро. Вышла из дома хозяйка и всё поняла. Это ведь был утёнок.
— Назовите пропущенные буквы. Объясните. (Фронтальная работа.)
— Спишите первое предложение. Выделите основу. Выпишите словосочетания.
(Проверка.)
IV. Самоопределение к деятельности
— В какой части слова находятся пропущенные буквы? (В окончании.)
— Какие ещё части слова вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, основа.)
— Что мы будем повторять сегодня на уроке? (Состав слова.)
— Какие задачи мы поставим перед собой? (Вспомнить, из каких значимых частей состоит слово, какова их роль, поупражняться в разборе слов по составу.)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 279 (с. 130).
(Устная работа по вопросам учебника.)
— Как выделить окончание в слове? (Изменить форму слова.)
— Что такое окончание? (Часть слова, которая образует новыеформы слова.)
— Чем окончание отличается от приставки и суффикса? (Приставка и суффикс служат для образования новых слов.)
— Составьте алгоритм выделения частей слова. (Работа в парах или группах. Проверка.)
Алгоритм выделения частей слова
1. Определить часть речи.
2. Изменить форму слова, выделить окончание и основу слова.
3. Подобрать однокоренные слова, выделить корень слова.
4. Перед корнем слова стоит приставка. Выделить приставку.
5. После корня слова стоит суффикс (суффиксы). Выделить их. (Далее работа по алгоритму — выделение частей слов. Первое
и второе слова - коллективно, остальные - самостоятельно. Самопроверка по образцу, самооценка.)
Упр. 280 (с. 130).
(Самостоятельное выполнение. Вариант 1 — первый столбик, вариант 2 - второй столбик. Проверка. Один ученик от каждого варианта читает получившиеся слова, остальные проверяют. Если слово названо неверно, учащиеся один раз хлопают в ладоши.)
— Назовите имена существительные
, которые вы записали, имена прилагательные, глаголы.
— Сделайте вывод: какими частями речи являются однокоренные слова? (Однокоренные слова могут быть разными частями речи.)
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику
Упр. 281(с. 130). (Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— В каких частях слова пропущены буквы? (В суффиксах, окончаниях и корнях.)
— Какие суффиксы вы написали? Почему?
— Какие буквы были пропущены в корнях слов? Как вы проверяли?
— Какой частью речи является слово с пропущенной буквой
в окончании? (Глаголом.)
— Как правильно написать безударное окончание глагола? (Четыре ученика выполняют на доске грамматические разборы. Самооценка.)
— Объясните, по какому признаку дают птицам их названия.
(Работа в парах.)
Упр.282 (с. 131).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка, взаимооценка.)
VIII. Рефлексия
— Составьте слова, запишите их. Выделите части слова.
1) Приставка как в слове прошёл. Корень — синоним слова шум. Суффикс как в слове повозки. Окончание — первая буква алфавита. (Прогулка.)
2) Корень из слова позеленевший. Суффикс как в слове добренький. Окончание имени прилагательного в мужском роде, единственном числе, родительном падеже. (Зелёненького.)
3) Приставка как в слове призыв. Корень — многозначное слово, одно из значений которого «орган обоняния». Окончание глагола 2-го лица единственного числа. (Приносишь.)
4) Корень такой же, как приставка в слове вход. Окончание глагола 3-го лица множественного числа. Между корнем и окончанием разделительный знак. (Вьют.)
(Проверка.)
— Составьте рассказ о каждой части слова по плану.
1. Название.
2. Где находится в слове.
3. Для чего служит.
4. Примеры.
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Какую тему мы повторяли сегодня на уроке?
— Какое задание было легко выполнять?
— Какие затруднения вы испытывали?
Домашнее задание
Упр. 283 (с. 131).
По желанию: составить задачи наподобие тех, что решали
на этапе рефлексии.
