Файл: 1. Ответить на вопросы. Дайте определение дизорфографии. Раскройте статистику.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
и морфологией, изучающей слова как части речи. Какие трудности испытывают учащиеся с дизорфографией при проведении морфемного и морфологического анализа? Приведите примеры.
13.Каковы особенности формирования отдельного речевого высказывания и текста у учащихся с дизорфографией? Какие группы учащихся можно выделить по характеру ошибок?
У детей с дизорфографией отмечаются особенности формирования отдельного речевого высказывания и текста. Выделяются и наиболее часто встречающиеся ошибки при порождении речевого высказывания с опорой на слова предложений и без их использования, на основе услышанного образца. Это позволяет определить уровень сформированности программы высказываний и выявить особенности грамматического структурирования (по Ахутиной).
Наибольшее число затруднений дети с дизорфографией испытывают при пересказе текста и последующем указании слов с «ошибкоопасными местами».
Характер ошибок детей свидетельствует о несформирован-ности у них внутреннего программирования текста, о слабости мнестических процессов (сужении кратковременной памяти). В большинстве случаев дети не удерживают в памяти логическую последовательность событий, часто не помнят второстепенных деталей, затрудняются при соединении отдельных частей рассказа. Школьники с речевой патологией практически не используют выразительные средства повествования.
Меньшее количество затруднений вызывает составление отдельных предложений из слов, данных в начальной форме. Однако и выполняя это задание, они не показывают высоких результатов. У большинства учеников начальной школы с дизорфографией отмечаются систематические нарушения как структуры предложения, так и навыков словоизменения. Например, «Утром ранним ребята отправились на рыбалка».
Указанные ошибки свидетельствуют о нарушении у детей с дизорфографией симультанного (одновременного) и сукцессивного (последовательного) анализа и синтеза, что проявляется в неумении обобщить отдельные явления и действия, выделить главное в ситуации, расположить элементы ситуации в определенной последовательности. В письменных работах выявляются нарушения причинно-следственных связей, недифференцированность временных и пространственных соотношений: до - после, за - около - перед, за - между. Большинство детей с дизорфографией выполняют задание пассивно, что говорит о низком уровне учебной мотивации. Иногда ошибки и неудачи при выполнении письменных работ приводят к негативной реакции.
В зависимости от количества и характера ошибок, выделяются две группы младших школьников с дизорфографией:
Первую группу составляют дети с выраженными нарушениями как внутреннего (смыслового) программирования текста, так и грамматического структурирования. У них отмечаются несформированность сукцессивного анализа и синтеза, трудности выделения главного и второстепенного, определения логической последовательности, фрагментарность пересказа, а также многочисленные ошибки согласования и управления.
Во вторую группу входят учащиеся с дизорфографией с более легкими нарушениями внутреннего (смыслового) программирования, несформированностью процессов анализа, синтеза и обобщения. Эти дети испытывают затруднения преимущественно в оформлении глубинно-семантических отношений средствами языка, что проявляется в нарушении грамматического структурирования. Они неправильно согласуют слова и неверно употребляют предложно-падежные конструкции.
14. В чем заключается несформированность категориального гнозиса, обобщенности зрительного восприятия у дизорфографиков?
1. ОПТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях графического образа букв. Какие же причины приводят к возникновению у ребенка стойких кинетических и оптических ошибок на письме?
2. ПРИЧИНЫ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ
Причины оптической дисграфии разнообразны:от родовых травм, инфекций и генетики до педагогической запущенности. Ребенок, у которого выявлена оптическая дисграфия, не может писать без ошибок, потому что у него нарушена работа зрительного и двигательного анализаторов, ребенок не может правильно проводить анализ и синтез, полученной извне информации.
Оптическая дисграфия обусловлена несформированностью зрительно-пространственных функций, а именно:
• Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса: оптического образа буквы;
• Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного мнезиса;
• Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного анализа и синтеза;
• Оптическая дисграфия связана с недоразвитием пространственного восприятия и представлений: неточностью представлений о форме, цвете, величине предметов;
А также оптическая дисграфия может быть вследствие:
• нарушений моторных координаций;
• леворукости;
• органического поражения головного мозга.
