Файл: История государства и права зарубежных стран понятие, предмет, связь с другими науками, методология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 134

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предметисториигосударстваиправазарубежныхстран:

Вопрс 43. .Ленная (сеньориальная) монархия во Франции. Реформы Людовика іх Святого.

Вопрос 48. Уголовное право и судебный процесс в средневековой Франции.

Вопрос 50. .Политическая раздробленность Германии. «Золотая булла» 1356 г.: основные положения и значение.

Вопрос 52. .Особенности абсолютизма в Германии. Государственный строй Баварии и Пруссии.

Вопрос 53. 53.Источники, особенности и памятники средневекового права Германии.

Вопрос 54. 54.Общая характеристика права средневековой Германии. «Саксонское зерцало», «Швабское зерцало»: основные положения и значение.

Вопрос 66.Государственный и общественный строй Византии.

Вопрос 68 Общественный и государственный строй Арабского халифата

Вопрос 69 Источники и основные черты мусульманского права.

Вопрос 70 Английская революция середины хvіі в.: общая характеристика

Вопрос 75.  Развитие английской юстиции и права в ХVІІІ – ХІХ вв.

Вопрос 117. Государственный строй Японии по Конституции 1947 г.

Вопрос 118. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ


Конституция 1793 г. Новая Конституция была принята Конвентом 24 июня 1793 г. По установившейся традиции она состояла из Декларации прав человека и гражданина и собственно конституционного акта. Демократические по своему содержанию, они должны были дать народу политическую платформу для его сплочения. В них нашли законодательное закрепление государственно-правовые взгляды якобинцев, формировавшиеся под влиянием идеологов левого крыла Просвещения. Руководителей якобинцев Робеспьера, Сен-Жюста, Кутона и многих других особенно привлекало учение Руссо о демократической республике, его эгалитаоистские идеи. Эгалитаризм в понимании лидеров якобинцев предполагал только политическое равенство, но и преодоление безмерного имущественного неравенства при сохранении частной собственности в своей работе «Об общественном договоре...» Руссо достаточно четко проводил различие между юридическим и фактическим равенством, подчеркивая возможность сведения свободы к «химере» при чрезмерном имущественном неравенстве.

Декларация прав человека и гражданина 1793 года отличается от прежней большим демократизмом и революционностью. "Целью общества - указывает Декларация 1793 года, - является общее счастье", которое возможно в условиях народного суверенитета и республики. Ярким проявлением революционного характера якобинской демократии явилось провозглашение в Декларации права на восстание: "Когда правительство нарушает права народа, восстание составляет для каждой части народа самое священное из прав...". Было упразднено деление граждан на активных и пассивных, как несовместимое с идеей равенства.

Конституция 1793 года провозгласила Францию унитарной республикой, в которой верховная власть объявлялась принадлежащей суверенному народу и, вследствие этого, устанавливалось всеобщее мужское избирательное право. Избирателями являлись все граждане, имеющие постоянное место жительство не менее шести месяцев (ст.11). Каждый француз, пользующийся правами гражданства, мог быть избран на всем пространстве республики (ст.28). Французское гражданство предоставлялось каждому родившемуся и имеющему место жительство во Франции. По достижении 21 года он допускался к осуществлению прав французского гражданина. Эти права мог получить также иностранец по достижении 21 года, проживающий во Франции в продолжение одного года, живущий своим трудом, приобретший собственность, или женившийся на француженке, или усыновивший ребенка, или принявший на иждивение старика, наконец, каждый иностранец, имеющий, по мнению Законодательного (национального) корпуса, достаточные заслуги перед человечеством (ст.4).


