Файл: История государства и права зарубежных стран понятие, предмет, связь с другими науками, методология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 128

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предметисториигосударстваиправазарубежныхстран:

Вопрс 43. .Ленная (сеньориальная) монархия во Франции. Реформы Людовика іх Святого.

Вопрос 48. Уголовное право и судебный процесс в средневековой Франции.

Вопрос 50. .Политическая раздробленность Германии. «Золотая булла» 1356 г.: основные положения и значение.

Вопрос 52. .Особенности абсолютизма в Германии. Государственный строй Баварии и Пруссии.

Вопрос 53. 53.Источники, особенности и памятники средневекового права Германии.

Вопрос 54. 54.Общая характеристика права средневековой Германии. «Саксонское зерцало», «Швабское зерцало»: основные положения и значение.

Вопрос 66.Государственный и общественный строй Византии.

Вопрос 68 Общественный и государственный строй Арабского халифата

Вопрос 69 Источники и основные черты мусульманского права.

Вопрос 70 Английская революция середины хvіі в.: общая характеристика

Вопрос 75.  Развитие английской юстиции и права в ХVІІІ – ХІХ вв.

Вопрос 117. Государственный строй Японии по Конституции 1947 г.

Вопрос 118. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ



9 января 1778 г., на третьем году независимого существования, воюющие штаты создали кон­федеративную организацию, нацеленную на координацию общих усилий в деле обороны и для "заведования общими интересами" (ст. V и VIII). При этом каждый штат сохранял "свое верховен­ство, свою свободу и независимость, равно как и всю власть, всю юрисдикцию и все права, которые не предоставлены этой конфедерацией Соединенным Штатам, собравшимся на конгресс" (ст. II).

Основные положения:

1) провозглашалось создание общего государства, за штатами не было закреплено право сецессии (право выхода из конфедерации)

2) сохранялся суверенитет штатов (а именно свобода и зависимость, сохраняли свою юрисдикцию и другие признаки государственности)

3) для решения общих дел в США создавался конгресс, который формировался из ежегодно избираемых депутатов от штатов (каждый штат имел в конгрессе один голос) Полномочия конгресса:

- заключение международных договоров

- решение вопросов войны и мира

- регулирование денежного обращения, мер, весов и т.д.

4) в период между сессиями конгресса действовал комитет штатов, который формировался из делегатов (по одному от каждого штата)

Таким образом, статьи конфедерации представляли собой конституционный документ который оформил новое формирующиеся государство во временные правовые рамки.

Вопрос 77.Государственный строй США по Конституции 1787 г

Формы правления Конституция 1787 года закрепляла федерацию – новую форму государственного устройства. По сравнению с конфедерацией федерация выступала более совершенной формой, являлась более прочным образованием. Члены федерации передавали часть суверенитета новому государству. Автономии штатов была противопоставлена сильная центральная власть. Принятие Конституции способствовало преобразованию США в централизованное государство с сильной федеральной властью.
Учредители Конституции видели власть единым образованием, состоящем из трех ветвей: законодательной, судебной и исполнительной власти. Для того, чтобы предотвратить сосредоточение власти в какой-либо одной «ветви» и предупредить ослабление власти в других направлениях, в Конституции была прописана система «сдержек и противовесов». Создание государственного аппарата Высший законодательный орган федерации – Конгресс, состоящий из двух палат: Верхняя палата – Сенат. Законодательные органы штатов выдвигали по два своего представителя независимо от численности населения и сроком на шесть лет. Каждые два года эта палата должна была обновляться на треть. Нижняя палата - Палата представителей. Избиралась сроком на два года пропорционально численности населения штатов. Кандидаты в Нижнюю палату должны проживать в штате, от которого избираются, не менее семи лет являться гражданином США, быть не моложе 25 лет.