3. ПРИМЕРЫ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ
Ниже представлены примеры оптической дисграфии. Как вы можете видеть, что для оптической дисграфии характерны ошибки по типу:
• Зрительно-пространственных ошибок
Зеркальность букв
Е-Змеля, С-כахар
• Зрительно-моторных ошибок
Смешения оптически сходных букв
д -уача, д-вуб
• Моторных ошибок
Ошибки двигательного запуска
т -панго,б -дарабан
Лишни элементы при воспроизведении букв.Недописывание отдельных элементов букв.
ж - ух, и - куно
Вот еще примеры ошибок:
• и — у: «шипит» = шипут; «я стучу» = я стучи; селестят лусточкк наступул сентябрь; она закручала; на берегах Волгу;
• б — д: «за доброту» = боброту, «попробуй» = попродуй, сентядрь, на серебинуреки; ялюдлю петь, старый буа
• т — п: втерёд; И Шарик пут (тут); с-пол-бы (столбы)«воспитатель» = вос-ти-тотель; медведь стип в берлоге;
• х — ж: дорохки; отдожнуть... они рехут булагу (режут бумагу).
• м —л: «занесло» =занесмо.
15.По каким признакам можно судить о сформированности графомоторных навыков? Какими особенностями характеризуется написание букв детьми? Какие графически сходные буквы чаще всего вызывают затруднения у учащихся? Какие наиболее характерные особенности зрительно-пространственных функций у младших школьников с дизорфографией имеют место?
Графомоторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет копировать простые узоры, рисовать, соединять точки, раскрашивать и т.д.
Графомоторные навыки включают в себя:
• Мелкую мускулатуру пальцев (контроль за быстротой движения пальцами и их силой).
• Зрительный анализ и синтез (ориентирование в пространстве по отношению к предметам, понимание правой и левой стороны).
• Рисование (обводка, штриховка, зарисовка предметов, срисовывание, дорисовка рисунков с незаконченными элементами).
• Графическую символику (предполагает значение геометрических фигур, рисование узоров и умение изображать их с помощью символов).
• Основные стадии развития графомоторных навыков
Для каждого возраста характерен свой уровень развития графомоторики. В связи с этим удается определить, соответствует ли ребенок данному уровню развития, либо он отстает.
Вот что должны уметь дети 1-2 лет:
• умение держать несколько предметов в одной руке (данный навык можно развивать, предлагая ребенку погремушки);
• переворачивать странице в книге (по одной);
• держать в руках карандаш (необязательно правильно) и умение черкать им что-то на бумажке;
• строить башню из кубиков и складывать пирамидки.
Навыки детей 2-3 лет:
• ребенок должен уметь самостоятельно выдвигать ящик комода (тумбы), чтобы достать оттуда содержимое;
• лепить из пластилина;
• складывать из бумаги простейшие фигурки;
• нанизывать большие бусы;
• правильно держать карандаш.
Навыки детей 3-4 лет:
• умение вязать узелки;
• самостоятельно заправлять постель;
• рисовать фломастерами,мелками;
• обводка фигур и штрихование (если на этом этапе эти действия получаются у него не идеально, то это вполне нормально);
• происходит латерализация (определение ведущей руки).
Навыки детей 4-6 лет:
• застегивать молнии на куртке;
• самостоятельно завязать шнурки;
• уже может обводить фигуры на бумаге по нарисованным пунктирным линиям;
• разукрашивает рисунки, не выходя за его контуры.
Нужно понимать, что 6-летний возраст пограничен, т.е. ребенок уже должен быть подготовлен к дальнейшему обучению в школе. В школьной программе попросту не предусмотрены дополнительные часы на развитие графомоторных навыков, поэтому этим нужно заниматься в дошкольном возрасте. И делать это должны родители,
Подготовительный период
Занятия письмом не принесут никакого результата, если ребенок не может выполнять несколько простых, но очень важных действий. Исходя из этого, на первом этапе нужно научить ребенка:
• Сидеть за столом
• Держать ручку или карандаш
• Размещать тетрадь на столе
• Соблюдать правильную для письма позу (ребенок не должен слишком сильно наклоняться к тетради)
• Правильно ориентироваться в пространстве (в частности – ребенок не должен путать стороны тетрадного листа)
• Без усилий сосредотачиваться на одном и том же занятии
Помимо прочего, сюда же можно отнести и достаточно развитую мелкую моторику, о который мы уже говорили. Больше значение имеет также и то, что ко времени начала своего обучения письму ребенок уже должен знать буквы. Это в свою очередь говорит о необходимости изучения алфавита до начала занятий.