______________________
Тема: Состав слова
Цели: закреплять знания о правописании приставок и предлогов; отрабатывать умения распознавать орфограммы в разных частях слова и обосновывать их написание; развивать речь.
Формируемые УУД: п. - структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности; подведение под понятие; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Какую орфограмму вы повторили при выполнении этого упражнения? (Правописание сложных слов.)
— Как пишутся эти слова? (С соединительной о.)
— Какая ещё буква может соединять части сложных слов? (Буква е.)
— Какие слова вы записали?
III. Актуализация знаний
— Отгадайте загадки, запишите отгадки.
Буря бушевала,
Деревья наломала.
Сложи два корня:
-Бур- и -лом-, и ты получишь... (бурелом).
По морскому ходит дну,
Беспокоя глубину.
Он под илом всё отыщет,
Корабля заварит днище.
Если течь, стряслась беда —
Не помеха и вода. (Водолаз.)
Иглою огненной портной
Шьёт кораблю
Костюм стальной. (Электросварщик.)
То морозы, то тепло,
Вся дорога — стекло.
Не полита, а блестит,
Кто идёт по ней — скользит. (Гололёд.)
Есть у нас в квартире робот,
У него огромный хобот.
Любит хобот чистоту
И гудит, как лайнер Ту. (Пылесос.)
— Выделите в словах корни, подчеркните соединительные гласные.
— Что такое сложные слова? Как соединяются части сложного слова?
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте предложение.
Коля (за)шёл (за)другом, и они (по)шли (по)гулять.
— Раскройте скобки.
— Что для этого нужно сделать? (Определить, предлог или приставка записаны в скобках.)
— Что такое предлог? Что такое приставка?
— Сформулируйте задачи урока. (Повторить правила правописания предлогов и приставок, поупражняться в различении предлогов и приставок.)
V. Работа по теме урока
1. Составление памятки
— Составьте памятку «Правописание приставок и предлогов». (Работа в группах. Проверка.)
ПРЕДЛОГ
(пиши раздельно)
Нет
1. Это глагол?
2. Можно между ними поставить слово?
Цель:развивать умения определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника, передавать своё отношение к картине.
Формируемые УУД: п. — осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — составление плана и последовательности действий; сличение способа действия и его результата с заданнымэталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Оборудование: портрет И.И. Шишкина, репродукция картины «Рожь».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Как называются слова, придающие тексту особую выразительность? (Эпитеты.)
— Какие эпитеты употреблены в этой зарисовке?
— Назовите синонимы к выделенным словам. (Лоснилась — блестела, отсвечивала (о гладкой поверхности); там и сям — кое-где.)
III. Работа по теме урока
1. Рассказ учителя об И.И. Шишкине
Иван Иванович Шишкин родился 25 января 1832 г. в городе Елабуге в купеческой семье.
В 12 лет по настоянию отца был определён в 1-ю казанскую гимназию. Полного курса так и не закончил.
В 1852 г. перебрался в Москву и поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. После окончания курса талантливому студенту посоветовали продолжить образование в Петербурге в Академии художеств.
Преподаватели сразу отметили склонность Шишкина к пейзажной живописи. Уже в первый год пребывания в академии ему была присуждена малая серебряная медаль за работу «Вид в окрестностях Петербурга». В 1858 г. художник получил большую серебряную медаль за картину «Вид на острове Валааме».
Вскоре И.И. Шишкину было присуждено звание академика. С этого времени начался наиболее плодотворный период творчества живописца. Были созданы картины «Рубка леса», «Рожь», «Сосны, освещенные солнцем», «Утро в сосновом лесу», «Корабельная роща» и многие другие.
Шишкин активно работал на пленэре, нередко совершал с художественной целью путешествия по России. Он почти ежегодно выставлял свои произведения — сначала в академии, а потом, после того как было учреждено Товарищество передвижных художественных выставок, на этих экспозициях.
Умер И. И. Шишкин 20 марта 1898 г. в Петербурге.