Вопрос 85. . Механизм якобинской диктатуры

Развитие событий вело к революционной диктатуре. Нарастали внутренние трудности, обострились противоречия внутри революционного лагеря. В апреле 1792 г. Франция объявила войну Австрии и проиграла ее.Жирондисты возглавили правительство. 10 августа 1792 г. Франция была объявлена республикой, власть перешла в руки Законодательного собрания и Коммуны Парижа. В качестве высшего органа государственной власти был учрежден Национальный конвент. С началом революционного террора был учрежден чрезвычайный уголовный трибунал. Обострились продовольственные трудности. Армия на фронтах терпела поражения. Происходит новое восстание парижан.2 июня 1793 г. устанавливается диктатура якобинцев во главе с Робеспьером. Якобинцы приняли новую декларацию и новую конституцию, построенную на идеях Руссо. Целью общества провозглашалось достижение общего счастья. Однако конституция не была введена в действие.Формально высшим государственным органом считался Национальный конвент, но реально власть осуществлялась комитетами: Комитет общественного спасения осуществлял меры по внутренней и внешней безопасности, производил аресты;Комитет общественной безопасности вел борьбу с контрреволюцией, проводил аресты врагов народа и передавал их дела в революционный трибунал;Революционный трибунал расправлялся с врагами народа. Судопроизводство в трибунале было упрощено. Предварительное расследование не практиковалось, обвиняемый допрашивался только в суде. Заговорщикам защитников не полагалось, наказание — смертная казнь.Якобинская диктатура осуществлялась и с помощью Коммуны Парижа (органа самоуправления столицы). Она стала оплотом якобинцев. В якобинских клубах, представлявших собой сборные пункты сторонников якобинцев, обсуждались и принимались решения по поддержанию диктатуры. В провинциях реальную власть осуществляли комиссары конвента, которые имели широкие полномочия, вплоть до отстранения генералов от командования армиями.Якобинцы создали миллионную армию и освободили территорию страны от иностранных войск; создали продовольственные отряды, которые изымали хлеб у крестьян; продавали крестьянам землю мелкими участками с рассрочкой платежа, которую конфисковали у эмигрантов и контрреволюционеров; разделили общинные земли; установили предельные цены на зерно, муку, фураж, а также на товары первой необходимости; ввели новое летосчисление; отменили католическую религию. Законом от 28 июня 1793 г. вводились: пособия по старости, начиная с 60 лет; государственное пособие по безработице; единовременная денежная помощь на издержки по родам и на кормление ребенка.Якобинцы не смогли добиться единства в рядах революционного лагеря. Недовольство в стране вылилось в мятеж 9 термидора. Символами революции стала «Марсельеза» и гильотина. Поражение якобинцев привело к приходу новых богачей. Коммуна Парижа и якобинские клубы были закрыты, резко возросли цены.В 1795 г. принимается новая декларация и новая конституция. Создается двухпалатный парламент. Нижняя палата обладала правом разрабатывать и предлагать законы, верхняя их принимала или отвергала. Исполнительная власть вручалась комитету из 5 директоров, период их правления стал называться Директорией.Правительство обрушилось репрессиями, рос бандитизм, расстроилась торговля, государственный механизм поразила коррупция - все это позволило осуществить Бонапарту государственный переворот.


  1. Вопрос 86. Государственно-политический строй Франции периода Первой империи.

В 1802 г. в результате нового плебисцита, проведенного в тех же антидемократических формах, как и в 1799 г., Бонапарт был объявлен пожизненным консулом, и согласно органическому сенатус-консульту 1804 г. ему был присвоен титул императора (Наполеон I).

Таким образом, постепенное развитие личной власти Бонапарта привело к качественным изменениям в форме государственного строя Франции, которая теперь не только фактически, но и юридически превратилась в монархию (империю). Правда и с установлением империи сам термин "республика" продолжал использоваться в законодательстве ("управление республикой вверяется императору"), но он имел не больше смысла, чем в императорском Риме, и постепенно стал выходить из употребления. Установление монархического строя сопровождалось созданием императорского двора. Родственники Наполеона и его ближайшие соратники специальными актами сената или императора получили титулы принцев, князей, графов и т.д. Создавались особые придворные должности великого канцлера, верховного избирателя и т.п. Высшие сановники составляли Высокий совет императора, из них формировался Тайный совет, к которому перешел ряд функций Государственного совета и сената.

Во время Первой империи во Франции окончательно завершился процесс восстановления централизованного и бюрократически организованного государственного аппарата. К концу правления Наполеона I насчитывалось 12 министерств, причем большая часть из них была связана с проведением фискальной, военной и карательной политики.

Местные чиновники всецело зависели от центральной администрации: в департаментах правительство назначало префектов, в округах и общинах – супрефектов и мэров. Выборные местные советы (муниципалитеты, общинные и генеральные) имели лишь совещательное значение, их решения подлежали утверждению соответствующей администрацией. Наполеон включил в систему государственного аппарата и католическую церковь, которая была восстановлена в своих правах. Отчетливо представляя силу воздействия церкви на массы, особенно на крестьянство, он еще в 1801 г. подписал с римским папой конкордат, объявивший католицизм религией "подавляющего большинства французского народа". Государство взяло священников на свое содержание, а папа признал за Наполеоном право назначать на высшие церковные должности. Священники присягали на верность первому консулу, затем императору.