Как правило, подготовительному периоду соответствует возраст от трех до пяти лет2
Этап обучения письму печатными буквами
О том, что подготовительный этап прошел успешно, вы узнаете по тому, как ваше чадо выполняет названные выше действия – каждое из них должно уже быть хорошо знакомо ему и просто для него. Как только это произойдет (в большинстве случаев в 5 – 5,5 лет), можно смело приступать к освоению печатных букв.
Изначально нужно научить ребенка писать основу для будущих букв, т.е. горизонтальные, вертикальные и диагональные палочки, полукруги, кружочки и другие детали. Научившись этому, ребенок быстро научится писать буквы, особенно самые простые: «П», «С», «О», «Н» и некоторые другие. А уже после придет черед и остальных: «Ж», «Щ», «Ю», «Ъ» и т.д.
Помните: главная задача второго этапа – научить малыша письму больших и маленьких печатных букв.
Этап обучения письму прописью
В случае с письмом прописными буквами дело обстоит несколько иначе. С учетом особенностей (а для детей – сложности) их написания переходить к ним лучше ближе к школе, где используются прописи. Ну, или, в крайнем случае – в старшем дошкольном возрасте, т.е. примерно в пять-шесть лет. Здесь все зависит от вашего решения и желания и способностей ребенка.
Выстраивая процесс обучения в соответствии с этим этапами, вы сделаете его гармоничным, плавным и эффективным. А рассмотрев этапы обучения детей письму, будет самое время рассказать о наиболее распространенных ошибках, которые допускают родители, принимаясь за дело. Занимаясь ранним развитием своего дитятка, старайтесь их не совершать.
Вот перечень главных ошибок:
• Слишком продолжительные занятия (имеется в виду более двух раз в день по 15 минут)
• Критика ребенка, упреки, сравнивание, общение на повышенных тонах и т.п.
• Отсутствие работы над совершаемыми ошибками
• Давление на ребенка (заставлять, угрожать, использовать метод «лишений»)
• Несвоевременность занятий (неготовность ребенка к обучению)
13.Каковы особенности формирования отдельного речевого высказывания и текста у учащихся с дизорфографией? Какие группы учащихся можно выделить по характеру ошибок?
У детей с дизорфографией отмечаются особенности формирования отдельного речевого высказывания и текста. Выделяются и наиболее часто встречающиеся ошибки при порождении речевого высказывания с опорой на слова предложений и без их использования, на основе услышанного образца. Это позволяет определить уровень сформированности программы высказываний и выявить особенности грамматического структурирования (по Ахутиной).
Наибольшее число затруднений дети с дизорфографией испытывают при пересказе текста и последующем указании слов с «ошибкоопасными местами».
Характер ошибок детей свидетельствует о несформирован-ности у них внутреннего программирования текста, о слабости мнестических процессов (сужении кратковременной памяти). В большинстве случаев дети не удерживают в памяти логическую последовательность событий, часто не помнят второстепенных деталей, затрудняются при соединении отдельных частей рассказа. Школьники с речевой патологией практически не используют выразительные средства повествования.
Меньшее количество затруднений вызывает составление отдельных предложений из слов, данных в начальной форме. Однако и выполняя это задание, они не показывают высоких результатов. У большинства учеников начальной школы с дизорфографией отмечаются систематические нарушения как структуры предложения, так и навыков словоизменения. Например, «Утром ранним ребята отправились на рыбалка».
Указанные ошибки свидетельствуют о нарушении у детей с дизорфографией симультанного (одновременного) и сукцессивного (последовательного) анализа и синтеза, что проявляется в неумении обобщить отдельные явления и действия, выделить главное в ситуации, расположить элементы ситуации в определенной последовательности. В письменных работах выявляются нарушения причинно-следственных связей, недифференцированность временных и пространственных соотношений: до - после, за - около - перед, за - между. Большинство детей с дизорфографией выполняют задание пассивно, что говорит о низком уровне учебной мотивации. Иногда ошибки и неудачи при выполнении письменных работ приводят к негативной реакции.