-
Работа по учебнику
Упр. 278 (с. 129).
— Рассмотрите картину.
— Прочитайте текст.
— Какое впечатление произвела картина на И. Долгополова?
— Какие сравнения он использует для описания картины?
— В чём вы согласны с автором?
— В чём не согласны?
(Далее беседа по вопросам упражнения.)
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
(Написание сочинения на черновике.)
VI. Рефлексия
(Чтение и анализ нескольких сочинений.)
— Оцените свою работу на уроке.
VII. Подведение итогов урока
— О каком художнике вы сегодня узнали?
— Что вам запомнилось из его биографии?
— Возникло ли у вас желание познакомиться с другими картинами художника?
Домашнее задание
Переписать сочинение на чистовик.
Упр. 278 (с. 129) — выполнить грамматические разборы.
________________________
Тема: Состав слова
Цели: закреплять знания о составе слова, о значимых частях слова; развивать умения разбирать слова по составу, подбирать к словам однокоренные слова.
Формируемые УУД: п. - структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности; к. — инициативное , сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; выделениеи осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Чтение и анализ сочинений.)
— С какими ещё картинами И.И. Шишкина вы познакомились?
— Что вы о них узнали?
— Какая картина вам особенно запомнилась? Почему? (Два ученика выполняют на доске грамматические разборы.)
III. Актуализация знаний
— Прочитайте текст.
Солнечные лучи залили ярк.. свет., весь двор.
Повела курица своих дет., во двор. Один из них был странный. У него были коротк.. ножки и широк., носик. Ходил он медленно, переваливался с ножк.. на ножку. Заметил малыш воду и прямо в неё кинулся. Курица крич.., крыль.. маш... Молоденьк.. петушок с испугу вытянул шейку и первый раз в жизни заорал хрипл., голоск... Но малыш не утонул. Он плавал легко, быстро. Вышла из дома хозяйка и всё поняла. Это ведь был утёнок.
— Назовите пропущенные буквы. Объясните. (Фронтальная работа.)
— Спишите первое предложение. Выделите основу. Выпишите словосочетания.
(Проверка.)
IV. Самоопределение к деятельности
— В какой части слова находятся пропущенные буквы? (В окончании.)
— Какие ещё части слова вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, основа.)
— Что мы будем повторять сегодня на уроке? (Состав слова.)
— Какие задачи мы поставим перед собой? (Вспомнить, из каких значимых частей состоит слово, какова их роль, поупражняться в разборе слов по составу.)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 279 (с. 130).
(Устная работа по вопросам учебника.)
— Как выделить окончание в слове? (Изменить форму слова.)
— Что такое окончание? (Часть слова, которая образует новыеформы слова.)
— Чем окончание отличается от приставки и суффикса? (Приставка и суффикс служат для образования новых слов.)
— Составьте алгоритм выделения частей слова. (Работа в парах или группах. Проверка.)
Алгоритм выделения частей слова
1. Определить часть речи.
2. Изменить форму слова, выделить окончание и основу слова.
3. Подобрать однокоренные слова, выделить корень слова.
4. Перед корнем слова стоит приставка. Выделить приставку.
5. После корня слова стоит суффикс (суффиксы). Выделить их. (Далее работа по алгоритму — выделение частей слов. Первое
и второе слова - коллективно, остальные - самостоятельно. Самопроверка по образцу, самооценка.)
Упр. 280 (с. 130).
(Самостоятельное выполнение. Вариант 1 — первый столбик, вариант 2 - второй столбик. Проверка. Один ученик от каждого варианта читает получившиеся слова, остальные проверяют. Если слово названо неверно, учащиеся один раз хлопают в ладоши.)
— Назовите имена существительные
, которые вы записали, имена прилагательные, глаголы.
— Сделайте вывод: какими частями речи являются однокоренные слова? (Однокоренные слова могут быть разными частями речи.)
