Файл: История государства и права зарубежных стран понятие, предмет, связь с другими науками, методология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 157

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предметисториигосударстваиправазарубежныхстран:

Вопрс 43. .Ленная (сеньориальная) монархия во Франции. Реформы Людовика іх Святого.

Вопрос 48. Уголовное право и судебный процесс в средневековой Франции.

Вопрос 50. .Политическая раздробленность Германии. «Золотая булла» 1356 г.: основные положения и значение.

Вопрос 52. .Особенности абсолютизма в Германии. Государственный строй Баварии и Пруссии.

Вопрос 53. 53.Источники, особенности и памятники средневекового права Германии.

Вопрос 54. 54.Общая характеристика права средневековой Германии. «Саксонское зерцало», «Швабское зерцало»: основные положения и значение.

Вопрос 66.Государственный и общественный строй Византии.

Вопрос 68 Общественный и государственный строй Арабского халифата

Вопрос 69 Источники и основные черты мусульманского права.

Вопрос 70 Английская революция середины хvіі в.: общая характеристика

Вопрос 75.  Развитие английской юстиции и права в ХVІІІ – ХІХ вв.

Вопрос 117. Государственный строй Японии по Конституции 1947 г.

Вопрос 118. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ



Второй уровень федеральной юстиции составили окружные суды. Первоначально, по закону 1789 г., районные федеральные суды объединялись в 3 округа, и в каждом учреждался суд из трех судей (один – федеральный районный судья по месту нахождения и двое судей Верховного суда).

Высший уровень федеральной юстиции представлял Верховный суд. Рассмотрению в нем подлежали дела исключительной компетенции, где штат был одной из сторон, либо иски к представителям иностранных государств, споры между штатами. В порядке апелляции в него также могли вноситься только такие дела, когда в ходе рассмотрения вставали проблемы законности или конституционности договора, либо когда затрагивались «существенные федеральные вопросы».

Судей всех федеральных судов назначал президент с согласия Сената. Согласно специальному закону – Акту о регулировании судебных процессов (1789) – федеральные суды руководствовались в своей деятельности процедурой, признанной для судов общего права и права справедливости совместно.

Вопрос 81.Французская революция ХVІІІ в.: общая характеристика.

Франция перед революцией была богатой и процветающей державой: составляя примерно около 1/5 части населения Европы, она сосредотачивала в себе свыше четверти ее богатства. Революция 1789-1794 гг. по существу была неизбеж­ной, поскольку продолжающее нести на себе бремя фео­дальных представлений и институтов французское общест­во зашло в тупик. Абсолютная монархия не смогла предот­вратить неуклонно нараставший экономический, социаль­ный и политический кризис. Главной помехой на пути даль­нейшего .развития Франции стала именно абсолютная мо­нархия. Она давно уже перестала выражать общенациональ­ные интересы и все более откровенно защищала средневековые сословные привилегии, в том числе исключительные права дворянства на землю, цеховой строй, торговые моно­полии и другие атрибуты феодализма.

Предпосылки:

1)рост недовольства существующим порядком среди широких слоев населения, в т.ч. буржуазии, части дворянства и духовенства;

2)неурожай, финансовый кризис, вызванный безмерными тратами на содержание армии, бюрократического аппарата и королевского двора;

3)гнет бюрократии, произвол в судах;

4)грабительские поборы с крестьян, цеховая регламентация, мешавшая развитию мануфактур, таможенные барьеры, развращенность правящей верхушки.

В истории Великой французской революции выделяют три этапа:


  1. 14 июля 1789 - 10 августа 1792;

  2. 10 августа 1792 - 2 июня 1793;

  3. высший этап революции – 2 июня 1793 - 27/28 июля 1794 года.

Началом революции считается 14 июля 1789 когда восставший народ взял штурмом королевскую крепость – тюрьму бастилию, а затем и весь париж. В последующие недели революция распространилась по всей стране. Народ смещал королевскую администрацию и заменял её новыми выборными органами – муниципалитетами.26 августа 1789 года учредительное собрание приняло важнейший документ революции – декларацию прав человека и гражданина, положив начало дальнейшим революционным преобразованиям.

Особенности революции

Кон­фронтация народных масс,Наличие определенных идеологических основа­ний,Опыт английской и американской рево­люций.

Итог

+Революция нанесла решающий удар по феодально-абсолютистскому строю и сыграла важную роль в процессе утверждения конституционного порядка и новых демократических принципов организации государственной власти.

Вопрос 82. «Декларация прав человека и гражданина» 1789 г.: основные положения и значение

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА - программный документ французской буржуазной революции конца 18 века, провозглашавший ее основные принципы: "народный суверенитет" и "естественные неотъемлемые права человека". Была принята Учредительным собранием 26 августа 1789 года. 1-я ст. декларации гласила: "Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Общественные различия могут быть основаны только на общей пользе". "Целью всякого политического союза, - говорилось во 2-й ст., - является сохранение естественных и неотъемлемых прав человека. Права эти суть: свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению". 3-я ст. провозглашала: "источник всей верховной власти всегда находится в нации"; 6-я ст. заявляла, что "закон есть выражение общей воли", что "все граждане имеют право лично или через представителей участвовать в издании закона", все граждане равны перед законом и поэтому "должны одинаково допускаться ко всем занятиям, местам и общественным должностям, по своим способностям и без иных различий, кроме различий в добродетелях и талантах". Статьи 7, 9, 10 и 11-я утверждали свободу личности, свободу совести, слова и печати (но свобода собраний и свобода союзов не предусматривались). 13 и 14-я ст. устанавливали равномерное распределение налогов между всеми гражданами на основе свободного соглашения, порядок их взимания и контроль за их использованием. 15-я ст. провозглашала право граждан требовать отчета от каждого должностного лица. Последняя, 17-я ст., объявляла, что "собственность есть ненарушимое и священное право". Эта статья подчеркивала классово-буржуазную сущность декларации.