Кандидаты в Сенаторы должны быть не моложе 30 лет, проживать в штате от которого избирался и являться гражданином США на протяжении 9 лет. Законодательная деятельность Конгресса осуществлялась на очередных и чрезвычайных сессиях. Заседания проводятся по палатам раздельно, однако в отдельных случаях могли созываются и совместные заседания. Для принятия какого-либо законопроекта, он должен был обсужден в обеих палатах и только после этого закон поступал на подпись к Президенту. Конгресс был наделен особыми правами и судебными функциями - право импичмента в отношении должностных лиц, в том числе и Президента страны. Президент обладал исполнительной властью и являлся единоличным главой правительства и государства. Кандидат в Президенты должен был быть не моложе 35 лет, с рождения являться гражданином страны и проживать на территории США не менее 14 лет. Избирался Президент сроком на четыре года. Прямые выборы в президенты по Конституции не предусмотрены. Функции и обязанности Президента в соответствии с Конституцией 1787 года: Как глава государства обладал правом заключать международные договора, назначать консулов, послов, членов Верховного суда; Выполнял функции главнокомандующего армией и флотом, милиции; Обладал правом помилования по преступлениям, совершаемым против Соединенных Штатов, отсрочка исполнения по ним приговоров; Обладал правом вмешиваться в сферу законодательной власти (имел право отлагательного вето); Руководил бюрократическим аппаратом исполнительной власти и др. Особую роль в политической жизни страны и в системе государственного аппарата играл Вице-президент, который избирался одновременно с президентом. Вице-президент являлся «президентом сената». В случае отстранения Президента от должности, его смерти и некоторых других причин, не позволяющих президенту выполнять свои обязанности, на Вице-президента возлагались обязанности Президента. Конституция 1787 года регулировала судебную власть, которую осуществлял Верховный суд и более низшие по рангу суды. Конгресс имел право самостоятельно создавать и учреждать суды. Судей назначал Президент после согласия Сената, за судьями фактически закреплялся принцип несменяемости. Развитие федерального государственного аппарата 1789-1861 гг. Учредители Конституции преобразовали заимствованный у европейских мыслителей принцип «разделения властей» в американскую систему, которая предусматривает «систему сдержек и противовесов». Особенности «системы сдержек и противовесов»: Законодательная, исполнительная и судебная власть имею разные источники формирования; Органы государственной власти обладали различными сроками полномочий; Разработан механизм, при котором каждая из ветвей власти могла сдерживать деятельность другой ветви; Система обеспечивала стабильность правовых и государственных институтов, непрерывность функционирования государственной власти.


ЗАМЕЧАНИЕ 2 Конституция 1787 года была определенным компромиссом между крупной торгово-промышленной и финансовой буржуазией Севера с одной стороны и плантаторского Юга – с другой. 4 марта 1789 года Конституция 1787 г. вступила в силу. С этого момента пошел процесс формирования федеральных органов власти. 30 апреля 1789 года на должность первого Президента США вступил Д. Вашингтон. Порядок избрания Президента в первые года действия Конституции несколько раз корректировался. Было установлено не прописанное правило, что на должность Президента страны не могло два раза подряд выдвигаться одно и тоже лицо. В 1789 году Конгресс принял Закон судоустройстве , согласно которому было создано несколько категорий федеральных судов: районные, или дистриктные; окружные; Верховный суд. При федеральных судах учредили должность прокурора, или атторнея. Генеральный прокурор был поставлен во главе федеральной прокуратуры. Он имело право возбуждать уголовное преследование, гражданские иски от имени федерации. В судебном процессе Генеральный прокурор выступал в качестве представителя федеральной власти. В начале XIX века Верховный суд получил право толковать Конституцию и объявлять недействительными те законы федерации и штатов, которые, по его мнению, противоречили Конституции. Верховный суд стал органом конституционного контроля. В феврале 1865 года 13-я поправка упразднила на территории всей страны рабство. Однако они не получили политических прав и не имея средств к существованию, были вынуждены оставаться работать на бывших хозяев.

ЗАМЕЧАНИЕ 3 В декабре 1865 года из Конгресса были удалены представители мятежных штатов. В середине 1866 года 14-я поправка объявляла всех родившихся или натурализованных в США лиц гражданами страны (исключение составляли индейцы).

Вопрос 78.«Билль о правах» 1791 г.: основные положения и значение.
Существенным недостатком Конституции США является отсутствие раздела о правах человека. По предложению Дж. Мэдисона в 1789 г. Конгрессу США были представлены поправки к Конституции, касающиеся прав и свобод индивида. Первые 10 поправок к Конституции, принятые Конгрессом и ратифицированные штатами до 15 декабря 1791 г., получили название Билль о правах. Он стал неотъемлемой частью Конституции США, поскольку в основной текст поправки не вносились, они принимались отдельно. Исходя из того что права и свободы являются 
прирожденными и неотчуждаемыми, создатели Билля видели свою задачу в том, чтобы Билль установил пределы власти государства в отношении индивида. По этой причине изложение нрав и свобод осуществлялось посредством формулы: "Конгресс не должен...". Следуя негативному пониманию прав и свобод как благ, не могущих быть ограниченными и ущемленными, в поправке IX устанавливался принцип недопустимости "отрицания или умаления иных прав, сохраняемых народом", но прямо не упомянутых в Конституции.

