Файл: Знакомство с учебником Русский язык. Наша речь и наш язык.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 272

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: Лексическое значение слова. Сочинение по репродукции картины И.И.Шишкина «Рожь».

Цель:развивать умения определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника, передавать своё отно­шение к картине.

Формируемые УУД: п. — осознанное и произвольное по­строение речевого высказывания в устной и письменной форме; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими норма­ми родного языка; р. — составление плана и последовательности действий; сличение способа действия и его результата с заданнымэталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; л. — нравственно-этическое оценивание усваи­ваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Оборудование: портрет И.И. Шишкина, репродукция картины «Рожь».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Как называются слова, придающие тексту особую вырази­тельность? (Эпитеты.)

— Какие эпитеты употреблены в этой зарисовке?

— Назовите синонимы к выделенным словам. (Лоснилась — блестела, отсвечивала (о гладкой поверхности); там и сям — кое-где.)

III. Работа по теме урока

1. Рассказ учителя об И.И. Шишкине

Иван Иванович Шишкин родился 25 января 1832 г. в городе Елабуге в купеческой семье.

В 12 лет по настоянию отца был определён в 1-ю казанскую гимназию. Полного курса так и не закончил.

В 1852 г. перебрался в Москву и поступил в Училище живо­писи, ваяния и зодчества. После окончания курса талантливому студенту посоветовали продолжить образование в Петербурге в Академии художеств.

Преподаватели сразу отметили склонность Шишкина к пей­зажной живописи. Уже в первый год пребывания в академии ему была присуждена малая серебряная медаль за работу «Вид в ок­рестностях Петербурга». В 1858 г. художник получил большую серебряную медаль за картину «Вид на острове Валааме».

Вскоре И.И. Шишкину было присуждено звание академика. С этого времени начался наиболее плодотворный период твор­чества живописца. Были созданы картины «Рубка леса», «Рожь», «Сосны, освещенные солнцем», «Утро в сосновом лесу», «Кора­бельная роща» и многие другие.


Шишкин активно работал на пленэре, нередко совершал с ху­дожественной целью путешествия по России. Он почти ежегодно выставлял свои произведения — сначала в академии, а потом, по­сле того как было учреждено Товарищество передвижных худо­жественных выставок, на этих экспозициях.

Умер И. И. Шишкин 20 марта 1898 г. в Петербурге.

  1. Работа по учебнику

Упр. 278 (с. 129).

— Рассмотрите картину.

— Прочитайте текст.

— Какое впечатление произвела картина на И. Долгополова?

— Какие сравнения он использует для описания картины?

— В чём вы согласны с автором?

— В чём не согласны?

(Далее беседа по вопросам упражнения.)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

(Написание сочинения на черновике.)

VI. Рефлексия

(Чтение и анализ нескольких сочинений.)

— Оцените свою работу на уроке.

VII. Подведение итогов урока

— О каком художнике вы сегодня узнали?

— Что вам запомнилось из его биографии?

— Возникло ли у вас желание познакомиться с другими кар­тинами художника?

Домашнее задание

Переписать сочинение на чистовик.

Упр. 278 (с. 129) — выполнить грамматические разборы.

________________________

Тема: Состав слова

Цели: закреплять знания о составе слова, о значимых частях слова; развивать умения разбирать слова по составу, подбирать к словам однокоренные слова.

Формируемые УУД: п. - структурирование знаний; осознан­ное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоя­тельное создание алгоритмов деятельности; к. — инициативное , сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррек­ция, оценка действий партнёра; р. — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; выделениеи осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Чтение и анализ сочинений.)

— С какими ещё картинами И.И. Шишкина вы познакомились?

— Что вы о них узнали?

— Какая картина вам особенно запомнилась? Почему? (Два ученика выполняют на доске грамматические разборы.)



III. Актуализация знаний

— Прочитайте текст.

Солнечные лучи залили ярк.. свет., весь двор.

Повела курица своих дет., во двор. Один из них был странный. У него были коротк.. ножки и широк., носик. Ходил он медленно, переваливался с ножк.. на ножку. Заметил малыш воду и прямо в неё кинулся. Кури­ца крич.., крыль.. маш... Молоденьк.. петушок с испугу вытянул шейку и первый раз в жизни заорал хрипл., голоск... Но малыш не утонул. Он плавал легко, быстро. Вышла из дома хозяйка и всё поняла. Это ведь был утёнок.

— Назовите пропущенные буквы. Объясните. (Фронтальная работа.)

— Спишите первое предложение. Выделите основу. Выпиши­те словосочетания.

(Проверка.)

IV. Самоопределение к деятельности

— В какой части слова находятся пропущенные буквы? (В окончании.)

— Какие ещё части слова вы знаете? (Приставка, корень, суф­фикс, основа.)

— Что мы будем повторять сегодня на уроке? (Состав слова.)

— Какие задачи мы поставим перед собой? (Вспомнить, из ка­ких значимых частей состоит слово, какова их роль, поуп­ражняться в разборе слов по составу.)

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 279 (с. 130).

(Устная работа по вопросам учебника.)

— Как выделить окончание в слове? (Изменить форму слова.)

— Что такое окончание? (Часть слова, которая образует новыеформы слова.)