В зависимости от количества и характера ошибок, выделяются две группы младших школьников с дизорфографией:
Первую группу составляют дети с выраженными нарушениями как внутреннего (смыслового) программирования текста, так и грамматического структурирования. У них отмечаются несформированность сукцессивного анализа и синтеза, трудности выделения главного и второстепенного, определения логической последовательности, фрагментарность пересказа, а также многочисленные ошибки согласования и управления.
Во вторую группу входят учащиеся с дизорфографией с более легкими нарушениями внутреннего (смыслового) программирования, несформированностью процессов анализа, синтеза и обобщения. Эти дети испытывают затруднения преимущественно в оформлении глубинно-семантических отношений средствами языка, что проявляется в нарушении грамматического структурирования. Они неправильно согласуют слова и неверно употребляют предложно-падежные конструкции.
14. В чем заключается несформированность категориального гнозиса, обобщенности зрительного восприятия у дизорфографиков?
1. ОПТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях графического образа букв. Какие же причины приводят к возникновению у ребенка стойких кинетических и оптических ошибок на письме?
2. ПРИЧИНЫ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ
Причины оптической дисграфии разнообразны:от родовых травм, инфекций и генетики до педагогической запущенности. Ребенок, у которого выявлена оптическая дисграфия, не может писать без ошибок, потому что у него нарушена работа зрительного и двигательного анализаторов, ребенок не может правильно проводить анализ и синтез, полученной извне информации.
Оптическая дисграфия обусловлена несформированностью зрительно-пространственных функций, а именно:
• Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса: оптического образа буквы;
• Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного мнезиса;
• Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного анализа и синтеза;
• Оптическая дисграфия связана с недоразвитием пространственного восприятия и представлений: неточностью представлений о форме, цвете, величине предметов;
А также оптическая дисграфия может быть вследствие:
• нарушений моторных координаций;
• леворукости;
• органического поражения головного мозга.
3. ПРИМЕРЫ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ
Ниже представлены примеры оптической дисграфии. Как вы можете видеть, что для оптической дисграфии характерны ошибки по типу:
• Зрительно-пространственных ошибок
Зеркальность букв
Е-Змеля, С-כахар
• Зрительно-моторных ошибок
Смешения оптически сходных букв
д -уача, д-вуб
• Моторных ошибок
Ошибки двигательного запуска
т -панго,б -дарабан
Лишни элементы при воспроизведении букв.Недописывание отдельных элементов букв.
ж - ух, и - куно
Вот еще примеры ошибок:
• и — у: «шипит» = шипут; «я стучу» = я стучи; селестят лусточкк наступул сентябрь; она закручала; на берегах Волгу;
• б — д: «за доброту» = боброту, «попробуй» = попродуй, сентядрь, на серебинуреки; ялюдлю петь, старый буа
• т — п: втерёд; И Шарик пут (тут); с-пол-бы (столбы)«воспитатель» = вос-ти-тотель; медведь стип в берлоге;
• х — ж: дорохки; отдожнуть... они рехут булагу (режут бумагу).
• м —л: «занесло» =занесмо.
15.По каким признакам можно судить о сформированности графомоторных навыков? Какими особенностями характеризуется написание букв детьми? Какие графически сходные буквы чаще всего вызывают затруднения у учащихся? Какие наиболее характерные особенности зрительно-пространственных функций у младших школьников с дизорфографией имеют место?
Графомоторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет копировать простые узоры, рисовать, соединять точки, раскрашивать и т.д.
Графомоторные навыки включают в себя:
• Мелкую мускулатуру пальцев (контроль за быстротой движения пальцами и их силой).
• Зрительный анализ и синтез (ориентирование в пространстве по отношению к предметам, понимание правой и левой стороны).
• Рисование (обводка, штриховка, зарисовка предметов, срисовывание, дорисовка рисунков с незаконченными элементами).
• Графическую символику (предполагает значение геометрических фигур, рисование узоров и умение изображать их с помощью символов).
• Основные стадии развития графомоторных навыков
Для каждого возраста характерен свой уровень развития графомоторики. В связи с этим удается определить, соответствует ли ребенок данному уровню развития, либо он отстает.
