Файл: История государства и права зарубежных стран понятие, предмет, связь с другими науками, методология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 122

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предметисториигосударстваиправазарубежныхстран:

Вопрс 43. .Ленная (сеньориальная) монархия во Франции. Реформы Людовика іх Святого.

Вопрос 48. Уголовное право и судебный процесс в средневековой Франции.

Вопрос 50. .Политическая раздробленность Германии. «Золотая булла» 1356 г.: основные положения и значение.

Вопрос 52. .Особенности абсолютизма в Германии. Государственный строй Баварии и Пруссии.

Вопрос 53. 53.Источники, особенности и памятники средневекового права Германии.

Вопрос 54. 54.Общая характеристика права средневековой Германии. «Саксонское зерцало», «Швабское зерцало»: основные положения и значение.

Вопрос 66.Государственный и общественный строй Византии.

Вопрос 68 Общественный и государственный строй Арабского халифата

Вопрос 69 Источники и основные черты мусульманского права.

Вопрос 70 Английская революция середины хvіі в.: общая характеристика

Вопрос 75.  Развитие английской юстиции и права в ХVІІІ – ХІХ вв.

Вопрос 117. Государственный строй Японии по Конституции 1947 г.

Вопрос 118. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ



Рост федерации, изменение в ней социальных отношений вызвал резкое возрастание иммиграции из Европы и, позднее, из Китая: в сер. XIX в. ежегодное число иммигрантов превысило 500 тыс. чел. Страна стала превращаться в более значимый субъект мировой политической жизни и международных отношений, повела самостоятельную экспансию в Тихом океане, захватив Гавайи (1854), навязав неравноправные отношения Японии.

В сер. XIX в. федерация пережила крупнейший социальный и государственно-политический кризис, вылившийся в Гражданскую войну 1861–1865 гг. Предпосылки кризиса, связанные со стремлением богатых южных штатов сохранить у себя аграрное рабство, обозначились уже в начале 1850-х гг. в ходе продвижения на Запад и определения статуса новых штатов. Первым вестником была война в штате Канзас по поводу принятия или непринятия в нем рабства. Раскол между штатами вызвал вопрос о присоединении Калифорнии, голоса которой в Конгрессе грозили дать преимущество противникам рабовладения. В ходе избирательной кампании 1858 г. претендент от крыла противников рабовладения А. Линкольн выдвинул идею о необходимости реорганизации союза штатов в плане усиления значения центральной политики. С победой Линкольна на выборах I860 г. раскол и столкновение стали вопросом времени. Поводом послужили мероприятия центральной власти по унификации торговой политики. Мотивировав свои расхождения якобы неконституционным вмешательством в дела штата, в декабре I860 г. из состава федерации вышла Южная Каролина, в феврале 1861 г. за ней последовали еще 11 штатов Юга (Алабама, Джорджия, Луизиана, Техас и другие). Образовалась самостоятельная Конфедерация штатов с собственным временным правительством. В марте 1861 г. там была принята своя конституция, причем, если не считать глобального вопроса о рабстве, более демократичная в политических вопросах, чем общегосударственная (в ней предусматривалось только однократное избрание президента, правительство считалось ответственным перед конгрессом, штаты лишались права выхода из новой федерации). Развязанная в апреле 1861 г. война между Севером и Югом, опустошив страну, завершилась победой северян, воссоединением федерации и началом широкого социального переворота, связанного с полным запретом рабства. Внутренняя организация южных штатов временно была ликвидирована, введено прямое правление из центра. В ходе т. н
. Реконструкции Юга в штатах были проведены существенные социальные, правовые и политические преобразования, приняты новые конституции, 10 обновленных штатов заново были приняты в федерацию (1870).

К концу XIX в. США достигли в целом современной государственно-политической структуры, включая 48 штатов. В ходе войны с Испанией за Кубу и некоторые другие острова, сформировался новый вид т. н. «свободно-ассоциированных» территорий, которые не составили штатов, но перешли под управление федерального правительства (о-в Гуам, Пуэрто-Рико, несколько тихоокеанских архипелагов).

Политический кризис сер. XIX в. и победа Севера в гражданской войне существенно перестроили реальные взаимоотношения штатов и федеральных властей. Если в конце XVIII — начале XIX в. эти взаимоотношения более походили на конфедеративные, и власть центра встречала постоянную оппозицию штатов, то во второй половине XIX в. позиции федеральных властей стали непререкаемыми. В свою очередь, это способствовало и перераспределению полномочий между ветвями государственной власти, и конституционному развитию государства.

Вопрос 80.Судебно-правовая система США: источники и специфика. Закон о судоустройстве 1789 г.: общая характеристика.


Генезис правовой системы США. Американская система права не носит целостного характера, а представляет собой смесь различных правовых укладов, что обусловлено спецификой ее формирования. В развитии правовой системы США можно выделить два этапа: 1) колониальный, который длился 150 лет (с момента высадки первых поселенцев в 1607 г. и до окончания американской революции 1787 г.); 2) "эра формирования американского права" (с принятия Конституции США и до начала XX в.).

В колониальный период право 13 североамериканских колоний Англии развивалось путей рецепции (заимствования) принципов английского права, правовых институтов его различных ветвей: общего права, права справедливости, статусного права, имевших в колониях прямое действие. Воспринимая дух и принципы английского прецедентного права, в то же время раннекапиталистическое американское общество отвергало, во-первых, те правовые институты, которые отражали косное и своекорыстное представление английской земельной аристократии о праве владения, распоряжения и наследования, и, во-вторых, отторгало архаичные и казуистически сложные и запутанные для понимания и правоприменения решения английских судов.