В период консульства и империи дальнейшее развитие получила военная организация. Эволюция революционных войн в захватнические окончательно изменила характер французской армии, превратившейся из национальной в корпоративную и цезаристскую. В 1800 г. для имущих классов была введена система найма заместителя, которая позволяла буржуазным сыновьям уклоняться от "налога кровью". Отслужившие свой срок солдаты нередко за деньги продолжали нести военную службу. В армии развивались кастовость и профессионализм. В период империи офицерский состав во все большей мере пополнялся из представителей новой наполеоновской аристократии. Стремясь поддерживать высокий воинский дух, Наполеон нередко шел на создание привилегированных подразделений (гренадеры, драгуны и т.д.), выделил императорскую гвардию. Однако многочисленные походы императора требовали все новых наборов и новых жертв. С 1800 по 1815 г. на службу были призваны 3153 тыс. французов, не считая военнослужащих вспомогательных подразделений, из них погибло 1750 тыс. человек.

Особое внимание Наполеон уделял развитию и укреплению полицейской системы, на содержание которой выделялись большие ассигнования. При министерстве полиции, которое возглавил беспринципный интриган Ж. Фуше, была создана разветвленная система полицейского сыска и шпионажа. Фуше добился строжайшей централизации полицейской системы. Генеральные комиссары и комиссары полиции в округах и городах теоретически подчинялись префектам, но фактически назначались министром полиции и действовали под его руководством. В Париже была создана особая префектура полиции.

В осуществлении карательной политики империи важную роль играло военизированное полицейское соединение – корпус жандармов, находившийся в подчинении военного министра. При проведении крупных полицейских операций (разгон митингов, массовые аресты и т.д.) отряды жандармов передавались в ведение министра внутренних дел или министра полиции. Жандармерия оказывала помощь полиции в поимке преступников, контрабандистов и т.д.

Вопрос 87.Эволюция государственного строя Франции от режима Реставрации до Второй империи

Интерес народа есть общий интерес, интерес богатых есть частный интерес.

Робеспьер, лидер французской революции

После поражения империи была реставрирована монархия Бурбонов. Однако полное восстановление старого строя было уже невозможно. В 1814 г. была принята Хартия. Она провозглашала некоторые политические свободы. В стране вводилась конституционная монархия. 
Король получал всю полноту исполнительной власти и имел право законодательной инициативы. Парламент страны был образован в составе двух палат: палаты пэров и палаты депутатов. Высокие возрастные и имущественные цензы отстраняли от выборов значительную часть населения. Была введена дополнительная цензура прессы; запрещены собрания и манифестации. Это вызвало всеобщее недовольство режимом, и в июле 1830 г. восставшие горожане заняли столицу. Крупная буржуазия сформировала Временное правительство, которое провозгласило королем Луи-Филиппа Орлеанского.

Новый режим был юридически оформлен Хартией 1830 г. Роль парламента расширилась. Были уменьшены возрастной и имущественный цензы, в результате чего увеличилось число избирателей.

В феврале 1848 г. в Париже была расстреляна мирная демонстрация парижан, требовавших демократизации политического строя и улучшения экономического положения народа. Это послужило толчком к вооруженному восстанию. Восставшие овладели Парижем. Луи-Филипп отрекся от престола. Была провозглашена республика. Весной 1848 г. состоялись выборы в Учредительное собрание, состав которого в этом же году принял новую Конституцию.

В соответствии с ней была установлена республиканская форма правления, провозглашалось разделение ветвей власти, представительное правление. Национальное собрание объявлялось высшим органом законодательной власти. В его компетенцию входило исключительное право принятия законов, решение вопросов войны и мира и др. Президент становился главой исполнительной власти. Было сохранено прежнее административно- территориальное деление на департаменты, дистрикты и коммуны. Вводилось всеобщее и прямое избирательное право. Голосование было тайным. Избирательные права получили все французы в возрасте от 21 года, а избранными могли быть лица, достигшие 25 лет.

Первым избранным президентом республики стал Луи-Бонапарт, племянник Наполеона. Вскоре он совершил государственный переворот, разогнал Национальное собрание. Новая конституция 1852 г. законодательно закрепила его власть. В соответствии с ней вся полнота власти переходила к президенту, которому были подчинены все основные звенья государственного аппарата, в том числе армия, полиция, жандармерия. Только президент обладал правом законодательной инициативы. Он избирался сроком на 10 лет, и лишь эго отличало его от наследственного монарха.