Вот что должны уметь дети 1-2 лет:
• умение держать несколько предметов в одной руке (данный навык можно развивать, предлагая ребенку погремушки);
• переворачивать странице в книге (по одной);
• держать в руках карандаш (необязательно правильно) и умение черкать им что-то на бумажке;
• строить башню из кубиков и складывать пирамидки.
Навыки детей 2-3 лет:
• ребенок должен уметь самостоятельно выдвигать ящик комода (тумбы), чтобы достать оттуда содержимое;
• лепить из пластилина;
• складывать из бумаги простейшие фигурки;
• нанизывать большие бусы;
• правильно держать карандаш.
Навыки детей 3-4 лет:
• умение вязать узелки;
• самостоятельно заправлять постель;
• рисовать фломастерами,мелками;
• обводка фигур и штрихование (если на этом этапе эти действия получаются у него не идеально, то это вполне нормально);
• происходит латерализация (определение ведущей руки).
Навыки детей 4-6 лет:
• застегивать молнии на куртке;
• самостоятельно завязать шнурки;
• уже может обводить фигуры на бумаге по нарисованным пунктирным линиям;
• разукрашивает рисунки, не выходя за его контуры.
Нужно понимать, что 6-летний возраст пограничен, т.е. ребенок уже должен быть подготовлен к дальнейшему обучению в школе. В школьной программе попросту не предусмотрены дополнительные часы на развитие графомоторных навыков, поэтому этим нужно заниматься в дошкольном возрасте. И делать это должны родители,
Подготовительный период
Занятия письмом не принесут никакого результата, если ребенок не может выполнять несколько простых, но очень важных действий. Исходя из этого, на первом этапе нужно научить ребенка:
• Сидеть за столом
• Держать ручку или карандаш
• Размещать тетрадь на столе
• Соблюдать правильную для письма позу (ребенок не должен слишком сильно наклоняться к тетради)
• Правильно ориентироваться в пространстве (в частности – ребенок не должен путать стороны тетрадного листа)
• Без усилий сосредотачиваться на одном и том же занятии
Помимо прочего, сюда же можно отнести и достаточно развитую мелкую моторику, о который мы уже говорили. Больше значение имеет также и то, что ко времени начала своего обучения письму ребенок уже должен знать буквы. Это в свою очередь говорит о необходимости изучения алфавита до начала занятий.
Как правило, подготовительному периоду соответствует возраст от трех до пяти лет2
Этап обучения письму печатными буквами
О том, что подготовительный этап прошел успешно, вы узнаете по тому, как ваше чадо выполняет названные выше действия – каждое из них должно уже быть хорошо знакомо ему и просто для него. Как только это произойдет (в большинстве случаев в 5 – 5,5 лет), можно смело приступать к освоению печатных букв.
Изначально нужно научить ребенка писать основу для будущих букв, т.е. горизонтальные, вертикальные и диагональные палочки, полукруги, кружочки и другие детали. Научившись этому, ребенок быстро научится писать буквы, особенно самые простые: «П», «С», «О», «Н» и некоторые другие. А уже после придет черед и остальных: «Ж», «Щ», «Ю», «Ъ» и т.д.
Помните: главная задача второго этапа – научить малыша письму больших и маленьких печатных букв.
Этап обучения письму прописью
В случае с письмом прописными буквами дело обстоит несколько иначе. С учетом особенностей (а для детей – сложности) их написания переходить к ним лучше ближе к школе, где используются прописи. Ну, или, в крайнем случае – в старшем дошкольном возрасте, т.е. примерно в пять-шесть лет. Здесь все зависит от вашего решения и желания и способностей ребенка.
Выстраивая процесс обучения в соответствии с этим этапами, вы сделаете его гармоничным, плавным и эффективным. А рассмотрев этапы обучения детей письму, будет самое время рассказать о наиболее распространенных ошибках, которые допускают родители, принимаясь за дело. Занимаясь ранним развитием своего дитятка, старайтесь их не совершать.
Вот перечень главных ошибок:
• Слишком продолжительные занятия (имеется в виду более двух раз в день по 15 минут)
• Критика ребенка, упреки, сравнивание, общение на повышенных тонах и т.п.
• Отсутствие работы над совершаемыми ошибками
• Давление на ребенка (заставлять, угрожать, использовать метод «лишений»)
• Несвоевременность занятий (неготовность ребенка к обучению)