Декларация прав человека и гражданина имела большое прогрессивное и революционизирующее значение. Она стала знаменем борьбы против феодально-абсолютистских порядков не только для Франции, но и для антифеодальных выступлений в других странах.

Однако крупная буржуазия вкладывала в демократические лозунги декларации свое, классово-ограниченное понимание. Это отразилось и в цензовой избирательной системе, предусмотренной в конституции 1791 года, и в сохранении рабства во французских колониях, и в подавлении крестьянских выступлений, и в расстреле республиканской демонстрации 17 июля 1791 года, и в некоторых других антидемократических действиях Учредительного (9 июля 1789 года - 30 сентября 1791 года), а затем Законодательного (1 октября 1791 года - 19 сентября 1792 года) собраний. Демократические принципы декларации были частично осуществлены лишь после свержения монархии (10 августа 1792 года), созыва Национального конвента (на основании всеобщего избирательного права для мужчин) и провозглашения (22 сентября 1792 года) республики, а затем, в еще большей степени, во время якобинской диктатуры (2 июня 1793 - 27 июля 1794 года). Но даже в этот период наивысшего подъема революции конца 18 века, когда во Франции были полностью ликвидированы феодальные порядки, сохранялось социальное бесправие рабочих и батраков на основе принятого 14 июня 1791 года закона Ле Шапелье о запрещении рабочих союзов и стачек, проводились репрессии против левых группировок (эбертистов и шометтистов), против движения "бешеных", выражавшего интересы бедноты, предпролетариата. Более демократической по духу была Декларация прав человека и гражданина 1793 года, принятая Национальным конвентом вместе с новой конституцией. К перечню свобод, провозглашенных в декларации 1789 года, были добавлены право петиций, собраний и право на восстание против пр-ва, нарушающего права народа, свобода религиозных культов, обязанность общества приискивать работу для неимущих, обеспечивать средства существования для нетрудоспособных, заботиться о просвещении всех граждан и некоторые другие пункты.

Вопрос 83.Конституция Франции 1791 г.: общая характеристика.

Главным итогом первой Французской буржуазной революции и деятельности Учредительного собрания явилась Конституция 1791 г.

Несмотря на свой противоречивый характер, Конституция представляла собой новый шаг на пути закрепления сложившихся за два года революции политико-правовых порядков. Конституция открывалась Декларацией 
прав человека и гражданина 1789 г., хотя последняя не рассматривалась в качестве собственно конституционного текста. Такая практика, когда конституцию предваряет Декларация прав, стала обычной не только для французского, но и мирового конституционализма. Вместе с тем собственно конституционному тексту предшествовало краткое вступление (преамбула).

В преамбуле были конкретизированы и получили развитие ряд антифеодальных положений, провозглашенных в Декларации 1789 г. Так, отменялись сословные отличия и дворянские титулы, ликвидировались цехи и ремесленные корпорации, упразднялись система продажи и наследования государственных должностей и иные феодальные установления.

В преамбуле нашла свое новое отражение и идея равенства: «Ни для какой части нации, ни для одного индивида не существует более особых преимуществ или изъятий из права, общего для всех французов».

Конституция существенно расширяла, по сравнению с Декларацией 1789 г., перечень личных и политических прав и свобод, в частности предусматривала свободу передвижения, свободу собраний, но без оружия и с соблюдений полицейских предписаний, свободу обращения к государственным властям с индивидуальными петициями, свободу вероисповедания и право выбора служителей культа. Не допускалось лишь право на создание союзов лиц одной профессии, запрещенных чуть ранее законом Ле Шапелье.

В Конституции предусматривались также некоторые социальные права, явившиеся отражением широко распространившихся во Франции в годы революции эгалитарных (уравнительных) настроений. Так, декларировались введение общего и частично бесплатного народного образования, создание специального управления «общественного призрения для воспитания покинутых детей, для облегчения участия неимущих убогих и для приискания работы тем здоровым неимущим, которые окажутся безработными».

В Конституции получила дальнейшее развитие и концепция национального суверенитета, который «един, неделим, неотчуждаем и неотъемлем». Подчеркивая, что нация является единственным источником всех властей, осуществляемых «лишь путем уполномо- чения», Конституция на практике реализовывала передовую для той эпохи идею создания системы представительных органов власти.


Компромиссный характер Конституции, отразившей тенденцию к политическому союзу новых буржуазных и старых феодальных сил, выразился, прежде всего, в закреплении монархической формы правления. Доктрина разделения властей, провозглашенная еще в Декларации 1789 г. и проводимая в Конституции достаточно последовательно, создавала возможность организационно разграничить участие в осуществлении государственной власти двух политически господствующих групп, выражавших интересы, с одной стороны, большинства французского общества и, с другой стороны, дворянства, но с фактически сложившимся в ходе революции преобладанием первой.

Выборная законодательная и судебная власть находилась в руках представителей победившего третьего сословия, тогда как власть исполнительная, которая по Конституции вверялась королю, рассматривалась дворянскими кругами в качестве своего оплота. Тем самым был окончательно сломлен абсолютизм и создана конституционная монархия.

Вопрос 84.Конституция Франции 1793 г.: общая характеристика