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику
Упр. 281(с. 130). (Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— В каких частях слова пропущены буквы? (В суффиксах, окончаниях и корнях.)
— Какие суффиксы вы написали? Почему?
— Какие буквы были пропущены в корнях слов? Как вы проверяли?
— Какой частью речи является слово с пропущенной буквой
в окончании? (Глаголом.)
— Как правильно написать безударное окончание глагола? (Четыре ученика выполняют на доске грамматические разборы. Самооценка.)
— Объясните, по какому признаку дают птицам их названия.
(Работа в парах.)
Упр.282 (с. 131).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка, взаимооценка.)
VIII. Рефлексия
— Составьте слова, запишите их. Выделите части слова.
1) Приставка как в слове прошёл. Корень — синоним слова шум. Суффикс как в слове повозки. Окончание — первая буква алфавита. (Прогулка.)
2) Корень из слова позеленевший. Суффикс как в слове добренький. Окончание имени прилагательного в мужском роде, единственном числе, родительном падеже. (Зелёненького.)
3) Приставка как в слове призыв. Корень — многозначное слово, одно из значений которого «орган обоняния». Окончание глагола 2-го лица единственного числа. (Приносишь.)
4) Корень такой же, как приставка в слове вход. Окончание глагола 3-го лица множественного числа. Между корнем и окончанием разделительный знак. (Вьют.)
(Проверка.)
— Составьте рассказ о каждой части слова по плану.
1. Название.
2. Где находится в слове.
3. Для чего служит.
4. Примеры.
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Какую тему мы повторяли сегодня на уроке?
— Какое задание было легко выполнять?
— Какие затруднения вы испытывали?
Домашнее задание
Упр. 283 (с. 131).
По желанию: составить задачи наподобие тех, что решали
на этапе рефлексии.
______________________
Тема: Состав слова
Цели: закреплять знания о правописании приставок и предлогов; отрабатывать умения распознавать орфограммы в разных частях слова и обосновывать их написание; развивать речь.
Формируемые УУД: п. - структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности; подведение под понятие; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Какую орфограмму вы повторили при выполнении этого упражнения? (Правописание сложных слов.)
— Как пишутся эти слова? (С соединительной о.)
— Какая ещё буква может соединять части сложных слов? (Буква е.)
— Какие слова вы записали?
III. Актуализация знаний
— Отгадайте загадки, запишите отгадки.
Буря бушевала,
Деревья наломала.
Сложи два корня:
-Бур- и -лом-, и ты получишь... (бурелом).
По морскому ходит дну,
Беспокоя глубину.
Он под илом всё отыщет,
Корабля заварит днище.
Если течь, стряслась беда —
Не помеха и вода. (Водолаз.)
Иглою огненной портной
Шьёт кораблю
Костюм стальной. (Электросварщик.)
То морозы, то тепло,
Вся дорога — стекло.
Не полита, а блестит,
Кто идёт по ней — скользит. (Гололёд.)
Есть у нас в квартире робот,
У него огромный хобот.
Любит хобот чистоту
И гудит, как лайнер Ту. (Пылесос.)
— Выделите в словах корни, подчеркните соединительные гласные.
— Что такое сложные слова? Как соединяются части сложного слова?
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте предложение.
Коля (за)шёл (за)другом, и они (по)шли (по)гулять.
— Раскройте скобки.
— Что для этого нужно сделать? (Определить, предлог или приставка записаны в скобках.)
— Что такое предлог? Что такое приставка?
— Сформулируйте задачи урока. (Повторить правила правописания предлогов и приставок, поупражняться в различении предлогов и приставок.)
V. Работа по теме урока
1. Составление памятки
— Составьте памятку «Правописание приставок и предлогов». (Работа в группах. Проверка.)
ПРЕДЛОГ
(пиши раздельно)
Нет
1. Это глагол?
2. Можно между ними поставить слово?