— Чем окончание отличается от приставки и суффикса? (При­ставка и суффикс служат для образования новых слов.)

— Составьте алгоритм выделения частей слова. (Работа в парах или группах. Проверка.)

Алгоритм выделения частей слова

1. Определить часть речи.

2. Изменить форму слова, выделить окончание и основу слова.

3. Подобрать однокоренные слова, выделить корень слова.

4. Перед корнем слова стоит приставка. Выделить приставку.

5. После корня слова стоит суффикс (суффиксы). Выделить их. (Далее работа по алгоритму — выделение частей слов. Первое

и второе слова - коллективно, остальные - самостоятельно. Са­мопроверка по образцу, самооценка.)

Упр. 280 (с. 130).

(Самостоятельное выполнение. Вариант 1 — первый столбик, вариант 2 - второй столбик. Проверка. Один ученик от каждого варианта читает получившиеся слова, остальные проверяют. Если слово названо неверно, учащиеся один раз хлопают в ладоши.)

— Назовите имена существительные
, которые вы записали, имена прилагательные, глаголы.

— Сделайте вывод: какими частями речи являются одноко­ренные слова? (Однокоренные слова могут быть разными частями речи.)

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику

Упр. 281(с. 130). (Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— В каких частях слова пропущены буквы? (В суффиксах, окончаниях и корнях.)

— Какие суффиксы вы написали? Почему?

— Какие буквы были пропущены в корнях слов? Как вы про­веряли?

— Какой частью речи является слово с пропущенной буквой

в окончании? (Глаголом.)

— Как правильно написать безударное окончание глагола? (Четыре ученика выполняют на доске грамматические разбо­ры. Самооценка.)

— Объясните, по какому признаку дают птицам их названия.

(Работа в парах.)

Упр.282 (с. 131).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка, взаимо­оценка.)

VIII. Рефлексия

— Составьте слова, запишите их. Выделите части слова.

1) Приставка как в слове прошёл. Корень — синоним слова шум. Суф­фикс как в слове повозки. Окончание — первая буква алфавита. (Прогулка.)

2) Корень из слова позеленевший. Суффикс как в слове добренький. Окончание имени прилагательного в мужском роде, единственном числе, родительном падеже. (Зелёненького.)

3) Приставка как в слове призыв. Корень — многозначное слово, одно из значений которого «орган обоняния». Окончание глагола 2-го лица единственного числа. (Приносишь.)

4) Корень такой же, как приставка в слове вход. Окончание глаго­ла 3-го лица множественного числа. Между корнем и окончанием раз­делительный знак. (Вьют.)

(Проверка.)

— Составьте рассказ о каждой части слова по плану.

1. Название.

2. Где находится в слове.

3. Для чего служит.

4. Примеры.

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Какую тему мы повторяли сегодня на уроке?

— Какое задание было легко выполнять?

— Какие затруднения вы испытывали?

Домашнее задание

Упр. 283 (с. 131).

По желанию: составить задачи наподобие тех, что решали

на этапе рефлексии.

______________________

Тема: Состав слова

Цели: закреплять знания о правописании приставок и пред­логов; отрабатывать умения распознавать орфограммы в разных частях слова и обосновывать их написание; развивать речь.

Формируемые УУД: п. - структурирование знаний; осознан­ное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности; подведение под понятие; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с за­дачами и условиями коммуникации; р. — сличение способа дейст­вия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Какую орфограмму вы повторили при выполнении этого упражнения? (Правописание сложных слов.)

— Как пишутся эти слова? (С соединительной о.)

— Какая ещё буква может соединять части сложных слов? (Буква е.)

— Какие слова вы записали?

III. Актуализация знаний

— Отгадайте загадки, запишите отгадки.

Буря бушевала,

Деревья наломала.

Сложи два корня:

-Бур- и -лом-, и ты получишь... (бурелом).

По морскому ходит дну,

Беспокоя глубину.

Он под илом всё отыщет,

Корабля заварит днище.

Если течь, стряслась беда —

Не помеха и вода. (Водолаз.)

Иглою огненной портной

Шьёт кораблю

Костюм стальной. (Электросварщик.)

То морозы, то тепло,

Вся дорога — стекло.

Не полита, а блестит,

Кто идёт по ней — скользит. (Гололёд.)

Есть у нас в квартире робот,

У него огромный хобот.

Любит хобот чистоту

И гудит, как лайнер Ту. (Пылесос.)

— Выделите в словах корни, подчеркните соединительные гласные.

— Что такое сложные слова? Как соединяются части сложного слова?

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте предложение.

Коля (за)шёл (за)другом, и они (по)шли (по)гулять.

— Раскройте скобки.

— Что для этого нужно сделать? (Определить, предлог или при­ставка записаны в скобках.)

— Что такое предлог? Что такое приставка?

— Сформулируйте задачи урока. (Повторить правила право­писания предлогов и приставок, поупражняться в различении предлогов и приставок.)

V. Работа по теме урока

1. Составление памятки

— Составьте памятку «Правописание приставок и предлогов». (Работа в группах. Проверка.)

ПРЕДЛОГ

(пиши раздельно)

Нет

1. Это глагол?

2. Можно между ними поставить слово?