Своеобразие американского варианта английского общего права состояло в его адаптации к потребностям формирующегося гражданского общества в США, упрощении английского прецедентного права, превращении его в доступные и понятные правила, открывающие простор для первоначального накопления капитала. По этой причине колониальное право представляло собой смесь трех элементов: 1) английского общего права; 2) законов, созданных поселенцами в результате настоятельных потребностей жизни в новой стране; 3) морально-религиозных принципов колонистов.

"Эра формирования американского права", начавшаяся после окончания американской революции в 1782 г., связана с созданием самобытной системы американского прецедентного права. Как и английская, так и американская правовые системы базируются на доктрине судебного прецедента, согласно которому "право создано судьями", и на принципе судебного превосходства – судебная власть, в отличие от исполнительной и законодательной
, является полностью независимой и неукоснительно придерживается принципа верховенства права. Однако по сравнению с Англией в США федеральные суды и суды штатов, следуя решениям, вынесенным более высокой инстанцией, не считали себя связанными своими собственными решениями. Американское прецедентное право представляет собой конкретно-историческую разновидность общего права. Оно сформировалось под влиянием традиций английского прецедентного права, восприняло его принципы и правовые институты, за исключением средневековых.

Важнейшее отличие американской правовой системы от английской состояло в решающем значении Конституции США в качестве ядра системы права. По этой причине правовая система США отличается возрастающим значением законодательства при сохранении принципиальной роли решений Верховного суда США. Кроме того, особенностью правовой системы США является федерализм. Обладая автономией в законодательной и судебной областях, штаты создавали самобытные правовые уклады, отражавшие специфику местных условий, что препятствовало формированию единого федерального общего права.

Начиная с 20-х гг. XIX в. многие штаты вступили на путь кодификации норм общего права, оставляя, однако, за судами широкие полномочия их толкования в соответствии с "верховных правом страны", т.е. Конституцией США. Многообразие в нормах прецедентного права, сложившееся в рамках законодательства штатов, обусловило широкие полномочия американских судей в вопросах применения права. По этой причине общее право в США не стало единым для всей страны, оно применялось дифференцированно в судебной практике различных штатов. Длительное время вопрос о соотношении федерального и регионального права в судебной практике вызывал споры в правоприменительной деятельности судов.

Источники права США. Право США в качестве основных источников включает: 1) законодательство, которое в широком смысле называется статутным правом; 2) прецедентное право, созданное судами; 3) обычаи и традиции. Следует заметить, что законодательство и прецеденты являются до сих пор первичными и конкурирующими источниками права. Тем не менее в отличие от Англии в США прецедент подчинен законодательству в том смысле, что закон всегда может его аннулировать.

Основным источником нрава является Конституция, за ней следуют федеральные законы, конституции
 и законы штатов. Для судов всех инстанций обязательными считаются решения Верховного Суда США. Следует иметь в виду, что каждый штат издает свои законы по гражданскому, трудовому, уголовному и процессуальному праву. Почти в каждом штате имеется своя система права. К середине XX в. в США насчитывалось свыше 1500 тыс. законов.

Прецедентное право США представлено решениями судов различного уровня: Верховного Суда, окружных апелляционных судов, судов штатов всех ступеней. Американские суды в отличие от английских в своих решениях не соблюдают жестко правило прецедента. Они вправе отменять устаревшие прецеденты и тем самым обеспечивать адаптацию права при переходе от промышленного капитализма к империализму. Однако многие решения верховных судов штатов даже по совершенно одинаковым обстоятельствам часто отличаются друг от друга. Попытки Верховного Суда США внести единообразие в правовую систему оказались безуспешными.

Во второй половине XIX в. предпринимались амбициозные попытки создать кодексы гражданского права европейского типа, которые могли бы быть использованы в отдельных штатах. Первая кодификация права была начата в 1848 г. по инициативе знаменитого американского адвоката Дэвида Дадли Филда, разработавшего проекты гражданского и уголовного кодексов, которые в 1872 г. были приняты в штате Нью-Йорк. Позднее эти проекты стали основой гражданского и уголовного законодательства в Калифорнии, Северной и Южной Дакоте. В XX в. стремление дополнять или даже заменять прецедентное право общими для всех штатов законами привело к значительному прогрессу. Обычное право в условиях США оказалось более восприимчиво к обновлению: оно постоянно наполнялось социальной практикой и обычаями поселенцев из различных европейских стран (Германии, Франции, Голландии, Италии), а не только Англии.

Закон 1789 г. действует и поныне, и принципы судоустройства сохранились неизменными.

Низший уровень федеральной юстиции составили Районные суды. В стране учреждались 13 особых судебных районов (которые не совпадали географически со штатом). В каждом районе действовал 1 федеральный судья*. Районный суд рассматривал в основном значительные гражданские дела. Позднее он получил и уголовную юрисдикцию в пределах общефедерального законодательства. Иски с требованием менее 10 тыс. долларов (по критерию сер. XX в.) следовало подавать только в суды штата. Исключительной подсудности районных судов подлежали дела, связанные с мореходством, банкротством, авторским и патентным правом, захватом земель. Спорные дела решались при участии суда присяжных.