Согласно поправке I Конгрессу запрещалось издавать законы, ограничивающие и стесняющие свободу слова, печати, собрания, право личности обращаться к правительству. Конгресс не мог устанавливать обязательную для всех религию. Поправка II гласила, что граждане могут иметь и носить оружие. В соответствии с поправкой III запрещался постой солдат в мирное время в частных домах без согласия их владельцев. Поправка IV провозглашала неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества. Согласно поправке V устанавливались процессуальные гарантии, принцип суда присяжных и запрет безвозмездного изъятия частной собственности. Никто не мог быть привлечен к уголовной ответственности иначе, как по решению суда присяжных, за исключением дел, возникших в армии. Никто не мог быть подвергнут повторному наказанию за одно и то же преступление, быть принуждаем в каком-либо уголовном деле свидетельствовать против самого себя, быть лишенным жизни, свободы, собственности без законного судебного разбирательства. Поправка VI гласила, что обвиняемый имеет право на очную ставку со свидетелем, показывающим не в его пользу, ему разрешалось прибегать к советам адвоката и вызывать свидетелей со своей стороны. Поправка VII предоставляла право требовать разбора судом присяжных иска ценой свыше 20 долл. Уголовные дела должны рассматриваться судом присяжных. В соответствии с поправкой VIII запрещалось наложение чрезмерных штрафов, а также мучительные наказания. Поправка X вообще не касалась гражданских прав: она устанавливала дополнительные гарантии автономии штатов: "права, не представленные Конституцией Соединенных Штатов и не отнятые ею у штатов, принадлежат штатам или народу".

Несмотря на широкий спектр гражданских свобод, закрепленных в Билле о правах, он не гарантировал социальные и экономические права, не отменял рабство, сохранял прежнюю избирательную систему, исключавшую из политической жизни значительную часть общества. Однако даже отмеченные недостатки не умаляют большого исторического значения Билля о правах – составной части американской Конституции, которое он имел в формировании американской демократии, в утверждении прав и свобод личности в качестве критериев социального прогресса.


Вопрос 79. Развитие государственно-политической системы США в конце ХVІІІ – ХІХ вв.

Развитие федерации

Конституция 1787 г. признала Соединенные Штаты государством, развивающимся в территориальном и государственно-политическом отношении, предусмотрев возможность вступления в федерацию новых штатов. Первые новые штаты (сверх 13, образовавших начальную федерацию) сформировались уже в конце XVIII в.: Кентукки и Теннеси выделились из более крупных Виргинии и Северной Каролины (соответственно), Вермонт обособился от Канады. Принятию в состав федерации предшествовало конституционное определение новых штатов — в основном следуя принципам Конституции 1787 г. Хотя еще в первой половине XIX в. два из первоначальных штатов не имели своих внутренних конституций, сохраняя хартии XVII в.

На протяжении XIX в. территория США многократно увеличилась, и федерация приобрела новый облик. Присоединение новых территорий проходило несколькими путями — как объективно, путем освоения земель к западу от первоначальных колоний, так и путем направленной политической, нередко даже военно-политической деятельности. Расширение федерации происходило в обстановке постоянных конфликтов с другими государствами, имевшими свои владения в Северной Америке: Францией, Испанией, Россией, Мексикой, Англией.

Самым необычным путем роста страны стала покупка крупных территорий. Первым приобретением была Луизиана (1803), купленная у Франции и позднее разделившаяся на ряд штатов. В 1867 г. правительство США приобрело у России Аляску. С начала 1820-х гг. оттеснение индейцев стало государственной политикой. Население западных штатов возросло до 4 млн. человек, и на новых землях сложились в 1816–1821 гг. штаты Индиана, Миссисипи, Алабама, Миссури и др. В колонизационно-экспансионистском движении на Юг и Запад (вызванном и нехваткой аграрных земель, и начавшейся бурной иммиграцией из Европы) США вступили в конфронтацию с ближайшими соседями. Воспользовавшись ослаблением Испании в период общей борьбы за независимость ее колоний в Америке, федерация аннексировала освоенную часть Флориды (1821). В течение ряда лет шло активное проникновение американского населения в крупнейшую область Мексики — Техас. Численный рост американского населения привел к отторжению его от Мексики (1836) и провозглашению независимости. Крупнейшая территория страны приняла свою конституцию, даже установила дипломатические отношения с признавшими ее Англией, Францией, Нидерландами, Бельгией. В 1844 г. он вошел в состав федерации США. С присоединением Орегона (1846) и Нью-Мексико (1848), ликвидацией русских колоний на крайнем западе федерация вышла на Тихоокеанское побережье. Вхождение в федерацию еще одного крупного и богатого штата — Калифорнии — было результатом войны с Мексикой (1846–1848); в 1850-е гг. у Мексики был также куплен ряд калифорнийских и южных земель, тяготевших к южным штатам.